Повышение психологической компетенции родителей, как фактор обеспечения готовности детей к обучению в школе.
методическая разработка на тему

Саркисян Рена Ризвановна

Всвязи с повышением требований  к школьному обучению, необходимо повышение психологической компетенции родителей в этом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_konferenci.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

 « От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира-от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский 

В связи с повышением государственных требований к качеству дошкольного образования и уровню готовности ребенка к школе усиливается ответственность семьи как первого института социализации человека. Одним из условий обеспечения готовности ребенка к школе является психолого-педагогическая компетентность родителей.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Одной из основных задач нашего детского сада является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности при подготовке дошколят к школе.

 Мы глубоко убеждены, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе.

Важная проблема на сегодняшний день - исчезновение в поведении детей их возрастной непосредственности, что ведет, по мнению многих специалистов, к развитию черт агрессивности. Преодолеть этот кризис опять же возможно путем взаимодействия двух социальных институтов - семьи и детского сада. Важно, чтобы условия в семье и в дошкольном учреждении не отличались друг от друга. Чтобы и дома, и в детском саду ребенок сталкивался не с насилием, в том числе и воспитательно-педагогическим, а с пониманием, заботой и привлечением к посильному труду.

Серьёзная  задача, которая стоит перед нами - развить интерес детей к познанию окружающего мира. Поэтому так важно уделять внимание доверительным беседам с ребенком и его родителями. Поэтому процесс совместного пребывания взрослого с детьми тоже необходим.  Главное, чтобы ребенок, как в детском саду, так и дома не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно. К сожалению, не в каждой семье можно увидеть такую идиллию. Задачей педагогов и психологов в этом аспекте является научить родителей общаться с детьми, вызвать у них нежные чувства к ребенку. Все это возможно сделать путем использования активных форм и методов работы с родителями.

Еще одна задача - научить детей общению друг с другом, научить не обижать других, проявлять сочувствие, терпимость. И это так же невозможно сделать без активного участия семьи.

Таким образом, вопрос повышения психологической компетентности  родителей, как фактор  обеспечения готовности к обучению в школе  их детей на сегодняшний день весьма актуален.

Вся  работа родителей и педагогов объединяется единой целью - воспитать свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе, в социуме. Важно объяснить родителям эти задачи и попытаться совместными усилиями решить их.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.

Являясь одним из важных факторов социального воздействия, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция семьи как социального института. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей. В связи с вышеизложенным, становится ясно, что работа с родителями приобретает особое значение . Ведь семья стоит у истоков воспитания ребёнка.

  Сегодня семья  переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной  национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. Вот почему главные усилия  педагога- психолога и всего педагогического коллектива дошкольных учреждений должны быть направлены на:

- улучшение семейного микроклимата;

- формирование положительных взаимоотношений в семье;

- повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;

- формирование ,совместными усилиями, полноценной личности ребенка, готовой  к  обучению в   школе.

Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей, образовательной работе с детьми. Задача педагогов - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей, детей.

В своей  работе я постаралась подробно описать существующие формы и методы работы с родителями.

Я  выделяю  два основных направления взаимодействия с семьей при психологической подготовке детей к школе:

Первое направление – повышение уровня     психолого- педагогической компетентности родителей через специальные лекции, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, дискуссии, круглые столы.

Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.

Формы взаимодействия, которые мы используем с родителями в детском саду, подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Виды  взаимодействия с детьми и  родителями, для повышения их психолого-педагогической компетенции:

1. Анкетирование, тестирование.

  • Тестирование детей ( рисуночное )«Моя семья»
  • Тестирование детей (рисуночное)  «Два домика»;
  • Тестирование родителей «Знаю ли я своего ребенка?»;
  • Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?
  • Тестирование  родителей  «Готовы ли мы отдать в школу своего ребёнка?»
  • «Познавательная  потребность» ребёнка.

2. Выставки.

  • Выставки детского творчества;
  • Выставки творчества взрослых;

3. Наглядность.

  • Подборка рекомендаций педагогов-специалистов;
  • Результаты детской изобразительной и конструктивной деятельности;
  • Подарки и приглашения к праздникам;
  • Стендовая  информация для родителей.

