Проектная деятельность «Мамины нежные руки» с родителями
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Введение.

 

  Важным фактором в формировании речи, является развитие мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства.

  Родители, которые уделяют должное внимание упражнениями, играми, различными заданиями на развитие мелкой моторики и координации движений руки решают сразу две задачи:

1.Косвенным образом влияют на общее интеллектуальное  развитие ребенка.

2.Готовят к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем  школьного общения, а так же ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка что, позволяет при наличии, дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.

  Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Они увлекательные эмоциональны способствуют развитию речи. Народные потешки и песенки всегда сопровождают жизнь детей в раннем детстве. Этот жанр им близок, интересен. Сопровождая потешки, песенки  определенными движениями или жестами, способствует тому, что у малышей развивается речь, мышление, память, расширяется  их  кругозор.

 

Актуальность.

 

  Проблема общения детей раннего возраста со взрослыми очень актуальна. Исследованиями  выдающихся отечественных психологов доказано, что общие – важнейший фактор психического развития ребенка.

  Общение ребенка  со взрослыми, а особенно с мамой способствует не только развитию умений в области овладения различными предметами, но и развитию речи.

 Тесное эмоциональное контакты ребенка со взрослыми, способствует лучшей адаптации  маленького человека в мире взрослых и сверстников. Поэтому родителям как можно больше надо общаться с малышом.

  Время потраченное на совместные знания с ребенком, не пройдет даром и обязательно принесет свои плоды, стоит только немного подождать.

 

Назначение.

 

Проект предназначен родителям детей раннего возраста, педагогам ДОУ.

 

 

Цель.

  1. Помочь родителям в преодолении трудностей в общении с детьми.
  2. Пополнять знания в усвоении упражнений на развитие мелкой моторики рук с использованием потешек, игр-забав.

 

Материал: шары, угощение для детей, магнитофонная запись песни Владимира Майорова «Мама». Видео презентация фотографий.

 

 

 

Ведущий

В семье появился малыш. Сколько ему сегодня: месяц, полгодика, год? Вот он проснулся и разглядывает вас. Еще минута-две и он заявит о себе иначе. Мол, что же вы, не видите, что я проснулся? Мне скучно одному, займитесь мной, давайте поиграем!

Ну как не вспомнить здесь о наших бабушках, прабабушках, которые без пестушки, потешки, без улыбки не подходили к малышу, без колыбельной не качали его зыбку? Проснулся он, потягивается, они его уж гладят по животику да приговаривают:

Потягушеньки, порастушеньки,

Поперек толстушеньки,

А в руках хватунюшеньки,

А в ножках ходунюшеньки,

А в роток говорок,

А в голову радушок.

Или купал малыша:

С гуся – вода,

С лебедя – вода,

А с моего дитятки

Вся худоба.

Любит купаться малыш, а вынешь его из ванны – одеваться не хочет и начинает скандалить. Ваше спасение быть может в этой потешке:

О-ой, соловушка поет!

Слова молвить не дает!

Соловейка – соловей,

Одевайся веселей:

Там, за дверью –

Дед Мороз

Щип за щечку,

Хвать за нос!

Щип за щечку,

Хвать за нос!

Прекрасна традиция народной педагогики – лелеешь, пестовать на малыша, ласкал слух его пестушкой, потешкой, прибауткой! Бытовое искусство «опекало» ребенка с рождения.

Сегодня медики утверждают, что ребенку крайне необходимы материнские приговоры, доставляющие ребенку большое удовольствие.

А не ушла ли эта добрая традиция из нашего быта?

Выступление мам. Игры «Сорока», «Ладушки».

 

Ведущий

Проще всего выразить свою любовь к ребенку ласковым прикосновением, но поразительный факт: исследования показали, что большинство родителей прикасаются к ребенку только по необходимости. Редко встретишь родителя, который просто так, но доброй волу, без всякого повода воспользуешься возможностью ласково прикоснуться к своему ребенку. Вовсе не обязательно целоваться, обниматься, важен любой физический контакт. Наблюдения показывают, что большинство родителей стараются свести к минимуму физический контакт. Эти родители даже не представляют себе, какие фантастические возможности для общения они упускают. В их руках замечательный секрет укрепления эмоционального равновесия ребенка, Раскрыть этот секрет и применять его на практике, значит добиться успеха в трудной доле родителей. При повседневном общении с детьми любящий взгляд и нежное прикосновение совершенно необходимо. Они должны быть естественны, действовать на ребенка умеротворяюще. Ребенок, растущий в доме, где родители щедро одаривают его этими ценными дарами, будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с людьми. Его будет легко общаться с другими, И следовательно он будет пользоваться общей симпатией и у него будет хорошая самооценка. Эмоциональный контакт с ребенком хорошо наладить в игре. В ней ребенок познает весь мир.

Игры: «Карусель», «По кочка, по кочкам».

Если ребенок рассержен, берите его за руки, и не громко приговаривайте:

Не деритесь ручки,

Не деритесь ручки,

Не сердитесь ручки,

Не сердитесь ручки,

Отдохните пальчики,

Вы играли,

Вы устали,

Отдохните пальчики,

Вот так!

Вот так!

Ведущий

 

Играть с пальчиками можно уже с ребенком 6 – 7 месяцев. Начинать желательно с массажа кистей рук – поглаживать их в направление от кончиков пальцев к запястью, затем сгибать и разгибать каждый палец. Всем известные игры «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая».

Тренировку движения пальцев рук можно начинать с простого упражнения сжимать пальцы в кулачек, затем разжать. Ребенку не надоест показывать какой он сильный: попросите его сильно сжать мамину руку. Тренируйте движение каждого пальца по очередно сгибать и разгибать каждый палец.

Показ игры: «Кто быстрее прибежит?».

Правая и левая рука, перебирая пальцами по столу, стараются обогнать друг друга.

Игры родителей с детьми и воспитателями: «Пальчики здороваются», «Замочек», «Гармошка», «Пальцы шагают», «Бутончик».

Рассматривая изображение зверей, постарайтесь показать с помощью пальцев их отличительные черты: «Зайка», «Коза рогатая», «Мишка», «Лиса», «Волк» и «Гусь» (показ и объяснение).

Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь с другой стороны формирование движений происходит при участие речи.

Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. В своей работе мы проводим игры пением, такие как «Все захлопали в ладоши», «Карусель», «У ребяток ручки хлопают», играют с детьми.

Угощение.

Подарки – воздушные шары.

Литература:

1.         Книга. Ирина Лопухина «Логопедия» раздел игры с пальчиками. Изд. Санкт-Петербург, 1999

2.         Энциклопедический сборник «Игры» раздел «Первая игра» сост. Р. Нина             Пикулева, изд. Челябинск, 1995.

3.         Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 2001.