Советы для родителей
методическая разработка по теме

 

Народные пословицы о воспитании

  1. Дети — крылья человека.
  2. Родное дитя, что дерево около дома.
  1. Гни дерево, пока оно еще молодо, учи ребенка, пока он еще мал.
  2. Ребенок с отцом — что дом под крышей.
  3. Баловать ребенка — все равно, что бросить его.
  4. Вспыльчивость успеха не принесет.
  5. Причины в отце — следствия в детях.
  6. Сын подражает отцу, дочь — матери.
  7. Когда ребенку исполняется 3 года, вся семья учится го­ворить.
  1. Если дано с любовью, то хватит и горсточки.
  2. Зло посеете — зло пожнете, добро посеете — добро по­жнете.
  3. Пороки ребенка — от его родни.
  4. Плохой сын — разорение семье.
  5. Усвоенное в детстве — как высеченное на камне.
  6. Хорошие дети — честь отца и матери, их достоинство, плохие дети — горе, несчастье, страдание.
  7. Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — по­жнешь судьбу.
  8. Что делает отец, то старается делать и сын.
  9. Одними ласками ребенка не воспитаешь.
  10. Хорошее воспитание — лучшее наследство.
  11. Человек без воспитания — тело без души.
  12. Кто не возьмет лаской — не возьмет и строгостью.
  13. До пяти — как с царем, после пяти — как со слугой, по­сле пятнадцати — как с другом.

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_dlya_roditeley.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Народные пословицы о воспитании

Дети — крылья человека.

Родное дитя, что дерево около дома.

Гни дерево, пока оно еще молодо, учи ребенка, пока он еще мал.

Ребенок с отцом — что дом под крышей.

Баловать ребенка — все равно, что бросить его.

Вспыльчивость успеха не принесет.

Причины в отце — следствия в детях.

Сын подражает отцу, дочь — матери.

Когда ребенку исполняется 3 года, вся семья учится говорить.

Если дано с любовью, то хватит и горсточки.

Зло посеете — зло пожнете, добро посеете — добро пожнете.

Пороки ребенка — от его родни.

Плохой сын — разорение семье.

Усвоенное в детстве — как высеченное на камне.

Хорошие дети — честь отца и матери, их достоинство, плохие дети — горе, несчастье, страдание.

Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу.

Что делает отец, то старается делать и сын.

Одними ласками ребенка не воспитаешь.

Хорошее воспитание — лучшее наследство.

Человек без воспитания — тело без души.

Кто не возьмет лаской — не возьмет и строгостью.

До пяти — как с царем, после пяти — как со слугой, после пятнадцати — как с другом.


Высказывания известных людей о воспитании

Лень души — вот что происходит, если радости детства даются в готовом виде. Происходит самое страшное — человек разучивается хотеть. Лень души рождает лень мысли.

В.А. Сухомлинский

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Л.Н. Толстой

Счастье отцовства и материнства не манна небесная, не приходит праздничным гостем. Это счастье трудное и выстраданное, и приходит только к тем, кто не боится единообразного, многолетнего труда до самозабвения. Там, где утрачена эта мудрая, и отцовская, и материнская способность, - счастье становится призраком».

В.А. Сухомлинский

Всякий взрослый отвечает за любые слова, произнесенные в присутствии детей и за любые поступки, совершенные при детях.

С.В. Образцов

Дети — это счастье, созданное вашим трудом.

В.А. Сухомлинский

Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда жизни — это и принесет им счастье.

К.Д. Ушинский

Плохое совершить не может имеющий в руках цветы.

В. Солоухин

Праздность — мать всех пороков.

Л.Н. Толстой

Хотите ли вы, не хотите ли, Но дело, товарищи, в том, Что, прежде всего мы — родители, А все остальное — потом.

Р. Рождественский

Воспитание детей — это не милая забава, а задание, требующее тяжелых переживаний, усилий, бессонных ночей и много мыслей.

Януш Корчак

Надо понять каждому из нас, уважаемые отец и мать, что невоспитанный человек, нравственный невежда, недоучка - это то же, что самолет, выпущенный в полет с испорченным двигателем, погибнет сам и принесет гибель людям.

В.А. Сухомлинский

Девяносто процентов всего воспитательного процесса — до пяти лет. После пяти — перевоспитание.

А.С. Макаренко

Привычка праздной жизни для человека хуже всех бедствий в жизни.

Л.Н Толстой

Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.

В.А. Сухомлинский

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

(материалы для настольной и настенной информации)

О воспитании с любовью

Без любви всё — ничто:

Обязанность без любви делает человека раздражительным.

Ответственность без любви делает человека бесцеремонным.

Справедливость без любви делает человека жестоким. Правда без любви делает человека критиканом. Воспитание без любви делает человека двуликим. Ум без любви делает человека хитрым. Приветливость без любви делает человека лицемерным. Компетентность без любви делает человека неуступчивым.

