Советы учителя-логопеда
статья по теме

Тюрина Татьяна Олеговна

Предварительный просмотр:

Советы логопеда.

Возраст почемучек.

   Четвертый год – еще одна веха в жизни ребенка. В этом возрасте дошкольник начинает  задавать много вопросов, они сыплются как из рога изобилия. Активность в задавании вопросов говорит о работающем мышлении. Слово переходит в мысль, а мысль обретает словесную оболочку.

   Речь данного периода имеет свои особенности. От 4 до 5 лет совершенствуется понимание взрослой речи. Ребенок может выполнить словесные указания, понимает смысл происходящих событий, описанных в небольших рассказах. И при всем этом речь выполняет не только связующую роль при общении, но становится средством научения. Ребенок получает определенные знания, нужную информацию для развития из объяснений взрослого. И говоря о детях 4-5 лет, нельзя не отметить их речетворство. Ребенку нравится изменять слова, рифмовать их, даже если при этом появляются слова без смысла. Такой вид деятельности совершенствует звуковое чутье.

    Благодаря увеличению как активного, так и пассивного словаря общение дошкольника становится более разнообразным. А это, в свою очередь, способствует обогащению смыслового содержания речи, активизации словаря. Количество слов, употребляемых ребенком  в речи, увеличивается до 2,5 тысяч, в основном за счет существительных и прилагательных. Так же ребенок активно участвует в хозяйственной деятельности взрослых, оказывает посильную помощь - отсюда и увеличение глаголов, а так же наречий, местоимений и предлогов.

     В речи ребенка уменьшается число перестановок, пропусков, сокращений слов. Но могут появляться слова, образованные по их назначению. Так, малыш хочет сказать что-то, но не может подобрать правильное слово и тогда образует свою версию (шлепалка – мухобойка, приколачиватель – молоток и т.д.)

      Как правило, младший дошкольник очень много использует прилагательных для обозначения различных свойств и признаков предметов, много наречий. Ребенок делает первые выводы, умозаключения, учиться обобщать. «На улице холодно, надо одеться потеплее». – «А как это – потеплее?» - «Ну, шапку надеть, пальто, сапоги.»

    Для того, чтобы речь ребенка развивалась в соответствии с возрастными требованиями - родители должны обращать внимание на его общую активность, стремление и желание познать окружающий мир. Объяснение нового и беседы об увиденном должны быть на доступном малышу языке. При этом необходимо помнить, что все должно быть в меру, не выходя за возможности возраста, с соблюдением гигиенических норм.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по развитию интонационных возможностей детей пятого года жизни.

   Дошкольники  пятого года жизни имеют навык восприятия интонации взрослого и передают ее в своей речи на простейшем уровне. Дети с речевыми нарушениями в основном подражают, хотя элементы самовыражения у них уже присутствуют. У таких детей  при чтении стихотворений, работе на занятиях при общении со взрослыми и сверстниками часто проявляется выраженный речевой дефект при сопутствующих негативных поведенческих реакциях. Это осложняет процесс общей коррекционно-развивающей работы над формированием интонационной выразительности.

   Работу по развитию эмоциональной выразительности и содержательной речи целесообразно проводить не только на занятиях в детском саду, но  и дома, в знакомой и комфортной для ребенка обстановке. Это могут быть специально организованные занятия, прогулки, беседы, наблюдения, эмоциональные рассказы взрослого и ребенка. Необходимо включать  в работу задания на развитие эмоциональной сферы, игровые упражнения на развитие  артикуляционного аппарата и  речевого дыхания.

    Чтение стихотворений , потешек, текстов необходимо сопровождать показом ярких картинок, развивая зрительное и сенсорное восприятие. Желательно включать хорошо знакомые детям литературные произведения. Очень активизируют детей этого возраста  задания на развитие эмоциональной сферы: игровые моменты, элементы новизны и перевоплощения.

    С детьми пятого года жизни необходимо  повторение изученного материала. При закреплении полученных ранее знаний дети раскрепощаются становятся непосредственными, проявляют свои личностные свойства и особенности характера, что немаловажно для общего развития ребенка.

   Особое внимание следует уделять заучиванию  стихотворного текста, при этом отрабатывать развитие мимики и пантомимики. Необходимо  обращать внимание на детей  гиперактивных, гипоактивных, заикающихся. Например, в работе с заикающимися детьми применяется такой прием: медленно нараспев проговорить каждую фразу в стихотворении. Для плаксивых детей- максимум тактильного контакта, положительных эмоций, быстрое переключение на другую деятельность.

   При негативных поведенческих проявлениях: внезапный плач, уход ребенка из зоны обучения, отказ от занятий необходимо  экстренно  переключить внимание ребенка на  интересующий его вид деятельности. Главное  - чувствовать ребенка, понимать его эмоциональное состояние,  применять комплексный подход к развитию выразительности речи.

                                                                                       Тюрина Т.О. –   логопед.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

     В настоящее время  отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речи, недоразвитием психических функций и процессов, с серьезными отклонениями в здоровье. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического , укрепления и сохранения детского здоровья является особенно актуальным.

   Одна из наиболее сложных проблем – различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Как правило, родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми  педагогическими знаниями и умениями. Они испытывают определенные трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома.

    Кроме того, определенная часть воспитателей  недооценивает важность жизнедеятельности дошкольника в семье и затрудняется в использовании этого значимого  фактора в коррекционной работе. Отсутствие  систематической обратной связи из семьи лишает воспитателей возможности быть достаточно информированными о характере речевой  деятельности детей в повседневной жизненных ситуациях. Поэтому я призываю вас к тесному сотрудничеству .  Осознанное  включение родителей в совместный с учителем-логопедом и воспитателями группы коррекционный процесс, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения позволят повысить эффективность работы.  Вы вправе интересоваться успехами  вашего ребенка, присутствовать на занятиях , знать что в детском саду ваш ребенок получает элементарные знания  следующим разделам развития речи - звуковая культура речи( что в нашей проблеме очень актуально); грамматический строй речи, связная речь и в подготовительной группе добавляется еще один раздел – это подготовка к обучению грамоте. Но если ребенок не может четко произносить звуки, определять их место в слове, придумывать слова с заданным звуком, то обучение грамоте вызовет у того ребенка определенные затруднения. Поэтому, звуковая культура речи это именно тот раздел, который требует тщательного изучения воспитателями, детьми и родителями дошкольников.

      Кроме коррекционной работы с детьми своей задачей считаю- помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия.                    Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости выполнения домашних заданий с детьми, имеющими различные нарушения речи.  Сотрудничество учителя – логопеда с родителями заключается в выполнении последними домашних заданий,   направленных на закрепление тех умений и навыков, которые были приорбретены ребенком на групповых и индивидуальных занятиях по развитию лексико-грамматических средств речи, обучению грамоте и звукопроизношению, т.е. по всем направлениям развития речи ребенка, предусмотренным коррекционно-образовательной программой. Используя  предложенный для исправления  речевой патологии материал дома, вы получаете возможность проконтролировать закрепление ребенком полученных на логопедических занятиях речевых навыков в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, экскурсий, походов  в магазин, на рынок.

    Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно родители детей относятся к выполнению домашних заданий учителя-логопеда. Поэтому я призываю вас серьезно относится к данной форме работы.

    Так же в процессе работы может возникнуть необходимость индивидуальных консультаций, непосредственного присутствия на моих занятиях  постарайтесь найти время и обязательно откликнуться на мое приглашение.  

   Только тесный контакт может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном возрасте, а значит, дальнейшему полноценному школьному обучению.

     

   



Предварительный просмотр:

Советы логопеда.

 

      Как правило, к этому моменту ребенок в своей речи употребляет все части речи - существительные, глаголы, прилагательные, наречия, числительные, местоимения. Словарный запас составляет до 1300-1500 слов. Продолжается усвоение грамматического строя речи, расширяется лексикон, формируется умение говорить связно. Речь приобретает элементарную выразительность. Она играет важную роль в развитии мышления ребенка, становится не только средством общения, но и регулятором поведения.

     В три года важно научить ребенка понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, формировать способность наблюдать, пользоваться в большей степени активной речью. Если с ребенком не заниматься в этом направлении, то его речь приобретет некую примитивность и угловатость.

