Главные вкладки

    Возрастные особенности ребенка 3 лет.
    статья (младшая группа) на тему

    Злобина Тамара Павловна

    Кризис 3 лет, как предупредить  нежелательное  поведение  ребенка. Советы  родителям.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kons_dlya_rod_krizis_3_let.doc33 КБ

    Предварительный просмотр:

     КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
    КРИЗИС  3 ЛЕТ

    К трем годам  у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого. Соответственно изменяется поведение ребенка. Этот период – один из наиболее трудных и в жизни ребенка – называется кризисом 3 лет. Капризный, упрямый, непослушный... Такую характеристику дают чаще всего детям, с которыми трудно стало справляться. Но ребенок не может оставаться одинаковым, так как его развитие предполагает необходимость перемен. Общая и нервно-психологическая реакция ребенка формируется неравномерно. Периоды более или менее плавного развития чередуются со своего рода скачками, качественными взрывами, часто бурными и резкими. Возраст после двух лет нередко становится возрастом необъяснимого упрямства и негативизма. Это важный момент в развитии малыша. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. В этом возрасте у ребенка появляется новое слово “не хочу”, оно начинает довольно часто встречаться в словаре вашего бывшего ангелочка. Малыш нередко действует наоборот: вы его зовете, а он убегает; просите быть аккуратнее, а он специально разбрасывает вещи. Ребенок кричит, может топать ногами, замахиваться на вас со злым, сердитым лицом. Таким образом, малыш проявляет свою активность, самостоятельность, настойчивость в достижении желаемого. Но умения для этого еще пока не хватает. Ему начинает что-то не нравиться, и ребенок выражает свою неудовлетворенность. Нам с вами представить себе это довольно трудно, потому что мы живем со своим “Я” и без этого себя не представляем. Но малыш под влиянием возрастающей практической самостоятельности только начинает осознавать свое “Я”. Ведь он овладевает возможностями делать без помощи взрослого множество действий, усваивает навыки одевания, еды и т. п. Внешне это выглядит так: ребенок, называющий себя раньше в третьем лице (он, она), начинает осознавать себя лицом первым: “Дай мне машинку!” Этот период длится обычно несколько месяцев и протекает у всех детей по-разному. И взрослые именно в это время испытывают значительные трудности в общении и взаимодействии с ребенком, они сталкиваются с негативизмом и упрямством. Дети протестуют против опеки и делают то, что заведомо запрещено. Не надо сердиться на ребенка, пытаться силой заставить его, отвечать на его крик криком или наказывать. Это может закрепить в подсознании мотивы отрицательного поведения. Найдите в себе силы терпеливо отнестись к маленькому крикуну. Лучше постараться переключить его на другие дела, так как ребенок иногда и сам бы рад, да не может успокоиться. Например, стоит поставить его любимую кассету, включить мультфильм. Если же акцентировать внимание малыша на конфликте — это может привести к неврозам. Нужно внимательно следить за изменениями в поведении ребенка. Если вдруг он отказывается от контакта с окружающими, однообразно раскачивается или долго-долго перебирает пальцы, то нужно немедленно показать малыша психоневрологу. Итак, кризис может обнаруживаться в противоречии, которое можно устранить, как говорится, тем же: “Не смей мыть руки!”. И ребенок сделает это с усердием, которому позавидуешь. Но кризис может проходить на грани нервного заболевания, в форме детского деспотизма — стремления проявить власть над окружающими. Ребенок требует, чтобы исполнялось все, что он хочет. А если этого не происходит, то малыш бросается на пол, сучит ногами, бьет руками, кричит. В этом выражается его бессильная злоба. Признаки кризиса могут начать проявляться в разное время и с разной интенсивностью. В поведении одних детей они возникают уже в возрасте полутора лет, у других «волевое противостояние» с родителями отодвигается к 4 годам. Тем не менее, через кризис в том или ином виде проходят все дети. Можно ли смягчить кризис? Как помочь ребенку благополучно выйти из него?
    Вызывающее поведение ребенка можно рассматривать как некое приглашение, призыв к родителям упорядочить его мир, показать ему своей реакцией, что на самом деле важно, а что нет. Ребенку нужна твердость позиции, но не меньше нужна и помощь в освоении правил, в их принятии.
    Постарайтесь увидеть позитивные стороны проявлений кризиса:
    упрямство – это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества. Капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего  Я. Эгоизм – проявление чувства собственного достоинства.
    Продумайте стратегию поведения по отношению к ребенку: когда и на чем настаивать, с чем в его поведении можно мириться. Важно решить, что именно вы будете требовать строго, а где пойдете на уступки без внутреннего сопротивления.
     Будьте настойчивы и последовательны.
    Не придавайте большого значения упрямству и капризам. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки, а девочки капризничают чаще, чем мальчики.
    Постарайтесь переключить внимание ребенка. Хорошо, если в запасе есть много способов «перехитрить» ребенка, добиться от него выполнения желаемого, не вступая с ним в открытое сопротивление. Чем больше идей в запасе, тем проще выбрать наиболее подходящий вариант реагирования на капризы ребенка.