Методические рекомендации для родителей
методическая разработка по теме

Скрипина Елена Александровна

 

                                 Уважаемые родители!   

  Ваш  ребенок появился на свет. Вы его любите, заботитесь о нем  и конечно переживаете за его будущее. Какой он вырастет?  Что ждет его  впереди? А сможем ли мы все сделать для того, что бы по жизни ему шагалось легко?

   А это, мои дорогие зависит только от нас  с вами!   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendacii_dlya_roditeley.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Методические рекомендации для родителей,  дети которых занимаются     по курсу    программы «Ступеньки» автор Петерсон Л.Г.

"От того, как прошло детство, кто вёл   ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира  -от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш".
                                                                                                  /
В.А.Сухомлинский/

                                 Уважаемые родители!  

  Ваш  ребенок появился на свет. Вы его любите, заботитесь о нем  и конечно переживаете за его будущее. Какой он вырастет?  Что ждет его  впереди? А сможем ли мы все сделать для того, что бы по жизни ему шагалось легко?

   А это, мои дорогие зависит только от нас  с вами!   

   Еще Ж.-Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Родители и воспитатели детского сада являются теми предыдущими по отношению ко всем остальным: учителю начальных классов и учителям предметникам. Как справедливо отметила Марина Цветаева, человека нужно искать в детстве – там корни. Скажи мне, как прошло твое детство, и я скажу что принесет тебе будущее…
 
Детство – тот уникальный период, когда закладываются черты характера, формируются основные модели поведения, отношение к себе и к окружающему миру. Вот почему так важно не пропустить столь значительный этап формирования человека, как его детство, и по возможности предложить ребенку конструктивные, позитивные  жизнеутверждающие идеи.

  Задача взрослых заключается не просто в подготовке ребенка к школе: ознакомлении с явлениями окружающего мира, помощи в овладении навыками чтения и письма, формировании элементарных математических представлений. Самое главное – мы должны заложить прочный фундамент для успешной и счастливой жизни в будущем.

  А как получить успешного человека? Что для этого необходимо?

  Одна моя знакомая, педагог говорит: « Ребенок- это цветочек в горшочке, если его поливать, то в нем  вырастет прекрасная роза, а если нет, то крапива и чертополох.»

    Поэтому, все в ваших руках дорогие родители, а мы педагоги вам поможем.

   Включение родителей в образовательный процесс - одна из задач современного образования.

    Родитель – это полноценный участник образовательного процесса, а не пассивный наблюдатель. Единство цели образования со стороны государства, педагогов и родителей ведет к формированию успешного человека. Какова же цель образования  сегодня ?

   Всестороннее развитие ребенка, формирование у него способностей к самоизменению и саморазвитию, картины мира и нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и самореализации личности.

     Эта цель реализуется в соответствии с этапами познания и возрастными особенностями развития детей.

    Давайте же разберемся: какова ребенка мы хотим   получить, на этапе завершения дошкольной подготовки?    

        Социальный портрет ребенка дошкольника (6,5 – 7 лет) как целевой ориентир системы дошкольного образования.

  При поступлении в школу ребенок должен  быть :

Здоровый – обладающий хорошим здоровьем (имеет соответствующие возрасту антропометрические показатели, относительно устойчив к инфекциям, не имеет хронических заболеваний и др.).

Физически развитый – у ребенка сформированы основные двигательные качества  (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества).

Коммуникативный - свободно общается со взрослыми и            

            сверстниками,  способен выражать свои намерения и чувства с          

            помощью лингвистических и паралингвистических средств.                        

            Свобода общения предполагает практически овладение ребенком              

            нормами русской речи.

Сообразительный - способный решать интеллектуальные и личностные  проблемы (задачи), адекватные возрасту.

Любознательный – проявляющий интерес ко всему новому и непонятному.

Креативный (фантазер и выдумщик)  воображающий, придумывающий, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности. Например, в рамках продуктивной деятельности – к созданию нового образа в рисунке, лепке, аппликации; в рамках конструктивной деятельности – к созданию новой конструкции, в рамках физического развития – к созданию нового движения и др.

Книголюб любитель чтения (слушания) книг.

Осведомленный обладающий кругозором, адекватным своему возрасту - представлениями о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

Овладевший универсальными  предпосылками учебной деятельности:

наличие познавательных и социальных мотивов учения;

умение фантазировать, воображать;

умение работать по образцу;

умение работать по правилу;

умение обобщать;

умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;

владение языком, на котором ведется обучение в школе;

умение общаться со взрослым и сверстниками.

Ориентированный на сотрудничество – способен участвовать в общих делах, совместных действиях, деятельности с другими детьми и взрослыми.

Жизнерадостный – не унывающий, во всем видит для себя что-то хорошее и радостное.

Инициативный – не ждет, когда взрослый или другие дети предложат ему какое-то занятие или организуют с ним игру; проявляющий самостоятельность в принятии решений, в совершении поступков, в деятельности.

Активный принимающий живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Самостоятельный – способный без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находящий  способы и средства реализации собственного замысла.

Волевой (адекватно возрасту)- способный к волевой, произвольной регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат данному слову, обещанию, общепринятым нормам.

Чувствующий прекрасное – способный воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы), искусства.

Внимательный – способный воспринимать и делать что-либо сосредоточенно.

Дружелюбный – приязненно расположенный к людям.

Эмоционально отзывчивый – легко откликается  на эмоции других людей, сочувствует, сопереживает и старается  содействовать им.

Аккуратный чистоплотный, опрятный, владеющий культурно-гигиеническими навыками, содержащий в порядке личные вещи, игрушки и др.

Воспитанный – умеющий хорошо себя вести (в соответствии с          

              общепринятыми нормами и правилами) адекватно возрасту.

Толерантный способный мириться, уживаться с тем, что является отличным, непохожим, непривычным (например, с чужим мнением, с человеком, имеющим недостатки физического развития, с людьми других национальностей и др.).

Осторожный – проявляющий разумную осторожность в незнакомой обстановке, в общении с незнакомыми людьми, выполняющий выработанные обществом правила поведения.

Уверенный в себе – ребенок, имеющий адекватную (не заниженную) самооценку. В этом возрасте самооценка ребенка в норме несколько завышена, так как у ребенка должно быть сформировано положительное представление о себе и своих возможностях.

Настойчивый – проявляющий упорство в достижении результата своей деятельности.

Терпеливый – способный сохранять выдержку в ожидании результата своей деятельности в течение длительного времени.

Правдивый – говорящий правду в ситуациях реального жизненного взаимодействия.

Чувствующий свою гендерную, семейную, гражданскую принадлежность –  испытывает чувство общности с особями того же пола, с членами своей семьи, с гражданами своей страны, способствующее пониманию своего места в жизни.

Совестливый - понимает, что такое «хорошо», а что такое «плохо»; совершая  «хорошие» поступки, испытывает чувство удовлетворения,  при совершении «плохих» поступков – угрызения совести.

Обладающий внутренней позицией школьника – у ребенка появляется новое отношение к среде, проявляющееся в его стремлении заниматься учением в школе как серьезным видом общественно-полезной деятельности и в стремлении соответствовать ожиданиям и требованиям значимых для него взрослых людей.

     Вот такой ребенок может оказаться на пороге начальной школы, если мы с вами, уважаемые родители, приложим все усилия.   А мы педагоги обязаны правильно и грамотно  организовать образовательный процесс.

Что же такое образовательный процесс?

      Позитивные изменения, связанные с современной нормативно-правовой базой, обеспечивающей качественное образование, отражаются на всех компонентах образовательной системы. В частности, на одном из них – образовательном процессе.

   В педагогическом словаре образовательный процесс представлен как совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Хуторской А.В считает, что образовательный процесс – это педагогически обоснованное, последовательное, непрерывное изменение состояний субъектов обучения в специально организуемой среде с целью достижения ими образовательных результатов.

 ( Практикум по диагностике и методикам обучения / А.В. Хуторской. – СПб: Питер, 2004.)

     Образовательный процесс имеет целевые, содержательные, деятельностные, организационные, технологические, временные и иные характеристики, каждая из которых представляет собой описание структурных элементов общей образовательной системы.

