Информация для родителей "Какой тип восприятия у вашего ребенка?"
материал (подготовительная группа) по теме

Каким образом ребенок познает окружающий мир? И как лучше до него донести что-то важное или как легче запомнить что-то новое?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tip_vospriyatiya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Какой тип восприятия у вашего ребенка?

Каким образом (через какие каналы) ваш ребенок познает окружающий мир (воспринимает информацию)? И как лучше до него донести что-то важное или как ему легче запомнить что-то новое.

Итак, все мы знаем, что от природы у человека пять источников получения информации извне. Это уши  - аудиальный  источник, глаза - визуальный источник,  кожа - тактильные ощущения, или кинестетические,  вкусовые рецепторы, расположенные во рту, и обонятельный канал восприятия – нос. С самого рождения человек получает сведения об окружающей среде по этим каналам восприятия. Постепенно под воздействием воспитания и среды у каждого человека выделяется один-два ведущих канала. Чаще всего, главными становятся аудиальный, визуальный и кинестетический канал. Конечно, это не говорит о том, что человек не воспринимает другие виды информации, просто первостепенно обрабатывается та, которая получена из ведущего источника. В психологии каждого человека, в зависимости от его главной  системы восприятия, так и называют: аудиал, визуал, кинестетик (или кинестет).  В чистом виде аудиалов, визуалов и кинестетиков  практически не бывает. К основному виду почти всегда примешивается еще какой-либо.

Виды каналов восприятия:

  1. Аудиальный
    То, что мы слышим.  Как речь, так и свист ветра, или звук капающий воды. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса. 

Аудиал – прежде всего, слышит, а потом видит и чувствует, такой человек может абсолютно не смотреть на собеседника, но очень хорошо воспринимать то, что ему говорят. Иногда может специально отвернуться от говорящего, чтобы лучше расслышать. Обладая не очень хорошей памятью на лица, он безошибочно определяет людей по голосу. Если человек, который с тобой разговаривает, смотрит по сторонам -  это не значит, что он тебя игнорирует, скорее всего, это явный аудиал.

Как распознать:  В речи аудиал употребляет слова «слышишь», «слушай». Поворачивает к собеседнику ухо, а не лицо. Легко произнесет: «Слушай, какая картина».

  1. Визуальный.
    То, что мы видим: образы,  картинки, кино.

Визуал – человек, который видит. Он заметит каждую пылинку, крошку, незначительный оттенок цвета, при разговоре всегда старается смотреть собеседнику в глаза. Обладает прекрасной памятью на лица, а по голосу может и перепутать. Визуал  любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть.  При этом он способен «видеть весь лист».
Как распознать: Визуал чаще всего говорит «смотри», «видишь», «посмотрим». Легко может сказать: «Видишь, какая музыка».

  1. Кинестетический.
    (От греч. « кинес» – движение). То, что мы чувствуем. Сюда же относятся запах и вкус. То, что мы чувствуем в теле удобно разделить на 3 части:
    - тактильные ощущения: ощущения кожи, осязание;
    - внутренние: мышечные, ощущения в желудке, тепло;
    - мета - ощущения – оценочные ощущения, которые нам сообщают об отношении, эмоции: радости, любви, счастье, горе и пр.

Кинестетик. Он слышит и видит, только когда ощущает. В разговоре может дотрагиваться до собеседника, а если нельзя, то будет что-то теребить в руках. Если он находится на значительном расстоянии от вас, то весьма вероятно, что разговор вообще не состоится, пока он вас не «почувствует кожей». Одежду  кинестетики  выбирают мягкую, приятную к коже, колючие шерстяные свитера исключены.  Кинестетик запоминает все телом, мышцами – у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен.  Для того, чтобы запомнить номер телефона, Кинестетик  должен записать его,
Как распознать: слова «чувствую», «мягкий», «приятный». Легко произнесет: «Чувствуешь, какая мягкая музыка». Всегда старается сократить дистанцию в разговоре, потрогать или вас, или вашу сумочку, молнию, пуговку и т.д

Очень важно с раннего возраста распознать кто ваш ребенок: аудиал, визуал или кинестетик. Поскольку это позволит построить занятия, игры, учебный процесс таким образом, чтобы извлечь из них максимум пользы и удовольствия и способствовать развитию ребенка. Известно, что приоритет того или иного способа познания не зависит от возраста. Свойственный ребенку способ познания останется доминирующим на протяжении всей жизни, однако расширение возможностей только помогает ему добиться прогресса в каждой конкретной области.
Отличия между кинестетиками,  визуалами,  аудиалами касаются очень многих вещей, например, организации мышления, памяти, способов обучения.

