консультация для родителей "Папа, мама, поиграйте со мной, пожалуйста..."
материал (средняя группа) по теме

Поняева Ирина Ивановна

 

 

    Дети очень любят, когда взрослые играют вместе с ними.

    В эти игры можно играть дома, на кухне, по дороге в детский сад, в транспорте, во время прогулки. Они не требуют специального оснащения или дополнительного времени. Папа, мама, поиграйте со своим ребёнком, пожалуйста.

    Игры со словом и в слова активизируют речь и мышление детей. Научат употреблять в разговорной речи разнообразные глаголы, оценочные наречия, качественные прилагательные. Познакомят со словами, близкими по смыслу, но с разными оттенками значения (синонимами) и словами с противоположным значением (антонимами).

    Полезно предложить ребёнку такое задание: придумать определение к тому или иному слову.

    Например, ребёнка спрашивают:

 -  Какой бывает хлеб? Белый, черный, ароматный. Какой ещё? Назови, пожалуйста.

    Далее ребенок сам придумывает прилагательные, определяющие качество хлеба: черствый, вкусный, ржаной, сдобный, мягкий, душистый и т.д.

    Можно таким образом описывать погоду, игрушки, транспорт, животных и т.д.

  

     Или взрослый предлагает:

-   Давай поиграем в игру «Наоборот». Я скажу слово, например, «короткий», а ты придумай противоположное по значению («наоборот») – «длинный»; Я говорю слово «холодный». Какое слово ты скажешь в ответ?

  Игру «Наоборот» можно проводить для упражнения ребенка в употреблении глаголов «разрешать- запрещать», «поднять - бросить»; существительных «пол - потолок», «мальчик-девочка»; наречий «близко-далеко», «плохо - хорошо»; сравнительных наречий «глубже-мельче», «больше - меньше» и т.д.

     

    На свежем воздухе можно поиграть в такие игры: «Какой это лист?», «С какого дерева листок?»

     

   Игру «Какой это лист?» можно провести по дороге в детский сад. Взрослый говорит: «А давай мы с тобой,  поиграем в такую игру, например, лист клена называется кленовым. А лист берёзы как будет называться? (березовым) А лист дуба..., тополя.., рябины.., осины? И т.д.»

    

  Игру же «С какого дерева листок» можно провести наоборот. Взрослый говорит: «Березовый  лист упал с березы, а дубовый лист с какого дерева упал? (с дуба) А кленовый лист? И т.д.»

   

    На кухне  пока мама готовит ужин, а ребенок возится рядом, можно поиграть в  такие интересные игры, например, в игру «С чем пекут пироги?»

   Мама говорит: «Пирог с капустой называется - капустный. А пирог с вишней, – какой?...(вишневый); с рисом…(рисовый); с мясом…(мясной) и т.д.»

    Аналогично можно поиграть в игру «Из чего салат?»

«Салат из овощей называется – овощной, а салат из огурцов как будет называться? (огуречный) и т.д.»

    Игры типа «Какой суп?», «Какой сок?», «Вкусная каша» упражняют детей в употреблении прилагательных. Например, мама говорит: «Суп из рыбы называется рыбный. А как называется суп с мясом? Мясной. Сок из яблок называется яблочный. А какой будет сок из персиков? Из моркови? И т.д.

    Игру «Вкусная каша» можно также провести на кухне. Например, мама или папа готовят плов, ребенок рассматривает рисинку. Мама говорит:

  - Посмотри, вот одна рисинка, вот две рисинки. Давай с тобой посчитаем, сколько рисинок в этой кучке. Таким образом, ребенок упражняется в счете, в отсчете: «Отсчитай, столько же рисинок сколько у меня» и употреблении прилагательных. Эта крупа называется – рис или рисовая крупа, а каша, приготовленная из этой крупы, будет называться рисовая. А как будет называться каша, приготовленная из манной крупы? Из пшенной? И т.д.

   

    Игра «Что из чего?» учит ребёнка согласовывать прилагательные с существительными.

   - Сок из яблок называется яблочный. А повидло из слив? (сливовое повидло) Джем из персиков? (Персиковый джем) Варенье из вишни? (вишневое варенье) И т.д.

    Игра «Что получится, то и получится» учит ребенка составлению предложений, сочинению небылиц и нелепиц. Для этого необходимо научить ребенка отвечать на вопросы « Что? Кто? Какой? Где? Что делает?» Например, на вопросы: «Кто? Что?», ребенок отвечает: рак, шуба, ворон и т.д. «Какой?» - мокрый, синий, ласковый; «Где?» - в шкафу, на столе, на улице; «Что делает?» - плачет, скачет, греется. И в итоге вот что получается: «Рак мокрый в шкафу плачет». Или «Шуба синий на столе скачет». «Ворон ласковый на улице греется».

     Такие упражнения полезны в плане совершенствования грамматического строя речи. И поощряйте детское творчество!!!

     Таким образом, дорогие мамы, папы, играя в эти несложные, непродолжительные по времени и затратам игры, вы помогаете ребенку, расширяя его словарный запас. Развиваете у ребенка чуткость к слову и умение понимать его многозначность, помогаете овладеть элементарными средствами художественной выразительности речи.

    А это поможет вашему ребенку при дальнейшем обучении в школе. Играйте чаще!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл papamama.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

[Введите текст]

    Дети очень любят, когда взрослые играют вместе с ними.

    В эти игры можно играть дома, на кухне, по дороге в детский сад, в транспорте, во время прогулки. Они не требуют специального оснащения или дополнительного времени. Папа, мама, поиграйте со своим ребёнком, пожалуйста.

    Игры со словом и в слова активизируют речь и мышление детей. Научат употреблять в разговорной речи разнообразные глаголы, оценочные наречия, качественные прилагательные. Познакомят со словами, близкими по смыслу, но с разными оттенками значения (синонимами) и словами с противоположным значением (антонимами).

    Полезно предложить ребёнку такое задание: придумать определение к тому или иному слову.

    Например, ребёнка спрашивают:

 -  Какой бывает хлеб? Белый, черный, ароматный. Какой ещё? Назови, пожалуйста.

    Далее ребенок сам придумывает прилагательные, определяющие качество хлеба: черствый, вкусный, ржаной, сдобный, мягкий, душистый и т.д.

    Можно таким образом описывать погоду, игрушки, транспорт, животных и т.д.

   

     Или взрослый предлагает:

-   Давай поиграем в игру «Наоборот». Я скажу слово, например, «короткий», а ты придумай противоположное по значению («наоборот») – «длинный»; Я говорю слово «холодный». Какое слово ты скажешь в ответ?

  Игру «Наоборот» можно проводить для упражнения ребенка в употреблении глаголов «разрешать- запрещать», «поднять - бросить»; существительных «пол - потолок», «мальчик-девочка»; наречий «близко-далеко», «плохо - хорошо»; сравнительных наречий «глубже-мельче», «больше - меньше» и т.д.

     

    На свежем воздухе можно поиграть в такие игры: «Какой это лист?», «С какого дерева листок?»

     

   Игру «Какой это лист?» можно провести по дороге в детский сад. Взрослый говорит: «А давай мы с тобой,  поиграем в такую игру, например, лист клена называется кленовым. А лист берёзы как будет называться? (березовым) А лист дуба..., тополя.., рябины.., осины? И т.д.»

     

  Игру же «С какого дерева листок» можно провести наоборот. Взрослый говорит: «Березовый  лист упал с березы, а дубовый лист с какого дерева упал? (с дуба) А кленовый лист? И т.д.»

   

    На кухне  пока мама готовит ужин, а ребенок возится рядом, можно поиграть в  такие интересные игры, например, в игру «С чем пекут пироги?»

   Мама говорит: «Пирог с капустой называется - капустный. А пирог с вишней, – какой?...(вишневый); с рисом…(рисовый); с мясом…(мясной) и т.д.»

    Аналогично можно поиграть в игру «Из чего салат?»

«Салат из овощей называется – овощной, а салат из огурцов как будет называться? (огуречный) и т.д.»

    Игры типа «Какой суп?», «Какой сок?», «Вкусная каша» упражняют детей в употреблении прилагательных. Например, мама говорит: «Суп из рыбы называется рыбный. А как называется суп с мясом? Мясной. Сок из яблок называется яблочный. А какой будет сок из персиков? Из моркови? И т.д.

    Игру «Вкусная каша» можно также провести на кухне. Например, мама или папа готовят плов, ребенок рассматривает рисинку. Мама говорит:

  - Посмотри, вот одна рисинка, вот две рисинки. Давай с тобой посчитаем, сколько рисинок в этой кучке. Таким образом, ребенок упражняется в счете, в отсчете: «Отсчитай, столько же рисинок сколько у меня» и употреблении прилагательных. Эта крупа называется – рис или рисовая крупа, а каша, приготовленная из этой крупы, будет называться рисовая. А как будет называться каша, приготовленная из манной крупы? Из пшенной? И т.д.

   

    Игра «Что из чего?» учит ребёнка согласовывать прилагательные с существительными.

   - Сок из яблок называется яблочный. А повидло из слив? (сливовое повидло) Джем из персиков? (Персиковый джем) Варенье из вишни? (вишневое варенье) И т.д.

    Игра «Что получится, то и получится» учит ребенка составлению предложений, сочинению небылиц и нелепиц. Для этого необходимо научить ребенка отвечать на вопросы « Что? Кто? Какой? Где? Что делает?» Например, на вопросы: «Кто? Что?», ребенок отвечает: рак, шуба, ворон и т.д. «Какой?» - мокрый, синий, ласковый; «Где?» - в шкафу, на столе, на улице; «Что делает?» - плачет, скачет, греется. И в итоге вот что получается: «Рак мокрый в шкафу плачет». Или «Шуба синий на столе скачет». «Ворон ласковый на улице греется». 

     Такие упражнения полезны в плане совершенствования грамматического строя речи. И поощряйте детское творчество!!!

     Таким образом, дорогие мамы, папы, играя в эти несложные, непродолжительные по времени и затратам игры, вы помогаете ребенку, расширяя его словарный запас. Развиваете у ребенка чуткость к слову и умение понимать его многозначность, помогаете овладеть элементарными средствами художественной выразительности речи.

    А это поможет вашему ребенку при дальнейшем обучении в школе. Играйте чаще!



 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Спасибо! Очень нужный материал для родителей.