   С.А. Смирновым в качестве основной цели образовательного процесса рассматривается создание условий для максимально возможного развития способностей ребенка в сочетании  с интенсивным накоплением социального опыта и формированием у него внутреннего психологического покоя

    Образовательный процесс в каждом образовательном учреждении и для каждого воспитанника (обучающегося) имеет свою уникальность и своеобразие, обусловленные возможностью участия в его проектировании субъектов разного уровня – от государства до конкретного педагога, родителя и ребенка.

   В итоге правильно организованного  образовательного  процесса  мы получим ребенка, который :

физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
    

любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

 имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

 овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

 овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Ценностно-целевые ориентиры образовательного процесса

Современное дошкольное образование ориентировано на ценности развития личности ребенка. Целостное развитие ребенка является основным смыслом всего дошкольного образования, «которое сверху донизу» (во всех направлениях) должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии.

В Концепции содержания непрерывного образования определено, что дошкольное образование должно строиться на основе признанных в современной педагогике ценностей образования:

1) гуманизм как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому; исключение принуждения и насилия;

2) открытость человека изменяющемуся миру;

          3)самоценность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития - неоправданность как инфантилизации в образовании, так и "забегание вперед";

         4)индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка; создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности.

   

    Взаимосвязь и взаимообусловленность ценностных ориентиров и принципиальных подходов, психолого-педагогических условий, методов и приемов в организации образовательного процесса

 Ценности здорового образа жизни, которые проявляются в бережном отношении воспитанников к своему организму, в представлениях о своем теле и своих физических возможностях, о том, что полезно и что вредно для здоровья; к овладению необходимыми гигиеническими навыками и  совершенствовании двигательной активности детей. Данные ценности ориентированны не только на сохранение и поддержание физического здоровья, но и обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка (психического здоровья), развитие его положительного самоощущения.          

    Валеологическая культура помогает ребенку усвоить условия окружающей среды, способы и образцы социального поведения, ориентирует в ценностях группы, коллектива, общности, в которые попадает малыш; обеспечивает становление субъектной позиции ребенка в деятельности и общении, так как культура здоровья инициирует детскую активность.

                                                 Принципы:

1. Принцип психологической комфортности предполагает психологическую безопасность, защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для активности, самореализации дошкольника. Принцип комфортности требует опоры на внутренние мотивы и, в частности, на мотивацию благополучия, успешности, постоянного продвижения вперед (мотив личностного роста).

2. Принцип природосообразности – отношение к человеку как части природы, создание для его развития соответствующей биологической, психологической и экологической среды.

3. Принцип ориентации на зону ближайшего развития, включающего в себя дифференциацию образования в соответствии с индивидуальным темпом освоения ребенком предложенного содержания, обеспечение доступного для него уровня трудности в освоении образования, построение с каждым воспитанником индивидуальных зон его личностного развития. Уважительное отношение независимо от достижений, достоинств и недостатков ребенка, забота об эмоциональном благополучии.

Психолого-педагогические условия.

установление с детьми доверительных отношений;

уважительно отношение к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в играх, занятиях, еде, одежде и др.);

помощь детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих - радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение и др.;

-  обеспечение широких возможностей: для совместного переживания эмоций радости, сострадания, удивления, выражения эмоциональных ощущений и переживаний;

для обучения приемам снятия (ослабления) стресса и создания положительного эмоционального состояния;    

                                                             

                                                  Методы и приемы.

Игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы фасилитации и педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации:

- поддержка, подбадривание, помощь;

-поощрение проявления доброжелательного внимания, сочувствия, сопереживания;

- эмоциональное выражение чувств и переживаний педагогом;

-обсуждение различных ситуации из жизни, рассказов, сказок, стихотворений, рассматривание картины, привлечение внимания детей к чувствам, состояниям, поступкам других людей;

-разучивание песен, стихов, девизов, пословиц и поговорок о здоровье;

-тренинги, этюды; различного рода терапии: арт-терапия, песочная терапия, сказко-терапия и т.д.

встречи-беседы с людьми, работающими по специальности: врач-педиатр, стоматолог, пожарный, милиционер;

др.

