Трудовое воспитание в семье. Родительское собрание.
план-конспект урока по теме

Почему нужно приучать ребенка к труду с ранних лет? Посильный труд необходим, потому что он способствует всестороннему развитию ребенка.

Труд требует от ребенка физического напряжения и содействует повышению выносливости, укреплению детского организма. Разнообразные движения в процессе труда развивают различные группы мышц.

Труд всегда связан с работой мысли, воображения. Выполняя работу, ребенок задумывается, над тем, что и как сделать, какие орудия труда и материалы использовать. Работая ребенок непосредственно знакомиться со свойствами предметов, материалов.

Систематически выполняя посильные трудовые обязанности, ребенок закаляет свою волю, у него воспитывается умение доводить дело до конца, настойчивость, ответственность, инициатива. А эти качества необходимы человеку в любом виде деятельности.

Сам, затрачивая усилия в труде, ребенок начинает с уважением относится к труду других людей.

Посильно участвуя в домашнем труде семьи, ребенок приучается заботиться о родителях, братьях и сестрах, стремится быть полезным окружающим.

Что может и должен делать четырехлетний ребенок?

Ребенок должен сам раздеваться и одеваться (застегивать пуговицы спереди. Шнуровать ботинки), аккуратно складывать и вешать одежду, застилать постель (с помощью взрослых), аккуратно мыть лицо, шею, уши, чистить зубы.

Порядок в игровом уголке должен поддерживать сам ребенок. Вместе со взрослыми он моет игрушки, стирает кукольное бельё. По мере овладения навыками ребенок делает это самостоятельно.

Ребенок участвует в накрывании на стол и уборке со стола, со временем это может стать его обязанностью.

Воспитатель предупреждает родителей, что он будет давать детям «на дом» трудовые поручения: постирать кукольное бельё, помыть резиновые игрушки, подклеить разорванные книги. Посадить лук и ухаживать за ним и т.п.

Задача родителей - помочь ребенку выполнить эти поручения и проверить, чтобы он не забыл о них. Родители так же должны поддерживать стремления

ребенка посильно помогать им в домашнем труде - этому учат в детском саду.

Порученная ребенку работа должна быть для него посильной. Чтобы выполнить её, ребенку придется приложить усилия. Но он не должен переутомляться. Лучше прервать работу, когда у ребенка ещё есть желание продолжить её, а потом продолжить закончить её.

Большую роль играет оценка взрослым результатов детского труда. Похвалы заслуживает прежде всего старание ребенка, стремление сделать поручение хорошо. Следует не просто сказать «молодец», «хорошо поработал», а конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему ещё не совсем удалось.

Недопустимо наказывать трудом: « За то, что насорил, теперь сам все будешь убирать». Ребенка необходимо приучать к тому, что если он что-то разлил или, играя, занимаясь насорил, он сам должен все убрать.

Труд для ребенка должен быть радостью. Труд может быть наградой: «Ты научишься быть аккуратной, - говорит мама дочке._- Теперь я позволю тебе вытирать чашки и блюдце».

Труд приносит радость, если ребенок добивается положительного результата, и наоборот, частые неудачи могут вызвать неприязнь к труду.

Надо показать ребенку правильные приемы работы, терпеливо учить, подбадривать, отмечать успехи.

Необходимо формировать у ребенка нравственные мотивы труда: выполнять поручения, чтобы оказать помощь кому-то, проявить заботу, доставить радость.

Воспитатель рассказывает родителям, как беседовать с детьми о прочитанном, как обогащать их представления об окружающем, как побуждать их рассказывать о том, что они узнали и увидели.

Особо следует остановиться на том, что родители должны внимательно относиться к детским вопросам, понятно отвечать на них. Даже если на вопрос ребенка нельзя ответить так, чтобы он все понял, не следует оставлять его без внимания - это отобьет у ребенка желание спрашивать. Можно в таких случаях дать не прямой ответ, а рассказать ребенку что-либо доступное ему о заинтересовавшем его предмете или явлении. Недопустимо отмечать на вопросы детей односложно или в насмешливой форме.

Для развития речи и представлений детей, помимо специальных бесед, можно использовать выполнение необходимых домашних дел. Соскучившийся за день по родителям ребенок старается быть рядом с ними. Участвовать в их делах. Не следует отстранять ребенка, а наоборот, поручить ему, что-то принести, поставить подать. При выполнении этих поручений у малыша нередко возникает потребность рассказать, спросить.

Отвечая на вопросы сына, дочери, родители называют предметы, их качества, действия с ними. Так незаметно ребенок усваивает новые слова и понятия.

Занимаясь вместе с ребенком домашними делами, можно одновременно упражнять его в произношении звуков: родители и ребенок по очереди произносят скороговорки, потешки (воспитатель рекомендует допустимые ребенку четырех лет).

Отправляясь вместе с ребенком на прогулку в лес, за покупками в магазин, на почту. Родителям следует объяснить ему, что он там видит.

Возвратившись домой, можно предложить ребенку рассказать кому-либо из членов семьи, что он увидел.

Взрослые должны при этом проявить заинтересованность, тогда у ребенка будет поддерживаться желание поделиться с ними своими впечатлениями.

В беседе с родителями воспитатель должен увидеть особое внимание значению художественной литературы и развитии речи детей. Надо познакомить родителей с тем, какие литературные произведения читаются в детском саду. Посоветовать, какие книги приобретать, как их хранить, как воспитывать у ребенка бережное отношение к книге.

При разговоре с родителями важно опираться на конкретные приметы семейного воспитания, чтобы оказать наиболее действенную помощь, вызвать у присутствующих желание задавать вопросы, высказывать своё мнение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почему нужно приучать ребенка к труду с ранних лет? Посильный труд необходим, потому что он способствует всестороннему развитию ребенка.

Труд требует от ребенка физического напряжения и содействует повышению выносливости, укреплению детского организма. Разнообразные движения в процессе труда развивают различные группы мышц.

Труд всегда связан с работой мысли, воображения. Выполняя работу, ребенок задумывается, над тем, что и как сделать, какие орудия труда и материалы использовать. Работая ребенок непосредственно знакомиться со свойствами предметов, материалов.

Систематически выполняя посильные трудовые обязанности, ребенок закаляет свою волю, у него воспитывается умение доводить дело до конца, настойчивость, ответственность, инициатива. А эти качества необходимы человеку в любом виде деятельности.

Сам, затрачивая усилия в труде, ребенок начинает с уважением относится к труду других людей.

Посильно участвуя в домашнем труде семьи, ребенок приучается заботиться о родителях, братьях и сестрах, стремится быть полезным окружающим.

Что может и должен делать четырехлетний ребенок?

Ребенок должен сам раздеваться и одеваться (застегивать пуговицы спереди. Шнуровать ботинки), аккуратно складывать и вешать одежду, застилать постель (с помощью взрослых), аккуратно мыть лицо, шею, уши, чистить зубы.

Порядок в игровом уголке должен поддерживать сам ребенок. Вместе со взрослыми он моет игрушки, стирает кукольное бельё. По мере овладения навыками ребенок делает это самостоятельно.

Ребенок участвует в накрывании на стол и уборке со стола, со временем это может стать его обязанностью.

Воспитатель предупреждает родителей, что он будет давать детям «на дом» трудовые поручения: постирать кукольное бельё, помыть резиновые игрушки, подклеить разорванные книги. Посадить лук и ухаживать за ним и т.п.

Задача родителей - помочь ребенку выполнить эти поручения и проверить, чтобы он не забыл о них. Родители так же должны поддерживать стремления

ребенка посильно помогать им в домашнем труде - этому учат в детском саду.

Порученная ребенку работа должна быть для него посильной. Чтобы выполнить её, ребенку придется приложить усилия. Но он не должен переутомляться. Лучше прервать работу, когда у ребенка ещё есть желание продолжить её, а потом продолжить закончить её.

Большую роль играет оценка взрослым результатов детского труда. Похвалы заслуживает прежде всего старание ребенка, стремление сделать поручение хорошо. Следует не просто сказать «молодец», «хорошо поработал», а конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему ещё не совсем удалось.

Недопустимо наказывать трудом: « За то, что насорил, теперь сам все будешь убирать». Ребенка необходимо приучать к тому, что если он что-то разлил или, играя, занимаясь насорил, он сам должен все убрать.

