Консультация для родителей "Понимаем ли мы своих детей? Понимаем ли мы друг друга?»
консультация (подготовительная группа) по теме

 

Расхожая фраза «Счастье – это когда тебя понимают», говорит, что понимание не такое уж часто встречаемое явление. Лозунг «Детство – лучшая, счастливая пора» скорее самоуспокоение для взрослых, чем реальность для детей. Бремя ответственности создаёт у взрослых иллюзию беззаботности и безответственности периода детства. Но насколько порой ребёнку живётся труднее, чем взрослому! Он ещё не знает, что в жизни «всё проходит», и оттого обостреннее и непосредственнее его отклик, выше внушаемость и доверчивость к словам и поступкам окружающих; ребёнку труднее реагировать и удовлетворять свои желания, он ещё не умеет, как взрослые находить им замену или компенсацию; ребёнок всё время оценивается: дома, в саду, в школе. При этом нередко наказывают ребёнка за то, что сами взрослые делают безнаказанно. («Мама, я тебя редко ре слушаюсь, а ты меня часто!)

Детские слёзы – часто слёзы обиды и непонимания. Нередко они имеют адресата («Я не тебе плачу, а маме!»)

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий  МБДОУ д/с № 4 «Солнышко»

г. Пятигорска

__________________ Едеменченко Г.М.

Консультация для родителей

"Понимаем ли мы своих детей? Понимаем ли мы  друг друга?»

        

Подготовил:

педагог-психолог

МДОУ д/с № 4 «Солнышко»

г. Пятигорска

Командин Евгений Николаевич

Расхожая фраза «Счастье – это когда тебя понимают», говорит, что понимание не такое уж часто встречаемое явление. Лозунг «Детство – лучшая, счастливая пора» скорее самоуспокоение для взрослых, чем реальность для детей. Бремя ответственности создаёт у взрослых иллюзию беззаботности и безответственности периода детства. Но насколько порой ребёнку живётся труднее, чем взрослому! Он ещё не знает, что в жизни «всё проходит», и оттого обостреннее и непосредственнее его отклик, выше внушаемость и доверчивость к словам и поступкам окружающих; ребёнку труднее реагировать и удовлетворять свои желания, он ещё не умеет, как взрослые находить им замену или компенсацию; ребёнок всё время оценивается: дома, в саду, в школе. При этом нередко наказывают ребёнка за то, что сами взрослые делают безнаказанно. («Мама, я тебя редко ре слушаюсь, а ты меня часто!)

Детские слёзы – часто слёзы обиды и непонимания. Нередко они имеют адресата («Я не тебе плачу, а маме!»)

Из чего складывается понимание?

Понимание обязательно включает знания возрастных особенностей: что можно ожидать от ребёнка 1 года, 3 лет, 5 лет и чем такое поведение объясняется.

Включает знание индивидуальных особенностей ребёнка и мужество взрослого эту уникальность в ребёнке сохранять и поддерживать.

Знание жизни, мудрость (это то, чем часто обладает старшее поколение, и родители иногда

Обижаются: «Вот бы ты меня так воспитывал в своё время, как сейчас внука!»).

Родители дают ребёнку модель отношений с миром и друг с другом. Это отношения спокойные, доброжелательные, активные или оценивающие, не доверяющие, наказывающие? В авторской ТВ-программе Андрея Максимова «Ночной полёт» от 21.01.2002г. М.М.Жванецкий сказал, что родитель должен не вкладывать в ребёнка совесть, а показать ему, что она, совесть, у него, родителя, есть. А иначе где ещё ребёнок это увидит? Совесть нам подсказывает, где мы не правы: обидели, нарушили закон человеческого общежития – пожелали не своё, позаимствовали нам не принадлежащее, не помогли, обманули и т.п. От таких поступков и ошибок никто не застрахован, но ребёнок должен видеть, что это больно и что родитель признаётся в этой боли, страдая. Взрослый, понимающий душу ребёнка, страдает и в том случае, если причинил страдания ребёнку.

Итак, понимание – это обязательно ещё самопонимание и самовоспитание.