Власть без любви делает человека насильником. Честь без любви делает человека высокомерным. Богатство без любви делает человека жадным. Вера без любви делает человека фанатиком. Есть только одна великая преображающая сила — любовь.

Как играть с ребенком

Игра для ребенка — основной вид деятельности. Играйте вместе с ребенком:

в футбол и хоккей;

бадминтон и шашки;

шейте платья для кукол;

улетайте на волшебный остров сказок и превращений;

мастерите корабли и самолеты;

играйте в «салочки» и прятки;

стройте замки из песка и глины;

совершайте кругосветное путешествие по воде;

играйте в ролевые игры, превращаясь по сюжету: мама — в младшую сестру дочери, снегурочку, киску, папа — в старшего брата, корову, Карлсона;

устраивайте театр: кукольный, масочный, теневой и пальчиковый.

рисуйте пальцами, ватой, губкой и ниткой на обоях;

играйте на инструментах из ложек и чашек, поварешек и кастрюль.

делайте из фантиков «ожерелье», аппликации дворцов и ракет;

стройте дом из коробок и пластиковых бутылок;

собирайте и коллекционируйте книги, старинные вещи, картинки о животных.

И при этом не учите, не покрикивайте, не делайте одолжение и снисхождение, не смотрите на часы, а отдавайтесь игре целиком, и тогда ваш ребенок будет самым счастливым на свете.

Как вести себя взрослым, когда ребенок играет?

Дать возможность в игре использовать не только игрушки, но и предметы быта (кресло — ракета, стул — машина, диван — крепость, коврик — плот, газета — лодка). Смастерите вместе с ребенком коробку для игр, в которую складывайте бросовый материал (коробки, крышки, пластиковые бутылки, пробки, шнуры, бруски, поролон, банки, веревки, куски ткани и картона).

Играйте вместе с ребенком каждый день: стройте шалаши, дома, пещеры, космодромы и туннели, гаражи, дороги и аэропорты.

Разрешайте играть ребенку в разных уголках квартиры, дома: под столом, под стулом, в коробке.

Для игры на улице изготовьте чемоданчик: для девочек — с игровой комнатой, в которой находятся малых размеров мебель, телевизор, стиральная машина, плита, посуда, вазы, ковер, компьютер, куклы, животные; для мальчиков — игрушечный город: дома, машины, телефонные будки, дороги, парк, детский сад, больница, аптека, магазины, куклы — врач, милиционер.

Создайте для детей коробки сокровищ: для девочек — цветные ленточки, коробочки, ободки, ожерелья, бусы, перышки; для мальчиков — ремни, фуражки, часы, машинки.

Изготовьте волшебный предмет (ключ, цветок), который может превратить стол — в кафе, комнату — в каюту, а вас в нужных ему для игры героев.

Не прерывайте игру внезапно, приглашая на обед или прогулку, т.к. для ребенка это не игра, а дальнее путешествие в плавание на корабле, полет в космос.

Если ребенок придумал невидимку партнера, не волнуйтесь — это плод его фантазии.

Не контролируйте ход игры.

Давайте ежедневно время ребенку для самостоятельной игры.

Осторожно и бережно обращайтесь с игрушками ребенка, не выбрасывайте сломанные, а лечите, ремонтируйте вместе с ним.

Каждой игрушке определите свое место: машине — гараж, зверям — зоопарк. Изготовьте красивую полку для мелких игрушек.

Игра — самое главное занятие в жизни ребенка.


Если ребенок говорит бранные слова...

Обратите внимание на свою речь и не используйте бранных слов в присутствии ребенка.

Не запугивайте.

Не спрашивайте откуда принес, не смейтесь, не удивляйтесь.

Замените бранное слово на синоним: ... собака — потрепанная, грязная.

Объясните смысл слов: это обозначает — собаку-девочку;

Матерное слово сравните, например, с грязным, червивым и гнилым яблоком.

Не обращайте внимания, или скажите, что вы не знаете, что обозначает это слово и что должны делать тоже не знаете; «если бы ты сказал: «Иди ко мне», я бы подошла, а что ты сказал — я не поняла. На каком языке ты со мной разговариваешь?»

Огорченно скажите: «я тоже знаю эти слова, но не говорю их, потому что они некрасивые, грязные, и мне неприятно их слышать».

Обыграйте с помощью кукол и зверей ситуации, такие как «Что случилось с зайцем, который говорил грязные слова».

Изготовьте 2 коробки, в них складывайте слова: в красивую — добрые, ласковые, в черную — злые, грязные. Заклейте вторуюкоробку, чтобы они больше не появлялись в речи ребенка.

Прочитайте и обсудите сказку Шарля Перро «Подарки феи», в которой старшая сестра наказана волшебницей за грубость и дерзость, превратившей каждое слово в змею или жабу.

Если у ребенка логоневроз...

не паниковать;

создать дома спокойную обстановку;

не ссориться и не конфликтовать;

исключить шумные игры;

уменьшить интеллектуальную нагрузку;

помочь избавиться от страхов;

не спешить с оформлением в детский сад;

реже ходить в гости;

не фиксировать внимание на нем;

не заставлять повторять правильно;

говорить в присутствии ребенка медленно и тихо;

при рождении второго ребенка уделять старшему максимум внимания.

Как избавить ребенка от страхов

Страхи испытывают все дети, и это естественная реакция на познание окружающего мира, если только они периодичны и ненавязчивы.

Причины страхов:

излишняя строгость или опека;

запугивание непослушного ребенка Бабой-ягой, врачом, милиционером;

наказание пребыванием в темной комнате;

недостаток тепла и любви при появлении новорожденного;

чтение страшных сказок;

просмотр фильмов для взрослых;

отсутствие добрых, доверительных отношений с ребенком.

Что делать?

Исключить вышеперечисленные причины страхов.

Придумывать сказки: например, если ребенок боится темноты, то расскажите сказку о солнышке, которое целый день трудилось, светило, грело, ласкало своими теплыми лучиками, и к вечеру устало, задремало, закрыло глазки и уснуло, и стало темно. И всем тоже захотелось спать: наигрались зайчики, белочки, птички и рыбки, и когда стемнело, они уснули, потому что только ночью прилетают самые интересные и веселые сказки, и только ночью все малыши растут. Спасибо солнышку за день и ночь.

Войдя в темную комнату, предложите ребенку поздороваться: «Здравствуй, темнота, я тебя не боюсь».

Дайте ребенку фломастеры, краски и предложите нарисовать страхи, затем разорвите рисунок на мелкие кусочки и выбросите.

Поиграйте в театр, предложив ребенку роль собаки, тигра, Бармалея в сказках, где персонажи добрые, всем помогают и приносят пользу.


Как отвечать на детский вопрос «Откуда берутся дети?»

Отвечайте на этот вопрос в таком же спокойном тоне, как и на любой другой, т.к. для ребенка 6 лет спросить об этом — все равно, что задать вопрос: «Почему трава зеленая?». Только по смущению и неловкости родителей дети начинают понимать, что эта тема особая, какая-то запретная.

Расскажите сказку о прекрасном добром аисте

Слушай, я расскажу тебе самую правдивую в мире сказку. Смотри, алеет небо на востоке. Скоро взойдет Солнце. Там, далеко-далеко, где Солнышко ночью отдыхает, у него есть прекрасное Маковое Поле. Вот сейчас Солнце приближается к своему Маковому Полю. Алые Маки цветут там вечно, в долине журчит прозрачный ручей. Каждой матери Солнышко дарит на своем Поле Маковый куст. Когда матери хочется сына или дочь, она мечтает: какое у меня будет дитя? И вот по ее мечте под Маковым Кустом и рождается сын или дочь. Рождается новый человек — из материнской мечты и из золотых лучей Солнца. Лежит маленькое дитя на алых лепестках, протягивает ручки, улыбается — ему хочется к маме. В эту минуту на Маковое Поле прилетает Аист — птица с серебряными крыльями и изумрудными глазами. Берет Аист дитя и приносит матери. Это ее родное дитя, она взлелеяла его в своей мечте. Солнышко создало тебя такой, как маме мечталось. А птица чудесная — Аист с серебряными крыльями летит снова к Маковому Полю, потому что много в мире матерей, и у каждой своя мечта...

На вопрос откуда берутся дети, можно коротко ответить — от любви. Рассказать ребенку, сколько людей становятся счастливыми, когда рождается человек.

У мамы родился сын.

У папы родился сын.

У дедушки родился внук.

Еще у одного дедушки родился внук.

У бабушки родился внук.

Еще у одной бабушки родился внук.

У тети родился племянник.

У дяди родился племянник.

У двоюродного брата родился двоюродный брат.

У всех родился новый друг.

Вот сколько людей стало счастливыми.

Наказывая ребенка, нужно помнить

Если есть сомнение, наказывать или не наказывать — НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».

За один раз — одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, а не по одному — за каждый. Салат из наказаний — блюдо не для детской души!

Наказание — не за счет любви, что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.

Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные, родители ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.

Наказан-прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!

Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения...

При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.


Первый раз в детский сад

Научите ребенка навыкам самообслуживания: есть, одеваться, пользоваться носовым платком.

Не рассказывайте о своих тревогах в присутствии малыша.

Не оставляйте ребенка в период адаптации на целый день.

Заранее ознакомьтесь с режимом детского сада и придерживайтесь его и в выходные дни.

Не перегружайте ребенка посещением общественных организаций, кружков, спектаклей, а также интеллектуальными занятиями дома.

Одевайте по сезону. Одежда и обувь не должны создавать трудности для ребенка (не шнурки, а липучки, не пуговицы, а кнопки).

Как готовить ребенка к школе

Основное внимание следует уделить повседневному общению с ребенком: читать детские книжки, рассказывать много интересного из жизни природы и животных, рисовать, придумывать сказки, наблюдать, обсуждать, объяснять явления в природе, и рассказывать дома о том, что видели на прогулке другим членам семьи, играть в настольные игры: шашки и лото.

Поддерживать стремление ребенка познавать новое, отвечать на все его «почему», вызывать чувство удивления, и даже в знакомом явлении показывать новизну.

Каждый вечер перед сном рассказывать что-то интересное.

Первый раз - в первый класс

Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не стремление научить чему-то, а желание вызвать интерес к учебе, дать ребенку почувствовать вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения.

Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.

Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать — это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое над ним превосходство в знаниях.

При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.

Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.

Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.

Советы будущим родителям

Помните:

трезвое зачатие — залог рождения здорового ребенка;

необходимо наладить здоровый образ жизни (половая жизнь, особенно первые 3 месяца, нежелательна т.к. для ребенка — это стресс);

избавиться от вредных привычек: курения, употребления пива, легких и крепких спиртных напитков, даже шампанское для ребенка — яд;

беременность будущей матери должна проходить в спокойной обстановке, безконфликтных ситуаций в семье;

не допустимы эмоциональные перегрузки (исключить остросюжетные фильмы, книги);

не переедать;

совершать прогулки на природу;

не раздражаться;

не переутомляться;

с радостью ожидать ребенка.

с самого рождения проявлять к нему тепло, любовь:

много и ласково разговаривать с малышом;

петь колыбельные песни;

часто брать на руки;

не кормить по часам;

не нарушать спокойный сон ребенка;

не смотреть в присутствии малыша страшные фильмы;

не включать громко аудиотехнику;

не конфликтовать при ребенке;

понимать возрастные особенности ребенка: 3 года — Я — сам! Капризы и упрямство, кризис 3-х лет;

не требовать беспрекословного подчинения;

не унижать наказанием;

сократить НЕЛЬЗЯ;

не ограничивать двигательную активность;

не делить ребенка (при разводе), сохранить право обоих родителей на общение и воспитание, также не нужно говорить ребенку, что папа бросил и он ему не нужен.

не переутомлять интеллектуальными занятиями;

не кричать на ребенка;

не стращать врачом, милиционером, Бабой-ягой;

использовать единые методы воспитания;

верить в своего ребенка, видеть в нем человека.

Надо ли переучивать леворуких детей?

Необходимо знать, что у такого ребенка доминирует не левое, а правое полушарие (левое — отвечает за логическое мышление, а правое — за образное, творческое).

Ребенок-левша отличается упрямством, капризами, обилием страхов и печалей, ярости и гнева, но он хорошо рисует и лепит, наделен музыкальным слухом, эмоционален, доверчив и непосредственен, общителен.

Не рекоменлуется:

в раннем возрасте и до школы обучать чтению и письму, иностранному языку;

учить выполнять все правой рукой;

подчеркивать его особенность в разговорах со взрослыми;

вести борьбу с упрямством;

завышать требования;

быть сухими, неласковыми по отношению к ребенку;

создавать стрессовые ситуации в семье.

Если ребенок дерзит

«Взрослым»        

М. Шварц

Я в своей родной квартире

Как на службе строевой.

Командир на командире...

Я один здесь рядовой.

Всем я должен подчиняться,

По приказу — умываться,

По приказу — одеваться,

Ровно заправлять кровать.

По команде — есть садиться,

По заданию — учиться,

По режиму — спать ложиться,

По будильнику — вставать.

Теперь вам ясно, почему

Начал огрызаться я?

Конец терпенью моему,

де — мо — би — лизация.


О кризисе 3-х лет

Ребенок начинает утверждать свое «Я», свою волю.

Ранее послушный, вдруг отвергает любое предложение.

На любой вопрос отвечает «не хочу», «не буду», «не дам».

Иногда меньше говорит или замолкает.

Желает все делать наоборот.

Отказывается от горшка.

Шлепки и окрики не помогают, озлобляют и могут сломать личность.

Что делать:

на 1/3 - уступайте;

на 1/3 — настаивайте на своем;

на 1/3 — оставляйте вопрос открытым: отвлекайте, смейтесь, пляшите, пойте песни, придумывайте сказочные сюжеты, меняйте интонацию, то тихо, то громко, то таинственно, то ласково, и каждый раз удивляйте своими неожиданными приемами.

Особенности психики развития детей от 0 до 3-х лет:

Зависимость. Ребенок более всего зависим от родителей, которые дают ему защиту и любовь.

Ограниченность понимания. Дети в этом возрасте не могут понимать логическую, сложную и абстрактную информацию.

Эмоциональность. Эмоциональная память сильна и сформирована. Страхи, разочарования и травмы оставляют незабываемые впечатления. Очень важна для детей этого возраста — тишина. Необходимо сформировать внутреннее спокойствие и эмоциональную безопасность.

Если каждый день вы будете с ребенком читать, играть и разговаривать, когда он ест, купается — это будет способствовать нормальному эмоциональному и умственному развитию.

Ваши дети в раннем возрасте не в состоянии делать осмысленный, правильный выбор. С мудростью делайте выбор за них: контролируя еду, игрушки, книги.

Физический контакт ребенку нужен как воздух: держите на руках, поглаживайте, обнимайте, играйте, а контакты с техникой (теле-, видео-, аудио-), компьютером сведите до минимума.


Права ребенка

Дети имеют право на:

Физическое благополучие: еду, жилье, одежду, заботу о здоровье.

Эмоциональное благополучие: любовь, поддержку, ласку, напоминание о том, что хорошо, и что плохо.

Умственное и нравственное развитие: навыки общения, способность к сотрудничеству, к сопереживанию, к основным видам двигательной активности.

Если ребенок непослушный

Без крайней необходимости нельзя отменять своих распоряжений.

Распоряжения должны быть четко выражены и сказаны в категоричном тоне.

Не отменять распоряжений другого, не спорить о пользе или вреде данного метода при ребенке.

Не оставлять без внимания непослушание.

Не изменять требований, разрешая сегодня то, что было запрещено вчера.

Не командовать постоянно детьми (притупляется послушание).

Не требовать от детей выполнения слишком трудного для исполнения задания.

Не позволять детям фамильярного к себе отношения. Любовь, ласка и нежность должны сочетаться с требованием, полным уважения.

Быть примером послушания: жена — мужу, муж - жене.

Если ребенок лжет

Не допускайте равнодушного отношения к ребенку, а также излишней сухости и строгости.

Исключите физические наказания, а также нотации и упреки.

Не предъявляйте завышенные требования, а только соответствующие возрасту и индивидуальным особенностям.

Поручайте посильные задачи и чаще хвалите, поощряйте за старание.

Не просите ребенка или при нем отвечать по телефону, что вас нет дома, избегайте разговоров об обмане при детях.

Не сравнивайте с другими детьми.

Не называйте ребенка лгуном. Внушайте ребенку, что он честный и никогда никого не обманывает.

Доверяйте и не подвергайте постоянным проверкам и допросам.

Составляйте сказки о зайчике, мышонке, которые обманывали и этим приносили много неприятностей другим, но затем они все поняли и исправились. Осуждая ложь, подскажите другие выходы.

Будьте для ребенка другом, которому не хочется портить настроение.


Зимние игры и забавы (для детей 4-7 лет)

Протоптать на снегу домик, елочку, букву.

Нарисовать рисунок прутиком, льдинкой, цветной водой.

Провести игру «Оживи рисунок». Взрослый рисует геометрические фигуры, например, круги, а ребенок — оживляет, превращая в колобка, часы, яблоко. Потом меняются местами: ребенок рисует квадраты, а родители дорисовывают, превращая в домик, окно др.

Организовать соревнования по метанию снежки в цель правой, левой рукой.

Окопать снегом деревья («укутать одеялом»).

Задать хитрые вопросы: как называется погода, когда идет снег с ветром.

Измерить глубину снежного покрова, и ответить на вопрос: почему в одном месте больше снега, а в другом меньше. Можно ли сказать, что снег и ручей — родные братья? Почему? Какими снежками нельзя бросаться? За что зиму называют проказницей?

Провести словесную игру-соревнование «Кто последним назовет эпитет к слову «снег» (какой? что делает? какую пользу приносит?).

Кто последним составит предложения со словом «снег».

Придумать и исполнить танец снежинок.

Составить сказку «О чем снятся сны зимой деревьям, медведю? » или придумать продолжение «я начну сказку о снежинке, а ты продолжи».

Провести наблюдения и проверить приметы погоды: например, если на небе звезды яркие и большие — будет мороз. Если галки и вороны собираются в стаи и летают с криком — к потеплению. Если ночью был иней, снег днем не выпадет.


Содержание материалов для рубрики «А знаете ли вы, что»...

Без вреда здоровью ребенок может находиться у телевизора не более 30 минут и смотреть только детские передачи.

Упрямство и капризы наиболее проявляются у детей 2-3-х лет и относятся к кризису 3-х лет.

Ребенок, принуждаемый к духоте и малоподвижности, отучается нормально дышать, что наносит огромный вред развитию, а в будущем ведет к гипертонии и склерозу, сокращает жизнь.

При дефиците любви у ребенка замедляется умственное, физическое и эмоциональное развитие.

Нельзя судить ребенка по взрослым меркам. Он еще только учится жить.

Дети от природы наделены жизнерадостностью.

Не успех ребенка, а усилие заслуживает похвалы.

Игра для детей не забава, а жизнь, самое важное и самое серьезное дело, потому что это единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком.

Ребенок, не знающий ласки в детстве, становится грубым, бессердечным в годы отрочества и ранней юности.

