Главные вкладки

    Материал для родителей по здоровьесбережению
    методическая разработка по теме

    Богомолова Анна Ивановна

    материал для родителей по здоровьесбережению

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zakalivanie.doc36.5 КБ
    Microsoft Office document icon berezhem_zdorove_s_detstva.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:

                                 Закаливание.

                 В каждой семье  родители отдают детям все лучшее,стремятся создать для них наиболее комфортные условия.Ребенка излишне укутывают,свежий воздух именуют «сквозняком»,вот и растет малыш систематически болеющим,казалось бы ,без всяких  на то причин.Плавание в раннем возрасте,плескательные водные процедуры,одежда по погоде без лишнего укутывания,продолжительные прогулки и систематические занятия физкультурой-надежный источник развития резервов здоровья.

                   Природа наделила человека способностью приспосабливаться к изменениям окружающей среды,и прежде всего температуры.Но сохраняется эта способность лишь при постоянной тренировке.

                  Закаливающие процедуры не только снижают заболеваемость человека,но и повышают его работоспособность,физические возможности организма.

                  Методика закаливания требует соблюдения четырех основных правил,основанных на физиологических закономерностях,обусловливающих течение процессов адаптации организма человека к изменяющимся температурам.

                  Первое правило.Постепенное нарастание закаливающего фактора.Очень важно,чтобы после каждой процедуры у ребенка возникала последовательная реакция,одна из них – покраснение кожи.Некоторые родителиопасаясь действия холода,либо вообще не изменяют температуру,либо изменяют ее столь незначительно,что это не вызывает никакой реакции.Такое закаливание почти бесполезно.

                  Постоянно увеличивать порог раздражителей необходимо потому ,что со временем воздействие уже привычной разности температур перестает быть раздражителем,становится нейтральным.Постепенное увеличение закаливающей дозы –обязательная ступенька для повышения устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

                Второе правило.Закаливание должно быть индивидуальным,учитывать возраст,состояние здоровья,особен-                                 ность реакций на раздражитель.

               Третье правило.Систематичность и непрерывность проведения закаливающих процедур.У детей,как и у взрослых,закаливающий эффект наступает через 2-3 недели.А исчезает он при отсутствии тренировок за 1,5-2 месяца.Поэтому устойчивого результата можно достичь только под влиянием постоянных тренировок.

                Четвертое правило.Применять следует  различные раздражители,не имеющие перекрестного эффекта.Это связано с различными физиологическими механизмами  адаптации к теплу и холоду,продолжительности  действия  тренирующих факторов.Так,   например,закаленный к воздействию высоких температур может быть очень восприимчивым  к холоду.Таким  образом.закаливание необходимо проводить и к теплу,и к холоду.

                 Основными закаливающими факторами являются воздух,солнце и вода.Таким же действием обладают  измененные человеком источники закаливания:душ,бани,сауны.

                 Для дошкольников предпочтительны  естественные средства.

                  Начинать закаливание  можно в любое время года.

    Детям полезно принимать свето-воздушные ванны.        Для чего ребенка на 2-3 минуты оставляют в одних трусиках при температуре окружающего воздуха 16-18 *,для детей старше 4 лет – температура на 2* ниже,увеличивая время процедуры до 15-20 минут.

               Если есть возможность,используйте дневной сон на воздухе летом.

              Солнечные ванны    можно проводить в летние месяцы – это 11-13 часов,в южной полосе – 8-10 часов.В весенние и осенние дни время закаливания сдвигается ближе к полудню.

             Обнаженные дети до 3 лет первый раз могут быть на солнце не более 3 минут.Это время увеличивается  каждый день на 1 мин.,постепенно  это время доводится до получаса (Для 3-летних детей).

             Если кожа детей особо чувствительна к солнечной радиации,покройте его в первые дни одеждой.Не забывайте надеть на голову белую панамку.

             Пребывание на воздухе следует сочетать с подвижными играми.Солнечные и воздушные ванны можно сочетать с водными процедурами.

             Вода  оказывает на организм очень многостороннее влияние.Особенно ценен эффект от купания в морской воде,в которой растворены практически все известные микроэлементы.Да и в обычной ванне можно усилить химический эффект,добавляя в воду те или иные вещества по рекомендации врача.

           Водные процедуры могут быть местными и общими.Интенсивность действия  зависит от разницы температуры кожи и воды,а также от величины соприкасаемой поверхности.Температуру воды обязательно определяйте градусником.а не на ощупь.

           Первая закаливающая процедура для всех детей –ежедневные умывания водой.Вода для умывания доводится с28  до 18-16*(градусов).

         Высокоэффективная закаливающая процедура  -обтирание влажным полотенцем ,смоченным в воде с температурой 28-30*.Через каждые 3-4 дня температуру  воды снижают на 1 градус и доводят до 24-25 градусов для маленьких детей и до 16- 18 градусов для более старших.Хорошо отжав смоченное полотенце,им обтирают тело  ребенка,начиная с лица,шеи,потом переходят на руки,переднюю и заднюю поверхность грудной клетки.

           Высокоэффективная процедура – обливание – душ в течение 2-3 мин.Детей начинают обливать водой 33 градуса,с 4-6 лет – не ниже 31*,понижая до 24-26 градусов.

         Можно обливать не все тело,а только предплечья и кисти или же голени и стопы.С 6 лет проводят ежедневные обливания до пояса.Если ребенок плохо переносит холод,то заканчивать процедуру над теплым душем,затем кожу вытереть насухо  и растереть до порозовения.

            Эффективным закаливающим свойством обладают и полоскания горла.Сначала для этого используют  воду при температуре 30* и доводят до комнатной,ежедневно снижая на 1 градус.Продолжительность полоскания – 1-2 минуты.Приучите детей к этой процедуре так же,как к умыванию и чистке зубов.

            Высоким закаливающим эффектом обладает купание в естественных водоемах.Большинство детей не боятся воды.Приучение тех,кто ее опасается,можно начинать с игр на мелком  месте в ясный,безветренный день с температурой воздуха

    не ниже 24 градусов,а воды- 22 градуса.Детям достаточно одноразового  купания в день в течение 4-5 минут.

               В каждом конкретном случае продолжительность купания в естественном водоеме должна определяться индивидуально  в зависимости от предварительной закаленности малыша.

             Очень полезно приучать детей ходить босиком по земле.Конечно,когда она хорошо прогрета.А до этого пусть ребенок ходит дома по 10 м утром и вечером без тапочек,только в хлопчатобумажных носках,через 7-8 дней можно снять и носки.Хождение босиком не только закаливает,но и тренирует свод стопы,предупреждая тем самым плоскостопие.

            Никогда не поздно начать закаливание,в том  числе и часто болеющих детей.

            При проведении процедур родители должны быть примером и хотя бы на ступеньку опережать ребенка,чтобы он стремился стать таким же,как папа и мама.Закаливание показано не только детям,но и взрослым.

           Закаливание является  высокоэффективной системой повышения устойчивости организма к различным заболеваниям и должно культивироваться  в каждой семье .

             



    Предварительный просмотр:

     Бережем здоровье с детства ,

                          или 10 заповедей   здоровья.

    Заповедь 1. Соблюдаем режим дня.

         Очень важно приучать ребенка просыпаться и засыпать , кушать, гулять , играть в одно и то же время.

         Следует уделять особое внимание полноценному сну (своевременное засыпание  - не позднее 21.00-22.00 ,минимальная длительность сна 9- 10 часов.

        Необходимо регламентировать просмотр телепередач как по времени , так и по содержанию.

        Все это вселяет чувство безопасности, уверенности и устойчивости. Это учит ребенка распределять и сохранять физические и психические силы в течение дня, делает его более спокойным и позитивным.

    Заповедь 2. Регламентируем нагрузки.

        Очень важно регламентировать как физические нагрузки , так и эмоциональные и интеллектуальные. Другими словами,  жить под девизом «Делу время – потехе час».

       Нужно внимательно следить за поведением ребенка. При этом нужно ориентироваться на его состояние. Потеря внимания, капризы, истерики, отказ от деятельности ,расторможенность являются сигналом перегрузок. При первых признаках этих проявлений  следует прекратить или снизить интенсивность деятельности или общения.

      При первой же возможности дать ребенку отдохнуть. Лучший отдых –двигательная активность на свежем воздухе.

