консультации для родителей
материал (старшая группа) по теме

Тегза Татьяна Анатольевна

В первой консультации  родителям  предлагается ряд игр и упражнений для развития    фонематического слуха у  дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsrol_fonematicheskogo_vospriyatiya_i_navykov.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

           РОЛЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ  

               ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА В КОРРЕКЦИИ

                     РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! СКОРО ВАШИМ ДЕТЯМ ПРЕДСТОИТ ПОЙТИ В ШКОЛУ, И МЫ ПРЕДЛАГАЕМ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВАМ ОПРЕДЕЛИТЬ СТЕПЕНЬ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ВАШЕГО РЕБЁНКА.

    Ведущее место в комплексном подходе к  коррекции недоразвития речи  исследователи отводят формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Практический опыт также подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, притом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма.  

    Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т. п.

    Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

    Узловым образованием, ключевым моментом в системе коррекции недоразвития речи являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. Их формирование позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать коррекции речевого недоразвития.

    На этапе формирования фонематического восприятия у детей исследователи проблемы выделяют 5 ступеней:

  1. Узнавание неречевых знаков
  2. Различение одинаковых  звукокомплексов по высоте, силе и тембру
  3. Различение слов, близких по звуковому составу
  4. Дифференциация слогов
  5. Дифференциация фонем

                                             Упражнения.

1.Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:     мак—бак—так                   моток—каток—поток

ток—тук—так       батон—бутон –бетон       бык—бак—бок               будка—дудка—утка

дам—дом—дым     нитка—ватка—ветка      ком—дом—гном              клетка—плётка—плёнка

тыква—буква—будка

2. Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

     канава—канава—какао—канава                                  ко м—ко м—к от—ко м

     утёнок—утёнок—утёнок—котёнок                            будка—буква—будка—будка

     винт—винт—бинт—винт                                                 минута—монета - минута—минута

     буфет—букет—буфет—буфет                                           билет—балет—балет—балет

    дудка—будка—будка—будка

3. Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:

мак—бак—так—банан           сом—ком—индюк—дом              лимон—вагон—кот—бутон      

 мак—бак—веник—рак        совок—гном—-венок—каток        пятка—ватка—лимон—кадка

 ветка—диван—клетка—сетка               каток—дом—моток—поток                            И т.п.

    4.   Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.

Та – та – та         па – па – па           ка – ка – ка           фа – фа – фа          на – на – на

Та – та – та          па – па – па          кА – кА – кА         фа – фа – фа         на – на – на

Та – та – та         па – па – па           кА – кА – кА         фа – фа – фа         на – на – на

Аналогично с другими согласными звуками.

  1. Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками.

 та—ка—па               ка—на—па              фа—ха—кА          ба—да—га           ма—на— ва    

  па – кА – та               га – ба – да             кА – фа – ха          ва – мА – на                То же с гласными О, У, Ы.

  1. Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости/твердости,
     па— пя          по — пё        пу — пю        пы — пи                 та – тя            то – тё        ту – тю           ты – ти

ма— мя        мо— мё        му — мю        мы — ми               ба – бя           бо – бё       бу – бю         бы – би

ва— вя        во— вё        ву — вю        вы — ви                 да – дя            до – дё     ду – дю           ды – ди

фа – фя              фо – фё                фу – фю             фы – фи

  1. Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков:

па—тпа                                        на—пна

та—пта                                       ка—фка

фа—тфа                                      ка—тка

та—фта                                       ка—пка

ма—кма                                     та—кта

на—фна                                     на—кна

  1. Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:

      пта—пто—пту—пты         кта—кто—кту—кты                 фта—фто—фту—фты

       тпа—тпо—тпу—тпы         тма—тмо—тму—тмы              кна—кно—кну—кны

        фка—фко—фку—фкы       пна—пно—пну—пны

  1. Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении.


   пта—тпа                кта—тка           фта - тфа

    пка—кпа                фка—кфа          хта – тха

     фпа—пфа                гда—дга           вба – бва

Примечание. Упражнения на воспроизведение стечения согласных звуков особенно сложны для детей с нарушением слоговой структуры, но зато их выполнение создает базу для коррекции этого нарушения речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...