Доклад на тему "Игра и игрушка"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Боровкова Ирина Юрьевна (Воспитатель), Галкина Юлия Александровна (учитель-логопед)

Тема была отработана детьми с разных сторон творчества. Дети приносили игрушки из дома. Проводились сюжетно - ролевые игры с народными игрушками. Была изучена теоретическая часть с использованием новых технологий и осуществлена практическая часть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_i_igrushka.docx636.84 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ начальная школа – детский сад

компенсирующего вида № 1643

Доклад о проведении тематической недели

На тему: « Игра и игрушка»

В старше – подготовительной к школе группе № 8

Над темой работали:

Боровкова И. Ю.

Галкина Ю. А.

Работы с детьми изготовляли:

Галкина Ю. А.

Дмитриевская Н. Ф.

Чмовж А. В.

Москва 2012 год

Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который дитя усваивает, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.

Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью.

Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно.

Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества.

Сказки, загадки, поговорки, пословицы - устное народное творчество представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа.

Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.

Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ, навыки, мастерство изготовления художественных предметов.

Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на неё как продукт народного творчества.

В самом деле, кто отличал среди детских игрушек полированные яркой окраски шары, пирамидки, цилиндры?

 Разве только отдельные образы остановят на себе взор своей необычной формой, удивительной раскраской - это дымковские и городецкие кони, свистульки, знакомые взрослым по воспоминаниям из детских лет. В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии.

Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.

Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.

В сюжетной игрушке отображён мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной жизни.

В этих поделках ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком, действием. Широко известны ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки.

Интересны также игрушки для развития движений - каталки, мячи, бабки, городки и т. д.

Изобразительное народное искусство именно через народную игрушку непосредственно адресовано к детям. Всё в ней обращено к ребёнку её содержание, форма, окраска.

Самая основная, сильная сторона сюжетной народной игрушки, которой она обращена к ребёнку, состоит в условности её изображения. Условность изображения опирается на определённую отработанность тех средств и способов, которыми создаётся игрушка. Будет ли это изображение коня, птицы, человека всё решается традиционно выработанным средством. В результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются воображением; эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с нею и детскую игру.

Взрослые, может быть, хотели бы видеть в игрушке нечто другое, но ребёнка привлекает именно её предельная простота и ясность.

Раскраска народной игрушки представляет одно из её неоспоримых достоинств. В состязание с ней не всегда рискнёт вступить современная фабричная игрушка до того живы, ярки, по-детски выразительны её рисунки и краски.

Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике: люди, лошади, пароходы и т. д. Выразительность формы, яркие, живые краски, наивный «детский» орнамент всё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть.

Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в истории народного творчества. Удивительная простота сюжета, чёткость формы сочетаются с живой раскраской. Более «детскую» игрушку трудно придумать.

Матрёшка , русская красавица Чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой матрёшки своё.

Наиболее известны семёновские и загорские матрёшки, а также полхов - майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.

Хохлома отразила в себе всё богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали её яркой нарядной росписью, в которой оживали картины природы.

Богородская резная игрушка. В ней всё живо, всё близко малышу - и сюжет, и образ. Фигуры животных переданы тонко, выразительно, жизненно верно. Очень силён познавательный элемент богородской игрушки. Через неё ребёнок получает верное представление о животных и разных предметах.

Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Главными для осуществления данного знакомства являются задачи:

  1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
  2. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
  3. Формирование обобщённых знаний и умений:

- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.;

- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

  1. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

Первая и вторая задачи предусматривают ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками - материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью устраиваются выставки, проводятся занятия.

Вторая и третья задачи предусматривают обучение детей приемам декоративного рисования. При этом точное повторение всех элементов в росписи не главное.

Знакомить детей с декоративно прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.

Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.

Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек - часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Народное декоративно прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

 В игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста следует использовать сюжеты с игрушками русского народного прикладного искусства. Это способствует воспитанию любви к Родине и к труду народных умельцев. А также очень  важным в этом процессе является воспитание патриотизма и толерантности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад игра и игрушка

система работы с детьми по изучению игры и игрушки. мини-проект....

доклад "Самодельная игрушка как средство обогащения игрового опыта дошкольников"

В докладе представлено обобщение опыта работы по созданию самодельных игрушек с дошкольниками...

доклад на педсовете"Роль игрушки в жизни ребенка"

Доклад на педсовете на тему :" Роль игрушки в жизни ребенка"...

Доклад к мастер-классу на тему "Сибирская народная игрушка"

Доклад к мастер-классу на тему "Сибирская народная игрушка". В быту русских сибиряков тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Трашкова Оксана Александровна - мастер тряпичной куклы. К...

Методическое объединение музыкальных работников и воспитателей Образовательной Организации . Доклад на тему :"Использование игрушки в различных видах музыкальной деятельности дошкольников".

В целом назначение любого вида искусства - это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, ком...

Доклад на тему: «Народная игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Народные игрушки имели важное значение в жизни наших далёких предков. Сначала они были объектом древних ритуалов, затем их предназначением явилась подготовка ребёнка к будущей жизни. В современном дет...