Труд для ребенка должен быть радостью. Труд может быть наградой: «Ты научишься быть аккуратной, - говорит мама дочке._- Теперь я позволю тебе вытирать чашки и блюдце».

Труд приносит радость, если ребенок добивается положительного результата, и наоборот, частые неудачи могут вызвать неприязнь к труду.

Надо показать ребенку правильные приемы работы, терпеливо учить, подбадривать, отмечать успехи.

Необходимо формировать у ребенка нравственные мотивы труда: выполнять поручения, чтобы оказать помощь кому-то, проявить заботу, доставить радость.

Воспитатель рассказывает родителям, как беседовать с детьми о прочитанном, как обогащать их представления об окружающем, как побуждать их рассказывать о том, что они узнали и увидели.

Особо следует остановиться на том, что родители должны внимательно относиться к детским вопросам, понятно отвечать на них. Даже если на вопрос ребенка нельзя ответить так, чтобы он все понял, не следует оставлять его без внимания - это отобьет у ребенка желание спрашивать. Можно в таких случаях дать не прямой ответ, а рассказать ребенку что-либо доступное ему о заинтересовавшем его предмете или явлении. Недопустимо отмечать на вопросы детей односложно или в насмешливой форме.

Для развития речи и представлений детей, помимо специальных бесед, можно использовать выполнение необходимых домашних дел. Соскучившийся за день по родителям ребенок старается быть рядом с ними. Участвовать в их делах. Не следует отстранять ребенка, а наоборот, поручить ему, что-то принести, поставить подать. При выполнении этих поручений у малыша нередко возникает потребность рассказать, спросить.

Отвечая на вопросы сына, дочери, родители называют предметы, их качества, действия с ними. Так незаметно ребенок усваивает новые слова и понятия.

Занимаясь вместе с ребенком домашними делами, можно одновременно упражнять его в произношении звуков: родители и ребенок по очереди произносят скороговорки, потешки (воспитатель рекомендует допустимые ребенку четырех лет).

Отправляясь вместе с ребенком на прогулку в лес, за покупками в магазин, на почту. Родителям следует объяснить ему, что он там видит.

Возвратившись домой, можно предложить ребенку рассказать кому-либо из членов семьи, что он увидел.

Взрослые должны при этом проявить заинтересованность, тогда у ребенка будет поддерживаться желание поделиться с ними своими впечатлениями.

В беседе с родителями воспитатель должен увидеть особое внимание значению художественной литературы и развитии речи детей. Надо познакомить родителей с тем, какие литературные произведения читаются в детском саду. Посоветовать, какие книги приобретать, как их хранить, как воспитывать у ребенка бережное отношение к книге.

При разговоре с родителями важно опираться на конкретные приметы семейного воспитания, чтобы оказать наиболее действенную помощь, вызвать у присутствующих желание задавать вопросы, высказывать своё мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему:"Трудовое воспитание в семье"

В данном материале описывается как приобщить ребенка дошкольного возраста к труду....

Конспект родительского собрания «Трудовое воспитание в семье»

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на л...

Общее собрание по теме: «Трудовое воспитание в семье» (опыт трудового воспитания в семье).

Цель:  Расширить представление взрослых о труде детей через (сценки, песни, танцы, пословицы) выступления родителей и  воспитателей о труде.  Систематизировать  знания родителей...

Методическая разработка по теме: «РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПЕШЕХОДА» (родительское собрание)

Данная методическая разработка по теме:«РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПЕШЕХОДА» предназначена для воспитателей средних групп в проведении  родительских собраний. В данном мате...

Защита опыта семейного воспитания семьи Лыковых «Трудовое воспитание в семье».

Материал поможет родителям и педагогам в решении вопросов трудового воспитания детей....

Сценарий родительского собрания на тему «Трудовое воспитание в семье»

Цель: повышение психологической и педагогической компетентности у родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми по теме «Трудовое воспитание в семье», формирование у родителей о...

Родительское собрание на тему «Без напоминаний и с удовольствием»(трудовое воспитание в семье)

Конспект родительского собрания на тему«Без напоминаний и с удовольствием»(старший дошкольный возраст)Цель: объединение усилий родителей и педагогов в целях трудового воспитания дошкольник...