Роль и место педагога в процессе воспитания у старших дошкольников самостоятельности как качества личности
методическая разработка (старшая группа) по теме

Шевелькова Людмила Михайловна

Воспитание самостоятельности у старших дошкольников, как отмечалось, раньше не означает, безусловно, устранения взрослого. На первых этапах детскую деятельность необходимо направлять, разумно руководить ею, оставляя место для проявления творчества и самостоятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

роль и место педагога в процессе воспитания у старших дошкольников самостоятельности как качества личности

Воспитание самостоятельности у старших дошкольников, как отмечалось, раньше не означает, безусловно, устранения взрослого. На первых этапах детскую деятельность необходимо направлять, разумно руководить ею, оставляя место для проявления творчества и самостоятельности.

Когда воспитание ребенка пускается на самотек, когда взрослый оправдывает свое невнимание к нему нехваткой времени, расхожей фразой: «У него еще все впереди, наверстает», он лишает его правильных ориентиров в жизни и деятельности. Лишенный полнокровного общения с взрослыми, ребенок может вырасти, неспособным каким-либо самостоятельным действиям.

И наоборот, если постоянно глушить стремление ребенка к самостоятельности, он всегда будет ждать, когда за него все сделают взрослые. Поэтому важно не оставлять без внимания попытки ребенка самостоятельно выполнять то или иное действие. Каждое достижение ребенка, пусть и небольшое, необходимо поддержать, одобрить.

Ученые – педагоги давно обосновали необходимость педагогического руководства самостоятельной деятельностью детей. Н. А. Ветлугина отмечает: «Признавая, что самостоятельная деятельность начинается по инициативе детей и в основном проходит без непосредственной помощи взрослого, мы считаем этот процесс не спонтанным, а педагогически обусловленным»

Р. С. Буре в свою очередь также подтверждает, что педагог всегда остается организатором, руководителем детской жизнедеятельности, только методы его влияния на детей значительно изменяются в период, когда каждый из них самостоятелен в определении своих занятий и игр.

Заметим, что понимание роли педагога в организации самостоятельной деятельности старших дошкольников в психолого-педагогической литературе неоднозначно. В одних случаях отмечается ее сведение лишь к функциям эксперта (теория свободного воспитания), в других – организатора, в третьих, предлагается – сочетание свободы в деятельности детей с разумной требовательностью педагога (П. Ф. Лесгафт, Л. К. Шлегер и другие) И вот эта третья позиция особенно импонирует при воспитании у детей самостоятельности.

Как же этого достичь? Рассматривая вопрос о роли и месте педагога в процессе организации свободной деятельности старших дошкольников, необходимо видеть его в системе. Такая система предлагает, как и любая успешная деятельность, совокупность взаимосвязанных между собой элементов:

Цель – задачи (или функции) – структура – содержание (процесс) – принципы, подходы, формы, методы, создание условий, результат.

Цель ясна: необходимо сформировать у каждого ребенка самостоятельность как качество личности (безусловно в объемах их возрастных уровней).

Задачи (функции) педагогического руководства связаны с реализацией поставленной цели и решением для этого следующих проблем:

  1. формированием у детей представлений о том, что значит быть самостоятельным и обучением необходимым знаниям, умениям, навыкам работы (развитием у детей способностей ставить цель, составлять план, быть организатором своей деятельности и правильно оценивать свои результаты),
  2. рациональной организацией свободной деятельности.

Основным субъектом педагогического руководства детской деятельностью на уровне старшей группы детского сада является воспитатель. Это он планирует и организует работу по воспитанию у детей самостоятельности, обучает их необходимым организационным умениям и навыкам, постоянно отслеживает динамику их изменений, стимулирует их активность при выполнении порученных им или выбранных по собственной инициативе дел, привлекает к этой работе родителей и других педагогов, работающих в данной группе.

Основываясь на анализе психолого-педагогической литературе главными принципами педагогического руководства свободной деятельностью детей можно считать:

  1. Принцип свободы выбора старшим дошкольником разработанной общественно-полезной деятельности во вне учебных занятий. Реализации этого принципа способствует развивающая среда в группе и других территориях детского сада, и во вне его.
  2. Принцип сотрудничества воспитателя и старшего дошкольника в процессе выбора и организации ребенком разнообразной свободной деятельности. Он предполагает, что в процессе воспитания самостоятельности имеется два субъекта, не один, как в традиционной педагогике и оба этих субъекта (воспитатель и старший дошкольник) действуют вместе, являются партнерами, составляют союз более старшего и опытного с менее опытными.

Они сотрудничают. Это сотрудничество реализуется в совместной деятельности, принимая формы, то сотрудничества, то соучастие, то сопереживание, то сотворчество, то соуправление.

Возникающие отношения между воспитателем и детьми характеризуются отходом от принуждения и предполагает требовательность, основанную на доверии; увлеченность, рожденную интересным поручением замену принуждения желанием, порождающим успех; ставку на самостоятельность детей и др.

  1. Принцип системности. Включает следующие основные положения:

Усвоение детьми понятий, умений, навыков самостоятельности в организации детской деятельности зависит от объяснения педагога. Уровень подготовки педагога, его творчество и мастерство обеспечивает глубокое и систематическое усвоение детьми понятия «самостоятельность», «цель», «план работы» и другие в соответствии с возрастными возможностями детей.

  1. Принцип доступности. Этот принцип основывается на умение педагога соотнести предлагаемые детям знания и умения с уровнем их развития, с тем личным опытом, которым они владеют. Если такие связи установить не удается, знания считаются недоступными.
  2. Принцип создания условий для достижения успеха. Именно этот принцип дает дальнейшее развитие инициативы и самостоятельности в организации свободной деятельности старших дошкольников.
  3. Принцип ориентации на развитие личности, учет ее возрастных и индивидуальных особенностей детей. Ориентирует дошкольных работников на личностную модель воспитания. Воспитатели должны постоянно изучать детей, хорошо знать особенности психического и физического развития воспитанников на каждом возрастном этапе.
  4. Принцип интеграции воспитательных усилий, то есть объединение усилий воспитателя, родителей и других педагогов по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников.

Воспитатель, осуществляя индивидуальный подход, опирается не только на качества присущие данному ребенку, но и как говорил А. С. Макаренко, уже «проектирует, - создает» новый тип человека, черты характера и поведения которого соответствовали бы идеалам. Педагог подмечает и развивает едва заметные положительные качества, укрепляя тем самым в ребенке чувство уверенности в своих силах, желание достигнуть лучших результатов.

А. С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении целого ряда педагогических проблем, например, при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Считал, что в процессе воспитания необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка – это главная точка опора в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям .

Индивидуальный подход к ребенку, по его справедливому мнению, не должен конкурировать с принципом формирования личности в коллективе и через коллектив. Работа со всем коллективом и с каждым ребенком в отдельности должна рассматриваться как две стороны единого процесса. Индивидуальный подход позволяет ставить и решать различные конкретные задачи:

  1. постоянно изучать особенности личности ребенка, выявлять факторы, оказывающие на него наиболее существенное влияние;
  2. искать средства индивидуального подхода и систему индивидуальных педагогических воздействий.

Важным условием осуществления индивидуального подхода к детям является единство требований детского сада и родителей.

Содержание педагогического руководства свободной деятельностью старших дошкольников определяется поставленной целью и вытекающими из нее задачами.

Одной из вытекающих задач педагога является обучение детей навыкам самостоятельной деятельности, «заражению» их свободой и желанием самостоятельно и творчески выполнять любое порученное ему дело.

Содействовать обогащению развития индивидуальности – обучать детей этим умениям, значит сохранить возможность ребенку быть самостоятельным субъектом деятельности, приобретая неповторимый стиль ее выполнения.

Наиболее часто на практике педагоги используют метод объяснения действий и метод целенаправленной активизации самостоятельной деятельности.

Активизируя «самостоятельную» деятельность детей, педагог на начальных этапах приобретения детьми навыков самостоятельности и инициативы использует показ и объяснение, привлекает внимание детей к отдельным деталям ранее наблюдаемого объекта или явления, рекомендует приемы и способы работы . Метод объяснения организован главным образом на формирование у старших дошкольников осознания понятия «что значит быть самостоятельным» и формах проявления этой самостоятельности. С помощью вопросов педагога: какая работа и в какой последовательности должна быть выполнена, с чего надо начать, что думают делать затем, что нужно для предстоящей работы – дети лучше понимают порядок действий, приучаются в элементарной форме планировать свои действия и планомерно осуществлять задуманное, что улучшает качество их труда. Затем дети по своей инициативе вносят элементы планирования в свою работу. О таком показе и объяснении детям заявляли в своих работах ученые – педагоги Ф. С. Левин – Щирина, Д. В. Менджерицкая.

Детей приучают после работы рассказывать о последовательности действий при выполнении работы.

Результат, имеющий продуктивную ценность, - обязательный компонент трудовой деятельности. Объективно продукт детского труда не имеет особого значения, но он является воспитательным фактором. Незавершенная работа не приносит ребенку удовлетворение. Незавершенная работа снижает способность ставить цели, их выполнять.

Недоделки и небрежность в работе – результат неумения оценить результат и его качество.

Важным условием активизации самостоятельности ребенка является поощрение в сочетании с пояснением его достижений и ошибок.

Предоставляя самостоятельность и возможность проявить инициативу, педагог создает стимул в виде положительного эмоционального отношения, способствует ответственному выполнению задачи. Контролируя деятельность ребенка, педагог выражает одобрение или, при необходимости, останавливает отрицательные проявления.

Если самостоятельность проявляется у детей только к конкретному делу, а при переносе в другие условия уровень самостоятельности снижается, внимание воспитателя должно быть направлено на формирование умения применять усвоенные знания, умения, навыки в новых или частично измененных ситуациях, на воспитание положительного эмоционального настроя к любой полезной для других деятельности.

В практике встречаются дети, которые ответственно и самостоятельно выполняют работу только в случае, если она совпадает с их личными интересами и желаниями. Работают они в зависимости от темперамента либо излишне поспешно, либо медлительно. В их деятельности отсутствует самостоятельность и инициатива. Они стараются отстраниться от работы, часто не доводя до конца, безразличны к ее результату. Решающим мотивом такой деятельности лежит или боязнь наказания, или удовлетворение личного интереса. Педагог учитывает эти мотивы и использует в работе с детьми индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.

Воспитанию самостоятельности способствует выполнение детьми разовых и постоянных, посильных поручений. Педагог, организуя, выполнение поручений старшими дошкольниками вносит в это элементы игры. Такая взаимосвязь игры и труда закономерна. Игровые мотивы помогают ему выполнить трудовое задание, делая его более занимательным, привлекательным. В дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребенка деятельностью является игра. Ведущей не может стать любая деятельность, которой ребенок отдает много времени. Если какая-то деятельность стала особенно привлекательной для ребенка, это отразится на становлении его личности, но такого развивающего эффекта, как ведущая, она в большинстве случаев дать не может ( А. Н. Леонтьев).

Трудовая деятельность, в процессе которой ребенок ставит определенную цель, которая определяет способ и характер его действий. В дошкольном возрасте деятельности ребенка побуждается не отдельными случайными мотивами, а теми, которые он считает наиболее важными. Способность к целенаправленной деятельности в дошкольном возрасте развивается постепенно.

Более сложная трудовая деятельность старшего дошкольника возможна, если он не может ставить цель, но планирует последовательность действий, этапы работы, подготавливает для работы все необходимое.

Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Вспомним слова В. А. Сухомлинского: «Трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трех понятий: НАДО, ТРУДНО и ПРЕКРАСНО».

Поручения, как одна из форм трудового воспитания. Можно различать следующие поручения:

  1. По содержанию.
  2. По степени привлекательности.
  3. По степени новизны.
  4. По сложности организации (простыми, содержащими в себе одно несложное конкретное действие или более сложным, включающим цепь действий).
  5. По возможности творчества.
  6. По времени выполнения (кратковременные или длительные).
  7. По способу получения.
  8. По составу участников (индивидуальными или общими).

Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей чувства ответственности за полученное дело.

Содержание поручений определяется в соответствии с видами, рекомендованными программой воспитания в детском саду; во многом зависит от возраста детей, от условий, в которых находится группа (наличие живого уголка, огорода, расположение мебели в групповой комнате и т.д.). поручение дает воспитателю возможность индивидуализировать приемы руководства детьми: одному помочь, другого научить, третьему оказать поддержку, одобрить. По мере накопления дошкольниками опыта участия в выполнении поручений воспитатель усложняет их содержание.

Очень важно помнить, что любая деятельность ребенка в процессе воспитания самостоятельности должна быть, им осознана и свободна.

И ученые – педагоги Н. Ф. Виноградова, Л. Е. Журова совершенно справедливо утверждают и пишут об этом, что необходимо уйти от инструктивного воспитания, когда вся жизнь ребенка подчинена инструкциям взрослых. Ожидание инструкций развивает безынициативность, тормозит проявление самостоятельности и творчества. Поощрять любую инициативу, даже если она кажется взрослому никчемной. Поблагодарить, похвалить за проявленную инициативу, раскрыть ее достоинства, предостеречь, если есть недостатки .

Дети дошкольного возраста отличаются большой непосредственностью. Их отношение к правилам, трудовой деятельности обнаруживается довольно легко: в речи, мимике, движениях. Поэтому сразу видно, как ребенок принял предложение поработать (быстро ли приступил к выполнению, улыбается ли, советуется, с чего начать работу). Наблюдение за трудом ребенка позволяет заметить радостное выражение его лица, удовольствие или, наоборот, равнодушие, недовольство, нежелание выполнять порученное дело. Легко фиксируемые внешние показатели ребенка к труду облегчают поиск путей педагогического воздействия на него.

Имеются разные подходы в решении вопроса об объединении детей в подгруппы. Л. Е. Образцова считает необходимым на первом этапе объединять детей равных, как по трудовым умениям, так и по трудолюбию, самостоятельности и чувству ответственности. Тогда дети, любящие труд и умеющие трудиться, не будут подавлять своей активностью товарищей. А дети, не умеющие работать, не проявляющие в труде настойчивости, быстро отвлекающиеся, вынуждены будут в силу контроля взрослых и «общественного мнения» товарищей работать добросовестно, овладеть необходимыми трудовыми умениями.

Я. З. Неверович считает возможным объединить для общей работы детей с разным уровнем трудовых умений, самостоятельности, но не резко отличающихся друг от друга. Такое комплектование групп дает возможность детям учиться друг от друга и избежать подчинения более слабых, более сильным.

Изучение практики показывает, что в некоторых случаях воспитатели создают «нединамический жизненный» стереотип, чему способствует излишняя опека либо частые запреты, лишения элементарной самостоятельности. В детских дошкольных учреждениях распространился так называемый императивный стиль общения, то есть безропотное выполнение указаний старших, лишение возможности самостоятельно решать элементарные, жизненные задачи.

Таким образом, подводя итоги сказанному, следует сделать следующий вывод. Роль и место педагога в процессе воспитания у старших дошкольников самостоятельности как качества личности трудно переоценить.

Педагог является главным субъектом воспитания, создает условия для организации разнообразной, свободной, самостоятельной деятельности ребенка, формирует у них желание проявлять активность и инициативность  в процессе индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Поручение является наиболее гибким, личностно – ориентированным инструментом воспитания самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль и место интегрированных занятий в развитии творческих способностей дошкольников

Презентация из опыта работы. Интеграция образовательной области Музыка  с другими образовательными областями....

Комплексное занятие по формированию у старших дошкольников социально-нравственных качеств личности

Формировать представление о дружбе, показать красоту дружеских отношений и их необходимость.2. Дать понять, что каждому дана свобода выбора друга, учить думать, сопереживать.3. Воспитывать желание пос...

Методическая разработка для педагогов ДОУ по формированию у младших дошкольников основ нравственных качеств и эстетического воспитания через использование игровых технологий

Предлагаю методическую разработку по формированию у младших дошкольников основ нравственных качеств и эстетического воспитания через использование игровых технологий...

Приказ об утверждении плана мероприятий по формированию у дошкольников нравственно - патриотических качеств личности средствами музейной педагогики

Приказ об утверждении плана мероприятий по формированию у дошкольников нравственно - патриотических качеств личности средствами музейной педагогики...

Роль и место игры в экологическом воспитании дошкольников

Статья может быть использована, как рекомендация для родителей. Из нее можно узнать о классификации игр, о их роли в экологическом воспитании дошкольников....

«Роль и место игры в экологическом воспитании дошкольников»

МИР, окружающий ребенка-это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В.А.Сухомлинский Дошкольное детство...