Мои публикации
статья (подготовительная группа) по теме

Панина Людмила Николаевна

Совместная между групповая коммуникативная музыкально художественная непосредственно образовательная деятельность с применением инновационных образовательных технологий.

Развитие связной речи для успешного обучения в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной между групповой коммуникативной музыкально художественной непосредственной образовательной  деятельности на тему « Чтим дату освобождения  Старооскольского края от фашизма»  с применением инновационных образовательных технологий.

Авторы

Панина Людмила Николаевна воспитатель МБДОУ №40 «Золотая рыбка» г. Старый Оскол  Белгородской области

Верютина Любовь Петровна воспитатель МБДОУ №40 «Золотая рыбка» г. Старый Оскол  Белгородской области

Алешина Ольга Юрьевна музыкальный руководитель  МБДОУ №40 «Золотая рыбка» г. Старый Оскол  Белгородской области

Участники   дети старшей  и подготовительной групп,  воспитатели, музыкальный  руководитель,  родители.

Аннотация

Конспект  совместной  между групповой  коммуникативной  музыкально  художественной  деятельности;  образовательные  области  коммуникация, социализация,  познание.

.Продукт НОД направлен на активизацию нравственно – патриотических чувств у дошкольников, формирует основы нравственности, прививает в детях такие важные качества как долг перед Родиной, уважение к ее истории, истории родного края.

В продукте  НОД  использованы информационно – коммуникативные технологии, методы и приемы обучения: наглядный, игровой, словесный, ситуативный, демонстрационный.

 Данный продукт НОД имеет практическое значение для педагогов  ДОУ, соответствует требованиям ФГТ, способствует формированию патриотических чувств у дошкольников.

Цель: формирование нравственных ценностей у дошкольников.

Задачи:  формирование нравственного  оттношения и чувства сопричастности к родному краю, Отчизне;

воспитание уважения к своей Родине – России, к своей нации, уважения к солдату – защитнику родной Отчизны;

закладывание основ формирующих твердую гражданскую ответственность, чувство долга, глубокой нравственной позиции;

совместные действия педагов, музыкального руководителя, детей, родителей в формировании патриотических чувств у дошкольников.

Приемы образовательных областей: игровой, ситуативный, продуктивный, наглядный, словесный, познавательно – демонстрационный.

Предварительная  работа: чтение материала интернет ресурсов о событиях ВОВ, исторических фактов; заучивание  стихотворений о Родине – России, родном  крае, совместное  тематическое рисование (родители – дети) «Войне – нет! Миру – да!; чтение рассказов, исторических фактов  времен Отечественной войны, оформление альбомов, буклетов, экскурсии к местам боевой славы родного города.

Оформление (наглядность)  фотоматериал «История родного края», выставка тематических рисунков  «Войне – нет! Миру – да!», слайды с музыкально – информационным сопровождением.

Образовательные ресурсы: выставка в макетах, рисунках  древнего и современного оборонительного оружия.  

Реализация ФГТ: коммуникация, социализация, познание, исследование, художественная литература, музыка.

Интернет ресурсы: мультимедиа продукт «Мой город Старый Оскол», слайды об истории родного края, о прошлом Отчизны,  об исторических фактах военных лет.

Сценарий деятельности.

Слайд  Россия – Родина моя

Слово ведущего И кровь  кипит, и сердце гордо бьется,

                               И с радостью внимаем звуку слов:

                               Я Руси сын, Я оскольчанин.

        Здесь край моих отцов!

Россия  П. Синявский -  читает дошкольник

Здесь теплое поле наполнено рожью,

Здесь плещутся зори в ладонях лугов.

Сюда златокрылые ангелы Божьи

По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили,

И синий простор осенили крестом.

И нет у нас Родины, кроме России –

Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом!

Мультимедиа продукт «Любите Росиию»

Слайд о рдном крае

Поезжай за моря -  океаны М. Исаковский – читает дошкольник

Поезжай за моря – океаны,

Надо всею землей пролети:

Есть на свете различные страны,

 Но такой как у нас не найти.

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля,

И гремят, не смолкая, заводы,

И шумят, расцветая, поля!

Песня «Родина» слова и музыка Н.Орловой

Стих -  импровизация « Что мы Родиной зовем!?» В Степанов

Что мы Родиной зовем?

(хоровое сопровождение с жестами)

Все, что в сердце бережем.

И под небом синим – синим

Флаг России над Кремлем!

Слайд «Родной оскольский край»

Березка И.Агеева – читает дошкольник

Белоствольная береза  -- символ Родины моей,

Нету деревца другого сердцу русскому милей.

Изумрудная весною, а зимою – в серебре.

Машет веткой золотою всем летишкам в сентябре.

Каждый пистик как сердечко, полюбуйся, погляди.

У родимого крылечка, ты березку посади!

Любите Россию  О. Милявскмй – читает дошкольник

Колышет березоньку ветер весенний,

Веселой капели доносится звон..

Как будто поэму читает Есенин

Про землю, в которую был он влюблен.

Про белые рощи  и ливни косые,

Про желтые нивы и взлет журавлей.

Любите Россмю, любите Россию,

Для русского сердца земли нет милей!

Слайды «Колесо истории» ( об истории земли старооскольской, о богатырях земли русской, о создании армии, о древнем и совпеменном оборонительном оружии).

Я и Мы В. Орлов -  читает дошкольник

Слово  «Мы» сильней, чем «Я»

Мы – семья, и мы – друзья.

Мы – народ, и мы – едины.

Вместе мы непобедимы!

Песня «Наша Родина сильна» слова и музыка М.Раухвергера

Пословицы (игровая импровизация)

Меч – туп, меченосец -  глуп.

Тяжело в учении – легко в бою.

Худой мир – лучше доброй драки.

Кто смел, тот и на коня сел.

Не копьем убивают, а умом.

Выставка тематических рисунков «Нам нужен мир»

(коммуникативное рассматривание)

На моем рисунке    П. Синявский – читает дошкольник

На моем рисунке поле с колосками,

Церковка на горке рядом с облаками.

На моем рисунке мама и друзья,

На моем рисунке Мир и Родина моя!

Слайды о страшной злой войне на оскольской земле.

Слайд «Обелиски Славы на оскольской земле»

Минута молчания

Слайд «Старый Оскол город Воинской славы»

Символический танец «Старый Оскол» - исполняют дошкольники

Самые важные слова Д. Попов –читает дошкольник

Друг мой, сквозь годы и дни в сердце своем сохрани

С детства родные слова:  Мама, Россия, Москва1

Не забывай никогда самых святых в жизни слов:

Вера. Надежда, Любовь!

«Мой город Старый Оскол» (мультимедиа продукт)

За мир , за детей Е. Трутнева – читает дошкольник

В любом краю любой страны ребята не хотят войны!

Им в жизнь вступать придется скоро,

 Им нужен мир, а не война!

Зеленый шум родного  бора  им школа каждому нужна.

И сад у мирного порога, отец и мать , и отчий дом.

Пусть зреет в поле каждый колос.

Цветут сады, леса растут!

Кто сеет хлеб на мирном поле, заводы строит, города.

Тот для ребят сиротской доли

Не пожелает никогда!

Слово ведущего

Войне мы скажем – Нет!

Миру скажем – Да!

Если не мы, то кто же детям нашим поможет

Россию любить и знать!  Как важно ---не опоздать!

 Как важно – это не забывать забывать!       



Предварительный просмотр:

Развитие связной речи для для успешного обучения дошкольника в школе.

информация для  педагогов и родителей

                                    Из опыта работы

Панина Людмила Николаевна

воспитатель МБДОУ детского сада №40 «Золотая рыбка»

г Старый Оскол Белгородская область стаж 42 года

Одна из основных задач подготовки ребенка к школе – формирование у него восприятия звучащей речи, развитие фонематического слуха. Оттачивая речевой слух ребенка, вы готовите его к усвоению грамоте, помогаете развитию связной речи. Вот почему важно прийти на помощь ребенку, воспитать у него чуткость к слову.

Вниманию педагогов и родителей предлагаются речевые упражнения для ознакомления детей со звуковой стороной слова, с предложением и его составом.Эти упражнения знакомят ребенка также с многообразием слов, их красочностью, образностью.

Знакомить детей со звуковой стороной слова лучше всего в играх и упражнениях, задача которых  - показать детям, что слово звучит, оно состоит из звуков.

Методика ведения подобных игр такова:

Как звучат слова.

Ты уже знаешь, что слова звучат.Послушай, как они по – разному звучат в стихотворении А. Барто:

Скажи погромче слово «гром» -

Грохочет слово, словно гром.

Скажи  потише – «шесть мышат» -

И сразу мыши зашуршат.

Скажи «кукушка на суку»,

Тебе послышится  ку – ку.

Повтори со мной.

(взрослый показывает предметные картинки, ребенок вначале со взрослым, затем сам произносит слово так, чтобы слышны были разные звуки).

Произнеси слово.

(взрослый говорит слово и просит четко его произнести, выделяя голосом все звуки,например: шалунишки, штанишки; сморчок, сверчок).

Сравни.

Мышка – мишка – миска;

маленький – средний – большой;

ммак – ррак – ллак;

ллук – ссук – жжук.

Продолжай играть со мной.

(взрослый называет одно слово, ребенок подбирает похожее по звучанию)

Шина – машина;  Анна – ванна; печка – свечка; кочка –бочка.

(взрослый дарит слово предмет, ребенок возращает словосочетание предмет – признак)

Слово – доброе слово; радуга – разноцветная радуга; дождь – грибной дождь.

(взрослый дарит слово предмет – признак, ребенок возвращает признак - предмет – действие)

Слово доброе – доброе слово согревает. Радуга разноцветная – разноцветная радуга вспыхнула.Дождь грибной – грибной дождь моросит.

Играем наоборот.

(предлагается назвать слово не схожее по звучанию)

Книга – дом; жарко – суп; сухо – лето; диван – кресло.

(предлагается назвать слова антонимы)

Прилив – отлив; просто – сложно; труд – лень.

(предлагается назвать слова синонимы)

Родина – отечество – отчизна; ветер – буря – ураган;  солнце – светило - свет; спасибо – благодарю – благодарствую.

После того как ребенок научится вслушиваться в слова, произносить их так, в чтобы в них были слышны звуки, научится различать звучание слов, только тогда возможен переход к обучению детей различать слова по количеству звуков (короткие -  мало звуков в слове, длинные – звуков много, короткие слова произносятся быстро, а длинные слова –дольше, например: уж, ус, сыр, чернильница, карандаш).

С ребенком можно провести такие упражнения:

*шагаем со словом (на короткие слова уж,дом делаем один шаг, на длинные слова домик, улитка – шагов делаем больше);

*разведчики – искатели (заранее раскладываются предметы, название которых и длинные, и короткие; дети находят и называют их парами, например: чай – чашка – чайник; ключ – колесо – машина);

*хлопки (взрослый произносит длинные и короткие слова, на короткие ребенок производит хлопок,  а на длинные – нет, возможен вариант наоборот, взрослый хлопает, а ребенок произносит слова);

*превращалочка  (длинное слово заменить коротким и наоборот,  например:  кот – котенок – котище;  ус - усик – усище; лис – лисенок – лисица);

*добавляй звук  (взрослый называет слово или предложение, не договаривая последний звук, а  ребенок добавляет нужный звук,  например: Витя славный мальчи(к). К красной шапочке подошел серый вол(к). Сово(к),сундучо(к), сапожо(к));

*поймай мяч (взрослый бросает мяч, а ребенок ловит его тогда, когда слышит в слове заданный взрослым звук, например: снег, сосед, барабан, слон и т. п.);

*будь внимателен (в конце слова должен быть заданный звук, если слово подобралось неверно, мяч падает, его ловить нельзя, например: цветок – жук, червяк – паук, комок -  снежок);

*чей рассказ лучше (взрослый и ребенок придумывает несложный рассказ из слов, большая часть которых будет начинаться на один и тот же заданный  звук, или  каждое предложение в рассказе должно начинаться на заданный звук; все придуманные рассказы можно записывать в альбом и делать к ним  зарисовки);

-Папа пришел домой и принес покупки.  Потом пошел с Пашей погулять по проспекту. По проспекту шли прохожие. Прохожие покупали пирожные.

Описанные выше игровые упражнения могут в различных вариациях повторяться, может изменяться наглядный материал, подбор слов.

Если взрослые считают, что ребенок уже хорошо ориентируется в звуковом строении слова, они могут предложить ему умственные задачи большей сложности

Подумай, не торопись.

*Придумай собачке кличку, чтобы второй звук был «у», последний «к» (Шустрик, Мумик, Кузнечик); второй «у», последний «а» (Жучка, Жулька, Булька).

*Подбери слово, которое начинается на второй звук слова  «стол» (трактор, трамвай, телега, танк).

*Подбери такое слово, в котором был последний звук слова  «сыр», но чтобы это было название птицы (воробей, скворец, коршун,ворона, сорока).

*Найди в комнате предмет,  в названии которого второй звук «у» (бумага, дудка, луковица, будильник,туфли).

*Назови, какие у тебя есть игрушки, в названии которых второй звук «и» - мишка, пирамидка;  второй звук «а» - машина, барабан; третий звук «т» -  котенок, лото, петрушка.

Следующий этап – обучение ребенка членению слов на слоги (понятие слог вводится позже, вначале это часть слова). Ребенку предлагается отдельные задания:

*посмотри на картинку и назови предметы, которые можно назвать коротким словом (дом, жук, рак); затем длинными (карандаш, стрекоза);

*найди в помещении предмет, в названии которого мало звуков (лист, стол, мяч, шар); много звуков (кроватка, буратино, кресло, диван);

Взрослый обращает внимание на то, что слова состоят из частей:

*тыльная сторона ладони  подносится к подбородку и можно почувствовать, что при произнесении  слова по частям рука прикасается к подбородку;

*при произношении слова по частям (слогам) определяется последовательность звучания, количество частей (слогов) в слове, возможность называть  части (слоги) слов в разбивку.

При определении количества частей (слогов) в словах можно использовать различные игровые приемы:

*произношение слова по частям шепотом  в ладошку, замечая,  сколько раз теплое дыхание касается ладони, значит столько будет частей в слове;

*играя с мячом, взрослый называет первую часть, ребенок, ловя мяч, вторую и наоборот;

*в игре «Письма» ребенок вместе со взрослым описывает предмет, узнает его в своем описании и делит это слово на части (слоги); возможен вариант зарисовки, сопутствующий описанию; например: в моем письме изображено вот что (маленькая, твердая, круглая или удлиненная с тоненьким хвостиком, растет на грядке в огороде, любят ее есть в салате или просто с хлебом – это ре- дис – ка);

*подобные игры в «Магазин», «Семья», «Поликлиника», где идет описание – зарисовка игрушек, вещей и других  предметов;

*в вечернее время в группе и в субботние вечерние часы в семье можно зарисовывать предметы, состоящие из одной части (слога), из двух частей (слогов); в этой игре возможен вариант умышленного рисования одного и того же предмета: дом, домик, домище; гриб, грибок, грибище. Важный момент – в конце игровой зарисовки всем предлагается проанализировать нарисованное. На прогулке такая зарисовка возможна на мокром песке палочкой, на асфальтовой дорожке – мелом;

*для достижения тех же целей можно использовать загадки, потешки, скороговорки, считалки.Они помогают вслушаться в слово, находить одинаковые и разные части (слоги) слов, ощутить красоту и богатство родного русского языка.

 Очень важно научить ребенка не только различать предлагаемые умственные задачи, но и проявлять творчество в самостоятельном создании их.

Следующий этап –работа над предложением. Опираясь на имеющиеся у ребенка знания о слове, его звучании взрослые (педагог и родители) знакомят его с составом предложения. Перед ребенком обязательно  ставится четкая задача составить предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов. Предложения составляются вначале в совместной деятельности взрослого и ребенка, затем самим ребенком самостоятельно. На данном этапе очень важен совет с ребенком.  Необходимо, чтобы ребенок понял, что составляемые предложения должны точно и образно определять важное, что его словесные находки и удачные сочетания слов поощряются и ценятся взрослыми.

При анализе внимание ребенка следует направить на последовательность расположения слов в предложении, на их количество.

При рассматривании предмета взрослый учит ребенка внимательно всматриваться в изображение, обследовать предмет со всех сторон.

Именно это и помогает ребенку сказать об одном и том же предмете что – то новое, тем самым развивать красивую связную речь.

Хорошо, если ребенок научится сразу составлять предложения об игрушке, объединенные смысловым сюжетом, составлять разнообразные предложения про совершенные самим ребенком действия, например: Саша смеется.  Саша держит мяч.  Мальчик Саша рад мячу.

Педагог может использовать сам и предложить родителям приемы, которые помогут закрепить знания детей о предложении:

*четкое произношение слов с паузой;

*последовательное называние слов в предложении;

*подсчитывание слов, называние слов в разбивку;

*совместное хоровое их произношение;

*графическое изображение предложения черточками на листе бумаги по количеству слов в предложении;

*откладывание счетных палочек, лучинок, кружочков по количеству слов в предложении и т. п.;

*удары мячом, прыжки на скакалке, отсчитывание шагов по числу сказанных слов.

Постепенное усложнение умственных задач приведет к тому, что ребенок очень скоро научится составлять предложения и выделять в составе слова. Ребенок начинает усваивать, что если об одном и том же сказать несколько разных предложений, связанных по смыслу и поданных в определенной последовательности, то получится рассказ.

Раздумье старшего дошкольника над словом, которому отводится такая большая роль в работе по ознакомлению с предложением, - хорошая основа для воспитания интереса к знаниям и показатель того, насколько широки могут быть собственные речевые возможности ребенка.

Вся проведенная работа с дошкольниками по ознакомлению со словом, его звучанием послужит фундаментом грамотности первоклассника, его успешного обучения.

Литература.

Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе. – М. 1994 г.

Сомкова О. Н. Развитие творческой речевой активности ребенка 5 – 6 лет. – СПб., 1996 г.

Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. ТЦ.М.2007г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.

laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П.  Распространение педопыта воспитателя...

Наличие публикаций, включая интернет публикации.

Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...

Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации

Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...

X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...

X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»

Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...