    Трехлетних дошкольников необходимо обучать временным и пространственным понятиям. Время и пространство – вещи, которые нельзя взять в руки и попробовать на вкус. Как знакомить с ними ребенка? Очень просто включайте их в ежедневные процедуры. «Что делает Ваня утром? Встает с кроватки, умывается, одевается. А днем? Идет играть. А вечером? Мама придет с работы и почитает сказки. А ночью Ваня будет спать». Ребенок начинает оперировать временными понятиями, но может их путать. Именно рассматривание их в соответствии с действиями, с явлениями природы ( утром и днем светло, а ночью солнца нет, темно) помогает ребенку усвоить их.  В игре с кубиками, строительными материалами ребенок учится различать определенные пространственные категории:  узкий - широкий, высокий - низкий,  длинный - короткий. Ребенок на практике узнает, что значит, тот или иной признак и умеет соотнести его с определенным словом.

    Так же в этот период взрослым необходимо активно включайть в свою речь наречия. Осваивайте такие понятия, как далеко, близко, рано, поздно, впереди, сзади, сверху, снизу. Ознакомления с этими понятиями также происходит в практической деятельности. Надо отметить, что смысл многих наречий ребенок понимает только в предложении

    В три года дети знакомы с некоторыми числительными. Они еще не могут соотнести цифру с определенным количеством предметов, но уже могут считать по порядку, не сбиваясь до семи или десяти. Смысл цифр им еще не понятен они воспринимают счет как стишок.

   Психологи отмечают, что раннее детство весьма важный этап в развитии речи ребенка. И то, что было упущено в нем наверстать нельзя, а если и можно, то с большими трудностями. По-этому задача родителей и воспитателей помочь ребенку в процессе общения усвоить необходимые  данному возрасту речевые компоненты,что в последствии послужит крепкой основой для формирования красивой и правильной речи дошкольника.

                                                                               Учитель-логопед: Тюрина Т.О.



Предварительный просмотр:

Консультация логопеда.

1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.

3.  Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

4. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает».

5.  Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

6. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку:  «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.

7. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.

8.  Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь  каждый день.

9. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

10. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

Не забывайте: Учите ребенка, играя с ним.

Ваш ребенок самый замечательный!



Предварительный просмотр:

ЧТО ТАКОЕ АДЕНОИДЫ?...

Аденоиды - увеличенное образование лимфоидной ткани, которая составляет основу носоглоточной миндалины. Может возникать также в сочетании с увеличением небных миндалин. Чаще всего у детей возрастом 3-10 лет данная ткань разрастается, что вызывает затруднения при дыхании, снижение слуха, храп. При этом аденоиды становятся благоприятной средой для размножения бактерий и вирусов. Основным симптомом аденоидов является труднолечимый насморк, заложенность носа и разговор "в нос", дыхание ртом, храп, т.е. при разрастании аденоидов происходит нарушение носового дыхания. Если аденоиды начались в очень раннем возрасте, то изменение способа дыхания может привести к изменению роста скелета лица.

Последствия аденоидов:

  1. Нарушается развитие лицевых костей.
  2. Нарушается физиология среднего уха.
  3. Учащается регулярность простудных заболеваний.
  4. Аденоиды становятся "домом" для различных возбудителей.
  5. Недостаточное получение кислорода.
  6. Нарушения в среднем ухе и воспалительный процессы в нем.
  7. Воспаление дыхательных путей.
  8. Нарушается развитие речи.

Известно, что носоглотка и околоносовые пазухи в нормальных условиях являются основными резонаторами звука, который образуется и поступает из гортани. Затруднение носового дыхания, обусловленное аденоидами и синуситами, непосредственно влияет и на развитие речи ребенка, в частности, на формирование звуков, которые представляются нечеткими, плохо разборчивыми. При воспалении в выше указанных отделах верхних дыхательных путей, звук становится приглушенным, приобретает носовой оттенок. Это происходит за счет уменьшения объема воздуха в носоглотке и околоносовых пазухах. Возможно возникновение заикания. Выявленные изменения и установленная связь с заболеваниями носоглотки и пазух требуют применения соответствующих лечебных приемов. Только после восстановления нормального состояния ЛОР-органов целесообразны различные логопедические занятия по коррекции речи.



Предварительный просмотр:

Использование современных информационных технологий на логопедических занятиях.

      Занимаясь с детьми,   необходимо  максимально использовать все  известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения. Одним из основных направлений информатизации современного образования является использование компьютерных технологий, как метод эффективного воздействия на психо- речевое развитие детей – логопатов. Поэтому логопедические занятия нельзя представить без применения компьютерных технологий. При условии того, что эффективность коррекционного процесса достигается путем успешного сочетания компьютерных технологий с традиционными методами обучения. Использование компьютерных презентаций делает процесс  коррекции продуктивным и занимательным как для педагога, так и для детей. Методика способствует успешному усвоению лексико-грамматической, фонетической структур речи. Повышает уровень мотивации  детей к коррекционно-развивающим занятиям. Эффективность логопедической работы повышается при использовании различных наглядных материалов, но современного ребенка дошкольного возраста, слишком рано включенного в аудио- и видео среду, невозможно привлечь и удивить традиционными средствами наглядности - картинками, игрушками, разрезными картинками, складными кубиками. Ребенок, знакомый с компьютером, компьютерными играми, требует при организации логопедического занятия особого внимания и особых средств воздействия.
     Компьютерные презентации способны оживить этот процесс за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внести в него элементы игры. Кроме того, ребенок видит, сколько осталось до конца выполнения задания, а, как известно легче справиться с работой, если знаешь, когда она закончится. Если задания подобраны с учетом зоны актуального и ближайшего развития ребенка, то выполнение их ему, хоть и с трудом, но доступно. Поэтому, при виде наглядного результата своих усилий, у ребенка повышается самооценка, снижается неуверенность, боязнь ошибиться, тревожность.

Применяя компьютерные технологии на логопедических занятиях,  решаются  следующие задачи:

  1. Формирование психологической готовности к обучению в школе
  2. Формирование способности принимать решения
  3. Формирование интереса к игровой и к учебной деятельности
  4. Формирование мотивационной готовности к деятельности
  5. Развитие волевых качеств
  6. Развитие произвольной моторики пальцев рук

Санитарно-эпидемиологические требования к занятиям с использованием компьютера ( СанПина 2.4.1.2660-10  2011г. Пункт 12.21).

      Занятие с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет – 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2-х недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет – до 10 минут.

      Для снижения утомляемости детей на занятиях с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиеническую организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога.

                                                Учитель-логопед: Тюрина Татьяна Олеговна



Предварительный просмотр:

Значение психологической готовности родителей к взаимодействию с ребенком имеющим речевые нарушения.

       Последние годы резко увеличилось количество детей с задержкой речевого развития и с различными речевыми нарушениями. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада,  

в связи с чем крайне остро встает вопрос о необходимости  сопровождения таких детей специалистами, в первую очередь логопедами и психологами. Вместе с тем, поскольку личность ребенка формируется в семье и большое значение в это время имеет семейный климат, необходимо говорить о психологической работе с семьями этих детей.

    Известны случаи, когда родители, воспитывающие детей с речевыми нарушениями, отказывались принимать сведения об их наличии у ребенка. Речевые нарушения (особенно легкая форма) часто не вызывают беспокойства у родителей, которые связывают их, например, с возрастными особенностями, в сущности не владея знаниями о возрастных нормах развития речи.

    Поскольку  в дошкольном возрасте именно родители  в значительной мере оказывают всесторонне воздействие на ребенка, то именно они могут или стать неисчерпаемым вспомогательным ресурсом во время коррекционной работы, или неосознанно оказать негативное влияние на процесс коррекционного воздействия, не принимая наличия речевого нарушения у ребенка или не осознавая необходимости коррекционного воздействия.

   Психологическая готовность  родителей  к взаимодействию с ребенком с речевым нарушением ведет к адекватному восприятию возможностей ребенка, осознанию необходимости оказания помощи специалистами.

   Современная психологическая наука  отмечает, что на развитие ребенка оказывает большое  влияние стиль семейного воспитания и родительские установки. Поскольку нередко задача воспитания  ребенка возлагается на мать, то особого  внимание заслуживает проблема взаимоотношений матери с детьми.  Родителям важно понимать, что  речевое  нарушение в соответствии с его степенью выраженности  оказывает влияние на формирование таких  личностных качеств, как общительность, доминирование, закрытость, кроме того, на развитие ребенка  оказывает влияние внутрисемейная ситуация, особенности взаимоотношения между всеми членами семьи.

   Психологическая готовность родителей к взаимодействию с собственным ребенком зависит от  ряда факторов, таких как образование, микросоциальные условия, особенности личности родителей, степень удовлетворения собственной жизнью на данном этапе. Но в любом случае родителям важно понимать, что наличие выраженного нарушения речи является фактором, который затрудняет процесс взаимодействия родителей и ребенка, а самое главное ставит ребенка в неравные условия в социуме, что в последствии может вызвать серьезные нарушения в психическом развитии.

                                                                                  Тюрина Т.О – логопед.



Предварительный просмотр:

Информация для родителей

Приступая к занятиям с ребенком родителям следует посоветоваться с профессионалами – педагогом и врачом-психоневрологом, чему прежде всего учить ребенка. Основная задача обучения определяется с учетом специфики сохранных и нарушенных функций, ведущего дефекта развития, состояния интеллекта, моторики, уровня речевого развития и медицинского диагноза. Необходимо четко определить цели, которые желательно достичь в процессе обучения. Перед началом обучения тщательно обследуют ребенка и составляют этапную индивидуальную программу обучения. На начальной стадии обучения большинство заданий можно и нужно выполнять в процессе повседневного ухода за ребенком.

Для того чтобы помочь ребенку показать себя с лучшей стороны, следует:

  1. Предлагать ребенку короткие задания, стараясь делать их более разнообразными, чередовать виды деятельности.
  2. Начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха.
  3. Сочетать новые более трудные задания с уже известными заданиями, более легкими.
  4. Оценивать навыки самообслуживания в соответствующей обстановке.
  5. Привлекать членов семьи к оценке сформированных навыков.
  6. Помнить, что регулярные оценки выполнения заданий помогут вам проследить динамику достижений.
  7. Старайтесь проводить оценку достижений ребенка в развитии в виде интересной игры.
  8. Включайте в программу обучения развитие нескольких навыков, которые способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций. Таким путем у ребенка легче может проявиться интерес к занятиям.
  9. Составляйте план занятий примерно на две три недели с помощью педагога.

В процессе обучения могут возникнуть определенные трудности, к которым родители должны быть готовы. Например, когда ребенок может, но не хочет выполнять задание. В таких случаях ребенка, необходимо научить подчиняться требованиям взрослых. Чаще всего невыполнение заданий связано с нарушениями внимания.

 Предлагается три главных ступеньки, преодолевая которые ребенок учится концентрировать внимание:

  1. Концентрация внимания на человеке – обычно путем поддержания зрительного контакта.
  2. Концентрация внимания на предмете или звуке.
  3. Концентрация внимания на предмете одновременно с другим человеком («совместное внимание»).

Без совместного внимания ребенок не научиться овладевать социальными навыками и навыками общения.

Процесс обучения ребенка следует сделать родителям трехступенчатым:

Вначале ребенку объясняют, что он должен делать.

При необходимости оказывают ту или иную помощь.

Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание.



Предварительный просмотр:



Артикуляционная гимнастика.


      Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
      Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
      Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
      Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
     
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.


1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики


1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
      Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

       Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Упражнения для губ и щек


1. Массаж щек.

Описание: Похлопывание и растирание щек. Покусывание щек изнутри.

Лучше всего выполнять во время купания или умывания.

2. Сытый хомячок.
Описание: губы сомкнуты, можно даже придержать их руками, зубы разомкнуты, «набрать полный рот воздуха» - надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.  Удерживать щеки надутыми 3-5 сек (учитывайте возможности ребенка).


3. Голодный хомячок.
Описание: губы сомкнуты, зубы разомкнуты, втянуть щеки внутрь, сначала можно помочь руками.


4. Шарик лопнул.

Описание: Губы закрыты, зубы разомкнуты. Хлопнуть кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

 

Упражнения для губ

1. Улыбка. 

Описание: зубы в естественном прикусе (верхние зубы слегка перекрывают нижние), растянуть губы в улыбку. Удерживать 5-10 секунд.

2. Трубочка.
Описание: зубы в естественном прикусе, вытягивать губы вперед длинной трубочкой («как хобот у слона»). Можно предложить ребенку изобразить поцелуй.

3. Заборчик. (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции для произнесения свистящих звуков).
Описание: Губы в улыбке, зубы стоят друг на друге (прямой прикус) и видны. Просьба – «Поставь зубки друг на друга (если не получается сразу, предложите «погрызть» передними зубами морковку, «как зайчик») и улыбнись, чтобы было видно все зубки». Удерживать 5-10 секунд.

4. Бублик. (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции). 
Описание: Зубы сомкнуты, стоят друг на друге. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. (Цель – развитие подвижности губ, необходимой для переключения со свистящих на шипящие).
Описание: Чередование положений губ. Сначала каждая поза фиксируется на 3-5 секунд, затем, если упражнение выполняется правильно, темп переключений увеличивается. Внимание: следить за тем, чтобы в процессе движений губ зубы не сдвигались и не размыкались.

6. Кролик. (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции для губно-зубных звуков В и Ф).
Описание: Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

 

 

Упражнения для развития подвижности губ

1. Массаж губ зубами. 

Описание: Покусывание и почесывание зубами сначала верхней, а потом нижней губы.

2. Пятачок.
Описание: Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

3. Рыбки разговаривают.
Описание: Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук ППП без выдоха).


4. Еще
Рыбки разговаривают.

Описание: Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку (вертикально) и двумя пальцами другой руки нижнюю губу (вертикально) и растягивать их вверх-вниз.


5. Снова
Рыбки разговаривают.

Описание: Губы сомкнуты, зубы разомкнуты. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя". Воздух втягивается внутрь.

6. Уточка.
Описание: Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.


7. Недовольная лошадка.
Описание: Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. Губы должны быть расслаблены. Упражнение выполнять «серьезно» - если улыбаться, то не получится.

8. Спрятать губки.

Описание: Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. Зубы неплотно смыкаются, губы не видны.

Еще несколько упражнений для маленьких.
- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту, («сколько ты можешь не дышать?»)
- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат) в воздухе или на бумаге.
- удерживать губами (но не зубами) марлевую салфетку - взрослый пытается ее плавно вытянуть.

- пить через трубочку, дуть в воду через трубочку.

-мелко нарезать бумагу, сложить кучкой на столе перед ребенком, попросить ребенка набрать побольше воздуха в рот и «напугать бумажки» - выдохнуть с резким звуком П, чтобы бумажки разлетелись.

 

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти


1. Трусливый птенчик.
Описание: Широко открывать и закрывать рот, губы улыбаются. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок -"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается (неподвижно лежит на дне ротовой полости). Упражнение выполняется ритмично.

2. Акулы.
Описание:  Рот приоткрыт,  На счет "один" челюсть двигается вправо, на "два" -  челюсть возвращается на место, на счет "три" - челюсть двигается влево, на "четыре" - челюсть возвращается на место, на "пять" - челюсть выдвигается вперед, на "шесть" – челюсть возвращается на место. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом. 


4. Обезьяна.
Описание: Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

5. Силач.
Описание: Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться. Сначала можно придерживать (не давить сильно) подбородок рукой, искусственно создавая напряжение для мышц.

6. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

7. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка). Следить, чтобы голова не двигалась вверх и назад.

8. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

Артикуляционная гимнастика для средней, старшей и подготовительной групп.

Артикуляционная гимнастика для первой и  второй младших групп.



Предварительный просмотр:

Характеристика речи старшего дошкольника.

Что особенного в речи старших дошкольников 5-6 лет?

   На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений.

   На шестом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи слова с противоположным значением — антонимы (друг — враг, высокий — низкий, хорошо — плохо, говорить — молчать); слова, близкие по смыслу, — синонимы (ходить — идти, шагать; грустный — печальный, безрадостный).

   Но, несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.

   В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к 5-6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. В этом возрасте следует продолжить работу по закреплению правильного звукопроизношения, точного произношения многосложных слов. Особого внимания требуют звуки, которые появляются в речи позже других. Это звуки: [ц], [ч], [ш], [щ], [ж], [л], [р]. Специальные упражнения, занимательный материал помогут автоматизировать произносительные навыки.

  В возрасте 5~6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к звукам речи и буквам.

   Взрослым необходимо обращать внимание на выразительность речи ребенка, его умение пользоваться различными интонациями, дыханием, голосом. Распространенным недостатком является очень быстрая, эмоциональная речь. Специальные упражнения помогут нормализовать речевой ритм и темп, улучшить дикцию. Произношение шестилетних детей мало отличается от речи взрослых.

   Таким образом, к концу шестого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее.

   Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе,- одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко откладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, Становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

   Для воспитания полноценной речи нужно устранить все , что мешает свободному общению ребенка с коллективом. С этого года  все дети подготовительной группы с речевыми дефектами будут посещать логопедические занятия, на которых проводится работа по  устранению недостатков звукопроизношения, совершенствованию фонематического слуха, звукобуквенного анализа, умению пользоваться разными способами словообразования, владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание, составлять самостоятельно рассказ-описание и т.д.



Предварительный просмотр:

Речь педагога как фактор развития речи дошкольника.

   Всем нам известна поговорка "Слово - визитная карточка человека". От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

    Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в различных видах деятельности: хозяйственно-бытовой и трудовой, учебной. Воспитатель организует игры с детьми, говорит с ними на всех занятиях, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения и т.д. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя детского сада владение образцовой речью - это показатель его профессиональной подготовленности. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям. Поэтому забота о совершенствовании коммуникативно-речевых умениях воспитателя имеет важнейшее значение в педагогическом процессе дошкольного учреждения и является нравственным и общественным долгом каждого педагога.

   Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

Требования к речи педагога:

Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

   К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

   Сегодня и на следующих консультациях мы будем уделять особое внимание орфоэпической грамотности нашей речи, а именно словам с проблемным ударением. На доске представлены 30 слов, ваша задача расставить ударение верно(5-10 мин. , проверка результатов, раздать каждому вариант с правильно расставленными ударениями для заучивания)

   Так же на протяжении всего учебного года будет проводиться углубленная оценка форм речи воспитателей, путем посещения занятий, где будет рассматриваться следующее:

Словарь - богатство и точность. Частота употребления слов, которые медленно усваиваются детьми, точность обозначения оттенков цвета, материал, форму, величину предметов и др. Использование художественного слова, фразеологических оборотов.

Грамматическое оформление - содержание разнообразных синтаксических конструкций.

Звуковая сторона речи - чистое звукопроизношение, четкая дикция, орфоэпическая правильность. Речь воспитателя должна быть яркой, выразительной: необходимы богатая мимика, приветливый, доброжелательный тон по отношению ко всем окружающим.

Связная речь - умение вести диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы других. Речь воспитателя должна быть немногословной, но очень понятной и логичной.

Навыки публичной речи - умение рассказывать и свободно держаться в детской аудитории, а так же выступить с сообщением перед товарищами, организовать коллективную беседу с родителями воспитанников и т. п. 0бразцом для окружающих должна быть вся манера поведения воспитателя в процессе речевого общения (поза, жест, отношение к собеседникам).

Возрастная направленность - доступность содержания, использование соответствующего возрасту детей словаря и синтаксиса. Особенно это важно при работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. В этом случае для педагога характерны некоторое замедление темпа, особо подчеркнутые артикуляция и дикция, эмоциональность речи.

   В конце учебного года будут подведены итоги

Список слов с проблемным ударением для заучивания.

Армянин                                                                                  Вогнутый

Водопровод                                                                             Воткнутый

Добела                                                                                     Договор

Изогнутый                                                                               Исковой

Каталог                                                                                    Километр

Начался                                                                                    Макушка

Вручат                                                                                     Эксперт

Черпать (черпаю, черпает)                                                                   Цемент

Цепочка (цепочек Р.п., мн.ч.)                                                     Трубопровод

Туфля (туфли, туфель)                                                           Тотчас

 Вероисповедание                                                                    Свёкла

Проткнутый

Балованный ( баловать(ся), балую(ся), балует(ся)).

Банты (мн.ч) (банта(р.п.), бантов; о банте, о бантах).

Включат (включить, включит, включённый, включён, включена, включено, включены).

Осведомиться (осведомит(ся), осведомят(ся), осведомил(ся), осведомила(ся), осведомило(сь), осведомись и осведомься, осведомивший, осведомив, осведомлённый, осведомлён, осведомлена, осведомлено.

Углубить (углубят, углублённый, углублён, углублена, углублено, углублены).

Собрала  (собрать, собрало, собрали, собранный).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы учителя - логопеда родителям

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые...

Советы учителя - логопеда родителям.

Как родителям правильно заниматься со своим ребёнком с нарушением речи....

Советы учителя-логопеда по развитию речи

Вербальные и невербальные средства коммуникации...

Советы учителя - логопеда родителям детей с нарушениями письма.

Практические советы по исправлению графических нарушений  у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....

Советы учителя-логопеда родителям

В данной статье логопед дает рекомендации родителям, как нужно в игровой форме заниматься с ребенком дома. Тогда  занятия будут интересны ребенку и не вызовут переутоутомления....

Советы учителя - логопеда для родителей.

Особое внимание родителей следует обратить на причины патологии детской речи, о которых вы сможете прочитать в данном материале. Вы узнаете как организовать логопедические  занятия  дом...

Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников. Советы учителя-логопеда для родителей.

На что нужно обратить внимание до  поступления ребенка  в школу.  От  чего зависит развитие  речи ребенка?...