4. Организация праздников и развлечений.

  • Подготовка детей;
  • Изготовление костюмов и атрибутов;
  • Исполнение ведущих ролей;
  • Организация дней рождения детей;
  • Участие в спортивных развлечениях;
  • Фотографирование детей,

           

5. Организационные мероприятия.

  • День открытых дверей  в  школе;
  • Дискуссия «Защита прав и достоинств ребенка-дошкольника»;
  • Родительские собрания по проблемам воспитания детей;
  • Тренинг взаимодействия  родителей  и детей  «Учимся понимать друг друга
  • Семинар- практикум для родителей « Как подготовить ребёнка к школе?»

Тренинг взаимодействия родителей и детей «Учимся понимать друг друга»

Вопрос взаимодействия и понимания друг друга становится все более актуален внутри семьи по мере взросления ребенка.  Ребенок взрослеет и меняется, так же должны изменяться и развиваться детско-родительские отношения. А для этого необходимо учиться понимать, смотреть и видеть друг друга.  Групповые формы работы дают уникальную возможность снять ощущение единственности, уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь(и от взрослых, и от детей) .

Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания, развитие эффективных навыков коммуникации с детьми для  облегчения  готовности  к  обучению   в школе.

Задачи тренинга:

  • усиление способности родителей к пониманию и  проникновению   в эмоциональный мир своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;
  • изменение неадекватных родительских позиций;
  • оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей

Содержание:

  • повышение родительской компетентности в вопросах воспитания
  • орг. коррекционных игр с детьми, направленные на формирование нового типа отношений равноправия и партнерства - орг. свободных игр с детьми
  • продуктивные виды деятельности, где функции «лидера» и «ведомого» разделены между родителем и ребенком.
  • стимулирование речи детей в процессе общения с родителями и другими участниками группы

Идея программы: сотрудничество

  • формирование навыков сотрудничества с ребенком
  • признание права ребенка на выбор
  • отработка навыков общения

Ценность в группе:

  • увидеть своего ребенка в общении со сверстниками др. взрослыми;
  • отрефлексировать свою позицию и стиль взаимодействия с ребенком

Элементы и приемы:

  • сказкотерапия (чтение и обсуждение, сочинение, рисование сказки)
  • игровая терапия( игры и упражнения, психогимнастика, ролевые игры)
  • арттерапия (работа с рисунком, визуализация образов)

Тренинг проводится 4 дня (первый – организационно-диагностический для родителей; три дня совместно с детьми, четвертый день заключительный с чайной церемонией). По завершении тренинга проводятся индивидуальные консультации с родителями.

Продолжительность одного занятия 60 мин, последний день 90 мин.

Структура занятий:

  • приветствие
  • разминка
  • общий круг
  • прощание
  • домашнее задание для взрослых

1 день (группа родителей)

Материал: Бланки на каждого родителя: «ВРР»,  домашнее задание № 1, косынка, 4 картины «Тип семейного воспитания», 4 пословицы, текст релаксации «Очищение от тревог», приглашение для занятий на каждую ДРпару, муз. отрывок.

1. Приветствие и знакомство участников: все стоя в кругу по очереди говорят: «Здравствуйте, меня зовут... Сегодня я такая...(мимикой или жестом показывают свое эмоциональное состояние)».

Группа отвечает: «Здравствуй, ... Сегодня ... такая (отображают действия участника)».

2. Обсуждение: «Правила работы в группе»:

  • открытое общение
  • активность
  • безоценочные суждения
  • добровольное участие
  • здесь и сейчас

3. Обсуждение: «Цели и задачи тренинга»:

  • правило 3 П: принятие, признание, понимание
  • стремление к сотрудничеству

Условия и режим работы: следующие 3дня с детьми, выполнение домашних заданий, пропуски нежелательны, последний день по продолжительности 90мин. Завершается тренинг чайной церемонией и подарками участникам. На следующий день приглашение и домашнее задание.

4. Ожидания участников от работы.

