"Игры всей семьёй"
статья по теме

Попова Галина Михайловна

Словесные игры для совместного времяпровождения детей и их родителей. 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Из- за постоянной занятости, нехватки свободного времени, родителям порой трудно уделить ребёнку должное внимание. Что же делать детям, если им уже скучно играть в бесконечные «дочки – матери», надоело катать машинки по полу и смотреть  мультфильмы по телевизору?

РОДИТЕЛИ! Отложите ненадолго свои дела и поиграйте с ребёнком. Воспользуйтесь выходным днём и поиграйте всей семьёй, чтобы каждому было интересно и весело! И помните:  домашние дела никогда не заканчиваются, а детство так мимолётно!

Вот несколько игр, в которые можно играть, не отвлекаясь от домашней работы или по дороге в детский сад, магазин, а так же во время путешествий в автобусе или автомобиле. В эти игры можно играть и всей семьёй, от этого они станут ещё интересней.

Все эти игры – словесные, которые помогают развивать речь ребёнка, зрительную память, внимание, мышление. Способствуют ненавязчивому обучению, а так же закреплению знаний ребёнка об окружающих его предметах, умению объединять их в группы, закреплению счёта. Подарят вам и вашему ребёнку радость общения друг с другом, прекрасное настроение.

«Назови, одним словом»

Назовите ребёнку слова одной группы и попросите объединить и назвать их одним или несколькими словами. Например: мяч, кукла, кубик, машинка – игрушки; корова, собака, кошка, лошадь, овца – домашние животные; огурец, помидор, картофель – овощи. Можно усложнить игру, давая ребёнку обобщающее слово и предлагая назвать конкретные предметы, относящиеся к нему. Например: фрукты – яблоко, груша, банан; транспорт – автобус, поезд, самолёт. Запомните, начинать нужно с более лёгких вопросов.

«Наш дом»

Эта игра развивает зрительную память ребёнка, а так же закрепляет знания предметов мебели, место её расположения.

Перечислите предметы мебели и спросите ребёнка, как называется комната, в которой они находятся. Например: кровать, шифоньер, трюмо – спальня; диван, телевизор, кресло, журнальный столик – гостиная; книжный шкаф, стол ученический, компьютер – кабинет. Или наоборот, предложить ребёнку на память назвать предметы мебели, которые находятся у вас в спальне, гостиной, кухне, столовой, детской.

«Слово»

Назовите ребёнку группу слов и предложите ему определить, какое из них является лишним. Произносите слова медленно и четко. Например: храбрый, смелый, злой, отважный; груша, апельсин, свекла, яблоко; лето, зима, снег, осень. И т.д.

«Говори наоборот»

Предложите ребёнку такую игру: «Я буду говорить слово, а ты говори наоборот, например: у меня большое яблоко – а у меня маленькое яблоко». Эта игра поможет ребёнку запомнить противоположности. Можно использовать различные противоположности, вставляя их в предложения, но со временем можно усложнить игру, называя только одно слово: высокий – низкий.

Слова противоположности: широкий–узкий, длинный–кроткий, лёгкий–тяжелый, твёрдый–мягкий и др.

«Отгадай слово»

Начните слово, а ребёнок должен его закончить. Для начала, чтобы ребёнок понял смысл игры, объясните, что вы будете говорить о предметах, находящихся вокруг вас. Например: сто.. (стол), ок.. (окно) и т.д. не забывайте хвалить ребёнка за правильные ответы, если же он затрудняется с ответом помогите ему наводящим описанием загаданного предмета. Предложите поменяться ролями, пусть ребёнок загадывает слова, а вы продолжайте. Время, за которое даётся правильный ответ, является показателем быстроты мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

«Сравнение предметов или понятий»

Ребёнок должен представить себе то, что он будет сравнивать. Спросите его: «Ты видел зайца? А кролика?». Задав вопросы о каждом из этих животных, предложите их сравнить, для начала задавая наводящие вопросы: «Заяц и кролик похожи или нет?  Чем они похожи? А чем отличаются?»

Чаще всего дети затрудняются в нахождении сходства, поэтому для начала предложите сравнивать более похожие предметы. Ребёнок должен уметь правильно сравнивать: выделять черты сходства, отличительные признаки, находя более существенные. Используйте такие пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; книга и тетрадь; вода и молоко; город и деревня; стол и стул.

«Кто кем будет или что чем будет?»

Назовите предметы, явления и предложите ребёнку ответить на вопрос: Как они изменятся? Кем или чем будут: яйцо, цыплёнок, гусеница, больной, кирпич, ткань, железо, и т.д.  Поощряйте ребёнка за правильные ответы.

«Угадай по описанию»

Предложите ребёнку угадать, о чем вы говорите (о какой игрушке, овоще, животном). Дайте описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый и очень сочный. (Помидор).

«Небылицы»

Придумайте маленький рассказ, включив в него несколько небылиц. Ребёнок должен это заметить и объяснить, почему так не бывает. Например: «Иду я сегодня по лесу. А там кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу – гриб, на веточке растёт. Среди синих листочков спрятался. Я подпрыгнула и сорвала его».

«Один – много»

Дайте ребёнку для примера несколько законченных заданий, потом сделайте паузу там, где ждёте от него ответа.

Например.

Вариант 1. Стол-столы, кот-коты, конфета-конфеты, сын-… , дом-… .

Вариант 2. Стол-много столов, кот-много котов и т.д.

Вариант 3. Для закрепления порядкового счёта: один стол, два стола, три стола….. пять столов, и т.д. Таким же образом можно считать и в обратном направлении. Слова для этих вариантов игр могут быть подобраны произвольно, а можно ориентироваться на определённую тему. Например. Вы сказали малышу, что находитесь с ним в зоопарке. Затем предлагаете ему слова, относящиеся к этой теме - лев, слон, тигр, булочка, обезьяна. Услышав, что вы назвали предмет не по теме, ребёнок пропускает это слово.

«Часть – целое»

Назовите предмет, а ребёнок пусть назовёт одну или несколько его частей.

Например. Дом – стены, крыша, окна, двери

Пальто – воротник, рукава, карман.

Корабль - …

Велосипед - …

Машина - …

Жук - …

Цветок - …

Кошка - … и т.д.

А можно и наоборот, называть часть предмета или существа, а ребёнок называет предмет или несколько предметов, которым может принадлежать названная вами часть. Например. Колесо – машина, велосипед, коляска.

Страница – книга, журнал, газета, тетрадь.

Карман - …

Кнопка - …

Шишка -…

Хвост - … и т.д.

Во время игры обращайте внимание на разницу между частью и содержимым: в доме находится мебель, но она не является частью самого дома. Также обращайте внимание на то, что разные предметы имеют части с одинаковым названием. Они, как правило, выполняют одну и ту же функцию, но могут иметь другую форму. Например, руль у автомобиля и велосипеда и т.д.

Играйте и отдыхайте со своими детьми. Любите их и будьте к ним внимательны, и увидите, как блестят его глазки, как милое и родное личико озаряется улыбкой, когда вы произносите: «Давай, мы с тобой сейчас поиграем!»