Йога в дошкольном возрасте.
занимательные факты по теме

Лантушко Светлана Михайловна

"Ребенок имеет свои собственные законы роста и, если мы хотим помочь ему расти,

мы должны следовать за ним, вместо того, чтобы навязывать себя ему"

 

Мария Монтессори
"Образование для Нового Мира"

 

В 1968 году, когда Свами Сатьянанда Сарасвати спросили, какие годы являются наиболее важными в жизни ребенка, он ответил, что это возраст от четвертого или пятого месяца беременности до окончания третьего года жизни, когда в ребенке начинает развиваться рассудок, - именно это время самое важное. Большое количество изощренных приборов было изобретено для отслеживания внутриутробного развития и отзывов новорожденного с того времен. Научные исследования, выполненные в США и Шотландии, полностью подтвердили это заявление. Свамиджи также предполагал, что душевные волнения матери в период беременности оказывают сильное воздействие на развитие. Посмотрите на нервничающую мать в самолете с маленьким ребенком и понаблюдайте только, как сильно ее эмоциональное состояние воздействует на ребенка, когда он находится вне матки. Звуки, которые плод слышит внутри его водной оболочки, заставили ученых осведомиться, действительно ли познавательные опыты начинаются до рождения. Звучание пятой симфонии Бетховена, которое воспроизводилось около матери, было слышно через гидрофон, помещенный в ее матку за полтора часа до родов. Это заставило одного психолога-эволюциониста по умственному развитию удивиться тому, как родился музыкальный гений.

Подражательное поведение, по-видимому, есть естественный рефлекс, или инстинкт, который существует уже в течение первого часа после рождения. Андрей Мельцов из Университета Вашингтона изучал способность новорожденных имитировать мимику лица взрослых. Видеозапись, произведенная скрытой от детей камерой, показала, что они высовывают языки больше, когда экспериментаторы высовывают свои, и открывают рты, когда экспериментаторы делают то же самое. Исходя из этого, лучший метод обучения для детей этого возраста подражание, если бы родители сами занимались йогой.

Отдельно от совета Свами Сатьянанды изучать идеи д-ра Монтессори и начинать работать с детьми, мои студенты йоги, которые были родителями детей дошкольного возраста, являлись инструментом в моем начинании обучения йоге детей этого возраста. Они приобрели много полезного от своей собственной практики и хотели, чтобы их дети воспользовались преимуществом, которого у них самих не было - преимуществом маленьких детей; возможностью развить гибкое, физически здоровое тело, одновременно стимулируя творческое мышление и интеллектуальное развитие. Жизнь ребенка не может быть разделена на две части - шевелить руками и ногами в спорте и умом - в чтении. Жизнь должна быть одним целым, особенно в раннем возрасте, когда ребенок создает себя, и йога обеспечивает развитие личности ребенка в целом.

В течение первых нескольких лет жизни громадный объем физического развития сопровождается все же еще большим объемом ментального развития. Ментальное развитие на этой стадии есть процесс пробуждения. Врожденная любознательность ребенка постоянно пробуждается внешними стимулами, а мозг увеличивается в размерах и по количеству нервных связей. Раннее детство является периодом, в который многочисленные формы самоконтроля начинают развиваться, и появление некоторой способности произвольного самоконтроля есть, несомненно, одна из самых главных и значительных. Выготский, известный русский психолог-эволюционист предлагает:

"Познавательное развитие состоит частично из последовательного переноса контроля с других на себя, и появление этих новых способностей творит трансформацию в жизни ребенка и тех, кто взаимодействует с ним, потому что он становится все более и более способным обучаться и все более поддается воспитанию".

Развитие языка, коммуникации более правильного восприятия и логического рассуждения, - все это имеет место в течение этого времени в жизни ребенка, и он может с готовностью воспринять йогу.

В своей очень содержательной статье "Жизнь рядом с детьми", опубликованной в «Обзервер мэгэзин» ("Журнал наблюдателя") в 1974 г., Б. Джексон, директор Филиала Исследований Развития Ребенка, приходит к мысли, что в нашем обществе мы "грубо недооцениваем головокружительные возможности наших детей". Он доказывает:

"Наша медлительность в начале процесса образования и узкая интерпретация образования, которые преобладают, сильно замедляют развитие в человеке таланта. К возрасту трех лет ребенок изучает самое сложное искусство, которое он кода-либо получит в жизни - речь. К возрасту пяти лет мозг ребенка имеет уже 90% от своего веса во взрослом состоянии. Это только два примера, но так много уже выиграно или потеряно до того, как ребенок увидел школу".

Важность этого периода жизни для обучения подчеркивается другими очень влиятельными учеными в области эволюционной психологии. Д-р Т. Боуэр, хорошо известный своими исследованиями, которые он проводит с детьми в Эдинбургском университете, констатирует: "Новорожденное дитя может учиться лучше, чем оно когда-либо будет способно позднее" Д-р Монтессори (1948) в своей книге "Формирование человека" также доказывает, что, когда ребенок поступает в школу в шесть лет, он должен уже иметь основные навыки для получения образования, хорошо закрепившиеся в его восприятии, а именно - чтение и письмо. Она пишет:

"Письменный язык может быть намного легче усвоен детьми четырех лет, чем теми, шестилетними - возраст, в котором обычно начинается обязательное образование. В то время, как детям шести лет требуется, по крайней мере, два года, чтобы научиться писать, и делается это с большой трудностью и против желания, дети четырех лет учат второй язык (разговорный язык является первым, а письменный - вторым) в течение нескольких месяцев".

Она справедливо доказывает, что обязательное образование, которое начинается с неграмотными детьми шести лет, навязывает им жесткое ментальное усилие, которое порождает определенное отвращение к обучению и ко всем интеллектуальным указаниям. Это уничтожает в них стремление к знанию еще до того даже, как они начали насыщаться им. Так же слышится эхо подобной критики нашей образовательной системы от М.Доналдсон (1972) в ее прекрасной книге "Умы детей", где она задает вопрос, почему наша система образования разочаровывает так многих подростков, которые желали учиться, судя по опросу дошкольников. Может быть, это настойчивость педагогов в навязывании своих собственных идей ребенку, а не следование естественным законам его роста и развития. Согласно мнению многих знатоков развития ребенка, дошкольный возраст есть идеальное время для начала установления дисциплины и стимулирования творческой активности. Эти два очень важных аспекта в личности ребенка хорошо развиваются через йогу.



Представление йоги детям дошкольного возраста

Как мы представляем йогу детям, которым от двух до шести лет? Опыт йоги для детей этого возраста не должен представлять собой исключительно уроки, нужно преподавать через игру. Л.С. Выготский (1933) внушает, что игра не является преобладающей формой активности ребенка, но является, в определенном смысле, руководящим началом развития в дошкольные годы. Игра есть полная значения деятельность для ребенка. Игра для детей в ранних "примитивных" культурах всегда влекла за собой деятельность, которую родители выполняли в реальной жизни. Например, в племени Чиенн (американский средний запад), маленькие мальчики делали игрушечные луки и стрелы и делали вид, что охотятся (в качестве игры). Эта игра была, конечно, подготовкой ребенка для предстоящих ему обязанностей взрослого в обществе. В игре ребенок создает воображаемую ситуацию, и этот факт может рассматриваться в качестве средства развития абстрактного мышления.

Воображение есть новое образование в ребенке дошкольного возраста, которое не представлено в сознании очень маленького ребенка; оно полностью отсутствует в животных и представляет собой специфически человеческую форму сознательной активности. В игре деятельность удалена от объектов, а действие проистекает скорее из идей, чем из вещей. Действие в воображаемом поле деятельности, в воображаемой ситуации, творение произвольных намерений и формирование реальных жизненных планов и волевых мотивов - все проявляется в игре и делает ее самым высоким уровнем дошкольного развития. В школе игра совсем не исчезает, но пропитывает отношение к действительности. Она имеет свое собственное внутреннее продолжение в школьном обучении.

Люди не учатся через обучение, но учатся через переживание последствий своих действий. Обнаружено, что обучение через игры имеет большое количество существенных достоинств, и одно из них - это существование их свойства фокусировать внимание. Через игры сосредоточение внимания достигается более эффективно, чем с помощью большинства других обучающих средств, отчасти потому, что они (игры) вовлекают в себя студента скорее активно, нежели пассивно. Игра и игры есть очень старая и широко распространенная форма обучения, и, с результатами многочисленных исследований игры, она усвоена в форме игр для использования с более старшими детьми и подростками, а не только с детьми дошкольного возраста. Ролевые игры широко используются с детьми и подростками, живущими в исправительных домах, или заведениях, или школах. Игра используется в качестве формы эмоциональной и поведенческой терапии, способа научить общественным (социальным) навыкам.

Сильва (1974) обнаружил, во время изучения роли игры в разрешении проблемы детьми дошкольного возраста, те, кому было позволено играть с экспериментальным оборудованием до попытки разрешения проблемы, сделали лучше по следующим причинам:

1. Разрешение проблем требовало самопогружения, и играющие дети были единственными в студии, кто демонстрировал самопогружение.

2. Изобретение инструментов (проблема, которую нужно было решить) требовало последовательного направления совокупности действий, вовлеченных в это.

3. Игра ослабляет стресс (давление) ожидания успеха или неудачи. Поэтому эти дети могли извлечь пользу из советов и могли подойти к решению постепенно, без внезапных перерывов. Но игра и игры должны быть представлены различно, согласно возрасту детей, вовлеченных в нее.

Согласно д-ру Монтессори (1948), ясно, что игра имеет важное значение в развитии ребенка. Одна из характерных черт игры, которые она указывает, есть то, "что после выбора некоторой деятельности в форме игры, ребенок повторяет ее снова и снова". Давно известно, что младенцы и дети добровольно "практикуют" каждое новое умение, как только оно появляется. Поэтому, выполняя йогу с детьми этого возраста, преподаватель может легко повторять одно и то же много раз, так как ребенок сам будет часто просить делать то, что он делал до этого. Любой, кто поработал в игровых группах, будет знать, как часто любимая история должна быть прочитана и перечитана, по крайней мере, два или три раза по просьбе детей во время каждого времени для рассказов. Или, идет ли речь об игре или танце, где дети принимают участие, маленькие дети хотят играть каждую часть так, чтобы это делалось снова и снова.

Итак, представление йоги детям дошкольного возраста должно быть сделано через игру. Однако, учитель должен помнить, что после актуальности игры должна присутствовать ясно направленная теория обучения, понимание того, как ум и личность могут расти и приемлемый круг целей. Как пишет д-р Монтессори:

"...попытки так называемого современного образования, которое просто пытается освободить ребенка от предполагаемого подавления, находятся на неверной дороге. Позволить ученикам делать то, что им нравится, развлекать их легкими занятиями, вести их назад, к почти животному состоянию - это не решает проблемы."

Б. Джексон доказывает этот пункт также, говоря, что "нужно знать, куда идешь и почему, иначе вы будете просто развлекать детей". Радуясь игре с детьми, учитель йоги не хочет только развлекать, но обеспечить обстановку для использования всех практик йоги для раскрытия и уравновешивания личности ребенка в целом. Также, когда ребенок подрастет и пойдет в школу, представление йоги может принять более структурированную форму, как и любые другие из его занятий по обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc2.docx1.04 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной физкультурной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием элементов детской йоги.

Это типовое занятие с использованием основных видов движений на третью неделю февраля. Элементы детской йоги включены в О.Р.У. и  взята йога-игра, в качестве третьей задачи. Также, в заключительн...

Хатха-йога для детей дошкольного возраста

Халасана (поза плуга). Лежа на спине, поднять согнутые в коленях ноги. Поддерживая руками поясницу, колени прижать к ушам. Позу удерживать 5—10 сек., затем плавно вернуться в и.п. В результате выполн...

ПРИМЕНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ХАТХА-ЙОГИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

По мнению академика П.К.Анохина, "... йога - это, прежде всего, гимнастика, укрепляющая человеческую волю. Она приучает нас к каждодневному преодолению трудностей, пусть небольших. И в этом, думается,...

ПРИМЕНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ХАТХА-ЙОГИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

По мнению академика П.К.Анохина, "... йога - это, прежде всего, гимнастика, укрепляющая человеческую волю. Она приучает нас к каждодневному преодолению трудностей, пусть небольших. И в этом, думается,...

Занятие по йоге для детей дошкольного возраста

Элементы данного занятия можно использовать  во всех видах детской деятельности в ДОУ и дома....

Йога – эффективное средство оздоровления и развития детей старшего дошкольного возраста

В данной работе представленна структурированная система занятий йогой в группах старшего дошкольного возраста, её положительное влияние на детский организм, укрепление здоровья и развитие физических к...

Конспект нетрадиционного физкультурного НОД с элементами хатха-йоги для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по морскому дну»

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через использование нетрадиционных видов гимнастик. Задачи:1.     Развивать опорно-двигательный аппарат;2....