Главные вкладки

    РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ТЕМА: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста настойчивости и ответственности в труде».
    методическая разработка (подготовительная группа) по теме

    Кобзева Наталья Михайловна

     

    РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

    ТЕМА: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста настойчивости и ответственности в труде».

     

    ЦЕЛЬ: обсудить  с родителями проблему трудового воспитания в семье.

     

    Повестка дня:

    1. О важности трудового воспитания детей.
    2. Задачи трудового воспитания в детском саду.
    3. Обмен мнениями родителей о воспитании самостоятельности и трудолюбия, решение педагогических ситуаций.
    4. Конкурс для пап «Смастери поделку»
    5. Инсценировка
    6. Памятки «Родителям на заметку»

     

    Предварительная работа

    1. Организовать выставку поделок, изготовленных детьми самостоятельно и вместе с родителями.
    2. Подготовить папку-передвижку под названием «Это великое «Я сам!»»  с материалами, посвященными условиями, необходимым для воспитания самостоятельности в труде и видах труда, которыми дети могут заниматься в семье, а так же подборкой статей на соответствующие темы из журналов, литературы.
    3. Подготовить  фотоальбом, в котором была бы отражена трудовая деятельность детей в дошкольном учреждении.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie.docx25.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

    ТЕМА: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста настойчивости и ответственности в труде».

    ЦЕЛЬ: обсудить  с родителями проблему трудового воспитания в семье.

    Повестка дня:

    1. О важности трудового воспитания детей.
    2. Задачи трудового воспитания в детском саду.
    3. Обмен мнениями родителей о воспитании самостоятельности и трудолюбия, решение педагогических ситуаций.
    4. Конкурс для пап «Смастери поделку»
    5. Инсценировка
    6. Памятки «Родителям на заметку»

    Предварительная работа

    1. Организовать выставку поделок, изготовленных детьми самостоятельно и вместе с родителями.
    2. Подготовить папку-передвижку под названием «Это великое «Я сам!»»  с материалами, посвященными условиями, необходимым для воспитания самостоятельности в труде и видах труда, которыми дети могут заниматься в семье, а так же подборкой статей на соответствующие темы из журналов, литературы.
    3. Подготовить  фотоальбом, в котором была бы отражена трудовая деятельность детей в дошкольном учреждении.

    ЭПИГРАФ: « Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к  труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни».

    К. Д. Ушинский

    ХОД СОБРАНИЯ.

    Выступления детей:

    1 ребенок: Стол, за которым ты сидишь,

            Кровать, за которой ты уснешь,

            Тетрадь, тарелка, вилка, нож,

    И каждый гвоздь, и каждый дом,

    И каждый ломоть хлеба-

    Все это создано трудом,

    А не свалилось с неба!

    За все, что сделано для нас,

    Мы благодарны людям!        

    Придет пора, настанет час-

    И мы трудиться будем.

    2 ребенок:  Мне через месяц будет пять,

    Я по слогам могу читать,

    Водить велосипед-

    Но очень трудно мне понять-

    Большой я или нет!

    3 ребенок:  Сегодня мы до вечера с дедушкой рядом,

    Он чистит посуду, я песню пою!

    Довольны соседи - починка что надо!

    И хвалят работу его и мою.

    4 ребенок:  Говорят, у мамы руки не простые,

    Говорят, у мамы руки золотые!

    Погляжу внимательно,

    Погляжу поближе:

    Маме руки глажу- золота не вижу.

    Говорят, у мамы руки не простые,

    Говорят, у мамы руки трудовые!

    5 ребенок:  Если был бы я девчонкой –

    Я бы время не терял!

    Я б на улице не прыгал,

    Я б рубашки постирал.

    Я бы вымыл в кухне пол,

    Я бы в комнате подмел.

    Перемыл бы чашки, ложки,

    Сам почистил бы картошку.

    Все свои игрушки сам

    Я б расставил по местам.

    Отчего я не девчонка?

    Я бы маме так помог!

    Мама сразу бы сказала:

    «Молодчина ты, сынок!»

    6 ребенок:  Вам желаем, что бы мы

    Вас не огорчали.

    Чтобы майки и трусы

    Сами мы стирали.

    7 ребенок:  Мы, как можем, помогаем

    Маме, папе в их труде.

    Ничего не забываем,

    Им помощники везде.

    1. «О важности трудового воспитания детей».

                 

    Своевременное привлечение ребенка старшего дошкольного возраста к посильному систематическому  труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление, ведь ребенку приходиться сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.

       Воспитание трудолюбия - сложный, кропотливый процесс, требующий большого терпения.

       В дошкольном возрасте родители, как правило, приучают детей к самообслуживанию. Иногда, правда, некоторая естественная беспомощность дошкольников надолго задерживается в сознании отдельных родителей, и они продолжают опекать детей до более старшего возраста. Дело доходит до того, что у ребенка нет не только постоянных поручений по дому, но и не сформированы элементарные навыки самообслуживания. Он не может убрать свою постель, самостоятельно одеться, сложить в постель школьные принадлежности и т. д. Сами того не понимая, родители закладывают в своем ребенке инфантилизм и эгоизм.                                                                                                                         Воспитание привычки к труду - дело хлопотное. Родителям не приходится ждать легких и быстрых результатов. Прежде всего, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во-вторых, всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью, напряжением.

       Трудовое воспитание начинается с бытового труда. Безусловно, домашний труд для ребенка- это не радостные развлечения  и далеко не все дети выполняют домашние обязанности без напоминания, особенно если в семье один ребенок и его постоянно взрослые пытаются оградить от трудностей.

        Но родителям надо понять главное - привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, они воспитывают привычку трудиться, а  вместе с ней привычку заботиться о близких, воспитывают в детях чуткость и отзывчивость.

        Родители должны внушать детям, что любой труд, направленный на пользу людям, благороден.

        У детей  должны быть постоянные обязанности, так как это способствует воспитанию у ребенка ответственности и самоуважения. Домашний труд, формирующий трудовые привычки, не должен быть эпизодическим. Трудовые навыки вырабатываются путем постоянных упражнений и повторений. Плохую услугу своим детям оказывают те родители, которые оберегают детей от домашних обязанностей.

       Приучая детей к выполнению трудовых поручений по дому, родители должны понимать,  что нельзя принуждать к труду. Вряд ли от работы из-под палки будет прок. Попытайтесь доходчиво объяснить сыну или дочери, как важно для семьи сделанное им дело. И еще одно важное правило - нельзя наказывать ребенка трудом, у него не должно сложиться убеждение, что труд- это наказание.

    Применяемые в семье виды труда.

    В семье дети старшего дошкольного возраста участвуют в  различных видах деятельности.

    Самообслуживание: одевание, раздевание, уборка постели, игрушек, уход за своей одеждой и обувью.

    Хозяйственно-бытовой труд: помощь взрослым в уборке квартиры, наведение порядка в ящике шкафа (стола), вытирание пыли, убирание комнаты с помощью пылесоса, подметание пола, мытье чайной посуды, сервировка стола; участие в приготовление еды; мытье овощей (фруктов), перебирание ягод, приготовление салата; стирка и глажение мелких вещей; осуществление мелких покупок в магазине.

    Ручной труд: уход за комнатными растениями (поливка, рыхление, вытирание пыли и опрыскивание листьев), уход за животными (приготовление пищи и кормление, прогулка, посев овса), выращивание рассады для высадки на огороде, клумбе, подготовка грядок к посадке, заготовка семян; участие в прополке, поливке, перекопки земли, сборе урожая, покраске деревьев.

    1. «Задачи трудового воспитания в детском саду».

               

    Задачи трудового воспитания в детском саду. Дошкольнику свойственно стремление к активности, самостоятельности; трудовая деятельность удовлетворяет эту потребность ребенка. Организация трудового воспитания дошкольников связана с решением следующих задач: воспитанием трудолюбия, ответственного отношения к трудовым обязанностям, интереса к результатам труда; обучением детей трудовым умениям и навыкам; формированием умения трудиться в коллективе, общественно направленных мотивов труда; ознакомлением с трудом взрослых; воспитанием уважения к труду, бережного отношения к результатам труда.
    Особенности отношения к труду дошкольника заключаются в том, что его не столько привлекает результат, сколько процесс труда. Например, ребенок долго и охотно стирает одну вещь, его увлекает процесс действия с водой и мылом, но после того» как интерес пропал, остальные вещи он «стирает» наспех. Результат труда не достигается. Характерно и то, что дети охотно берутся за новые виды труда, которые им приходится выполнять довольно редко. Обыденный же труд, выполнение повседневных обязанностей за собой игрушки, постель, привести в порядок костюм и т. п. — не всегда доставляют детям радость, нередко они неохотно берутся за эту работу. Вот почему важно воспитывать у детей интерес к результатам труда, ответственное отношение к выполнению обязанностей. Эти качества и составляют важную часть трудолюбия.

         Вопрос для родителей: « что такое детская самостоятельность?»

    - Ребенок охотно принимает предложение что- либо сделать, умеет сам найти полезное дело и создать условия для его выполнения.

    - Ребенку не нужен контроль взрослых при выполнении порученного ему дела.

    - Ребенок умеет преодолевать трудности, возникающие в процессе трудовых действий и добиваться намеченного результата.

    - Ребенок получает моральное удовольствие от самостоятельных трудовых действий.

         Трудовое воспитание начинается с выработки у детей навыков самообслуживания. Предлагаем родителям проверить себя и поиграть в игру «Как научить ребенка самому одеться и раздеться?» ( Надо одеть куклу на прогулку, а потом раздеть её)

    1. Решение  ситуаций:

     «Наташа вместе с мамой убирает комнату. И хотя девочке не поспеть за мамой, она все же старается от нее не отстать. Когда работа закончена, они обе придирчивым взглядом окидывают комнату. «Вот теперь красиво, хорошо стало», - говорит мама. Целую стопу белья нагладила мама, а Наташа раскладывает – мамино, папино, свое по отдельности. Все это будет аккуратно разложено и уложено на свои места».

    (вопрос: В чем воспитательная ценность участия ребенка в бытовом труде взрослых?)

    «Сережа по сравнению с другими детьми кажется беспомощным, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность. Не хочет ни одеваться, ни раздеваться сам, ждет, когда его оденут, накормят. Если ему напоминают, что надо делать все самому, как другие дети, мальчик опускает голову, на глазах у него появляются слезы, и он заявляет: «Не хочу! Не могу!» И взрослые (родители) спешат предупредить слезы, жалеют Сережу: «он такой беспомощный, маленький, нервный», причем часто произносят это в присутствии ребенка».

    (родителям предлагается ответить на вопрос: чем обусловлена беспомощность Сережи и можно ли в конце концов таким способом воспитать у него самостоятельность?)

     «Лена не любит наводить порядок в своей комнате, убирать игрушки на место. Если мама дает ей какое - либо поручение, она, как правило, выполняет его, но обязательно с оговоркам «Не хочу! Потом! Мне некогда!» Как-то Лена пришла из детского сада и гордо объявила: «Я сегодня помогала малышам одеваться на прогулку!» «Молодец, - сказала мама,- за это ты можешь не помогать мне мыть посуду».

    (вопрос: Чем можно объяснить отрицательное отношение девочки к поручениям и верна ли такая форма поощрения, как освобождение ребенка от трудовых обязанностей?)

    1. Конкурс для пап «Смастери поделку»   

    Ребенок читает стихотворение:

    Мы вечером с папой

    Играли вдвоем –

    Я был космонавтом,

    А он кораблем.

    Готовясь к полету,

    Скафандр я надел

    И в космос на папе

    Умчаться хотел.

    Хотел…Но корабль повел себя странно –

    Не смог одолеть притяженье дивана.                                                                            

    Очень важно, чтобы папы были примером для своих детей, прежде всего сыновей, чтобы они наравне с мамами проявляли инициативу в воспитании трудолюбия, самостоятельности, приучали детей к труду, в том числе ручному.                                            

    (папам вместе с детьми предлагается смастерить любую  поделку из бумаги)

            Конкурс для детей «Пришей пуговицу»

    Приучение детей к посильному и полезному бытовому труду важный этап домашнего семейного воспитания. Посмотрим, умеют ли ваши дети самостоятельно  пришивать пуговицы.

    (Старание пап и детей оценивается жюри. Победители и участники награждаются поощрительными призами).

    1. Инсценировка «Старинная пословица не мимо молвится»

              (На скамье лежит ребенок, исполняющий роль ленивого Антона).

    Антон. Ты, работушка, меня не бойся, я тебя не трону!

    1-й реб. Лень! Отвори дверь! Дом горит!

    Антон. Хоть сгорю, да не отворю!

    Воспитатель. Труд кормит, а лень портит.

    1-й реб. Не колода – лодырь,

    2-й реб. Не пень, а лежит.

    1-й реб. Не жнет и не косит,

    2-1 реб. А обедать просит.

    1-й реб. Антон, иди молотить!

    Антон. Живот болит (отворачивается)

    2-й реб. Иди кашу есть!

    Антон. Где моя большая ложка?

    Дети (хором). Хочешь есть калачи. Не сиди на печи!

    Воспитатель. Не любили лентяев в народе. Смеялись над ними: «спишь, спишь и отдохнуть некогда»; «люди жать, а он на солнышке лежать».

    1-й реб. Проснулась Ульяна не поздно. Не рано.

    2-й реб. Люди косить, а она голову мыть.

    1-й реб. Люди грести, а она косу плести.

    2-й реб. Люди молотить, а она пыль ворошить.

    1-й реб. А обедать пойдут – она тут как тут!

    Дети. Лень со злом дружит, а счастье – с добром.

              Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

              Мала пчела, а и та работает.

    Воспитатель. Поскорее подрастайте, да в работе поспевайте!

    1. Раздача памяток «Родителям на заметку»  

                                                                                                       

      РЕШЕНИЕ СОБРАНИЯ.

    1. Определить детям постоянные трудовые поручения в семье с учетом их возможностей.
    2. Воспитывать у детей уважение к любому труду, полезному людям.

    В конце собрания ведущий предлагает родителям посмотреть выставку поделок, фотоальбом «Трудовая деятельность в детском саду», познакомиться с литературой по теме собрания.

    ПАМЯТКА

    РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

    1. Давая поручения ребенку, подумайте, по силам ли оно ему.

    Умение родителей правильно оценить возможности детей ничуть не менее  важно, чем умение привлечь к работе.

    1. Уважайте своего ребенка. Заранее договаривайтесь с ним о тех домашних делах, которые он должен сделать. Ведь у сына или дочери могут быть свои важные дела.
    2. Не забывайте хвалить ребенка за хорошо выполненные поручения. Если вы не удовлетворены результатом выполненной работы, не спешите высказать ребенку свое недовольство,  попытайтесь понять причину, подскажите ребенку, как это сделать лучше в следующий раз.
    3. Старайтесь быть последовательным в своих требованиях.
    4. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите ему образец правильного выполнения поручения. Научите этому своего ребенка, несколько раз выполните это поручение вместе.
    5. Почаще используйте игровые моменты в трудовом воспитании.
    6. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе и о работе своих близких, друзей.
    7. Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.
    8. Не платите деньги за выполнение детьми повседневных обязанностей. Подумайте, как поступит ваш ребенок, если вам нечем ему будет заплатить, например, за мытьё посуды.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду

    У детей же 5-6 лет уже возможно и необходимо воспитывать осознанное положительное отношение к труду. Это составит фундамент их нравственного развития, основу для дальнейшего активного участия в ...

    Консультация для родителей "Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду"

    Воспитание у детей старшего возраста положительного отношеКонсультация для родителей...

    Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду

    Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду»...

    Доклад на родительском собрании "Организация гражданско-патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста"

    Организация гражданско-патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста...

    Консультация для родителей «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду»

    Воспитанию желания трудиться помогают только те влияния, которые вызывают определенные эмоции или переживания, которые глубоко затрагивают личность, ее потребности и интересы. Такими внешними воздейст...

    консультация для родителей: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду»

    «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду»...