Как помочь детям, которые заикаются
статья (средняя группа) по теме

Консультация для родителей и воспитателей "Как помочь детям, которые заикаются"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pomoch_detyam.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

        Как помочь детям,  которые заикаются

         Разумеется, не каждый ребенок после чтения на ночь сказок о Драконе, Бабе Яге или просмотра фильма о Фредди Крюгере станет заикаться, но впечатлительный – возможно.

     Нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата – симптомы заикания. Появляются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

  1. Ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить, (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить);
  2. Употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
  3. Повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
  4. Вынужденные остановки  в середине слова, фразы;
  5. Затруднения перед началом речи.

Поводы к  возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных  заболеваний, когда организм ослаблен.

Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации – постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение окружающих его людей, жизненные  условия (обстановка в семье, режима). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. А некоторые малыши начинают заикаться после того, как их в принудительном порядке переучивают из левшей в правшей.

       Знание этих причин должно помочь родителям вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам: логопеду, невропатологу. Поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.  Уже давно доказано, что полного эффекта в борьбе с заиканием можно достичь только при условии комплексного воздействия. Это включает в себя: медикаментозное укрепление нервной системы, различные виды физиотерапии, психотерапевтическая работа и логопедические занятия.

    Исследования ученых показывают, что хорошим помощником при лечении заикания является пение, особенно протяжных, мелодичных песен.

Вот один из примеров: однажды в клуб любителей  бардовской песни пришел молодой симпатичный парень, который сильно заикался. Но стоило ему взять в руки гитару и запеть – заикание исчезало. Исчезало без какого-либо намека на дефект речи. Но когда песня заканчивалась – заикание возвращалось. Можно представить, какое чувство  испытывал молодой человек, когда выходил на сцену и пел. Для него песня значила гораздо больше, чем для остальных. В песне он был свободен. При  и чтении стихов, заикание тоже сдавало свои позиции.

    Так в чем же причина? Каким образом пение заставляет заикание отступить?   Для начала разберемся в самой песне.

Песня - это наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией (Википедия).

      В большинстве народных  песен, между словами почти нет пауз. А, как известно, одно из препятствий, которое стоит перед заикающимся, это произношение первого звука в слове. В песне одно слово перетекает в другое, как бы льется вместе с музыкой. Плюс к тому слова песни известны, заучены.

То есть, как бы отрепетированы переходы от одного слова к другому. В реальной жизни слова рождаются в онлайн режиме. Отсюда и трудности.

        Еще одна особенность песни – это ее ритмическая составляющая.

 А ритмичная речь является одним из способов коррекции заикания. Поэтому многие заикающиеся и стихи читают без заикания.   Если поющий еще и аккомпанирует себе игрой на гитаре или на фортепиано – то тут подключается еще один способ коррекции речи (метод Л.З.Арутюнян), при котором речь как бы запускается рукой, устраняя спазматические задержки, определяет темп, ритм речи. Но все вышесказанное относится к легкой форме заикания. С тяжелой формой все гораздо сложнее. И песнями здесь не поможешь.  А вот в качестве профилактики заикания пение с ребенком принесет большую пользу. Плюс ко всему пение – это тренировка мышц гортани и языка. Это хорошая тренировка речевого дыхания. В результате «пениетерапии» происходят изменения, как с голосовыми связками, так и в мозговой деятельности. Поэтому музыка считается хорошим средством для лечения заикания у ребенка, и не зря, ведь петь детям гораздо легче, нежели говорить.

          К этим средствам борьбы с заиканием в последние годы можно добавить еще и музыкотерапию. Еще когда великий французский актер Жерар Депардье был ребенком, он заикался. Доктор посоветовал ему слушать музыку великого Моцарта. И это помогло! Депардье полностью излечился от заикания! Рискнем предложить эти замечательные произведения Моцарта в помощь родителям и специалистам, кому приходится лечить своего ребенка или в силу своей профессии чужих детей от заикания. Занятия с ребенком нужно проводить каждый день по пол часа. Ребенок должен быть сыт, расслаблен. Необходимо приглушить свет. Пусть ребенок отдыхает и слушает музыку. Под эту музыку можно также проводить логоритмические занятия с детьми. Логоритмика состоит из системы разнообразных упражнений и игр с движениями, которые выполняются под музыку. Например, можно под музыку выполнять по утрам  комплекс легкой утренней гимнастики или можно играть с ребенком под музыку. Например, ребенку и членам его семьи стать в круг и бросать друг другу мячик в такт музыке. Все эти упражнения будут способствовать развитию общей и речевой моторики ребенка, развивать у него координацию движений и воспитывать чувство ритма. Все эти средства будут оказывать значительную помощь в борьбе с заиканием у ребенка.

         Для заикающихся детей  очень полезны занятия пением, музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа и ритма. Заикающийся ребенок должен все время находится под наблюдением логопеда и невропатолога.

Чем раньше начнется борьба с заиканием — тем лучше.

http://nsportal.ru/unbelievable"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети, которых не любят, становятся взрослыми, которые не могут любить.

Ребенок умеет любить того, кто его любит, и его можно воспитывать только любовью.   Ф. Э. Дзержинский.Лишь любовью к детям и истинным общением с детской душой возможно создать счастливое чел...

Наилучший способ помочь детям – это помочь их родителям.

Мне бы хотелось рассказать родителям  о том, на что нужно обращать внимание в раннем детстве и как можно ускорить процесс коррекции нарушений речи....

Цитата Дети, которых не любят, становятся взрослыми, которые не могут любить.

Цитата  Дети, которых не любят, становятся взрослыми, которые не могут любить....

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Консультация для родителей "Упрямство и капризы детей раннего возраста. Как помочь детям стать самостоятельными"

Консультация для родителей Упрямство и капризы детей раннего дошкольного возраста....