       Внимание! Превышение даже эмоционально-положительных нагрузок (увлекательные игры, радостное общение – особенно у детей 3-5 лет) может привести к перегрузкам и как следствие к негативным результатам. Если мы , взрослые, вовремя не примем меры и не прекратим или не снизим нагрузки ребенка, за этим состоянием могут последовать истощение ,недомогание, истерика , а затем и болезнь.

    Заповедь 3 . Свежий воздух.

      Свежий воздух необходим детскому развивающемуся мозгу! Недостаток кислорода приводит к значительному ухудшению самочувствия. Нехватка кислорода приводит к быстрой утомляемости  и истощаемости. Для хорошего самочувствия и успешной деятельности ребенку необходимо пребывание на свежем воздухе минимум 3 часа  в день и в проветренном  помещении во время сна.

      Ежедневные прогулки – эффективный метод закаливания ребенка.

      Под влиянием воздушных ванн не только повышается тонус нервной ,дыхательной и пищеварительных систем, но и возрастает количество эритроцитов и гемоглобина в крови.

    Заповедь 4. Двигательная активность.

    Движение –это естественное состояние  ребенка. Задача взрослых – создать условия для двигательной активности ребенка. Лучшая среда для этого- детская площадка, парк, такт как они сочетают два важных условия для двигательной активности – пространство и свежий воздух.

      Пусть ваш ребенок  как можно больше гуляет, играет в подвижные игры, бегает, прыгает ,лазает, плавает.

    Заповедь 5.  Физическая культура.

      Систематические занятия физкультурой  очень полезны для здоровья. Они укрепляют не только физическое здоровье, но и психику ребенка, позитивно влияют на его характер ,способствуют развитию волевых качеств, уверенности в себе, ответственности ,умения дружить.

      Видов физической культуры очень много : утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные занятия в детском саду, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз и др. И , конечно, спортивные секции – виды спорта, которые нравятся ребенку.

         Главное, чтобы выбранный вид физической культуры нравился ребенку , чтобы он занимался этим с удовольствием.

        В ребенке может укоренится лишь то, что сформировано в семье, а значит, основой успеха является личный пример авторитетного для ребенка взрослого – родителя.

     Заповедь 6. Водные процедуры.

                              Давайте же мыться ,плескаться,    

                              Купаться, нырять ,кувыркаться….

       Всем  с детства известны строки К.Чуковского.

    Значение водных процедур для здоровья человека известно издавна и подтверждено многовековым опытом.

       Вы можете выбрать любой ,подходящий для вашего ребенка вид водных процедур или же чередовать разные виды.

     -обливание утром и вечером  перед сном  теплой ,прохладной или холодной водой.

    -контрастный душ ,контрастные ванны для рук и ног.

    -обтирание мокрым полотенцем.

    Предварительно проконсультируйтесь с врачом-педиатром.

    Главное, пусть ребенок получает удовольствие от этой процедуры. И вы радуйтесь вместе с ним!

    Заповедь 7. Используйте простые приемы массажа биологически активных точек рук, ступней, ушных раковин , лица и тела.

       Массаж биологически активных точек ,расположенных в области носа, глаз, ушей , у висков, на пальцах рук и ног , на кистях рук, на подошвах ,путем надавливания ,растирающих линейных и вращательных движений является  прекрасным средством улучшения регуляции деятельности всех систем организма. Таким образом, он нормализует работу всех органов и систем ,в том числе и психики.

    Заповедь  8. Теплый ,доброжелательный психологический климат в семье.

        Обстановка, в которой воспитывается ребенок , психологический климат в семье имеют огромное влияние на состояние физического и психического здоровья ребенка. В комфортной ситуации развитие ребенка идет быстрее и гармоничнее. Он впитывает в себя все позитивное ,  что его окружает. И это делает его сильным,  счастливым и уверенным в себе человеком.

       И , наоборот, если ребенок растет в неблагоприятной среде, где присутствуют агрессия ,раздражение ,злость, тревога, страх ,он заражается этими негативными эмоциями и чувствами , что приводит к  расстройствам его здоровья и , следовательно, к задержке в развитии.

       Чтобы ваш ребенок рос здоровым и счастливым , мы предлагаем вам установить в семье кодекс чести, провозглашающий следующее:

    - Позитивное, доброжелательное настроение всех членов семьи.

    - Ровный, спокойный тон в процессе общения в семье.

    - Единство требований к ребенку со стороны всех членов семьи во всех ситуациях.

    - Обязательное поощрение ребенка при минимальных успехах и даже при их отсутствии , если ребенок постарался.

    - При любой возможности осуществление с ребенком телесного контакта (погладить , взять за руку, легкий массаж тела и т.д.)и визуального контакта (посмотреть ребенку в глаза, желательно на одном  уровне с ним, т.е. присесть).

    - Организация совместной деятельности с ребенком  ( по возможности чаще).

    Никогда не отказывайте  ребенку в общении!

    Установите в семье запрет :

    - На бурные негативные эмоции , особенно вечером, перед сном.

    - На крик,

    - На раздражение,

    - На непонятное для ребенка наказание (особенно в жестких формах),

    - На агрессию,

    - На злость.

    Стремитесь быть мудрыми в воспитании  ребенка. Наш негатив разрушает неокрепшую психику ребенка , дезориентирует его и , следовательно , в конечном счете ослабляет его здоровье.

    Заповедь 9.    Питание.

    Детям для полноценного роста и развития необходимо рациональное питание. В организации питания ребенка  следует придерживаться простых, но очень важных правил.

    - Питание должно быть по режиму (выработать у ребенка привычку есть в строго отведенные часы).

    -Для приготовления пищи использовать только натуральные продукты , не содержащие консервантов, синтетических добавок.

    - Включать в рацион питания ребенка богатые витаминами и минеральными веществами продукты.

    -Важно , чтобы питание  было хорошо сбалансировано : в пище должно быть достаточное количество белков, жиров и углеводов.

    -Ежедневно на столе должны быть фрукты и овощи.

    -Еда должна быть простой, вкусной и полезной.

    - Настроение во время еды должно быть хорошим.

    - Аппетит ребенка зачастую зависит  от внешнего вида еды.

    Заповедь 10. Творчество.

         В творчестве ребенок может выразить себя : свои мысли,  чувства, эмоции. Он может создать мир по своим законам , почувствовать радость и удовлетворение. В творчестве ребенок может проявить негативные чувства и переживания и освободиться от  них. Через творчество ребенок постигает прекрасное , гармонию мира.

        Помогите ребенку увидеть прекрасное в мире , влюбиться в красоту и поддержите его желание созидать.

        Для этого подходят различные виды деятельности :

    - рисование,

    - лепка ( из пластилина, глины, теста),

    - изготовление поделок из бумаги,

    - шитье, вязание, плетение,

    - занятие музыкой и пение, прослушивание классической и детской музыки,

    - занятия танцами , театрализованной деятельностью.

      Все это и многое другое дает возможность эмоционального выражения , учит ребенка любить труд , гордиться собой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материал для подготовки к аттестации ( проведение консультаций для родителей по здоровьесбережению)

    Материал подготовлен в форме презентаций по работе с родителями. Картинки и текстовый материал взять из Интернета. Очень хочется, чтобы кто-нибудь ими воспользовался при подготовке к аттестации....

    "Рекомендации родителям по здоровьесбережению первоклассников"

    Советы психолога родителям по сбережению здоровья будущих  первоклассников....

    План работы с родителями по здоровьесбережению детей. 2мл.гр.

    Этот план поможет педагогам при планировании работы по здоровьесбережению на год....

    Консультации для родителей по здоровьесбережению детей

    особенности физического развития детей...

    Консультация для воспитателей « Использование нетрадиционные форм работы с родителями по здоровьесбережению»

    Консультация для воспитателей "Использование нетрадиционных форм работы с родителями по здоровьесбережению"...

    Консультация для воспитателей « Использование нетрадиционные форм работы с родителями по здоровьесбережению»

    Консультация для воспитателей "Использование нетрадиционных форм работы с родителями по здоровьесбережению"...

    Консультация для родителей «Советы родителям по здоровьесбережению»

    Старайтесь активно участвовать в охране здоровья ребенка и оздоровлении его организма....