Главные вкладки

    «ЗНАЧЕНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
    статья (младшая группа) на тему

    «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

                                                                                                   В.А. Сухомлинский

                В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожными и деликатными в вопросах развития и образования малышей раннего возраста. Любящие родители, наверняка, заметили, с какой радостью малыш усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной мотивации с легкостью и азартом.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «ЗНАЧЕНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

    «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

            В.А. Сухомлинский

            В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожными и деликатными в вопросах развития и образования малышей раннего возраста. Любящие родители, наверняка, заметили, с какой радостью малыш усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной мотивации с легкостью и азартом.

            Развивать малыша с пеленок – модно. Но педагоги-психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть с ребенком. Поверьте, это самое благодарное времяпрепровождение.

            Сегодня мы поговорим о «пальчиковых» играх, которые и обучением-то назвать сложно. Веселое, увлекательное и полезное занятие! Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к развитию мозга ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

            Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

            Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

            О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Пальчиковые игры- хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развивать координацию. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют взаимоотношения между взрослым и ребенком.

    КОГДА  НАЧИНАТЬ  ЗАНИМАТЬСЯ?

            Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 3-х лет. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя, получает психоэмоциональную поддержку.

            С 3-6 лет совершенствуйте технику уже освоенных пальчиковых игр, начинайте работать с пальчиковыми рассказами. Помимо этого практикуйте игры с мозаикой, пазлы, нанизывание бус, бисера, пуговиц, лепку из глины или пластилина, используйте веревочки различной толщины для завязывания и развязывания узелков и т.д. В три года ребенок должен уметь показывать три пальчика отдельно друг от друга. К 4,5 годам он должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.    

    КАК  ИГРАТЬ  В  ПАЛЬЧИКОВЫЕ  ИГРЫ

    Запомните, что игры с пальчиками малыша подбирают с учетом его возможностей и постепенно усложняются. Не требуйте от ребенка ничего несоответствующего его психомоторному и физическому развитию.

            Для начала разогрейте пальчики: несколько раз согните и разогните их. Можно поиграть в жмурки и вместо хлопков в ладоши попищать резиновыми игрушками. А затем приступить к пальчиковым играм.

            Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

            Сначала все движения выполняются медленно. Можно научить ребенка самостоятельно поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

             При проведении игр с пальчиками необходимо следить, чтобы у локтя малыша постоянно была опора, чтобы сначала работала одна рука, затем другая, потом обе. В процессе игры темп постепенно ускоряется.

            Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев забавные рожицы.

            Показывать нужно и простые, и сложные игры. Тем самым вы даете понять ребенку, что вам очень интересно играть в эту забавную игру. Ребенок становится вашим партнером по игре.

            Расположение мамы относительно ребенка во время игры зависит от сложности самой пальчиковой игры и возраста ребенка. Если в игре задействована только одна рука, то мама может сидеть (стоять, лежать) сбоку от ребенка. Можно положить грудного малыша к себе на колени. Если это более сложная игра, в которой задействованы обе ручки, то можно посадить ребенка к себе на колени или расположиться на коврике и посадить ребенка между ног как в гнездышке. В некоторых играх, для детей от 2,5-3 лет нужно садиться за стол друг напротив друга, чтобы ребенок мог наблюдать за движениями рук взрослого и соотносить зрительный образ с мелкими движениями. Также можно стоять друг напротив друга.

    В  КАКОЕ  ВРЕМЯ  ЛУЧШЕ  ЗАНИМАТЬСЯ?

            Преимуществом пальчиковых игр является то, что ими можно заниматься в любое активное время ребенка.

            Можно играть в пальчиковые игры в перерывах между основными дневными играми ребенка. Более того, когда предстоит долгое ожидание, например, на приеме к врачу и т.д., можно отлично провести время с пальчиковыми играми.

    ЕСЛИ  РЕБЕНОК  ОТКАЗЫВАЕТСЯ  ИГРАТЬ                                                                      

    В  ПАЛЬЧИКОВЫЕ  ИГРЫ   

    Мелкую моторику ребенка можно развивать не только пальчиковыми играми. Существует множество способов ее развития.        Пальчиковые игры вызывают неподдельный интерес у детей начиная с 2-2,5 лет, то есть когда они понимают, что от них требуется. Порой они сами могут просить вас поиграть в ту или иную полюбившуюся ему игру.

    ПАЛЬЧИКИ В ЛЕСУ

    Поочередно загибайте все пальчики, поглаживая их от основания к кончикам, приговаривая:

    Этот пальчик в лес пошел,

    Этот пальчик гриб нашел,

    Этот пальчик чистить стал,

    Этот пальчик жарить стал,

    Ну а этот взял и съел,

    Потому и потолстел.

    СОРОКА – БЕЛОБОКА

    В этой игре основное внимание уделено большому пальцу потому, что он играет очень важную роль во всевозможных хватательных движениях, которые осложняются, если малыш не научится держать большой пальчик поверх остальных в кулачке. Чертите пальцем круги по ладошке, загибайте пальчики и приговаривайте:

    Сорока – белобока

    Кашу варила,

    Деток кормила:

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    А этому не дала.

    Ты дров не рубил,

    Воды не носил.

    (на последних словах покачайте мизинчик и сожмите все пальчики в кулачок)

    ЛАДУШКИ

    Хлопки в ладоши, взмахи «ладошек-крыльев» (ладошки «прилетели» отдохнуть на макушку) и снова хлопки в ладоши.

    - Ладушки-ладушки,

    Где были?

    - У бабушки.

    - Что ели?

    - Кашку.

    - Что пили?

    - Бражку.

    Кашка масленка,

    Бабушка добренька.

    Попили-поели,

    Полетели-полетели!

    На головку сели,

    Сели-посидели,

    Ладушки запели!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Значение пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста

    Наиболее приемлемыми для развития детей, как в детском саду и дома являются пальчиковые игры, так как они способствуют развитии речи дошкольника, за счет развития мелкой моторики и координации движени...

    Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста.

    В статье говорится о важности применения пальчиковых игр в занятиях с детьми раннего возраста и даны методические рекомендации по их проведению....

    Статья на тему: "Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста"

    Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей раннего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Исследования учёных доказали, что у...

    Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста

    Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста...

    Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста

    Данная консультация дает представление родителям о пальчиковых играх не только как о развлечении малыша, но и  подробно рассказывает о том, что развитие мелкой моторики рук ведет к развитию ...

    Консультация "Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста"

    Сегодня все педагоги, без исключения, знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Между тем,...

    Консультация : "Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста ".

    Консультация  Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возрастаУм ребенка находится на кончиках его пальцев В. А. СухомлинскийМногие исследователи, занимающиеся проблемой воспи...