Часто детей воспитываем не по науке (а кто её знает?), а по вере, той вере, которая сформировалась из убеждений в детстве: надо воспитывать так, как нас воспитывали. И нередко в таких программах желание взять реванш, отыграться (ведь теперь я царь и бог!). За такой установкой трудно разглядеть индивидуальность ребёнка. Нужно стремиться избегать мелкого педагогического корыстолюбия, цель которого: «Я хочу, чтобы обо мне хорошо думали!» Ребёнок это всегда чувствует, ведь его интересы остаются на задворках. Вырастить же детей, ничем не поступаясь, невозможно.

Но бывают дети, которые столь любимы и властны в семье, что верховодят родителями, легко управляя ими. Это тоже вариант непонимания ребёнка. Непонимания, которые ведут к неуправляемости и к тому, что ребёнок плохо ориентируется в ролях: кто есть кто, кто главный и за что ответствен, где наступают ограничения. Он не понимает себя, потому что его не захотели понять близкие.

Приведём высказывание по этому поводу Симона Соловейчика «Родители, которые для ребёнка являются источником напряжения, неудовольствия, неудобств, опасности, похожи на радиостанцию, которую никто не ловит, хотя она тратит огромную энергию»

Воспитание – это работа без гарантийного результата. Силы родителя должны распределяться разумно: на своё счастье и счастье ребёнка. Ребёнок научится быть счастливым, если наблюдает это умение у родителей; он будет отзывчивым, если отзывчивы родители к своим родителям и другим людям; он будет смелым, совестливым, порядочным…

Но при этом он будет ещё и самим собой, ибо понимание означает терпимость к непохожему. Следует понять, что ребёнок хоть и является продолжением родителей, всё же не их точная копия. Порой он берёт какие-то качества от обоих родителей, иногда – не самые лучшие. Но это как раз ваше – что ж на ребёнка сердиться? теперь ему надо помогать!

Ребёнок не довесок и не придаток к жизни родителей. Он – самостоятельная судьба. Родители временно его в этой жизни сопровождают, любовью и терпением открывая в ребёнке всё лучшее талантливое, способное. Но за это ребёнок не обязан жить жизнью родителей и реализовывать их несостоявшиеся мечты!

Любовь родительская должна сочетаться с требовательностью, проистекающей из понимания себя, целей воспитания, понимания характера и души ребёнка, понимания жизни. Ребёнка важно не только понимать, но и уметь выразить своё понимание, чтобы ребёнок понимание чувствовал словом, паузой, интонацией, поступком, скоростью отклика, смехом, плачем. Главное – неравнодушием и трудом.



Предварительный просмотр:

«Готовность к школе: Что мы не понимаем?»

(конспект проведения родительского собрания)

Подготовил:

педагог-психолог

МБДОУ д/с № 4 «Солнышко»

Командин Е.Н.

Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, чтобы успеть записаться на собеседование или тестирование. В некоторых семьях мамы и бабушки отличаются особым рвением в проталкивании чада к светлому будущему, детям ищут репетиторов по объявлению или по настоятельным рекомендациям уважаемых знакомых. И вот с малышом занимаются с утра до вечера, так что ему поиграть некогда. Даже время прогулок приходится сокращать. А школьный психолог вдруг огорошивает маму на приеме: «Ваш сын — замечательный малыш. Но к школе пока не готов. Лучше ему еще годик в детский сад походить». Мама, конечно, в недоумении: «Ребенок и читает уже, и до ста считает, и домашний адрес знает. Даже прописи освоил. И он, видите ли, не готов! Что значит — не готов?»

Действительно, что значит — «не готов»? Что, собственно, означает эта злополучная «готовность к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет так сильно нервничать родителей?

В чём же суть «готовности»?

Готовность – это определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причём неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе». Каждая новая ступень жизни требует от ребёнка определённой готовности – готовности включаться в ролевые игры, готовности отправиться без родителей в лагерь, готовности обучаться в ВУЗе. Если ребёнок в силу проблем своего развития не готов вступать в развёрнутые отношения с другими детьми, он не сможет участвовать в ролевой игре. Если он не готов ехать в лагерь без родителей, оздоровительный отдых обернётся для него пыткой. Не готов играть по правилам университета, не сможет успешно учиться.

Существует непреложная логика личностного развития: человек не может в своём развитии перейти на новый этап, если он не пережил, не прожил полноценно этап предыдущий. Характерный пример: психологическая служба получила разрешение работать в детском доме. Набрав всевозможных книжек, игрушек, развивающих пособий психологи пришли к детям. Выяснилось, что никакие книжки, игрушки детдомовским детям не нужны. Им нужно посидеть на коленках, потрогать бусинки, потеребить пуговичку. Эти дети не прожили полноценно стадию общения с взрослым. И они пробуют восполнить этот пробел при любом удобном случае. Естественно, за счёт тех видов деятельности, которые должны были бы соответствовать их возрасту.

Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции.

Моторика, мышление, память – это всё прекрасно. Только к школьной готовности относится не только это. Огромное количество книжной продукции, запудривающей родителям мозги (мол, купите – и дело будет в шляпе), никак не влияет на вызревание школьной готовности. Это процесс внутренний, и извне им управлять невозможно.

Что отличает ребёнка, готового к школе?

Во-первых, такой ребёнок должен уметь видеть учебную задачу, принимать её. Д. Б. Эльконин так и говорил об этом: первый показатель готовности к школе – «приём учебной задачи». Когда учитель пытается объяснить детям смысл умножения на примере выложенной плитками кухни, а дети начинают задавать вопросы о цвете плитки, о магазине в котором плитку купили, о том, какая машина столько плитки привезла и т. п., это значит, они не могут принимать учебную задачу, не видят её. Почему? потому что они не готовы к школьному обучению.

Во-вторых, ребёнок, готовый к школьному обучению, умеет выделять общий способ действия. Он способен охватить ситуацию целиком, её смысловую составляющую. Дошкольник же на его месте будет действовать формально. Вот пример. На одном занятии в детском саду воспитательница написала на доске пример: «5-3». Дети должны были придумать задачу по этой записи. И один мальчик задачу придумал: «У мамы было пять ножниц. Три она взяла и съела. Сколько ножниц осталось?» Опускаем характеристику мальчика. Интересно, что ответили другие дети. Они ответили: «осталось двое ножниц». На полном серьёзе. Никто не засмеялся. Ну, и действительно. Пять – это три и два. Три убрали, два осталось. Умеют считать эти малыши? Умеют. Готовы к школе? Не готовы.

Третья составляющая готовности к школе – появление специфической самооценки. Проводилось исследование самооценки у дошкольников и младших школьников. Для этого использовался ряд сюжетных картинок. Например, на картинке изображалась горка. По ней на лыжах съезжает мальчик. А на следующей картинке этот мальчик лежит в сугробе, лыжи в разные стороны торчат. Или девочка поднимает ведро с водой. А на другой картинке ведро упало, вода разлилась. Детям задаётся вопрос: «Почему так вышло? В чём причина неудач?» Что отвечают дошкольники? Горка крутая, ведро тяжёлое. А школьники? Мальчик не очень хорошо умеет кататься на лыжах. Девочка недостаточно сильная, чтобы ведро поднять. Но мальчик, добавляют они, потренируется и научится съезжать. Девочка тоже подрастет, и обязательно с ведром будет справляться. О чём это свидетельствует? О разном подходе к жизни. Дошкольники ещё не выделяют себя из окружающей действительности в качестве субъектов деятельности. Местоимение «я» для них тотально: не я в конкретной деятельности, а «я» вообще, в целом. При таком взгляде на жизнь его не то, что первая двойка или тройка, его четвёрка убьет наповал. Ведь если «я» нарисовал не очень хорошо, значит – «я» плохой. Это значит – меня любить не будут.

Четвёртая составляющая: дошкольник живёт в игровом пространстве. Его интересует сюжет, но совершенно не интересует процессуальная сторона деятельности. Казалось бы, это парадокс: ведь дошкольник и мыслит-то, только что-нибудь делая. Но он не рефлексирует способы своей деятельности. Если задача у него не получается, дошкольник скажет: «А я как будто сделал!».

Д. Б. Эльконин в своё время проводил эксперимент по изучению процессуальности у дошкольников и младших школьников. Для этого был придуман механический лабиринт с моторчиком. В железном ящике были вырезаны прорези, по которым могла двигаться куколка Красная Шапочка. И были четыре кнопки управления этой куклой. Дошкольники и школьники совершенно по-разному участвовали в игре. Дошкольники фантазировали по поводу приключений Красной Шапочки. Даже если им не удавалось провести куколку по лабиринту, они с успехом восполняли свою неудачу за счёт воображения. А школьников интересовало, как именно куколка движется. Они могли снять ящик и экспериментировать с кнопками, чтобы понять принцип управления механизмом. Главным был для них вопрос «как?», а не «что?».

Теперь надо ответить на важный вопрос. Что означает этот диагноз: «ваш ребёнок не готов к школе»? Родитель с испугом прочитывает в этой формулировке нечто страшное: «Ваш ребёнок – недоразвитый». Или: «Ваш ребёнок – плохой». Но речь идёт о шестилетнем ребёнке. И констатируемая на данный момент неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит.

Психологическая готовность к обучению в школе вовсе не заключается в умении читать и писать. Детям до школы чтение и письмо в лучшем случае не вредят, цифры и буквы воспринимаются ими как очередная частичка окружающего мира, чрезмерный объем информации не развивает вообще никого.

А для чего же школа, как не для того чтобы научить ребенка читать, писать, считать? Что он будет делать в первом классе? Скучать? Баловаться? Терпеть?

Занятия в различных кружках по подготовке к школе, конечно, расширяет кругозор и общую осведомленность но только «сильных», развитых, способных детей, детям «слабым» такое обучение до школы чаще всего вредит, так как создает дополнительную нагрузку на нервную систему, которую дети этого возраста выдерживать не обязаны. Кроме того, если ребенку до семи лет дать неправильный навык чтения или письма, потом его невероятно трудно будет переучить!

        Главный приоритет в вопросе образования ребенка на этапе его подготовки к школе, как и всего периода дошкольного детства, должен принадлежать общему развитию ребенка. Именно оно обеспечивает дальнейшую успешность обучения ребенка в школе.

Среди главных составляющих понятия «готовность к школе» - развитие любознательности и познавательной активности ребенка, умения самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи. Выделяют пять компонентов психологической готовности к школе:

Психологическая готовность к школе включает в себя

Интеллектуальная готовность:

Определенный уровень развития внимания, памяти, речи, мыслительных операций (большой словарный запас, умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы, обобщать, и т.д.)

Волевая готовность:

Умение управлять своим поведением и поступками, эмоциональным состоянием в соответствии с принятыми нормами поведения дома, в д/саду, в гостях. Способность подчинить «Хочу» «Надо»

Социальная готовность:

Умение находить место в коллективе сверстников, подчиняться требованиям сверстников и взрослого, понимать, что не все зависит от желания ребенка

Личностная готовность:

Готовность к принятию новой социальной позиции школьника, адекватное положительное отношение к школе, желание учиться

Физическая готовность:

Группа здоровья, физическое развитие (определяют врачи).

умение управлять своим телом, хорошо двигаться и ориентироваться в  пространстве, развитие мелкой моторики рук, а также скоординированность движений руки и глаза.

Психологическая готовность к школе не сформирована, если не сформирован хотя бы один составляющий ее компонент!

Интеллектуальная подготовка  предполагает развитые речь, восприятие, память, воображение, наглядно-образное мышление: умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка, сравнивать предметы, находить различия и сходство, выделять целое и его часть, группировать предметы по определенным признакам, делать простейшие выводы и обобщения и др.

Волевая готовность к школе предполагает развитие у дошкольника волевых качеств личности: умение ребенка в доступных для его возраста пределах управлять своим поведением, умение направлять свои усилия на решение учебных задач, быть организованным, понимать и выполнять правила, которые будут предъявляться ему учителем, а также способность ребенка подчинять «хочу» и «надо». Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок… В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

        Социальная готовность предполагает  умение будущего ученика общаться с окружающими людьми, быть доброжелательным с другими детьми, взрослыми, в том числе педагогами, умение подчиняться требованиям сверстников и взрослого, понимать, что не все зависит от него.

Физическая готовность определяет физическое развитие ребенка, умение управлять своим телом, хорошо двигаться и ориентироваться в пространстве, развитие мелкой моторики рук, а также скоординированность движений руки и глаза. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждёт не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребёнка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться. Родителей порой радует, что ребёнок запомнил текст  стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий.

Одна из важнейших задач подготовки детей к школе – развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребёнка. Больше давайте ребёнку лепить, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание на качество раскрашивания.

Личностная (мотивационная) готовность, т.е. готовность и желание ребенка принять новую социальную позицию школьника, желание учиться, положительно воспринимать образ школы. У ребёнка должно быть желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Но это появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста и связано с очередным кризисом психического развития. Ребёнок психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него, как ступенька к взрослости, а учёба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением. А на сегодняшнем этапе важно, чтобы вы, родители, которые являетесь авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах, не допускали негативных разговоров в присутствии ребёнка о школе, о школьном обучении, о том, как детям сейчас тяжело учиться. Такие разговоры могут отрицательно сказаться в дальнейшем.

К сожалению, многие родители не уделяют должного внимания данному компоненту. Содержательная сложность заключается в том, что у многих детей не складывается объективное представление о школе: оно либо чрезмерно идеализировано. Неадекватно оптимистично, либо чрезмерно негативно: школа вызывает опасения как нечто чуждое, тревожное, опасное. Чаще всего такое отношение к школе формируется в трех случаях:

  1. Ребенок в дошкольном детстве был не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него сформировалась своеобразная установка на «отказ от усилия». Поскольку школа требует от ребенка постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает активное противодействие учению.
  2. Ребенка еще в дошкольном детстве запугивали школой, что очень опасно и вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям («Ты же двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»).
  3. Ребенку, напротив, рисовали школьную жизнь (и будущие его успехи) в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.

Поддержка ребенка при поступлении в школу является одним из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между ребенком и родителями. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Естественное желание всех родителей – уберечь, предостеречь своего ребенка от возможных неприятностей в жизни. Однако постоянно контролировать и поправлять каждый его шаг, решать за него его собственные проблемы – дело нереальное и совершенно неэффективное. Поэтому единственное и наиболее разумное что могут сделать родители – это подготовит своих детей самостоятельно преодолевать трудности жизни.

Родители должны стремиться к тому, чтобы у ребенка не сформировалась тенденция к постоянному ожиданию неудачи и разочарования. Важно поддерживать и поощрять ребенка. Родительская поддержка – это процесс:

  • в ходе которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки;
  • который помогает ребенку поверить в себя и в свои способности;
  • который помогает ребенку избежать ошибок;
  • который поддерживает ребенка при неудачах.

        Для того чтобы научиться поддерживать ребенка, родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы в центре своего внимания держать ошибки и плохое поведение ребенка, родителю придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.

        Поддерживать ребенка – значит верить в него. Родитель всеми средствами (вербальными и невербальными) сообщает ребенку, что верит в его силы и способности.

Для того чтобы поддержать ребенка, родитель сам должен испытывать уверенность, он не сможет оказывать поддержку сыну или дочери до тех пор, пока не научится принимать себя и не достигнет самоуважения и уверенности.

        Родитель должен знать, какие силы внутри семьи и в ее окружении способны привести к разочарованию. Этими силами являются:

  • завышенные требования родителей;
  • соперничество братьев и сестер;
  • чрезмерные амбиции ребенка.

Завышенные требования родителей к ребенку сделают невозможным успех и вполне вероятным разочарование. Например, если родители прежде ожидали, что ребенок будет получать все награды в детском саду, то теперь они ожидают от него того же и в школе.

Что касается братьев и сестер в семье, то родители могут непреднамеренно противопоставить детей друг другу, сравнивая блестящие успехи одного с бледными достижениями другого. Такое соперничество может привести к жестокому разочарованию и разрушить хорошие прежде взаимоотношения.

Чрезмерность амбиций отчетливо проявляется, например, в тех случаях, когда ребенок, плохо играя в какую-то игру, отказывается принимать в ней участие. Часто ребенок, не умеющий выделиться посредством чего-то позитивного, начинает вести себя вызывающе негативно или превращается в «камень на шее» всей группы.

Типичными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.

Подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей, положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится родителю. Между тем, именно в такие моменты родитель должен предельно четко показать ребенку, что «хотя я и не одобряю твоего поведения. Я по-прежнему уважаю тебя как личность».

Необходимо показать ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы родитель научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи.

Поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка в отличие от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.

Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

  1. Опираться на сильные стороны ребенка.
  2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
  3. Показывать, что Вы удовлетворены ребенком.
  4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку.
  5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
  6. Проводить больше времени с ребенком.
  7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
  8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
  9. Уметь взаимодействовать с ребенком.
  10.  Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
  11.  Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
  12.  Принимать индивидуальность ребенка.
  13.  Проявлять эмпатию и веру в вашего ребенка.
  14.  Демонстрировать оптимизм.

Поддерживать можно посредством:

- отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед», «продолжай»);

- высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Все идет прекрасно», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя получилось вовсе не так, как ты ожидал»);

- прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, мягко поднять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу, обнять его);

- совместных действий, физического участия (сидеть или стоять рядом с ребенком, мягко вести его, играть с ним, слушать его, есть вместе с ним);

- выражение лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

СИТУАЦИИ ДЛЯ АНАЛИЗА

Ситуация

Илюша предпочитает шумные игры, а занятия, требующие сосредоточенности не любит. Вот и сейчас, выполнил рисунок, не приложив усилий: видно, что может рисовать лучше, но не старается. Но мама, посмотрев его работу, говорит: «Хорошо, молодец». Для неё главное, чтобы сын был занят. Мальчик тут же бросает свой «шедевр» и создаёт новый ничуть не лучше прежнего. И мама опять хвалит малыша. Она считает: «Подумаешь, не дорисовал. Подумаешь, неправильно держит карандаш! Пойдёт в школу – научится. Не беда, что принимается сразу за несколько дел. Лишь бы занят был. Вот пойдёт в школу, тогда…»

Конечно же, мама в данной ситуации не права. Ваша заинтересованность и объективная оценка результатов детской деятельности ребёнка помогает ему проявить усилия, вырабатывает правильное отношение к занятию как к серьёзному делу.

Часто школьные учителя, психологи, обеспокоенные трудностями адаптации ребёнка к школе, говорят о "психогенной школьной дезадаптации", которая может выражаться в школьных страхах, неврозах и др.

К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения.

Предлагаю вам выполнить задание:

На карточках написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Попробуйте предугадать как повлияют эти фразы на будущего школьника и первоклассника, какие чувства и переживания они вызовут у него. Напишите свои предложения.

-Вот пойдешь в школу там тебе…

-Ты, наверное, будешь двоечником? (могут вызывать чувство тревоги, неверие в свои силы, утрату желания идти в школу.)

-Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником! (родительские притязания основаны на не реальных возможностях сына или дочери, а неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, привести к потере уверенности в родительской любви, а значит, уверенности в себе).

-Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось! (родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок, которые получает ребенок. Иными словами, взрослый человек, испытывая страх перед "унижением", делает ответственным свою самооценку ребенка: "Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет, ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживание". На ребенка взваливают бремя двойной нагрузки: "Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо". Часто такой непосильный для ребенка психологический груз становится причиной невроза).

-Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно? (не предъявляете ребенку невыполнимые требования, не толкайте его на путь заведомого обмана).

-Попробуй мне только сделать ошибки в диктанте! (у ребенка которому постоянно угрожают наказанием, могут возникнуть враждебные чувства к родителям, может развиться комплекс неполноценности и д.р.)

Стихи для анализа:

Я прочитаю стихи. Подумайте, о каких личностных качествах, необходимых для успешного обучения ребенка в школе в них говорится:

Корзина малины

Когда ты шагаешь с тяжелой корзиной,

Дорога становится длинной - предлинной!

А если в корзине пылает малина,

Еще тяжелее бывает корзина.

Бежит, извиваясь, лесная дорожка.

С корзиной малины шагает Сережка.

"Приду я и маме отдам всю малину.

И скажет мне мама: "бери половину!"

Зачем мне всю - то Козину нести?

Малины осталось - как раз половина!

"Вот, - скажет мне мама, - какой молодчина!

Принес полкорзины! Тебе - половина!"

Дорожка петляет. Сережка шагает.

Малина в корзине опять убывает.

"Ну, тут на двоих еще хватит в двойне!

Полполполкорзины достанется мне.

Полполполкорзины делю пополам,

А все остальное я маме отдам!..

Дорожка петляет уже вдоль села.

Полполполполполполовина пошла!

Еще пополам бы! Да жалка: в корзине

Полполполовинки последней малинки:

(В. Суслов)

Вопросы к родителям.

•  Нужно ли ребенку учиться удерживать в памяти цель действий?

•  Удается ли вашему ребенку преодолевать ситуативность поведения, подчинять свои желания социально значимому мотиву?

•  Как вы помогаете ребенку в этом?

Резюме.

Выбор ребенком цели должен быть мотивирован, то есть ребенок должен самому себе ответить на вопрос: "Рати чего я буду это делать?" - и решить, как ему поступить: как хочется и ли как нужно. Если дошкольник понимает, какую пользу его действия принесут другому человеку, ему легче преодолеть ситуативность поведения.

Таня-неумелочка.

Есть такая девочка -

Таня-неумелочка.

И чулочки, и сапожки надевают ей на ножки.

Все могла бы делать Таня,

Только нет у ней старанья.

Вот какая девочка -

Таня-неумелочка.

(М.Смирнова)

Вопрос к родителям.

•  Не занимаете ли вы аналогичную позицию по отношению к своему ребенку? Если да, то какие меры предпринимали в связи с этим.

Резюме. Важно занять правильную позицию по отношению к ребенку, предоставить ему возможность самому делать все, что он в состоянии делать. Позиция гиперопеки - выполнять за ребенка его школьные задания, идти у него на поводу, снисходя к его усталости, и пр. - может принести в последствии массу неприятностей и родителям и самому ребенку.

Памятка для родителей

по созданию положительного отношения к школе и обучению

у ребенка дошкольника

 

  1. Лучше всего начинать подготовку к школе с игр, в процессе которых ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, а также развивает свои способности. Язык игр очень хорошо понятен ребенку. Поскольку на данном этапе он усваивает культуру именно таким образом.
  2. Старайтесь не создавать у ребенка впечатления, что занятия и игры с ним являются смыслом Вашей жизни, поэтому играйте с малышом, например, во время приготовления ужина на кухне («Чего не стало?», «Что изменилось», «Назови все предметы на столе одним словом», «Почему эти продукты мы кладем в этот ящичек, а эти продукты в другой?» и т.п.), по дороге в детский сад, в машине, в автобусе («Слова-города», «Назови одним словом», «Я знаю пять названий цветов.., посуды.., мебели…» и т.п.).
  3. Занятия требуют систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два  в выходные дни.
  4. Не забывайте оценивать успехи ребенка, а при неудачах ободряйте действия ребенка словами: «Давай попробуем вместе, я уверена, все получится…», «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы еще лучше».
  5. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вам не хочется играть в какую-то игру или Вы плохо себя чувствуете, то лучше отложить занятие. С плохим настроением, через силу, не играйте с ребенком! Игровое общение должно быть интересным и для него, и для Вас.
  6. Сходите с ребенком в школу, где он будет учиться, покажите ему глее раздевалка, столовая, туалет.
  7. Рассказывайте ребенку о распорядке дня в школе, чем занимаются дети во время урока, перемены. В каких случаях он может обратиться к учителю за помощью.
  8. Поделитесь собственным опытом школьной жизни, конечно, если он положителен.
  9. Читайте рассказы о школе, школьниках, учителях.
  10. Старайтесь создать у ребенка адекватное, объективное представление о школе и учебе, не идеализируя, но и не запугивая будущего ученика. Ведь то, о чем нам уже известно перестает быть непонятным, тревожащим и пугающим!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Понимаем ли мы своих детей"

Понимаем ли мы своих детей, так ли мы их воспитываем?...

Консультация для родителей "Понимаем ли мы своих детей"

Правильно ли мы воспитываем своих детей?...

Консультация для родителей«Как научиться понимать своего ребенка»

Данный материал поможет молодым родителям в умении найти подход к своему малышу....

Консультация для родителей "Понимаем ли мы своих детей"

Расхожая фраза «Счастье – это когда тебя понимают», говорит, что понимание не такое уж часто встречаемое явление. Лозунг «Детство – лучшая, счастливая пора» скорее ...

Консультация для родителей Как научиться понимать своего ребенка?

Общение родителей с ребенком, умение слышать его и понимать – безусловно, очень важные составляющие семейного воспитания. Однако слышать и слушать – это два разных понятия, маме с папой нужно максимал...