Степень риска в обучении у детей с разной модальностью различная.

Степень риска учащихся визуального типа по мере их обучения в школе изменяется,  так как школьники старших классов становятся все более визуально-ориентированными. В раннем возрасте учащимся визуального типа необходимо «видеть» ответы, что лучше всего обеспечивается поиском возможных путей обращения к зрительной памяти. Их заставляют смотреть в свою тетрадь, говоря, что ответы не на потолке. Они лучше воспринимают письменные инструкции, и им становится трудно, если им дают вербальные указания к текстам. Им нужно зрительно представить математические задачи, а от них требуют устного выполнения задания в соответствии с программными требованиями. Изучая иностранные языки, они должны видеть новые слова, но в школе они часто сталкиваются с представлением новых слов в видеофильмах или аудиозаписи, в виде примеров учителя в обсуждении.

Степень риска учащихся аудиального типа. В процессе обучения в школе объем информации, получаемый через аудиальные каналы, практически сводится к нулю. После того, как учащиеся научились хорошо читать, от них автоматически ожидают, что они будут воспринимать информацию визуально. Учащиеся аудиального типа легче воспринимают информацию на слух, а им предлагают инструкции. Им нужен звук, а они получают тишину.

Степень риска учащихся кинестетического типа связана с тем, что их заставляют сидеть смирно, когда им для лучшего усвоения требуется движение. Им нужны физические упражнения в перерыве между уроками, а они имеют лишь пять минут, чтобы пройти от одного класса к другому. Им нужно стоять, а они вынуждены сидеть. Им необходимо дотрагиваться до предметов, а их заставляют держать руки на парте.  Насколько эти учащиеся группы риска смогут выполнять то, что им велено, развивать в себе основные стили обучения или адаптироваться к превалирующему учебному стилю класса, настолько они станут успевающими учениками. И если они не смогут приспособиться, то вне зависимости от того, насколько они талантливы, они будут получать свои «двойки», пока учитель не адаптирует учебный план, совместные виды деятельности на уроке и способы тестирования.  Труднее всего приходится ученикам с кинестетическим типом обучения. Классные комнаты не рассчитаны на необходимый им объем физической активности и уровень шума. А оставаться в покое эти дети не могут просто физически. У них не хватает терпения сидеть за ручкой и бумагой, а это – основное времяпрепровождение в классе.

Положение учеников аудиального типа несколько лучше, но и они не получают нужного им количества звуков, разве что в младших классах, где преподавание носит преимущественно аудиальный характер.

Ученики визуального типа попадают в затруднительное положение в классах, где учительница – аудиальщик и большую часть материала подает вербально, рассчитывая на устное восприятие. Дети визуального типа чаще всего не могут развивать в себе навыки восприятия на слух в уроки, соответствующие принятым требованиям. И, как правило, не успевают на таких уроках, если только заблаговременно не воспользуются каким-либо видом шпаргалок, текстом упражнения и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по адаптации ребенка3-4 лет к детскому саду

Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи.Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт к...

консультация для родителей "Роль книги в развитии вашего ребёнка" Книга - это воспитатель человеческих душ. Она является одним из источников информации, который дети исполь¬зуют для самообразования.

Книга - это воспитатель человеческих душ. Она является одним из источников информации, который дети исполь­зуют для самообразования.Малыш растёт, а это значит, что каждый день его ждёт всё больше ...

Игротренинг для родителей.Развиваем речь ребенка3-4 лет

Тема: «Развиваем речь ребенка 3-4лет»Цель:- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;- Повышение педагогической культуры родителей.Задачи:- Познакомить родителей с ...

Консультация для родителей «Развивающие игры для ребенка5-6лет»

Эффективность развивающих игр напрямую зависит от того, насколько предложенная игра или занятие интересно ребенку.  К 5-6 годам у ребенка с одной стороны уже более осознанные желания и предпочтен...