5. Упражнение «Хвасталки» «Я ..., мой ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»

6. «Перебежки»: 

  • Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок;
  • Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми;
  • Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком.

7. Опросник «Взаимодействие Родитель-ребенок»

8. «Пословицы» Деление на 2 группы, каждая получает по две пословицы, поясняя что имели введу наши предки:

  • Без корня и трава не растет.
  • Не мы на детей походим, а они на нас.
  • Матушкин сынок, да батюшкин горботок.
  • Похвальное слово гнило бывает.

9. «Хорошо и плохо». Предлагается 4 картины – тип воспитания.

Одна команда называет «+» данного типа воспитания, а другая «–». Обсуждаем с какими трудностями может столкнутся ребенок в детском саду.

10. Упражнение «Руки»: Один из участников встает в круг, ему завязывают глаза, подают руку, он основываясь на тактильные ощущения должен сказать какой родитель «мягкий или строгий...»

11.Релаксация «Очищение от тревог»

12.Обсуждение занятия

13. Прощание «Общий круг», вручение приглашений на занятия с детьми

Д/з №1: Заполнить таблицу: «Что меня огорчает в моем ребенке и радует»

Опросник «Взаимодействие Родитель – Ребенок» (ВРР)

Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе.

  • 5 – несомненно, да (очень сильное согласие);
  • 4 – в общем да;
  • 3 – и да, и нет;
  • 2 – скорее нет, чем да;
  • 1 – нет (абсолютное несогласие)
  • Если уж я чего-то требую от ребенка, то обязательно добиваюсь этого.
  • Я всегда наказываю его за плохие поступки.
  • Ребенок обычно сам решает, какую одежду надеть.
  • Моего ребенка смело можно оставлять без присмотра.
  • Ребенок может рассказать мне обо всем, что с ним происходит.
  • Думаю, что он ничего не добьётся в жизни.
  • Я чаще говорю ему о том, что мне в нем не нравится, чем о том, что нравится.
  • Часто мы совместно справляемся с домашней работой.
  • Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.
  • Я чувствую, что последовательна(лен) в своих требованиях.
  • В нашей семье часто бывают конфликты.
  • Я бы хотел(а), чтобы он воспитывал своих детей так же, как я.
  • Ребенок редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
  • Я его очень редко ругаю.
  • Я стараюсь контролировать все его действия и поступки.
  • Считаю, что для него главное – это слушаться меня.
  • Если у него случается несчастье, в первую очередь он делится со мной.
  • Я не разделяю его увлечений.
  • Я не считаю ребенка таким умным и способным, как мне хотелось бы.
  • Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним.
  • Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное.
  • Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему.
  • Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.
  • Мне нравятся наши отношения с ребенком.
  • Дома у моего ребенка больше обязанностей, чем у большинства его друзей.
  • Приходится применять к нему физические наказания.
  • Ему приходится поступать так, как я говорю, даже если он не хочет.
  • Думаю, что я лучше него знаю, что ему нужно.
  • Я всегда сочувствую своему ребенку.
  • Мне кажется, я его понимаю.
  • Я бы хотел(а) многое в нем изменить.
  • При принятии семейных решений всегда учитываю его мнение.
  • Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа).
  • Мое поведение часто бывает для него неожиданным.
  • Бывает, что, когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка...) начинает меня упрекать в излишней строгости.
  • Считаю, что в целом правильно воспитываю своего ребенка.
  • Я предъявляю к нему много требований.
  • По характеру я мягкий человек.
  • Я позволяю ему одному гулять во дворе дома.
  • Я стремлюсь оградить своего ребенка от трудностей и неприятностей.
  • Я не допускаю, чтобы ребенок подмечал мои слабости и недостатки.
  • Мне нравится его характер.
  • Я часто критикую по мелочам.
  • Всегда с готовностью его выслушиваю.
  • Считаю, что мой долг – оградить его от всяких опасностей.
  • Я наказываю его за такие поступки, которые совершаю сам(а).
  • Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи.
  • Я устаю от повседневного общения с ребенком.
  • Мне приходится заставлять его делать, что он не хочет.
  • Я прощаю ему то, за что другие наказали бы.
  • Мне хотелось бы знать о нем все: о чем думает, как относится к другим, о чем мечтает,...
  • Он сам выбирает, чем заниматься дома в свободное время.
  • Думаю, что для ребенка я самый близкий человек.
  • Я приветствую его поведение.
  • Я часто высказываю свое недовольство им.
  • Принимаю участие в делах, которые придумывает ребенок.
  • Я часто думаю, что кто-то может обидеть его.
  • Бывает, что упрекаю и хвалю его, в сущности, за одно и то же.
  • Случается, что если я говорю ему одно, то муж (жена, бабушка...) специально говорит наоборот.
  • Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых.

 

Регистрационный  бланк

Ф.И.О._________________ Возраст____ образование_______

Ф.И. ребенка_____________________ Возраст________

 

Баллы

 

Баллы

 

Баллы

 

Баллы

 

Баллы

сумма

1

 

 

13*

 

 

25

 

 

37

 

 

49

 

 

 

2

 

 

14*

 

 

26

 

 

38*

 

 

50*

 

 

 

3*

 

 

15

 

 

27

 

 

39*

 

 

51

 

 

   /  2

4*

 

 

16

 

 

28

 

 

40

 

 

52*

 

 

 

5

 

 

17

 

 

29

 

 

41*

 

 

53

 

 

    /  2

6*

 

 

18*

 

 

30

 

 

42

 

 

54*

 

 

 

7*

 

 

19*

 

 

31*

 

 

43*

 

 

55

 

 

 

8

 

 

20

 

 

32

 

 

44

 

 

56

 

 

 

9

 

 

21

 

 

33

 

 

45

 

 

57

 

 

 

10*

 

 

22*

 

 

34*

 

 

46*

 

 

58*

 

 

 

11

 

 

23

 

 

35

 

 

47

 

 

59

 

 

 

12

 

 

24

 

 

36

 

 

48*

 

 

60

 

 

 

Подсчёт  и обработка  результатов  опросника  ВРР .

Подсчитывается  общее  количество  баллов  по каждой  шкале,  при  этом   учитываются- прямые  это  или  обратные  утверждения. Обратные  утверждения  переводятся  в  баллы   таким  образом:  

Ответы: 1    2    3    4    5

Баллы:  5    4    3    2   1

 В бланках-  ключах  обратные  вопросы  обозначены  звёздочками.  Поскольку  шкалы  3   и 5    содержат  по  10  утверждений, а не  по пять, как  в  остальных, то  арифметическая  сумма  баллов  по  этим шкалам  делится  на  два.  Суммарная    оценка  проставляется  в  последнем  столбце  регистрационного  бланка.  Каждая  строка  бланка  для  ответов  принадлежит  одной  шкале. Например, к 1-й  шкале  относятся утверждения: 1 ,  13,  25,  37,  49;     к 10-й  шкале:  12,  24,  36,  48,  60, а  к  3-й  шкале   :   3,  4,  15,  16,   27,   28,  39,  40,   51,  52.

Шкалы  опросника  ВРР   для  родителей  дошкольников.

1.Нетребовательность  -   требовательность.

2.Мягкость -  строгость.

3.Автономность – контроль.

4.Эмоциональная  дистанция -  близость.

5.Отвержение-  принятие.

6. Отсутствие  сотрудничества- сотрудничество.

7. Тревожность  за  ребёнка.

8. Непоследовательность – последовательность.

9.Воспитательная  конфронтация  в  семье.

10. Удовлетворённость  отношениями  с  ребёнком.

Домашнее задание №1:Таблица

Что меня огорчает в моем ребенке

Что меня радует в моем ребенке

 

 

Релаксация:

«Очищение от тревог»

Мы иногда очень устаем, и тогда хочется отдохнуть...

Ложитесь удобнее, закройте глаза и постарайтесь представить себе необычное путешествие. Все о чем скажу...

Давайте собирать мешок. Положим в него все, что мешает: все обиды, слезы, ссоры, грусть, неудачи, разочарование... Завяжем его и отправимся в путь...

Мы вышли из дома, где вы живете, на широкую дорогу...

Путь наш далек, дорога тяжела, мешок давит на плечи, устали и стали тяжелыми руки, ноги. О-ох! Как хочется отдохнуть! Давайте так и сделаем. Снимаем мешок и ложимся на землю. Глубоко вздохнем: вдох (задержать 3сек), выдох (задержать 3 сек) – повторить 3 раза. Дышится легко, ровно глубоко… Вы чувствуете, как пахнет земля? Свежий запах трав, аромат цветов наполняет дыхание. Земля забирает всю усталость, тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью...

Надо идти дальше. Вставайте. Поднимите мешок, почувствуйте – он стал легче… Вы идете по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, поют птицы. Прислушайтесь к этим звукам… Впереди прозрачный ручеек. Вода в нем целебная, вкусная. Вы наклоняетесь к нему, опускаете ладошки в воду и пьете с удовольствием эту чистую и прохладную воду. Чувствуете, как она растекается приятно по всему телу прохладой. Внутри приятно и свежо, вы ощущаете легкость во всем теле... Хорошо! Войдите в воду. Она приятно ласкает ноги, снимает напряжение и усталость. Вы прыгаете с камушка на камушек, вам легко и радостно, мешок совсем не мешает, он стал ещё легче... Разноцветные брызги разлетаются и блестящими капельками освежают лицо, лоб, щеки, шею, все тело. Хорошо-о!

Вы легко перебрались на другой берег. Никакие препятствия не страшны!...

На гладкой зеленой травке стоит чудесный белый домик. Дверь открыта и приветливо приглашает вас войти. Перед вами печка, можно посушиться. Вы садитесь рядом с ней и рассматриваете яркие язычки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя; подмигивают угольки. Приятное тепло ласкает лицо, руки, тело, ноги,... Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все ваши печали, усталость, грусть...

Посмотрите, ваш мешок опустел... Вы выходите из дома. Вы довольны и успокоены. Вы с радостью вдыхаете свежий воздух. Легкий ветерок ласкает ваши волосы, лицо, тело. Тело будто растворяется в воздухе, становится легким и невесомым. Вам очень хорошо. Ветерок наполняет ваш мешок радостью, добром, любовью...

Все это богатство вы отнесете в свой дом и поделитесь со своими детьми, родными, друзьями. (Пауза не менее 30 сек)

Теперь можете открыть глаза и улыбнуться – вы дома и вас любят.

2 день

Материал: Аудиокассета «Топ-топ, хлоп-хлоп» Е. Железнова, косынка, по 7 разноцветных лепестков на каждую пару, основа для наклеивания и клей-карандаш, цветные карандаши, бумага, музыкальная мягкая игрушка «Цветик-семицветик»

  • Знакомство участников по кругу: «Здравствуйте, меня зовут Лена, а тебя? »
  • Музыкальное упр. «Ну-ка, все встали в круг» ауд. № 3 Упр. направлено на сплочение группы.
  • Работа в д-р паре. «Ласковые слова» Взрослый обращаясь к ребенку говорит: «Сережа, ты …(3 ласковых слова)». Затем ребенок отвечает. Так по кругу все пары высказываются.
  • Музыкальное упр. «Хлоп» ауд. № 5 Первый куплет каждый участник показывает на себе части тела по тексту песни, а второй куплет работа в д-р паре.
  • «Угадай ребенка по лицу». Ведущий: родитель с закрытыми глазами по очереди ощупывает лица детей, стараясь угадать своего ребенка. Упражнение проводится молча.
  • Упражнение «Семицветик» Лепестки от цветка разбросаны по комнате. Участники пары должны договориться, кто будет собирать лепестки, а кто наклеит их на основу.
  • «Загадай желание». Загадывают желания: ребенок – 3, родитель – 3, а одно совместное. Обсуждение желаний.
  • Совместное рисование «Волшебный цветок».

Родителю и ребенку выдается один лист бумаги на двоих и фломастеры, карандаши, краски, мелки. Инструкция: «Сейчас вы договоритесь, какой материал будете использовать при выполнении задания, и кто начнет первым рисовать. По моему сигналу начинает рисовать первый, другой молча наблюдает, стараясь понять замысел. По второму сигналу второй участник пары дорисовывает рисунок».

  • Придумывание, какой волшебной силой обладает? Степень удовлетворенности совместной работой.
  • Релаксация обнявшись: «Полет бабочки»
  • Прощание: «Я даю тебе цветок, ты ведь лучший мой дружок…(цветок – «Я тебя люблю»)
  • Общий круг: «Всем, Всем, до свидания!»

Домашнее задание: «Сочиняем сказку о своем ребенке»

Релаксация «Полет бабочки»

Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и глубоко, ... спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок...

Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь каждый пусть вообразит, что он – бабочка. Что у него красивые и большие крылья… Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз, вверх и вниз...

Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов... Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы даже чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно высадитесь на мягкую пахучую серединку цветка…рассматриваете его и цветы вокруг... Вдохните еще раз его аромат ... и откройте глаза.

Расскажите о своих ощущениях.

3 день

Материал: музыкальный отрывок инструментальной музыки, пиктограммы ( радость, обида, страх, злость, удивление, испуг), разрезная пиктограмма на каждую пару, клей-карандаш, листы бумаги, карандаши, муляж апельсина (мяч).

  • Приветствие по кругу на невербальном уровне: дети и взрослые под музыку движутся по помещению, по сигналу «руки» – останавливаются и жмут друг другу руки, «носики» – трутся носами, «лобики» – трутся лбами. В завершении «круг» – встают в круг и произносят хором: «Руки вверх я подниму, здравствуйте, всем я вам скажу!»
  • «Цвет твоего настроения» Закройте глаза и представьте цвет своего настроения. Цвет своего ( ребенка) соседа. Сосед подтверждает или опровергает предположение. Действие по часовой стрелке.
  • «Без слов» – аналогия игры «Что мы видели не скажем, а что делали покажем». Сначала две команды: дети и родители, а затем д-р пара.
  • Путешествие в Радужный город: знакомство с пиктограммами. И/У «Какая(какой), я? » по кругу.
  • «Собери пиктограмму» Каждая д-р пара получает пиктограмму разрезанную на части и изображает, а другие участники должны угадать. Обсуждение «Когда я или мой ребенок бывает такой?»
  • Параллельная работа: дети рисуют «О чем я мечтаю», а родители выполняют упражнение: «Пойми меня, мама».  Разрезанная таблица и её необходимо восстановить, соотнося слова и чувства. По завершении работы взрослые озвучивают мечту ребенка по его рисунку
  • И/у «Апельсин» Участники по кругу без помощи рук передают апельсин.
  • Музыкальное упр. «Соседи» ауд. № 23
  • И/ у «Комплимент»
  • Общий круг «Всем, всем до свидания!»

Домашнее задание № 3: совместно с ребенком вспомнить любимую игру, на следующем занятии рассказать и приготовить атрибуты для игры.

«Пойми меня»

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора!

Гордость. Удовлетворение.

Мне не весело. Я не знаю, что мне делать.

Скука, поставлен в тупик.

Все дети играют, а мне не с кем.

Одиночество, покинутость.

Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам.

Уверенность, самостоятельность.

Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать.

Боль, злость, чувство не любви.

У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться?

Разочарование, желание бросить.

Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие.

Одобрение, благодарность, радость.

  • день        

Материал: косынка, свеча, подарки участникам (мягкие сердечки), ручки на каждого взрослого.

  • Приветствие: «Здравствуй, добрый человек!» направо, налево, в центр круга.
  • И/у «Угадай, родителя по руке».Ребенку по очереди подают руки , а он должен угадать руку своей мамы или папы.
  • И/у «Хвасталки». Каждый ребенок должен похвастаться про свою маму, рассказать всем о ней.
  • Представление домашних игр.
  • «Соломинка на ветру». Все взрослые встают в круг, вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка»из детей. Она встает в круг с завязанными глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад» Участники осторожно передают «соломинку» по кругу.
  • Чтение сказок родителей для детей
  • Сказка ведущего «О нежных Теплышках» (К. Штайнер)
  • Прощание при свече: « Я хочу, что бы пламя этой свечи уничтожило все ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью Д-р пара «я тебя люблю», пожелания участникам. А теперь мысленно поблагодарим, друг друга за работу, вздохнем и дружно погасим свечу.
  • Подарки и чай для участников.
  • «Продолжи предложение» (отзыв о работе в тренинге).

От работы в тренинге я приобрел(а) ___________
Мне понравилось ___________
Мне не понравилось ___________
Хотели бы вы еще участвовать в тренингах ___________
Ваши пожелания ведущему ___________

Рекомендуемая родителям литература, в которой затронуты проблемы адаптации детей к школе. 

1. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? М.1996.
2. Боно Э. Учите вашего ребенка мыслить. Минск.1998.
3. Коренева Е.Н. Ох уж эти первоклашки! Ярославль.1999.
4. Фуллер Ч. Подберите ключ к обучению своего ребенка. Минск.1998.
5. Хилтунен Е. Когда ребенок учит самого себя.М.1999.
6. Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. Рига.1999.

Заключение:

В результате  проведённой  мною  работы:

родители  увидели своих детей  в общении  со сверстниками и взрослыми ; сформировали  навыки сотрудничества  с  ребёнком, что в свою очередь  ведёт  к положительному взаимодействию  в семье,  улучшению её микроклимата .На фоне   такого  повышения  психологической  компетентности  родителей в  вопросе воспитания своих детей мне стал заметен рост  в их психическом и познавательном  развитии.

 

Результаты  диагностики  готовности детей к школе за последние 3 года.

Уч. год

В

С

Н

2008-2009г.г

 44%

46%

10%

2009-2010г.г

40%

53%

7%

2010-2011г.г

52%

40%

8%

Эти данные показывают, динамику уровня развития и готовности к школе  детей  на протяжении диагностируемых мною 3-х лет,  что косвенно, подтверждает заинтересованность родителей в жизни детей и то, что их педагогический уровень значительно вырос. Родители заинтересовались новыми формами работы, новыми методами проведения мероприятий; возросла их активность.  На последнем собрании мы ещё раз провели  Тест: « Готовы ли мы отдать в школу своего ребёнка?» , из 25 человек, только у 2 родителей  остались сомнения и  переживания по поводу того, готов ли их ребёнок к школе, а всё по тому, что они не систематически присутствовали на  наших встречах.

 В дальнейшем вижу перспективу отслеживания удовлетворённости родителей в психическом  сопровождении детей. Разработку  системы досуговых  мероприятий, дополнительные  тренинги,  посещение школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Психологическая готовность детей к обучению в школе. Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию первоклассников"

1.Понятие о психологической готовности детей к школе2. Показатели психологической готовности2.1. Мотивационная готовность2.2. Волевая готовность2.3. Интеллектуальная готовность2.4. Социальная готовнос...

Презентация для родителей "Психологическая готовность детей к обучению в школе"

В презентации представлены основные компоненты школьной готовности....

Психологическое сопровождение образовательного процесса по формированию психологической готовности детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС

Сейчас в свете ФГОС ДО особое внимание уделяется вопросам психологизации педагогической деятельности, как повышения качества дошкольного образова...

Семинар практикум для родителей "Волевая готовность детей к обучению в школе"

Данная разработка предназначена для педагогов дошкольных учреждений. Семинар-практикум проводится совместно с детьми. это позволит родителям увидеть уровеннь сформированности у детей произвольность де...

консультация для родителей "Физическая готовность детей к обучению в школе"

консультация для родителей "Физическая готовность детей к обучению в школе"...

Рекомендации родителям "Речевая готовность детей к обучению в школе"

Данный материал рекомендован родителям, чьи дети имеют проблемы в речевом развитии.  Мои консультации, советы, краткие рекомендации помогут  родителям в решении многих вопросов, связанных...

Консультация для родителей: «Физическая готовность детей к обучению в школе»

Консультация для родителей: «Физическая готовность детей к обучению в школе»...