Родительская власть должна поощрять и одухотворять внутренние силы ребенка — его желание быть хорошим.

Дети, пережившие радость творения добра для людей, чутки к огорчениям и невзгодам матери, отца.

Ремень не только унижает достоинство ребенка, но и развращает его душу, пробуждая в ней самые темные и подлые черты: трусость, человеконенавистничество и лицемерие.

Неблагодарные, равнодушные и бессердечные сыновья и дочери вырастают в тех семьях, где отец и мать души не чают в своих детях, отдают им все и не требуют от них ничего взамен.

Труд — самая заботливая и самая верная нянька.

Появление на свет младшего брата или сестры создает наиболее благоприятные условия для гармоничного развития и младшего, и старшего в семье.

Уже в дошкольном возрасте среди детей выделяются «теоретики» и «мечтатели», и каждый из них умен и талантлив по-своему.

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он — засушенный цветок.

Из маленьких, безобидных корешков безделья берут начало такие беды, как пьянство, хулиганство, преступность.

Труд — это первая вершина в нравственном развитии ребенка

Ребенок, чье детство освещено солнцем любви, отличается исключительной чуткостью и отзывчивостью к отцовскому и материнскому слову, к их доброй воле, к их поучениям и напутствиям, советам и предостережениям.

Ребенку надо трудиться с того момента, как он научился держать ложку в руках и нести пищу из тарелки в рот.

Если ребенок познал потрясение, связанное с наказанием, в его душе ослабляются внутренние силы, а это ведет к озлоблению, ожесточению и огрублению человеческой души.

Ни одно физическое наказание не приводит к желаемому результату, но порождает страхи и разрушает ростки доверия между родителями и ребенком.

Упрямство — это протест против влияния взрослых, против зависимости от родителей.

Борьба с упрямством ломает в ребенке такие качества, как гордость и достоинство и приводит к безволию и безликости. Ребенок становится боязливым, робким, замкнутым, обидчивым, недоверчивым, несамостоятельным.

Здоровый ребенок не может беспрекословно подчиняться вам.

Если ребенок — левша, то он отличается и особым упрямством.

Не следует хвалить ребенка за то, что не достигнуто трудом: силу, здоровье, ум, красоту, игрушки, вещи, одежду. Маленького ребенка хвалить следует не за результат, а за старание.

Шлепок может отозваться в будущем яростным насилием, а порка — преднамеренным убийством. Дети не забывают гнет родительских эмоций и будут угнетать своих детей и своих родителей.

Мама для ребенка стоит на пьедестале выше всех.

Ваш малыш не может жить без отрицательных эмоций: все человеческое, как и вам, ему не чуждо.

На одно порицание — 5 похвал. И тогда ваш малыш не будет чувствовать себя отверженным в семье.

Свобода и контроль — несовместимы.

Ребенок ждет от родителей нежности, ласки, любви, тепла, поддержки, понимания, одобрения, заботы, похвалы, улыбки.

Требования родителей становятся безоговорочными для ребенка только тогда, когда они единодушны, т. е. когда отец и мать требуют одного и того же.

Уважая в ребенке личность и признавая наличие у него своего внутреннего мира, мы должны признавать право ребенка быть таким, какой он есть.

Чрезмерные опека и забота так же вредны для ребенка, как и невнимание и пренебрежение.

Не одергивайте ребенка на каждом шагу, запрещая ему все на свете. «Нельзя» должно быть немного, но твердо установленных, ибо если их много, то они становятся невыполнимыми, а это порождает в детях непослушание.

Режим питания, который вы выбираете для себя, становится образцом, которому последуют ваши дети в будущем.

Учите ребенка ценить красоту и уникальность окружающего мира, разговаривайте простыми словами о том, что ребенок видит: следы животных и птиц на снегу, растения и капли дождя, и избавьте его от грубого, страшного: не покупайте игрушек-монстров, не читайте страшных сказок, не смотрите фильмов со сценами насилия, не обсуждайте при ребенке страшные истории.

Самое страшное наказание для ребенка — это лишение общения. К этому методу следует прибегать в крайнем случае, когда другие меры уже исчерпаны.

Детей нужно хвалить особенно за те поступки, которые даются им с наибольшим трудом и сделаны не для себя, а для других. Не надо похвалой внушать ребенку, что он лучше других.

Врачи-психиатры считают, что их пациентами чаще становятся те, кто в детстве был лишен любви и ласки.

Особенность мышления ребенка требует наглядности.

Ребенку свойственно стремление к активности, к занятию и к работе.

Поднять человека в его собственном мнении и во мнении окружающих — самое действенное средство изменить его в нравственном отношении.

Лучше всего растут и развиваются дети под безоблачным небом родительского согласия, под лучами согревающей их разумной любви.

Дети старшего дошкольного возраста наиболее чувствительны к таким эмоциям, как страх, гнев, чувство вины и уныние.

Ребенок не должен играть с агрессивными игрушками. Их следует запретить.

Детей необходимо оградить от телепрограмм с жестокими сценами и сценами сексуального характера. Нельзя устанавливать телевизор в спальне ребенка.

Не следует допускать в речи выражений «Я боюсь, что...», «Мне страшно», «А ты не боишься, что...», ибо это приводит к страхам ребенка.


СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛОВ УГОЛКА

«ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДОМА»

Сонная сказка

Однажды Зайка с мамой отправились в путешествие. Они вместе приготовили бутерброды, заварили чай. Зайка сам вымыл два яблока и положил их в свой рюкзачок. Мама посмотрела на Зайку, который уже взял свой рюкзачок, надел кепку, и спросила:

-        Зайка, ты готов? Выходим?

Зайка ответил: «Да, готов».

Путь предстоял неблизкий: Зайка с мамой собирались пойти на овечью ферму, понаблюдать за ягнятами и барашками. Путешественники пересекли большую поляну, поднялись на пригорок, спустились к веселому лесному ручейку, перешли его по тонкому бревнышку. Наконец, вдалеке показался забор овечьего загончика.

Зайка чувствовал себя немножко уставшим и проголодавшимся. Мама Зайки расстелила покрывало под их любимой стройной березкой, и Зайчишка с удовольствием плюхнулся на него.

-        Ух, как устали мои лапки! Садись, мама, овечки уже прыгать начинают!

Мама ласково улыбнулась своему малышу, распаковала рюкзачок и села рядом.

Овечки и в самом деле уже собирались прыгать, первая овечка уже разбежалась, готовясь к прыжку.

        - Мама, первая овечка сейчас прыгнет! — обрадовано закричал Зайка. — Я их сам буду считать!

Мама нежно погладила Зайчишку по голове и кивнула:

Хорошо, считай ты.

—        Одна овечка прыгнула через заборчик... вторая овечка прыгнула через заборчик... третья овечка прыгнула через заборчик... пятьдесят восьмая овечка прыгнула через заборчик...

Зайка незаметно для себя задремал. Мама укрыла зайчишку покрывалом:

Отдыхай, мой малыш...

Истории на ночь

Помните, что у малыша еще не сформировано чувство времени, он не понимает, что уже пора спать. Маленькому ребенку трудно самостоятельно переключиться с игры или другого занятия и начать готовиться ко сну. Самостоятельность придет позже, а пока помогите малышу.

Говорите с ребенком тихо и ласково. Можно использовать любимую игрушку: «Вот мишка пришел. Зевает — спать хочет. Говорит: на улице темно, пора ложиться спать». Ласково укройте ребенка, поговорите о событиях прошедшего дня, спойте песенку. И, конечно, почитайте книжку.

Чтение перед сном поможет ребенку расслабиться и успокоиться после дневных забав. Если чтение на ночь станет правилом, то со временем у вас и малыша появятся любимые книжки, одно напоминание о которых поможет укладыванию в кроватку. Конечно, следует выбирать книжки со спокойным сюжетом и счастливым концом.

Со временем, когда тексты станут для ребенка знакомы, предлагайте ему договаривать последнее слово в строке или целую строку — для этого во время чтения делайте паузы. В ваших «историях на ночь» забавные герои отправляются на прогулку, где с ними происходят интересные приключения. Но все приключения заканчиваются одинаково: герой возвращается домой и ложится спать, чтобы малыш последовал его примеру.

Спокойного сна!


Анкета для родителей

Уважаемые родители! Просим Вас предоставить информацию, необходимую для организации эффективной индивидуальной работы с вашим ребенком. Гарантируем конфиденциальность и использование ответов только в интересах Вас и Вашего ребенка.

Фамилия, имя ребенка, дата рождения. Кто отвечает на вопросы (мама, папа...)

Домашний адрес, телефон.

Жилищные условия семьи: количество комнат, занимаемых семьей, у ребенка есть своя комната, место в общей комнате (подчеркните)

Состав семьи: кто проживает вместе с ребенком (степень родства, возраст братьев и сестер ребенка)

Ф.И.О. матери, возраст, образование и специальность по образованию, место работы, должность, телефон, сколько лет в браке, этот брак первый, второй (подчеркните)

Ф.И.О. отца, возраст, образование и специальность по образованию, место работы и должность, телефон, сколько лет в браке, этот брак первый, второй (подчеркните)

К кому        ребенок больше привязан.

Доношен ли ребенок, были ли осложнения в дородовой период

Были ли осложнения при родах (родовая травма)

Часто ли болеет ребенок, перенесенные заболевания (в каком возрасте, тяжесть заболевания) ?

Наличие травм и операций, хронических и наследственных заболеваний

Кто воспитывал ребенка первые два года, кто ухаживал за ребенком?

Насколько активным был ребенок в первые два года?

С кем предпочитал общаться ребенок?

Как складывались отношения ребенка с незнакомыми людьми (боялся чужих, легко вступал в контакт) ?

Были ли длительные разлуки с родителями (матерью, отцом). Какова была реакция ребенка

С какого возраста начал ходить в ясли, детский сад, другие детские учреждения?

Как проходила адаптация к учреждению (болезненно, с трудом первое время, спокойно и т.д.)

Основные виды игр и занятий дома. Умеет ли сам найти себе занятие?

Осуществляете ли вы специальную подготовку ребенка к посещению дошкольного учреждения? Как именно?

Какие у ребенка отношения с детьми, если есть трудности — какие?

Какие особенности поведения вашего ребенка более всего Вас беспокоят? (Например, страхи: боязнь темноты, животных, машин, конфликтов в семье, наказания, ситуаций, предметов, людей и др.)

Что умеет делать ребенок самостоятельно?

Есть ли у вашего ребенка такие привычки, как: обгрызание ногтей, постукивание, сосание пальцев и др.?

Как Вы наказываете ребенка (перечислить), какая мера наказания наиболее действенна?

Какие меры поощрения Вы применяете, какая мера поощрения наиболее действенна?

Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите)

Какой аппетит у Вашего ребенка (нужное подчеркнуть): хороший, ест все, плохо и мало. Какие блюда и продукты не переносит по состоянию здоровья, не любит.

Как засыпает ребенок, как спит (нужное подчеркнуть): быстро, медленно, сам, с ним рядом сидит кто-то из взрослых, иногда мочится во сне, спит беспокойно и чутко?

Что Вас беспокоит в ребенке?

Экономическое положение семьи: низкий доход, средний, высокий (нужное подчеркните)

Проблемы семейной педагогики, к которым Вы испытываете наибольший интерес?

Какие формы сотрудничества с педагогами для Вас наиболее привлекательны:

а. возможность видеть ребенка в группе в разных видах деятельности;

Ь. обмен мнениями о развитии детей в беседах, дискуссиях;

с. участие в совместных с детьми мероприятиях; и. участие в практикуме или тренинге, обогащающем ваши воспитательные умения; е. другое

подпись дата заполнения анкеты


Анкета для родителей

Уважаемые родители! Ваши ответы на вопросы анкеты помогут нам учитывать индивидуальные особенности вашего ребенка.

Чего Ваша семья ожидает от ребенка и какие задачи перед ним ставит?

Каких результатов Вы желаете добиться в этом учебном году от своего ребенка?

Какие надежды возлагают члены семьи на образование ребенка?

Кто в семье занимается воспитанием ребенка и в каком объеме?

Как распределяются и контролируются обязанности ребенка взрослыми членами семьи?

Какой подход к дисциплине существует в семье?

Кто в семье принимает решения о том, как заботиться о детях и воспитывать их?

Каков распорядок дня ребенка?

Какие занятия организуют члены семьи с ребенком?

Какие занятия нравятся ребенку тогда, когда он играет одни, с родителями или с другими детьми?

Кто из членов семьи чувствует себя комфортно в роли организатора или участника мероприятий, предназначенных для детей.

Что вас радует в поведении Вашего ребенка?

С какими трудностями сталкиваетесь в воспитании?

Наказываете ли вы ребенка дома, если «да», то как?

Были ли в жизни вашего ребенка какие-либо особые переживания или события, о которых вы считаете необходимым сообщить нам?

Какие привычки сложились в процедурах еды, отхода ко сну, пользования туалетом?

Какие у Вашего ребенка игры и занятия?

Состояние здоровья: часто ли болеет?

Какие хронические заболевания, травмы?

Какую дополнительную информацию Вы считаете нужным сообщить о своей семье и ребенке?

Какие темы желаете обсудить на родительских собраниях, в личных беседах?

В какой форме вы могли и хотели бы участвовать в жизни учреждения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Советы для родителей ребенка с синдромом Дауна".

Советы для родителей  ребенка с синдромом  Дауна.Дорогие родители! Вы узнали, что у вашего ребенка синдром Дауна. Радость по поводу рождения вашего ребенка омрачена. Это не такой ребено...

1. Консультация для родителей и воспитателей "Особенности внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста" 2. Советы для родителей "Как организовать внимание детей с ЗПР дошкольного возраста во время занятий"

В первой статье  представлены: общая характеристика внимания, особенности внимания дошкольников с ЗПР,  игры и упражнения на развитие внимания.Во второй статье перечислены советы по организа...

Консультация для родителей на тему "Полезные советы для родителей"

Консультация для родителей на тему "Полезные советы для родителей"...

"Советы психолога родителям"- консультация для родителей

Как увидеть своих детей состоявшимися, умными и благородными....

Консультация для родителей "20 советов для родителей по адаптации детей к детскому саду".

В консультации предложение к родителям как пройти адаптацию в условиях дошкольного учреждения , приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе....