ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?
статья по теме

Давыдова Полина Юрьевна

В данной консультации для родителей перечислены параметры речевого развития ребенка, на которые обращает внимание учитель-логопед при обследовании речи; что должно насторожить родителей, если ребенок испытывает трудности по какому-либо параметру; алгоритм дальнейших действий родителей  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_vhodit_v_logopedicheskoe_obsledovanie.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО        ВКЛЮЧАЕТ          В         СЕБЯ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?

В начале и в конце учебного года учитель-логопед индивидуально обследует состояние речевого развития каждого ребенка (уровень умений и навыков), обращая внимание на все параметры речевого развития.

Параметры речевого развития

Умения, навыки ребенка

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ  

умеет ли ребенок составить рассказ повествовательного характера

- по сюжетной картине

- по серии сюжетных картинок

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

  • умеет ли ребенок в предложениях правильно использовать предложно-падежные конструкции,
  • умеет ли правильно образовывать и изменять слова в предложениях

НАВЫК ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

правильно ли ребенок произносит звуки родного языка в естественной речи

ЗВУКОНАПОЛНЯЕМОСТЬ СЛОВ

(СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА)

правильно ли ребенок произносит слова, состоящие из разного количества слогов, и как сочетает звуки в этих слогах (переставляет, заменяет, пропускает)

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ     ВОСПРИЯТИЕ

(ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ, ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ-СИНТЕЗ-ПРЕДСТАВЛЕНИЯ)

готов ли ребенок к обучению чтению и письму: насколько он различает звуки родного языка, воспринимая их на слух

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

какие части речи ребенок использует в связной речи

ДИНАМИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ

  • темп речи (нормальный, быстрый, медленный)
  • паузы в речи (нормальные, частые, редкие)
  • интонация (повествовательная, вопросительная, побудительная)
  • выразительность речи (маловыразительная, монотонная)
  • сила голоса (громкий, тихий, затухающий, нормальный)
  • тембр голоса (нормальный, хриплый, сиплый, резкий, с носовым оттенком)
  • дикция (смазанная, четкая)
  • наличие запинок, заикания

АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

состояние у ребенка:

губ, зубов,  языка, подъязычной связки, твердого и мягкого нёба, прикуса зубов

В конце обследования учителем-логопедом могут быть даны рекомендации.

итог обследования

рекомендации

Если ребенок справился со всеми заданиями успешно

Не останавливаться на достигнутом – дальнейшее правильное речевое развитие ребенка зависит от общения родителей со своим ребенком

Если у ребенка отмечаются отдельные недостатки речевого развития по некоторым параметрам обследования

Обратится на консультацию к специалисту (невропатолог, психолог, отоларинголог, ортодонт)

Если у ребенка отмечаются недостатки речевого развития по каждому параметру обследования

Ребенку требуется организация комплексной коррекционной помощи (посещение речевого детского сада)

С В Я З Н А Я        Р Е Ч Ь

(умение составить рассказ по картинке и по серии картинок)

Параметры оценки

1. ребенок составил рассказ самостоятельно

2. в рассказе были использованы разные слова (богатый словарный запас)

3. ребенок строил фразы правильно, без ошибок

4. ребенок использовал предложения, состоящие из 3-4 слов.

5. все звуки ребенок произносит правильно

6. речь была в нормальном темпе

7. речь плавная без больших пауз между словами, между слогами

8. речь выразительная, без гнусавого оттенка

Должно насторожить, если ребенок испытывает трудности

Алгоритм дальнейших действий родителей

Ребенок только перечислял предметы на картинке

Консультация логопеда

Ребенок использовал отдельные очень короткие предложения

Ребенок допускает ошибки грамматического характера (говорит «не по-русски»)

У ребенка неразборчивая речь. Он глотает слова, неправильно произносит многие звуки

Нужны занятия с логопедом

Речь ускоренная, «захлебывающаяся», у ребенка время от времени появляются запинки

Внимание, возможно появление заикания. СРОЧНАЯ консультация у логопеда или невропатолога

Речь очень медленная, большие паузы не только между словами, но и между слогами. Ребенок говорит как будто по слогам, при этом многие слова коверкает

Возможно, что это проявление особенности типа нервной системы ребенка. Посоветуйтесь с невропатологом или психологом.

Вас насторожил голос ребенка: он хриплый или, быть может, с гнусавым оттенком, хотя у ребенка нет насморка

Консультация отоларинголога

Ребенок не смог обнаружить связи между двумя картинками

Консультация у психолога или психоневролога

Ребенок часто отвлекается от темы рассказа, много посторонних деталей

Возможно, вы уделяете ребенку мало внимания. Посоветуйтесь с психологом

СЛОГОВАЯ  СТРУКТУРА  СЛОВА

(умение правильно произносить слова, состоящие из разного количества слогов)

Слог – минимальная произносительная единица. Ребенок осваивает слова, состоящие из разного количества слогов, из слогов различных по составу, постепенно. Поэтому у дошкольников сложные, малознакомые слова могут вызывать трудности при произнесении. К школе ребенок должен освоить основные типы слоговых структур.

Параметры оценки:

1. ребенок все слова произносит правильно, выдерживает слоговую структуру слова

2. ребенок ошибся 1-2 раза, но быстро исправил себя сам

Должно насторожить, если ребенок испытывает трудности

Алгоритм дальнейших действий родителей

Ребенок произносит только отдельные слоги, не может проговорить все слово целиком

Если ошибки носят единичный характер, потренируйтесь с ребенком произносить это слово правильно. Через несколько дней оцените результат вашей работы. Если ошибок много, проконсультируйтесь с логопедом. Возможно, что у вашего ребенка есть и другие проблемы

Ребенок сокращает слово, пропуская некоторые слоги или не договаривая слово до конца

Ребенок говорит очень странно. Он один слог произносит многократно, заменяя им другие слоги

Ребенок пропускает согласные там, где они стоят рядом

Ребенок произносит слово несколько раз по-разному

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

(умение согласовывать, образовывать и изменять слова в предложении, использовать предлоги)

Недочеты в грамматическом оформлении речи в логопедии называются аграмматизмами. Необходимо различать истинные аграмматизмы, причиной которых является несовершенство речевого развития ребенка, и возрастные, обусловленные особенностями становления языковой системы ребенка, т.е. ошибки роста.

Параметры оценки:

  1. в предложении ребенок использовал слова «потому что», «так как», «поэтому».
  2. ребенок составил сложные предложения, состоящие из нескольких частей.
  3. ребенок строил предложения правильно, без ошибок
  4. ребенок использовал предложения, состоящие более чем из четырех слов.
  5. ребенок составил предложения самостоятельно
  6. ребенок составил предложения с небольшой помощью (потребовалось задать один-два вопроса)
  7. ребенок правильно согласует слова в предложении
  8. ребенок правильно изменяет слова
  9. ребенок правильно образует новые слова
  10. ребенок понимает и использует в своей речи предлоги

Должно насторожить,

если ребенок испытывает трудности

Алгоритм дальнейших действий родителей

Ребенок не смог составить предложения самостоятельно

Срочная консультация логопеда

Ребенок только перечислял предметы на картинках

Ребенок составляет очень короткие предложения

Ребенок допускает ошибки грамматического характера (говорит «не по-русски»)

Ребенок не смог составить большинство словосочетаний правильно и не замечает своих ошибок

Ребенок сделал ошибки и исправил их после того, как взрослый обратил его внимание на эти ошибки

Ребенок ошибается при согласовании с именами существительными среднего рода или множественного числа (брюки, очки, ножницы)

  • Потренируйтесь с ребенком правильно составлять словосочетания со словами, в которых были ошибки.
  • Если ребенок по-прежнему ошибается и, кроме того, у него есть и другие речевые недостатки, лучше обратиться за консультацией к логопеду

Ребенок не знает некоторых предлогов

Ребенок не правильно использует падежные окончания имен существительных

Срочная консультация логопеда

Ребенок неправильно произносит предлоги или заменяет одни предлоги на другие, не подходящие по смыслу

Ребенок смог самостоятельно изменить слова только после изучения 3-4 примеров

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

(умение правильно произносить звуки родного языка)

Формирование звукопроизношения при норме речевого развития заканчивается в возрасте примерно     5 – 5,5 лет. К этому времени ребенок должен научиться правильно произносить все звуки (фонемы) родного языка, правильно использовать их в самостоятельной речи и не смешивать их между собой.

Параметры оценки:

  1. ребенок все звуки произносит правильно
  2. ребенок ошибся один-два раза, но быстро исправил себя сам

Должно насторожить,

если ребенок испытывает трудности

Алгоритм дальнейших действий родителей

Речь ребенка неразборчива. Его могут понять только родители и те, кто его хорошо знают

Срочная консультация логопеда

Ребенок многие звуки произносит мягко, как будто он еще маленький

Ребенок говорит очень странно. Преобладают твердые звуки, как будто у него акцент

Ребенок звук «Р» произносит как француз

Не важно, сколько лет вашему ребенку. У него сформированы неправильные артикуляционные уклады. Ему требуются занятия с логопедом.

Ребенок произносит звуки «С», «З», «Ц», как англичанин, язык между зубами

У ребенка при произнесении звуков «Ш», «Ж» немного раздуваются щеки

При произнесении некоторых звуков в речи ребенка появляется хлюпающий призвук

У ребенка нет звука «Р»

Если вашему ребенку больше 5 лет, лучше обратиться к логопеду. Специалист решит, можно ли еще ждать или пора начать занятия

Ребенок смешивает звуки или использует звук, где надо и не надо

  • Такое бывает в течение одного-двух месяцев, если ребенок только научился произносить новый звук, например звук «Р». Он им заменяет даже звук «Л», который умел произносить хорошо.
  • Если замены и смешение звуков отмечаются на протяжении продолжительного времени, лучше обратиться за консультацией к логопеду

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

(умение правильно различать звуки речи – фонемы)

В основе грамотного письма лежит умение правильно различать звуки речи – фонемы. В системе русского языка одни фонемы имеют значительные отличия друг от друга и легко различаются детьми, другие очень близкие по звучанию или способу произношения и часто смешиваются. Одним из признаков неблагополучия в развитии фонематического восприятия могут служить замены и смешения фонем в устной речи. в ряде случаев с устной речью все в порядке, а проблемы фонематического восприятия существуют. Несвоевременно выявленная недостаточность фонематического восприятия может проявиться уже в послебукварном периоде, когда ученики начинают писать диктанты. Ошибки такого рода вызывают недоумение у родителей и они начинают ругать своих детей за невнимательность. А ругать в этом случае не за что. Просто у детей вовремя не сформировалось фонематическое восприятие в полном объеме. Своевременная коррекционная работа может полностью компенсировать этот недостаток.

Параметры оценки:

  1. ребенок все слоги воспроизвел правильно
  2. ребенок ошибся один-два раза, но быстро исправил себя сам

Должно насторожить, если ребенок испытывает трудности

Алгоритм дальнейших действий родителей

Ребенок делает ошибки время от времени. При этом если взрослый начинает говорить громче или медленнее, у ребенка улучшается качество ответов

  • Если ошибка носит единичный характер, возможно, что он в этот момент просто отвлекся.
  • Если ошибки носят регулярный характер, а ваш ребенок собирается в этом году идти в школу, есть смысл сходить на консультацию к психологу. Скоро вашему ребенку придется сидеть на уроках, внимательно слушать учителя, делать домашние задания. Для этого нужно устойчивое внимание.
  • Если ошибок много, проконсультируйтесь с логопедом.

Ребенок, как правило, дает правильные ответы при повторном проговаривании «цепочки» слогов взрослым

У ребенка отмечаются устойчивые ошибки в различении одной или двух пар звуков

Лучше начать занятия с логопедом как можно раньше

У ребенка отмечаются устойчивые ошибки в различении более двух пар звуков

Срочная консультация логопеда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арттерапия включает в себя хромотерапию и изотерапию.

Хромотерапия изучает свойства цвета.Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение детей . Изотерапия – использование разнообразных изобразительных средств, нетрадиц...

Что включает в себя понятие "метод проектов"?

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания...

Что включает в себя готовность к школе?

Очень скоро ваш ребенок пойдет в школу. Как хочется, чтобы он был успешен, чтобы все у него ладилось: и с учебой и с одноклассниками, да и чтоб учительница любила его как родного. Ради этого мы ...

Консультация для родителей подготовительной группы «Что включает в себя понятие «готовность ребенка к школе»?».

Консультация «Что включает в себя понятие «готовность ребенка к школе»?» будет полезна для родителей старшей и подготовительной к школе групп. Она поможет родителям при подготовке ребёнка к школе поня...

Консультация для родителей " Что включает в себя подготовка к школе?"

Подготовка ребёнка к школе - это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник....