Главные вкладки

    Консультация для родителей «Семья как фактор воспитания ребенка»
    статья на тему

    Алышева Нина Евгеньевна

    Материал к родительскому собранию по теме: "Воспитание ребёнка в семье"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultaciya_dlya_roditeley_alysheva_n.e.docx15.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    «Семья как фактор воспитания ребенка»

    Воспитатель Алышева Нина Евгеньевна подготовительная группа МБДОУ №4

    Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том,  что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.  И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда воспитанию детей, сколько может сделать семья.

            Семья – особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную  и важную роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец. Выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей. Главное в воспитании маленького человека – достижение духовного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Молодым родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте  оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим собой.

            Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится себя вести в различных ситуациях. Н.И.Пирогов считал, что «Дар слова,-- есть единственное и неоценимое средство проникнуть внутрь,  гораздо глубже, чем посредством одних внешних чувств».

    Весьма ценным было его утверждение о том, что  наглядность и слово должны быть употребляемы в тесном соединении: «Ни наглядность, ни слово по себе, без умения с ними обращаться как надо и без других условий, ничего путного не сделают. Слово, доступное для понимания ребенка, может еще заменить наглядность; наглядность никогда на заменит слова.  Наглядное одно само по себе, без помощи слова, хотя и может глубоко врезаться в память ребенка, но всегда остается чем – то отрывочным и несвязным, тогда как впечатление, произведенное словом, будет более цельное и связное»

    Очень важно, чтобы то, чему учат ребенка молодые родители, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел: теория у взрослых не расходится с практикой.

    Гармоничное воспитание личности возможно только при условии, когда к потребностям  -- первому, элементарному и даже в какой – то мере примитивному побудителю человеческих поступков, человеческого поведения – присоединяется более сильный, более тонкий, более мудрый побудитель – долг. Собственно человеческая жизнь начинается с того момента, когда ребенок уже делает не то. Что хочется, а то, что надо  делать во имя общего блага. И воспитание детей – самая универсальная, самая сложная и благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная в каждой современной семье. Каждое мгновенье этой работы – творение будущего и взгляд в будущее.

    Хорошо, если родители выражают свою любовь к ребенку не только в физическом уходе за ним, но и эмоциональном общении:  разговаривают с ним, играют, ласкают его. Хорошо, если в семье царит доверие, доброжелательность, искренняя забота, взаимопомощь. У ребенка,

    живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным.

            Совместные игры не только обогащают игровой и нравственный опыт детей, но и повышают эмоциональный настрой. Взрослым игры с ребенком помогают понять его духовные интересы, запросы, потребности, лучше изучить характер складывающейся личности. Игра позволяет ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих предметов, подражать взрослым членам семьи в поступках, речи, мимике, жестах и трудовых действиях. В игровой роли он подражает не только действиям, но и отношениям, чувствам, переживаниям взрослых. Без такого переживания невозможно сформировать нравственные понятия.

    Главная задача родителей —научить ребенка наблюдать, не оставаться равнодушным к происходящему вокруг него.

    1.сделайте насыщенными Ваши прогулки с ребенком. Старайтесь во время прогулки обязательно заметить что-то новое для ребенка и приучайте его искать это новое: строящейся дом стал выше; на клумбе расцвели цветы; поставили новую скамейку и т.д.

    2.после прогулки предложите ребенку нарисовать то. Что более всего запомнилось.

    3.важно учить ребенка анализировать свои поступки, умения, переживания. При этом старайтесь больше говорить о том, что ребенку удается, и лишь потом предлагайте исправить то, что еще пока не получилось.

    4.обязательно читайте ребенку познавательную и художественную литературу. По ходу чтения объяснить неясное, уточнять, выражать свое отношение к содержанию. Это облегчает понимание и сближает Вас с собственным ребенком.

    5. Познание  социального мира связано с его оценкой. Мир противоречив, а значит, и его оценка может быть разной – позитивной и негативной. Ребенок прислушивается к Вам. Будьте осторожны в выражении чувств и оценках. Ребенок должен слышать от Вас лишь положительные оценки, отрицательные явления и факты должны адекватно оцениваться. Негативные оценки не должны превалировать в Ваших суждениях. Ребенок должен вырастать со светлой душой, надеждой, оптимистическим мироощущением.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Семья, как фактор воспитания ребенка".

    Консультация о том, как важна для ребенка семья. Формирование ценностей жизни начинается именно в семье....

    «Психолого-педагогическая компетенция родителей как важнейший фактор воспитания ребенка в семье» (из опыта работы с родителями МДОУ детского сада № 4 «Солнышко» г. Пятигорска)

    Вот уже в течение трех лет в МДОУ детском саду № 4 «Солнышко» функционирует психологический клуб для родителей «Воспитываем вместе». Работа в клубе строится таким образом, чтобы показать родителям, чт...

    Консультация для родителей "Семья и физическое воспитание ребенка"

    В данной консультации кратко и понятно описывается роль семьи в физическом воспитании и развитии ребенка....

    Консультация для родителей "Семья как фактор психологического здоровья ребенка"

    Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает влияние на развитие и детей, и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают...

    Консультация для родителей «Семья и трудовое воспитание ребенка»

    Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития малыша....

    Консультация для родителей «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка»

    Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитание, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье....