Анкеты и консультации для родителей
материал по теме

Бестужева Лилия Владимировна

Анкеты и консультации для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание здорового ребенка в семье включает в себя очень много аспектов. Что можно подразумевать под словосочетанием "здоровый ребенок"? В первую очередь, это физическое здоровье малыша. Но и совсем немаловажное значение имеет психическое состояние здоровья ребенка. Большую часть жизни ребенок проводит в семье, через нее он познает мир и получает первые навыки и жизненные установки. Все родители хотят, чтобы их ребенок имел полноценное здоровье и хорошее физическое развитие. Чтобы этого достигнуть необходимо сформировать в семье хороший психоэмоциональный фон, хорошие привычки, организовать физическое воспитание и рациональное питание.

От чего же зависит правильное воспитание здорового ребенка в семье?

Следует учитывать, что на детское здоровье влияют следующие факторы:

  1. врожденные физические особенности;
  2. условия жизни в семье;
  3. соблюдение санитарно-гигиенических норм;
  4. уровень развития системы здравоохранения государства;
  5. социально-экономическая и экологическая ситуация, сложившаяся в населенном пункте, а также в стране в целом.

Безусловно, на некоторые факторы невозможно повлиять силами только родителей ребенка, но создать благоприятный климат в семье под силу всем любящим родителям. Ребенок должен постоянно ощущать любовь, заботу и поддержку со стороны мамы и папы, только в этом случае можно не беспокоиться за психическое здоровье малыша.

Невероятно важно с детства приучить ребенка соблюдать личную гигиену и вести здоровый образ жизни. Очень важное значение имеет распорядок дня, закаливания организма и, безусловно, занятия спортом. Здоровье каждого человека зависит от его поведения и образа жизни, поэтому необходимо еще с детства привить ребенку бережное отношение к самому себе и заботу о собственном здоровье. Правильное воспитание здорового ребенка в семье поможет сформировать физически и психически устойчивого члена общества.


Воспитание здорового ребенка - одна из важнейших задач семьи. Из курса дошкольной педагогики вы знаете о тесной взаимосвязи физического и психического развития ребенка, о том, что полноценное физическое развитие - своеобразный фундамент, на котором «выстраивается» каркас личности. Между тем современная статистика свидетельствует о неблагополучии физического развития и здоровья детей и подростков. Все активнее входит в профессиональную лексику понятие «децелерация», означающее, что поколение современных детей отличается более низкими показателями физического развития, чем их сверстники 10-15 лет назад.

Казалось бы, что современные супруги должны чувствовать особую ответственность за здоровье будущего ребенка. На деле это далеко не так. К услугам специалистов медико-генетической службы обращаются очень немного молодых людей, намеревающихся вступить в брак и испытывающих тревогу за физическое благополучие будущих наследников. А это благополучие может оказаться иллюзорным, если учесть груз наследственных и иных заболеваний, которыми отягощены супруги, особенности их образа жизни, приверженность к некоторым, мягко говоря, вредным привычкам (алкоголь, курение, наркомания). В результате значительная часть новорожденных появляются на свет с теми или иными отклонениями в физическом, а часто и психическом развитии. Родители бывают очень обеспокоены здоровьем ребенка, особенно когда он часто болеет, но не прилагают специальных усилий для его укрепления, профилактики болезней, тем более уделяют недостаточно внимания развитию движений, физических качеств, культурно-гигиенических навыков, приобщению к спорту.

Поскольку воспитание здорового ребенка содержит много аспектов, напомним о наиболее важных для современной семьи.

Физическое воспитание является основой для развития личности ребенка в семье. Но в чем же заключается его значение во всестороннем формировании детей? Прежде всего физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Известно, что интеллектуальный труд требует большого напряжения физических сил. Болезненность же человека, отсутствие физической закалки значительно снижают эффективность умственной деятельности. Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться. Наконец, правильное физическое воспитание в семье способствуют формированию нравственности, товарищества, коллективизма, требовательности к себе, а также укреплению воли.

В чем же состоит сущность физического воспитания? Для осмысления этого понятия попытаемся сравнить его с другим, близким по значению термином - физическое развитие. Физическое развитие детей - качественные изменения, которые происходят в укреплении и совершенствовании физических сил ребенка и его здоровья под воздействием благоприятной природной среды и специально организованного воспитания. В этом смысле оно выступает лишь как один из результатов физического воспитания. Само же физическое воспитание охватывает более широкую область педагогического влияния на детей. Наряду с физическим развитием оно призвано возбуждать у них потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укреплению здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому формированию.

Физическое воспитание в семье - многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности детей, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек и здорового образа жизни.

Уяснение сущности физического воспитания позволяет более конкретно представить его внутреннюю структуру и содержание. С этой точки зрения, важное значение в содержании физического воспитания имеет формирование у детей потребности в занятиях физкультурой и спортом и укреплении своих физических сил и здоровья. Потребность в данном случае мыслится не только как внутренний побудительный стимул, но и как определенная привычка личности заниматься различными физическими упражнениями с целью совершенствования своих физических сил и общей работоспособности, а также укрепления воли.

Существенным компонентом содержания физического воспитания является обогащение детей системой знаний о сущности и общественном значении физкультуры и спорта и их влиянии на всестороннее развитие личности. Такие знания расширяют умственный и нравственный кругозор детей, повышают их общую культуру.

Весьма важной содержательной частью физического воспитания является развитие у детей двигательных умений и навыков, воспитание и совершенствование внешней культуры поведения: осанки, походки, ловкости, быстроты двигательных реакций и т.д.

Физическое воспитание также включает в себя развитие у детей физических способностей и стремления к занятиям в различных видах физкультуры и спорта: в легкой или тяжелой атлетике, в спортивных играх, плавании и т.д.

Формирование у детей физической культуры и решение основных задач физического воспитания требуют использования разнообразных средств и методов физического развития детей.

К средствам физического воспитания относятся:

а) естественные силы природы: солнце, воздух и вода;

б) режим питания, труда и отдыха;

в) утренняя гимнастика;

г) физическая культура;

д) разнообразные формы спортивно-массовой работы: гимнастика, спортивные игры, туризм.

В то же время цель воспитания здорового ребенка не ограничивается одним только физическим воспитанием. Особо здесь следует отметить связь здоровья ребенка с гигиеническим воспитанием. Оно начинается с создания соответствующих требованиям гигиены условий воспитания ребенка (чистота и порядок в квартире, особенно на кухне, в детской комнате; детская мебель, приспособленная к его росту; индивидуальные постельные и гигиенические принадлежности, посуда; одежда из натуральных материалов, подобранная по погоде, и пр.). Важной обязанностью родителей является воспитание у детей привычки мыть руки (перед едой, после прогулки, посещения туалета), тщательно чистить зубы утром (после завтрака) и вечером; ежедневно принимать душ, подмываться; по мере надобности пользоваться носовым платком; убирать постель, ухаживать за своей одеждой.

Подлинная забота родителей о полноценном физическом и психическом здоровье - залог рационального режима дня, в котором предусмотрено достаточное время для полноценного сна (ночного и дневного), прогулок на свежем воздухе (не менее 4 ч), часы приема пищи, игр. Необходимо избегать нарушений привычного режима в праздничные и выходные дни, когда у ребенка много впечатлений, он утомляется, вследствие чего особо нуждается в отдыхе, спокойных занятиях. Поэтому в интересах охраны здоровья ребенка следует исключить позднее возвращение из гостей, отказ от дневного сна, неупорядоченное питание, как это часто случается, особенно в молодых семьях.

Рост, развитие ребенка, предупреждение многих заболеваний напрямую зависят от рационального питания: достаточного, доброкачественного, разнообразного, с необходимым количеством витаминов. Сегодня можно говорить о двух крайностях в организации детского питания в семье: усиленное внимание родителей к питанию ребенка, что ведет к перееданию, ожирению, и, напротив, достаточно безразличное отношение к тому, когда и что поел ребенок. Излишняя упитанность детей из-за перекармливания проявляется уже в раннем возрасте, однако она редко волнует родителей, хотя и бывает одной из причин крапивницы или экземы, респираторных заболеваний, более позднего овладения ходьбой и т.д. Напротив, молодые родители часто с гордостью говорят о быстрой прибавке в весе ребенка первого года жизни, ошибочно считая это признаком хорошего развития малыша. Между тем именно в первый год жизни из-за перекармливания происходит рост жировых клеток, которые остаются на всю жизнь, увеличиваясь в размерах в сотни раз. Полные, упитанные дети-дошкольники обычно слабее худощавых, чаще и тяжелее болеют.

При безразличном отношении родителей к детскому питанию ребенка рано переводят на «общий стол», не заботятся о разнообразии пищи, не учитывают возрастную потребность в витаминах, тех или иных продуктах (например, молочных, фруктах). В данном случае родители придерживаются правила: еда - это не предмет культа, что есть, то и поели. Естественно, что при таком отношении к детскому питанию в нем преобладают «взрослые блюда», технология приготовления которых не всегда соответствует особенностям растущего организма (жарка, многократные подогревы пищи, использование консервов, острых специй, колбас). Полноценным такое питание назвать трудно. При таком безалаберном отношении к детскому питанию в его «рацион» нередко попадают и алкогольные напитки.

Одно из средств повышения защитных сил организма - закаливание. Известно, что к моменту рождения ребенка его физиологические механизмы полностью не сформированы, поэтому у него более высокая теплоотдача, чем у старших детей и взрослых, что может привести к более быстрым переохлаждениям или перегреваниям. Это надо иметь в виду родителям, которые буквально с первых дней жизни малыша стараются его укутать, потеплее одеть. Такая «забота» о детях не дает возможности для тренировки, совершенствования аппарата терморегуляции, формируется большая уязвимость растущего организма. Прежде всего ребенка необходимо избавить от имеющегося перегревания (снизить температуру воздуха в комнате до 18 градусов, воды для умывания, проветривать помещение). Далее следует обеспечить его рациональной одеждой, не препятствующей его движениям. В условиях семьи целесообразно использовать такие закали-вающие процедуры, как создание контрастных температур в быту (например, игра с бегом из прохладного помещения в теплое), ходьба босиком (по коврику, паркетному полу, траве, песку), сон на свежем воздухе, обтирание, обливание, душ, купание в открытом водоеме, солнечные ванны.

Нельзя не сказать о так называемых нетрадиционных методах закаливания, которые в последние годы завоевывают сторонников среди родителей, особенно молодых. Речь идет об использовании для закаливания детей, начиная с грудного возраста, сильных холодовых факторов: обливания и купания в ледяной воде («моржевание»), хождения босиком по снегу без одежды и т.д. При этом родители-энтузиасты доказывают эффективность такого закаливания. Возможно, они и правы в отношении отдельных детей, обладающих определенными индивидуально-типологическими характеристиками температурной чувствительности. Но ученые возражают против массового распространения подобной практики закаливания маленьких детей. Экстремальные сверхсильные холодовые перегрузки вызывают резкую перестройку всех физиологических систем, при этом наиболее уязвимыми оказываются аппараты регуляции (нервная система) и выделения (почки). Родители, подвергая своих детей сильным холодовым нагрузкам, рискуют их здоровьем, причем последствия могут возникнуть годы спустя и оказаться очень печальными, вплоть до летального исхода.

В последние годы многие родители стали приобретать разного рода тренажеры, спортивные центры, заниматься с детьми гимнастикой, бегом, ходьбой на лыжах, ездой на велосипеде и т.д. Все это заслуживает всяческого одобрения при условии соблюдения правил безопасности, четкой дозировки занятий, учета возрастных возможностей детей, чтобы не допустить их переутомления. Каждой семье доступны занятия спортом, подвижные игры, пешие прогулки, туристические походы, которые способствуют развитию у детей двигательных качеств, ловкости, силы, выносливости организма. И еще один важный момент: воспитание здорового ребенка облегчается, если протекает на положительном эмоциональном фоне, если в семье царит мажорный тон, преобладает оптимистическое настроение.

Наиболее заразительным для маленьких детей бывает пример родителей, других членов семьи, демонстрирующих свою любовь к физической культуре, спортивную подготовку, приверженность к здоровому образу жизни.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей!

«Условия здорового образа жизни в семье».

    Уважаемые родители!

     Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать нам содействие в исследовании влияния образа жизни детей в семье на представления ребенка о здоровье. Для этого Вам нужно заполнить анонимную анкету, которая лично для Вас не несет никаких негативных последствий.

     Последовательно, объективно отвечая на вопросы, выбирая, на Ваш взгляд, правильные ответы или записывая свое мнение, Вы без труда справитесь с этой работой.

     Надеемся на сотрудничество!

     Прочитав внимательно вопрос, ознакомьтесь с вариантами ответов на него. Ответ, наиболее точно отображающий Ваше мнение, подчеркните или напишите свой вариант.

  1. Читаете ли Вы литературу о здоровом образе жизни?

а) да;                              б) нет;                                в) иногда.

  1. Используете ли Вы полученные знания в воспитании Вашего ребенка?

            а) да;                              б) нет;                                в) иногда.

     

  1. Можно ли назвать образ жизни в Вашей семье здоровым?

          а) да;                              б) нет;                                в) иногда.

  1. Делаете ли Вы утреннюю зарядку?

         а) да;                              б) нет;                                в) иногда.

  1. Есть ли у Вас или у других членов семьи вредные привычки?

        а) да;                              б) нет;                                в) иногда.

  1. Как Вы организуете питание в Вашей семье?

а) полноценное питание;

б) предпочтение отдаем каким-то одним видам продуктов;

в) питаетесь регулярно;

г) нерегулярно.

  1. Как воздействует на Вашего ребенка климат в семье?

а) положительно;

б) отрицательно;

в) не воздействует.

  1. Что Вы считаете здоровым образом жизни? (Напишите.)
  2. Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычек к здоровому образу жизни?

   а) да;                              б) нет;                                

     10. Занимаетесь ли Вы физической культурой и играми вместе со своими детьми?

а) да;                              б) нет;                                в) иногда.

     11. Занимаетесь ли Вы закаливанием своих детей?

   а) да;                              б) нет;                                

     12. Вы сами здоровы?

а) да;                              б) нет;                              в) затрудняюсь ответить.

     13. Часто ли болеет Ваш ребенок?

        а) да;                              б) нет;        

     14. Каковы причины болезни Вашего ребенка?

     а) недостаточное физическое воспитание в детском саду;

     б) недостаточное физическое воспитание в Вашей семье;

     в) наследственность;

     г) предрасположенность к болезням.

     Благодарим за оказанную помощь. Желаем Вам здоровья и благополучия!



Предварительный просмотр:

Анкета – опросник для родителей.

  1. Как Вы оцениваете состояние здоровья Вашего ребенка?
  1. хорошее;
  2. удовлетворительное;
  3. плохое.
  1. Изменилось ли состояние здоровья Вашего ребенка за период посещения детского сада? Если «да», то изменения произошли:
  1. в лучшую сторону;
  2. в худшую сторону.

  1. Какие причины, на Ваш взгляд, могут влиять на ухудшение здоровья Вашего ребенка в период нахождения его в детском саду?

________________________________________________________________________________________

     4. Какие факторы, по - Вашему мнению, способствуют укреплению здоровья Вашего ребенка?__________________________________________________

5.На что воспитателям стоит обратить внимание при работе с Вашим ребенком?________________




_

Анкета – опросник для родителей.

1.Как Вы оцениваете состояние здоровья Вашего ребенка?

  1. хорошее;
  2. удовлетворительное;
  3. плохое.

2.Изменилось ли состояние здоровья Вашего ребенка за период посещения детского сада? Если «да», то изменения произошли:

  1. в лучшую сторону;
  2. в худшую сторону.

3.Какие причины, на Ваш взгляд, могут влиять на ухудшение здоровья Вашего ребенка в период нахождения его в детском саду?

________________________________________________________________________________________

     4. Какие факторы, по - Вашему мнению, способствуют укреплению здоровья Вашего ребенка?__________________________________________________

     5. На что воспитателям стоит обратить внимание при работе с Вашим ребенком?___________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ          ДЛЯ      РОДИТЕЛЕЙ.

Как предупредить болезнь ребёнка.

Многие родители считают, что ребёнок должен обязательно перенести некоторые болезни. Им даже кажется, что чем раньше он заболеет, тем легче будет протекать болезнь. Это далеко от истины! Ведь любая болезнь ослабляет детский организм, является помехой в его развитии и затрудняет воспитание ребёнка.

    Некоторые болезни можно предотвратить. В этом нет ничего сложного. Все меры предупреждения болезней просты и доступны каждой семье. Соблюдение гигиенических правил, режима, полноценное питание, разумное закаливание, систематические физические упражнения, занятия спортом, своевременные профилактические прививки и ограничение возможного контакта с инфекционными больными – вот почти полный арсенал средств, обеспечивающих здоровье и правильное развитие ребёнка.

   ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ. Известно, что уже новорожденный ребёнок отвечает врождёнными приспособительными реакциями на воздействие факторов окружающей среды. Внутриутробный период развития характеризуется постоянством внутренней среды организма ребёнка, которая регулируется преимущественно организмом матери. После рождения регуляторная функция полностью осуществляется самостоятельно.

Учитывая эти обстоятельства, необходимо с первых дней жизни младенца активно, а главное сознательно расширять и совершенствовать регуляторные механизмы по отношению к таким факторам, как холод, тепло, влажность, колебания атмосферного давления.

Научные исследования и врачебные наблюдения показали, что естественные факторы – температура воздуха, вода, солнечное излучение могут быть использованы для повышения защитных сил организма.

     Закаливание является надёжным средством профилактики простудных заболеваний. Применять его можно в любое время года, однако лучше начинать в летний период и продолжать систематически в течении всего последующего времени. Невозможно закалить организм за несколько дней. Закаливание надо проводить длительно с большой настойчивостью и терпением. Основными принципами системы закаливания являются регулярность, постепенность, строгая индивидуальность, при этом особая осторожность и внимание необходимы в отношении к физически  ослабленным детям. Поэтому прежде чем начать систематическое закаливание, нужно правильно оценить индивидуальные особенности и возможности ребёнка. Сделать это может только врач.

    Приступая к закаливанию, следует помнить и строго выполнять гигиенические требования не только в отношении у4хода за ребёнком, но и помещения, где он находится. Осенью и зимой надо многократно, не менее чем по 10-15 минут проветривать комнату, а в период, когда  ребёнок находится на прогулке, хорошо провести сквозное проветривание. Непосредственно перед сном следует на 5-7 минут открывать форточку. Уборка детской комнаты должна проводиться влажным способом. Категорически запрещается курить в помещении, где находится ребёнок.

    Нужно стремиться к тому, чтобы не зависимо от погодных условий ребёнок как можно больше времени проводил на свежем воздухе. Места для прогулок должны быть по возможности защищёнными от ветра, поскольку известно, что движение воздуха усиливает теплоотдачу и содействует переохлаждению. А сильный ветер затрудняет дыхание.

   Небольшой насморк при нормальной температуре тела не является противопоказанием к прогулке на свежем воздухе. Такому малышу перед выходом на улицу следует прочистить нос ватным фитильком, чтобы он свободно дышал.

   В тёплое время года ребёнок большую часть дня должен проводить вне помещения. Очень полезен сон на свежем воздухе. Дети быстро засыпают, сон у них обычно ровный и спокойный, дыхание более глубокое, что способствует улучшению газообмена и обмена веществ. Просыпаются дети бодрыми и весёлыми. Одевать детей следует по сезону. Учитывая, что детям свойственна подвижность, не следует кутать их, особенно необходимо соблюдение гигиенических требований к одежде при закаливании. Одежда должна быть лёгкой, гигроскопичной, из натуральных тканей и материалов, в зависимости от сезона трёх-, четырёхслойной. Излишне тепло одетому ребёнку трудно двигаться, он быстрее перегревается и устаёт. Перегревание ещё более вредно для здоровья, чем охлаждение, поскольку специальными исследованиями доказано, что организм ребёнка лучше адаптируется и переносит низкие температуры, чем высокие. Учитывая это, родители должны помнить, что несоответствие одежды ребёнка в сочетании с несовершенной терморегуляцией может приводить как к переохлаждению, так и к перегреванию. И то, и другое вредно для ребёнка и предрасполагает к заболеваниям.

ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ. Воздушные ванны являются первым мягким и эффективным средством закаливания. Смена пелёнок, пеленание, раздевание малыша перед купанием- это и есть первые воздушные ванны.

   Ослабленных или непривычных к прохладному воздуху детей, раздевать следует постепенно: вначале оголяют руки и ноги, затем раздевают до пояса и, наконец, оставляют ребёнка совсем раздетым.

   Противопоказаны воздушные ванны лихорадящим и резко ослабленным детям. В летнее время, в тёплый безветренный день легко возбудимым детям непродолжительные (до 10 мин) воздушные ванны показаны в так называемой кружевной тени деревьев. Они оказывают успокаивающее и тонизирующее действие. Воздушные ванны должны проводиться 2 раза в день. Наиболее благоприятное время для их выполнения летом от 8 до 18 ч. Их полезно сочетать с водными процедурами, при этом оптимальным временем для их проведения является вторая половина дня, после сна.

СОЛНЕЧНЫЕ ВАННЫ. Солнечные ванны - мощное средство укрепления организма ребёнка. Биологические свойства солнечной энергии в настоящее время изучены довольно подробно. Показано, что ультрафиолетовая часть спектра солнечного излучения оказывает стимулирующее действие на целый ряд важных функций детского организма. В результате правильно дозированного ультрафиолетового излучения улучшается качественный состав крови, повышается обмен веществ, что приводит к лучшему усвоению питательных веществ, а следовательно, и к ускорению роста.

   В медицине широко используют облучение солнцем, как с лечебной, так и профилактической целью. Однако не следует забывать, что это сильно действующие процедуры. Чрезмерное солнечное облучение вредно отражается на состоянии здоровья и развития детей.

   Приступать к закаливанию солнечными лучами можно только после подготовки ребёнка к этому виду закаливания воздушными ваннами. В первые дни продолжительность процедуры не должна превышать 5-6 минут. Постепенно, после появления загара, продолжительность может быть увеличена до 10 минут.

   Солнечные ванны обычно сочетают с другими закаливающими процедурами. Чрезвычайно важно тщательно наблюдать за состоянием ребёнка как во время солнечной ванны, так и на протяжении всего периода их приёма. При появлении у ребёнка вялости, резкого покраснения лица, усиленного потоотделения, головной боли, а также ухудшения настроения, аппетита, сна пребывание на солнце под прямыми лучами необходимо прекратить.

   Наиболее благоприятны для солнечных ванн утренние часы с 9 до 11 ч, так как в это время тепловое действие солнца ещё невелико, а количество ультрафиолетовых лучей максимально. Во время прогулки солнечную ванну можно повторить 2-3 раза.

      ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ. В системе закаливания центральное место по праву  принадлежит водным процедурам. Вода обладает большой теплопроводностью и теплоёмкостью, воздействие её на терморегуляторные механизмы выражено больше, чем воздуха той же  температуры, теплопроводность которого почти в 30 раз ниже. При контакте воды с поверхностью кожных покровов в силу описанных выше свойств резко усиливается теплоотдача, сокращаются кровеносные сосуды кожи, сужается их просвет, возникает чувство холода. Часто это сопровождается дрожью, появлением «гусиной кожи». Однако через 1-2 мин сосуды расширяются, возникает ощущение тепла – кожа розовеет и становится тёплой.

При закаливании водой как ни при каком другом закаливании требуется строгое выполнение основных принципов – регулярности, постепенности, осторожного, строго индивидуального подбора процедур. Различные виды закаливания водой следует использовать в определённой последовательности.

   В качестве закаливающих водных процедур  используются гигиенические ванны, умывания, обливание стоп, обтирания, общие обливания, душ и купания.

                  ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Значение режима питания и закаливающих процедур велико, но недостаточно, чтобы предохранить ребёнка от инфекционных заболеваний. Детских инфекционных болезней много и , несмотря на систематическое снижение заболеваемости детей этими болезнями, многие из них до сих пор ещё продолжают волновать родителей и врачей.

   Для инфекционных болезней характерны наличие возбудителя (микробов или вирусов), возможность передаваться от больного здоровому (заражение), принимая большое распространение, и способность вызывать в организме состояние невосприимчивости при повторном заражении (иммунитет).

   Почти при всех детских инфекционных болезнях возбудители заболевания обитают на слизистых оболочках носа, Зева, глотки и других верхних дыхательных путей (при кори, скарлатине, ветряной оспе, дифтерии, коклюше, краснухе, гриппе и других вирусных инфекциях).

   При разговоре, кашле, чиханье вместе с каплями слюны и мокроты возбудители болезни рассеиваются в воздухе и при вдыхании их здоровый ребёнок может заразиться. Такой путь заражения называется воздушно-капельным. Он является основным при передаче кори, краснухи, инфекционного паротита (свинки), ветряной оспы, гриппа, гриппоподобных болезней и коклюша. Возбудители этих болезней очень нестойки и быстро погибают в окружающей среде, поэтому заражение происходит только при встрече неболевшего ребёнка с больным этой болезнью.

   Возбудители болезней распространяются на разные расстояния от больного, например, при коклюше – до 2-3 м, а при кори и ветряной оспе возбудитель потоком воздуха может разноситься на десятки метров, рассеиваясь по всей квартире, этажу и даже на выше расположенные этажи дома. Несколько короче пути распространения гриппа, краснухи и паротита(в пределах одной или нескольких комнат или классов школы).

   При скарлатине, дифтерии, дизентерии, натуральной оспе, туберкулёзе возбудители могут длительное время сохранять жизнеспособность в окружающей среде. Поэтому заражение происходит не только непосредственно от больного. Но и через вещи, на которые попали выделения больного, через бельё, игрушки, посуду, а также через лиц, которые ухаживали за больным или имели с ним контакт, но не заболели(бациллоносители). Распространению этих инфекций во многом способствует несоблюдение личной гигиены взрослыми, ухаживающими за больными(если они не моют руки и не пользуются маской, не надевают халатов).

   Таким образом, основным источником распространения детских инфекционных болезней является больной, а некоторых случаях бациллоносители и вирусоносители. Поэтому раннее выявление и ранняя изоляция больного имеют первостепенное значение для предупреждения распространения детских инфекционных заболеваний.

   При малейшем подозрении на инфекционную болезнь в семье ещё до прихода врача надо отделить больного от здоровых детей, предупредить окружающих о заболевании и как можно быстрее сообщить о болезни ребёнка в детский сад. Всем этим можно оградить от заражения других детей и предупредить появление бациллоносительства и распространение болезни. По этим же причинам необходимо очень внимательно следить за состоянием здоровья детей, посещающих дошкольные учреждения. При появлении кашля, насморка, повышенной температуры тела , ребёнка надо уложить  в постель и вызвать врача на дом. При всяком изменении настроения ребёнка следует подумать о том, здоров ли он, внимательно осмотреть его и расспросить о жалобах.

   В настоящее время детям широко проводятся профилактические прививки против многих инфекционных болезней (туберкулёза, полиомиелита, оспы, кори, коклюша, дифтерии, столбняка и др.). Прививки вызывают в организме ребёнка невосприимчивость (иммунитет) к этим заболеваниям.  У привитых детей инфекционная болезнь протекает, как правило, легко и почти не даёт осложнений, что очень важно. Все профилактические прививки должны проводиться с участием родителей, иначе возможны ошибки с тяжёлыми последствиями для детей.

   Родители должны готовить детей к проведению прививок. Накануне и утром в день прививки обязательно измерить ребёнку температуру тела, лично встретиться с врачом и рассказать о всех замеченных неполадках в здоровье и поведении ребёнка, внимательно выслушать рекомендации врача в связи с проведённой прививкой и тщательно их выполнять. Особенно строго надо соблюдать сроки повторных прививок, так как  без этого прививки будут малоэффективными.

   У детей с проявлениями экссудативного диатеза, астматического бронхита, бронхиальной астмы, с непереносимостью некоторых видов пищи, а также перенесших недавно какое – нибудь заболевание или после контакта с неперенесенным ранее инфекционным заболеванием, при проведении прививок могут быть тяжёлые реакции и даже осложнения. Поэтому обо всём замеченном надо сообщить врачу в день проведения первичной или повторной прививки.

   Итак, многие болезни ребёнка можно предупредить или значительно облегчить их течение. В этом важном деле лучшими помощниками врача являются родители.



Предварительный просмотр:

В этом году Новогодние каникулы будут продолжаться целых 10 дней, поэтому у многих возникает вопрос: как провести их с пользой? Конечно, можно попробовать купить недорогую путёвку и отправиться на каникулы в тёплые страны, или напротив, туда, где можно заниматься зимними видами спорта и наслаждаться чистой зимней природой. Неплохо поехать в Таиланд, Арабские Эмираты, на Мальдивские острова или в Израиль – там можно купаться и загорать, когда у нас зима, холод и снег.

Активный отдых в Альпах или Северной Финляндии больше по душе многим нашим соотечественникам, даже начинающим лыжникам: ведь это самый пик горнолыжного сезона.

Кстати, в Финляндию можно ехать отдыхать не только с семьёй, но и с компанией друзей. Это очень удобно – так можно недорого снять коттедж, и разместиться в нём с комфортом. Комфорт и невысокие цены есть и в других местах: в Чехии, в Прибалтике, в Турции или Египте.

Ну а если всё-таки отдых за границей, даже не очень дорогой, не вписывается в ваш семейный бюджет – что тогда? Как организовать свой отдых? И что мы представляем себе, говоря об отдыхе?

К сожалению, в новогодние праздники большинство из нас отдыхает посредством лежания на диване, поедания всяких вкусностей, и просмотра праздничных телепередач. Отдыхает ли при этом наш организм, наша нервная система, измученная суетой и длинной чередой рабочих дней? Вряд ли. Такой «отдых» только ухудшит состояние здоровья и настроение, а после праздников не замедлит проявиться депрессия.

Как провести зимние новогодние каникулы с пользой

Что же делать и как провести новогодние каникулы с пользой для себя и своей семьи? Прежде всего, нужно отменить лежание на диване, чревоугодие и отупение перед телевизором. Начните больше двигаться, не переедайте, и старайтесь большую часть дня проводить на воздухе – по крайней мере, когда погода позволяет.

Конечно, у многих это может вызвать неприятие: ведь так ждали праздника, чтобы наконец-то отоспаться, отдохнуть и спокойно посмотреть любимые телепрограммы! И что теперь, тратить эту редкую возможность на какие-то прогулки, идти куда-то – зачем? Ведь на работу не надо…

А что думают об этом специалисты? Большинство из них уверены, что лучший отдых для нашего организма – это активный отдых на природе. Если хотя бы один час походить по лесу на лыжах, то организм отдохнёт и расслабится гораздо лучше, чем за целый день «отдыха» на диване. Это будет верно даже в том случае, если вы сильно устали и хотите только одного – лежать и не двигаться. И психологи, и врачи уверены, что всего один час прогулки в хвойном лесу принесёт вашему организму огромную пользу.

В то же время вариант отдыха на диване перед телевизором загрузит нашу и без того перегруженную психику ещё больше. Расслабиться эмоционально, психологически и физически можно только на свежем воздухе, на природе. Так что не стоит убивать драгоценное время – давайте проведём каникулы с максимальной пользой!

Новогодние зимние каникулы: активный отдых для здоровья

Конечно, сразу после встречи Нового года, 1-го января, отправиться на прогулку в лес вряд ли получится у большинства из нас, однако в последующие дни уже вполне можно организовать активный отдых. Самое простое – вылазка на каток, однако это больше подходит тем, у кого есть свои коньки. Прокат коньков в праздничные дни – это почти нереально, поэтому стоит продумать другие способы развлечься и отдохнуть.

Ещё один несложный вариант – собраться вместе с родными или друзьями, и поехать в ближайший лес. Если нет автомобиля, то можно и на электричке: в большинстве регионов нашей страны лесов хватает. Конечно, не везде есть базы отдыха, но самостоятельный поход имеет свои плюсы: вы можете отдыхать спокойно, своей компанией, и выбрать какое угодно место.

Обязательно захватите с собой в лес всё, что необходимо для весёлых зимних развлечений: санки, лыжи, и конечно, видеокамеру. Поверьте, что ещё долгие месяцы у вас будет подниматься настроение каждый раз, когда вы будете всей семьёй просматривать эти поистине уникальные кадры!

Кстати, для спортивных развлечений в лесу больше подойдут широкие лыжи – лесные. Конечно, на них нельзя мчаться с ветерком, однако по глубокому и нетронутому снегу на них передвигаться очень удобно.

Для любителей кататься с ветерком есть другие, более освоенные варианты – там, где катается много людей. На укатанных склонах горок, сопок и холмов могут кататься как опытные спортсмены, так и начинающие. Там же можно кататься на санках и других несложных спортивных снарядах.

Тем, кто всё же решил добраться до базы отдыха, рекомендуется взять с собой достаточно денег, чтобы спокойно оплачивать прокат снаряжения или пользование подъёмником.

На базу отдыха вряд ли стоит брать с собой животных. В лесу собака будет чувствовать себя свободно, а вот на горнолыжной базе она может получить травму, да и сама стать причиной травматизма, попавшись на пути быстро скользящего по склону холма лыжника.

Если на протяжении Новогодних каникул запланировать и провести несколько таких вылазок в зимний лес, то ощущение полноценного отдыха и праздника сохранится с вами надолго. Ведь можно кататься, играть в снежки, в весёлые зимние игры, да и просто барахтаться в снегу, а потом пить горячий чай и есть печёный в золе костра картофель.

Для того, чтобы моменты отдыха оставили ещё больше позитивных впечатлений, особенно у детей, и хорошо смотрелись на фотографиях, можно взять с собой дождь, мишуру, воздушные шарики, и украсить деревья возле вашей стоянки.

Вот только не забудьте всё забрать с собой, как и мусор, а остатки костра ликвидируйте, чтобы не портить прекрасное царство зимней сказки. Ведь отдыхать в лесу хочется многим людям – так пусть они тоже, в полной мере, смогут ощутить это сказочное зимнее великолепие.

Новогодние зимние каникулы в деревне или лагере

Есть и другие варианты отдыха в каникулы. Если у вас в деревне или селе живут родные, например, бабушка и дедушка, то поехать к ним – это прекрасный выбор. Можно совместить приятное с полезным: и помочь родным по хозяйству, и свежим воздухом вдоволь подышать, и нагуляться, и вообще получить долгий заряд бодрости и хорошего настроения.

Если поблизости есть детский оздоровительный лагерь или санаторий, то можно совершить там лыжную прогулку, взяв лыжи напрокат. Такую услугу сегодня предлагают многие детские лагеря: им это выгодно, а городские жители могут покататься и улучшить своё здоровье.

Но даже такой вариант иногда вызывает сложности, поэтому можно просто ходить кататься на санках с горок, находящихся поблизости от вашего дома, причём делать это можно даже вместе с гостями, пришедшими отмечать продолжение праздника.

Правила проведения новогодних зимних каникул

В общем, основные правила проведения Новогодних каникул – это позитивный настрой и активность, движение и свежий воздух. Наши дети являются прекрасным стимулом для того, чтобы больше бывать на природе, играть и веселиться: ведь мы всегда заняты работой, и откладываем общение с ними «на потом».

Чаще всего дети проводят время за компьютерными играми или просмотром телевизора, а взрослые почти не пытаются оторвать их от этого занятия – ведь так они меньше отвлекают от дел. Однако потом возникают проблемы: со здоровьем, обучением, поведением и ещё во многих сферах.

Так что используйте каникулы по максимуму, чтобы принять участие в играх, вместе с детьми бегать, смеяться, валяться в снегу. Можно даже устроить конкурс по быстрой лепке снеговиков, и привлечь к этому не только своих детей, но и их друзей, желательно вместе с их родителями. Такие Новогодние каникулы не только помогут вам сблизиться, но и подарят прекрасный заряд бодрости и энергии на несколько месяцев вперёд.



Предварительный просмотр:

Понятие «кризисная ситуация» может употребляться в отношении семьи в целом и в отношении отдельных ее членов (в том числе детей раннего и дошкольного возраста). Эта ситуация связана с событиями, угрожающими стабильности семейной структуры и вызывающими особый тип переживаний (страданий) – стресс.

Понятие «стресс» было введено канадским физиологом Г. Селье и определялось как «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».

В современной научной литературе стресс связывается с функциональным состоянием напряжения, возникающим у человека в ответ на воздействие физических или социальных раздражителей (как реально действующих, так и вероятностных). Поэтому человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Таким образом, одно из условий возникновения стресса – угроза.

Выявлено, что люди рассудочного склада реже подвергаются стрессу, поскольку могут с помощью логически выстроенных рассуждений уменьшить субъективную значимость сложной ситуации и с утроенной энергией ликвидировать источник стресса, тогда как люди впечатлительные, подверженные аффективному реагированию, в трудной ситуации уходят в переживания и не видят положительной альтернативы. Эти два противоположных стиля реагирования дали названия двум видам стресса: «стресс льва» и «стресс кролика».

Дошкольники по способу реагирования на раздражитель очень близки ко второму виду проявления стресса. С незначительными ссылками на индивидуальные характеристики можно выделить то общее, что позволяет возникнуть стрессу у детей этого возраста:

  1. несовершенство системы эмоциональной регуляции;
  2. преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
  3. ограниченный социальный опыт;
  4. склонность к фантазированию;
  5. повышенная чувствительность и впечатлительность.

Факторы, вызывающие стресс, подразделяются на несколько групп, соответственно и сам стресс может быть нескольких видов: информационный, эмоциональный (психологический) и травматический.

Информационный стресс возникает в том случае, когда человек пытается воспринять большой объем информации, чем в состоянии это сделать его мозг. Поступающая информация не успевает перерабатываться и осмысливаться, и, как следствие, человек не может принять верное решение в том темпе, который от него требуется. К тому же стресс может усугубляться повышенной ответственностью человека за последствия принятого решения. Этот вид стресса свойственен в основном взрослым людям.

У дошкольников в силу их возрастных особенностей (несовершенство психических процессов, небольшой объем памяти) без вмешательства взрослого информационный стресс возникает редко. Слабость нервной системы «защищает» ребенка от непосильных информационных перегрузок: если он что-то не понимает, то переключается на понятную и приятную ему деятельность или «уходит в себя».

Эмоциональный (психологический) стресс часто возникает как реакция на ситуацию опасности, обиды, горя, непонимания и т.д.

Этому виду стресса подвержены и дети, и взрослые.

Описывая варианты развития, связанные с трудностями социализации детей дошкольного возраста, А.Л. Венгер выделяет своеобразный психологический синдром, называемый им «социальной дезориентацией». «Этот психологический синдром возникает в результате резкого изменения условий жизни ребенка. Наиболее частая причина такого изменения – поступление в школу. Иногда синдром социальной дезориентации складывается еще в дошкольном возрасте в вязи с поступлением ребенка в детский сад. Нередко его возникновение бывает вызвано переездом в другой город или другую страну. Чем сильнее изменение условий жизни, тем вероятнее возникновение этого психологического синдрома».

Пример из жизни.

Главная проблема маленького Влада (мальчика 3,5 лет) – переживания-страдания в условиях адаптации к детскому саду. На первый взгляд, это типичные трудности расставания с мамой. Однако длительный плач по утрам, случаи энуреза, плохое самочувствие после возвращения из детского сада, беспокойное засыпание, затем болезнь и категорическое нежелание идти в детский сад после выздоровления свидетельствует о затянувшемся стрессовом состоянии. Появившиеся и усиливающиеся агрессивные проявления по отношению к маме, бабушке, дедушке (а иногда и к себе: «Я – плохой!») также говорят о необходимости психологической помощи ребенку.

Мальчик воспитывается мамой. Вместе с ним живут бабушка и дедушка (родители мамы). Папа приходит раз в неделю (иногда чаще, если соскучится), так как у него есть семья – жена и взрослая дочь. Мама очень эмоциональна, хорошо понимает чувства ребенка, однако на этапе раннего развития мальчика сформировала у него ненадежный тип симбиотической привязанности. Она принимает финансовую помощь со стороны отца ребенка, хотя осознает всю ненормальность ситуации. Папа, вспыльчивый и даже взрывной по характеру, требует от мальчика беспрекословного выполнения требований. Особенно его раздражает, когда сын плачет («Я не видел таких детей… Что ты ревешь как девчонка…»). Родители часто выясняют отношения при ребенке, что вызывает у него обиду на отца.

Родители матери предоставляют дочери самой решать проблемы взаимоотношений с отцом ребенка.

После двухмесячного перерыва (не водили мальчика в детский сад по рекомендации психолога и невропатолога) Влад стал спокойнее, выделительные функции восстановились. Но он до сих пор не может спать один (без мамы).

Необходимо отметить, что сильные переживания приводят к стрессу лишь в том случае, если они особо значимы для человека. Большинство эмоциональных конфликтов по своей природе социальны. Например, человек заболевает не потому, что стал жертвой несправедливости, а потому, что проявленная по отношению к нему несправедливость нарушила его представления о справедливости. Таким образом, эмоциональный стресс является неотделимой частью социальной адаптации человека.

При равных социальных условиях люди по-разному реагируют на стрессор: одни попадают под его влияние и не способны выйти из этого состояния без квалифицированной помощи, другие не реагируют на стрессор, поскольку их нервная система способна адаптироваться к изменениям с минимальными затратами.

Среди свойств личности, обуславливающих возникновение стресса, ведущее место занимает тревожность. Она проявляется в таких психических реакциях, как ощущение неосознанной угрозы, чувство беспокойства, опасения, тревожного ожидания.

Успешность адаптации человека к разнообразным условиям внешней среды определяется следующими характеристиками:

- уровень нервно-психической устойчивости;

- самооценка личности;

- ощущение значимости для других;

- уровень конфликтности;

- опыт общения;

- морально-нравственная ориентация;

- ориентация на требования ближайшего окружения.

У дошкольников эти характеристики развиты слабо, следовательно, успешность адаптации и преодоления эмоционального стресса в большей степени зависит от окружающих взрослых, нежели от детей.

Если между родителями и ребенком существует прочная привязанность, это является серьезной защитной силой. Отсутствие внимания, заботы, нарушение семейных отношений вызывают у ребенка чувство беззащитности и неспособности оградить себя от опасности. Такое психологическое состояние повышает риск неблагоприятного воздействия эмоционального стресса.

На практике редко удается разделить информационный и эмоциональный стрессоры и определить, какой из них является ведущим. Чаще всего эти раздражители неразделимы, так как формирование чувств всегда связано с реакцией на какую-то информацию.

Психологический стресс ребенка – это эмоциональный стресс, выраженный в форме аффективного реагирования на ситуацию, оцениваемую им как ситуацию невозможности.

Жизнь дошкольника включает в себя, с одной стороны, приобретение опыта стабильного взаимодействия с окружающим миром (в форме устойчивых стереотипов), с другой – овладение новым, что, безусловно, требует проявления активности. Однако позиция ребенка подвергается позитивным либо негативным воздействиям со стороны взрослых (родителей и воспитателей детского сада).

Активность детей определяется особенностями их темперамента и энергетическим потенциалом. Например, спонтанная активность заключается в поиске стимулов, которые позволяют ребенку испытывать и утверждать себя, овладевая пространственно-предметным полем и преодолевая различные препятствия. Исследовательская активность направлена на изучение окружающего мира и способов действия в этом поле. В зависимости от того, что ребенок «открывает», он испытывает удивление, восхищение, страх, испуг, гнев и т.д. высокий уровень активности мобилизует детей на преодоление препятствий и предвосхищение хорошего исхода. Низкий уровень активности, наоборот, провоцирует страх и тревогу («Ничего не получится», «Не могу сделать» и т.д.). В этом случае у ребенка возникают переживания-страдания, а его общее состояние квалифицируется как адаптационный стресс.

Таким образом, характер активности ребенка, его отношение к новизне, помехам, трудностям на пути реализации этой активности составляют тот комплекс особенностей, который определяет предуготовленность стрессу или же формирует возможность противостоять ему.

Травматический стресс – особая форма реакции организма. Она возникает тогда, когда психологические, физиологические и адаптационные возможности человека перегружены и начинается разрушение защиты. «Травматический стресс – это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира. Это – нормальная реакция на ненормальные обстоятельства» (Е. Черепанова). Следствием травматического стресса является постоянная тревога как фоновое состояние психики.

Возникновению переживания-страдания у детей дошкольного возраста могут способствовать следующие факторы:

- шоковые психические травмы. Они обычно внезапны, отличаются большой силой и, как правило, угрожают благополучию или жизни в целом. Для маленького ребенка любое неожиданное изменение ситуации (нападение собаки, удар грома, агрессивные проявления со стороны чужого человека) может стать психотравмирующим фактором;

- травмирующие ситуации относительно кратковременного действия, но психологически очень значимые (внезапная болезнь или утрата одного из родителей, ссора со сверстниками или оскорбительное поведение с их стороны и т.д.);

- хронически действующие психотравмирующие ситуации, затрагивающие основные ценностные ориентации ребенка (внутрисемейные конфликты, чрезмерно жесткое отношение со стороны кого-нибудь из родителей, непринятие со стороны воспитателя и др.);

- ситуации, возникающие на фоне эмоциональной депривации, то есть недостаточного проявления заботы, ласки, телесного контакта близкого взрослого.

Не каждое событие способно вызвать стресс. Е. Черепанова выделяет два условия, при которых психологическая травма переходит в травматический стресс:

а) человек осознает причину ухудшения своего психологического состояния;

б) пережитое разрушает привычный образ жизни.

Проживание травматического события может проходить в разных формах с преобладанием одной или нескольких из них в зависимости от возраста человека и его индивидуальных особенностей, но в целом проявления этого вида стресса у взрослых и детей похожи. Назовем некоторые формы.

  1. Повторяющиеся воспоминания помимо желания и воли человека. У детей это может быть игра с повторяющимся сюжетом, в которой отражаются элементы травматического события. Однако, проиграв этот сюжет, дети не испытывают облегчения.
  2. Повторяющиеся кошмарные сны. У детей они чаще всего не отражают определенные события, а имеют непонятный, даже отвлеченный от происшествия сюжет, вызывающий ужас.
  3. Иллюзии, галлюцинации, «вспышки воспоминаний», зачастую даже ярче пережитых в действительности.
  4. Интенсивные негативные переживания при столкновении с чем-то, напоминающим травматическое событие.
  5. Физиологическая реактивность – при напоминании о событии (например, о первом посещении детского сада) связанные с ним симптомы (головная боль, приступ внезапной рвоты) повторяются. Подобная реакция может сохраняться несколько лет.

Такие формы реакций при травматическом стрессе являются посттравматическими нарушениями.

В зависимости от психики, возраста и общего состояния человека реакция на стресс может быть разной. Но это всегда попытка смягчить дискомфорт, снять напряжение. Одна из теорий, объясняющих возникновение травматического стресса, разработана американским психологом И. Яломом. Он выделил следующие блоки причин стресса: свобода и ее ограничение, смерть, изоляция, бессмысленность.

Свобода и ее ограничение. Наиболее сильным ограничителем свободы выступает чувство вины. У детей, переживших психологическую травму, чувство вины возникает в трех случаях: 1) вина за воображаемые грехи; 2) вина за то, что чего-то не сделал; 3) вина «выжившего».

Это разделение справедливо для тех ситуаций, когда ребенок стал свидетелем трагических и травмирующих событий и винит себя за то, что не слушался, не выполнил обещания, остался жив. Здесь проявляется болезненное чувство ответственности за случившееся. В таких ситуациях даже взрослые не могут логически рассудить, что не стоит брать на себя несуществующую вину, им мешают эмоции, которые выходят на первый план. Детям же еще сложнее справиться с чувством вины, поэтому они начинают «наказывать» себя – все время думают о случившемся, отказываются от пищи, теряют интерес ко всему происходящему.

Особое место среди причин, вызывающих стресс, занимает травма, полученная ребенком, рожденным после умершего брата или сестры. Есть некоторые различия между стрессом у детей, рожденных после умершего младенца, и стрессом у детей, рожденных после умершего относительно взрослого брата (сестры). Разница – в отношении родителей к случившемуся: в обоих случаях это горькая утрата для семьи, но подросший ребенок уже запечатлелся в памяти матери и отца как личность, а младенцу на бессознательном уровне приписывают воображаемые достоинства. Поэтому травматический стресс, вызванный такой причиной, имеет глубокие корни и кроется в ожиданиях родителей, предъявляемых к ребенку. Часто его называют тем же именем и «заставляют» жить жизнью умершего брата (сестры). Следует отметить, что любое сравнение, негативно отражается на состоянии ребенка: он либо становится «подражателем», либо сопротивляется. Это явление получило название «синдром замещенных детей».

Смерть предстает перед человеком в двояком виде – он становится свидетелем смерти других людей и оказывается перед лицом своей возможной смерти.

Впервые страх смерти возникает у трехлетнего ребенка. Психологической защитой выступают базовые иллюзии: собственного бессмертия, справедливости и простоты устройства мира. Эти иллюзии очень прочно оседают в сознании, их разрушение связано только с взрослением ребенка.

Человечество всегда было озабочено тем, как жить с мыслью о приближающейся смерти. Однако только в последние десятилетия подобные переживания детей и подростков стали привлекать внимание ученых. Это связано со многими обозначившимися проблемами: стрессовым состоянием тяжелобольных детей, с которыми в условиях стационара необходимо работать и медицинскому персоналу и психологам; ростом числа попыток суицида (самоубийства) среди детей и подростков; обилием информации, с которой сталкивается ребенок, в том числе о гибели людей во время катастроф, войн и природных бедствий.

Проверить степень информированности детей о смерти весьма затруднительно, так как эта тема запрещена родителями для обсуждения. Вместе с тем, по мнению ряда исследователей (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев и др.), мысли о смерти лежат в основе большинства фобий (страхов) ребенка. Это проявляется либо непосредственными заболеваниями о боязни умереть, либо завуалированными страхами заразиться, заболеть, страхами темноты, сна, одиночества и др.

Проблемы, возникающие у детей в связи со смертью близкого человека, зависят от возраста ребенка, особенностей его личности и эмоциональной привязанности к умершему взрослому.

Следующий блок причин – изоляция. Это чувство часто присуще жертвам травматического стресса: многие люди страдают от одиночества, непонимания и тянутся к тем, кто пережил нечто подобное. Одна из особенностей этого блока: позиция жертвы вызывает агрессию у окружающих. Наглядно это просматривается на отношениях в детском сообществе. Ребенок, переживший психологическую травму, например оказавшийся в месте чернобыльской трагедии, часто оказывался в изоляции.

Взрослые не отличаются по способу реагирования от детей. Им также свойственна жестокость по отношению к жертве травматического стресса (перенесенного разбойного нападения, изнасилования, избиения и т.д.), они склонны во всем обвинять жертву («Сам(а) виноват(а), не надо было …»). Здесь проявляется страх за себя, люди словно бояться «заразиться» вирусом невезения и несчастья.

Последний блок причин, выделенных И. Яломом. – бессмысленность.

«Человек может вынести все что угодно, если в этом есть смысл» (В. Франкл). Психологическая травма неожиданна и поэтому бессмысленна. Для человека важно знать, почему он пострадал, и если этого объяснения не существует, он его придумает. Так создаются мифы.

Аффективное поведение ребенка в той или иной форме требует диагностики особенностей его эмоциональной сферы и соответствующей коррекционной работы.



Предварительный просмотр:

Осторожно, гололед!

Гололед – слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на деревьях, проводах, при замерзании воды. Гололеду обычно сопутствуют близкая к нулю температура воздуха, высокая влажность, ветер. Толщина льда при гололеде может достигать нескольких сантиметров. Гололёд — редкое явление природы по сравнению с гололедицей — скользкой дорогой.

Гололедица – это лед или слой снега, утрамбованный до твердого состояния, который образует скользкую поверхность. Гололедица возникает там, где перед заморозками стояла вода, или там, где вследствие движения транспорта либо большого количества пешеходов выпавший снег уплотняется. Чаще всего это происходит на проезжей части дорог и тротуарах.

Гололед и гололедица являются причинами чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайными они могут быть не только для пешеходов, но и для транспорта.

При гололеде значительно увеличивается количество уличных травм: ушибы, вывихи и переломы. По данным медиков, в такие дни количество пострадавших увеличивается в 2 раза.

Чтобы не попасть в число пострадавших, надо выполнять следующие правила:

• Обратите внимание на свою обувь: подберите нескользящую обувь с подошвой на микропористой основе. Модницам рекомендовано отказаться от высоких каблуков.

• Смотрите себе под ноги, старайтесь обходить опасные места. Если ледяную «лужу» обойти невозможно, то передвигайтесь по ней, как лыжник, небольшими скользящими шажками.

• Будьте предельно внимательным на проезжей части дороге: не торопитесь, и тем более не бегите.

• Старайтесь обходить все места с наклонной поверхностью.

• Наступать следует на всю подошву, ноги слегка расслабить в коленях.

• Руки по возможности должны быть свободны, старайтесь не носить тяжелые сумки, не держите руки в карманах — это увеличивает вероятность падения.

• Если Вы поскользнулись, присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться, и, перекатившись, смягчить удар о землю. Не пытайтесь спасти вещи, которые несёте в руках. Не торопитесь подняться, осмотрите себя, нет ли травм, попросите прохожих людей помочь тебе.

Помните: особенно опасны падения на спину, вверх лицом, так как можно получить сотрясение мозга. При получении травмы обязательно обратитесь к врачу за оказанием медицинской помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль родителей в возрождении русских традиций" Анкета для родителей "Семейные традиции"

Консультация для родителей "Роль родителей в возрождении русских традиций" Анкета для родителей "Семейные традиции"...

Консультация для родителей «Ребенок у экрана» Анкета для родителей «Ребенок у экрана»

Консультация для родителей «Ребенок у экрана» Анкета для родителей «Ребенок у экрана»В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как то...

Консультация для родителей "Роль родителей в возрождении русских традиций" Анкета для родителей "Семейные традиции"

Консультация для родителей "Роль родителей в возрождении русских традиций" Анкета для родителей "Семейные традиции"...