                               Предполагаемый результат .

     

  Валеологическая (здоровьесберегающая) компетентность – признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности, готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья. 

Сенсорно-двигательная компетентность  развитость сенсорно-моторных и двигательных навыков в соответствии с антропологическими и физиологическими особенностями ребенка.

Ребенок знает свои возможности и верит в собственные силы, имеет представления о себе, своей самоценности, ощущает себя субъектом здоровья и здоровой жизни

    Физическая компетентность. Компетентность в плане физического развития ребенка выражается в более совершенном владении своим телом, различными видами движений. Он имеет представления о своем физическом облике (высокий, толстый, худой, маленький и др.) и здоровье, заботится о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.

   Валеологическая культура здоровья ребенка - совокупность трех компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

      Ребенок знает свои возможности и верит в собственные силы, имеет представления о себе, своей самоценности, ощущает себя субъектом здоровья и здоровой жизни.

    У ребенка, устойчиво сформированы ценности здоровья и человеческой жизни. Он мотивирован к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей,  имеет представления о том, что такое здоровье, и знает, как поддержать, укрепить и сохранить его.

     Он знаком с функционированием организма и правилами заботы о нем, со средствами укрепления здоровья, с правилами безопасного поведения и способами оказания элементарной помощи, а также владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость. У него накоплен индивидуальный двигательный опыт, он проявляет инициативу, самостоятельность и творчество в двигательных действиях и осознанно к ним относится.

    Ребенок бережно, уважительно и заботливо относится к близким людям, своим родственникам, сверстникам и взрослым, предметному миру, умеет самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Нравственные ценности - это представления, способы, знаки, символы, регулирующие действия человека в социуме с помощью норм, правил, осмысленные через эталоны принятые в обществе. Общество фиксирует и оценивает отношения человека к человеку, к природе, к деятельности, окружающему миру  (сострадание, сочувствие, сопереживание, созидание), рождающие нравственно-эстетическую гармонию мира: природа-человек, человек-человек, человек-предметы рукотворного мира.

   Познавая нравственные ценности, ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются созидательной деятельностью, противостоянием негативному в социуме, способностью к содействию и сотворчеству в деятельности, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к родным местам. Усвоенные ребенком нравственные ценности, проявляются в деятельности, взаимоотношениях, общении и поведении.

                                       Принципы.

1.Принцип ценности личности и ее уникальности, заключающемся в признании самоценности личности каждого ребенка, неповторимой индивидуальности.

2.Принцип субъектности. Индивидуальность присуща только тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения, отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в образовательном учреждении, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.

3.Принцип культуросообразности понимается как "открытость" различных культур, создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересо

                            Психолого-педагогические условия.

-обеспечение прав и возможности иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время;

помощь в освоении различных способов разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты;

придание нормам поведения и отношений  максимальной привлекательности, совместное с детьми нормотворчество.

поощрение совместных игр детей, организация их совместной деятельности, направленной на создание общего продукта;

приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми;

др.

                            Методы и приемы.

упражнения в освоении элементарных правил этикета (приветствовать, благодарить, вести себя за столом, и пр.);

встречи-беседы с людьми разных профессий;

театрализованные спектакли, игры-драматизации, в ходе которых ребенок учится различать и передавать настроения изображаемых персонажей, сопереживает им, получает образцы нравственного поведения;

-проведение бесед, чтение детям произведений художественной литературы и их обсуждение;

-создание самими детьми сказок, стихов, загадок, рисунков;

др.

                  Предполагаемый результат .

Социальная компетентность, основы социально-экономической и правовой культуры

Социальная компетентность ребёнка позволяет ему понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, свое отношение к ним и выбирать соответствующую линию поведения. Он умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть желания других людей; способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками

Коммуникативные способности позволяют ребенку различать ситуации общения, на этой основе определять собственные цели и цели партнеров по общению, понимать состояния и поступки других людей, выбирать адекватные способы поведения в данной ситуации и уметь преобразовывать ее с целью оптимизации общения с окружающими.

Значимые показатели, позволяющие выявить особенности коммуникации ребенка с другими людьми:

- различение ситуаций взаимодействия;

- понимание состояний сверстников;

- владение способами выражения своего отношения к взрослому;

              -владение способами выражения своего отношения к сверстнику.

Регуляторные способности - способность ребенка к принятию правила и нормы.  Произвольная регуляция выражается в сознательном выполнении правил, действующих в нормативной ситуации, иногда вопреки первоначальным непосредственным побуждениям.

Произвольность проявляется в социальном поведении: ребенок может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам.

Волевое начало в действиях ребенка проявляется в продуктивной деятельности: он стремится к достижению цели, старается сделать продукт качественно, переделывает, если у ребенка не получилось.

   Ребенку характерно понимание собственного «Я», положительное отношение к себе и уверенность в собственных силах. Он обладает чувством собственного достоинства, умеет отстаивать свою точку зрения, свободно выражает свои чувства, предпочтения, уважает достоинство других.

      Он свободно включается в различные формы сотрудничества (общение, совместная деятельность) с окружающими взрослыми и сверстниками.

Ребенок доброжелателен, отзывчив к переживаниям другого человека.

   Ребенок способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции. В ходе совместной деятельности обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересную для него тему. У ребенка ярко проявляется волевое начало, он способен к волевой регуляции поведения. Ему характерно проявление настойчивости, терпения при достижении поставленной цели, он способен концентрировать усилия на получении качественного результата, а также адекватно оценивать его.

  Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в игре, общении, конструировании, рисовании, лепке, в решении элементарных социальных и бытовых задач. Ребенок легко выбирает себе род занятий и партнеров, способен порождать и воплощать разнообразные, сменяющие друг друга замыслы.

          Познавательные ценности заключены в познании ребенком окружающего мира (ближайшего окружения), его общечеловеческой ценности, общности и закономерности в жизни.

В познании ребенок открывает мир ценностей природы, человека, предметов, а также усваивает способы их познания. Осуществляет поиск общего и специфичного в социуме, природе, осознает значимость познания для человека.

Усвоенные ребенком познавательные ценности через знаково-символическую систему превращаются в личностные и характеризуют уже уровень его познавательного развития.

                                  Принципы.    

1. Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению.

Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.

2 Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы ребенок жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации образовательного процесса и жизнедеятельности.

3. Принцип свободы и самостоятельности.

Позволяет ребенку самостоятельно определить его отношение к природной среде: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

                       Психолого-педагогические условия.

     -опора на природную детскую любознательность, на такие виды познавательной активности, как наблюдение,      

     -экспериментирование, познавательное общение;

предоставление информации из разных областей культуры (речевой, математики, естественных наук, искусств, общественной жизни человека, здоровья, экологии и пр.) в интегрированном виде посредством вовлечения детей в интересные для них виды деятельности;

предоставление ребенку необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения;

организацию образовательной среды, стимулирующей познавательную активность детей;

поддержка детской непосредственности, стимуляция фантазии и  воображения, как основы для познавательной деятельности,

 др.

                            Методы   и приемы.

поддержка, подбадривание, помощь;

поощрение познавательной инициативы ребенка - детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношение;

познавательное общение,

метод проектов;

наблюдение за природными и социальными явлениями;

опыты, экспериментирование с различными веществами, приборами и материалами,

использование различных измерительных инструментов (весы, сантиметр и др.),

исследование различных механизмов,

опробование свойств материалов и инструментов в процессе ручного труда,

игровые упражнения,

дидактические игры,

проблемные ситуации,  

познавательное чтение,

прослушивание, просмотр и  обсуждение художественных произведений,

беседа, рассказ, объяснение,

демонстрация, рассматривание,

упражнения (подражательного, конструктивного, творческого характера),

моделирование и схематизация,

и др.

                                 Предполагаемый результат.

            Интеллектуальная компетентность

Способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию

Познавательные способности

Показателями познавательного развития являются представления о различных гранях окружающего мира, знаково-символические и категориальные функции сознания, познавательные интересы и потребности, уровень и способы мыслительной деятельности.

Любознательность, исследовательский интерес, познавательная активность (активный интерес к окружающему миру)

           Ребенку характерно стремление к познанию окружающей действительности, наблюдательность, он ищет различные способы решения проблемных ситуаций, экспериментирует.

Он проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

Ребенок проявляет интерес к познавательной литературе, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими.

Ребенок владеет разными способами познания окружающего мира, способами использования имеющихся знаний в собственной практической деятельности; проявляет самостоятельность и творческую активность в разных видах деятельности.

У ребенка сформированы основы ценностного отношения к окружающей действительности; бережное и ответственное отношение к миру ближайшего окружения.

Эстетические ценности - это чувственные ценности, представленные эстетическими чувствами, отношениями, вкусами, идеалами. Эстетические ценности выражаются в категориях прекрасного, безобразного, комического, трагического и  

                             Принципы.

1. Принцип творчества и успеха. Благодаря творческой деятельности ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию положительной Я-концепции личности ребенка, стимулирует осуществление дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».

2. Принцип творческо - гуманной направленности.

Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребенком во взаимодействии с природной средой продукта (духовного - образ «Я», или материального), характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение, самооценка и др., или оригинальность, полезность, новизна; а с другой – создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнерских, сотрудничества, сотворчества и др.)

               Психолого-педагогические условия.

 

организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту - музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования; сюжетно-ролевой и режиссерской игры;

обеспечение широких возможностей:

         - для накопления сенсорного опыта, обогащения чувственных впечатлений ребенка во всех видах активности;

         - для творческого самовыражения детей;

         - для освоения разнообразных художественные техники;

          -выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;

               др.

               Методы   и приемы.

           -совместное переживание эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения;

-эксперименты с цветом, придумывание и создание композиции;

-методы акцентирования  внимания детей на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов в окружающем мире в различных организационных формах и видах детской деятельности;

-методы поддержки детской непосредственности, фантазии, инициативы, стремления к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов;

-театрализованные, режиссерские игры, игры-импровизации, мини-спектакли,  др.

                           Предполагаемый результат .

  Индивидуально-творческая компетентность - развитость индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства.

Художественно-эстетическая компетентность - сформированность эстетического восприятия, эстетических представлений и суждений, развитость художественно- творческих способностей.

 Творческие способности

Способность воспринимать, переживать и оценивать мир образов и воссоздавать его в собственной художественно-творческой деятельности.

  Интеллектуально-художественные способности. Эстетические представления, суждения, оценки.  Творческое продуктивное воображение.  Сенсорный опыт, культура чувств.  Способности к преобразованию и к символизации.

   Творческие способности, фантазия, воображение в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Оригинальность замысла, гибкость развертывания сюжета в игре. Эмоциональность, креативность, нравственные чувства

     Ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту природы и рукотворного мира; обладает способностью видеть в окружающих явлениях, предметах, живых существах внутреннюю жизнь, наделенную понятными ребенку переживаниями, распознавать их в разнообразных проявлениях (внешнем облике, движении, поведении и пр.).

    Ребенку характерно общее отношение к окружающему миру, как к объекту преобразования и открытия, самостоятельность и активность в применении творческих способностей, проявлении воображения и фантазии в разных видах деятельности.

Он проявляет интерес к эстетической стороне действительности, разным видам искусств, потребность в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников»

Речь является важнейшей психической функцией человека.  Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Б...

Домашний логопед (сборник методических рекомендаций для родителей)

Материал предназначен для использования при подготовке родительских собраний, консультаций для родителей и педагогов....

Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"

Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...

Методические рекомендации для родителей "Двадцать простых советов логопеда родителям"

Двадцать кратких, понятных и очень важных советов для родителей по раннему развитию речи детей....

«В помощь родителям будущих первоклассников» Методические рекомендации для родителей

Последний год дошкольников    приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением в школу, в первый класс. Иногда эти тревоги, чрезмерно усиливаются, делая воспитательные у...

Методические рекомендации для родителей "Что делать, если родители бояться?

Детсво - самая незабываемая пора для каждого человека. Стадия жизненого цикла, когда начинается и продолжается развитие организма, его важнейших функций, наиболее активно осужествляется социализация л...

Консультация для родителей: «Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития»

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя – дефектолога, воспитателей и родителей....