Консультация для родителей "Портрет ребенка с СДВГ"
материал по теме

Суханова Татьяна Борисовна

Характеристика ребенка с СДВг, рекомендации для родителей по взаимодействию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portret_rebenka_s_sdvg.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Портрет ребенка с СДВГ

С описательной точки зрения (с точки зрения педагогов и психологов, родителей детей) портрет ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью выглядит следующим образом.

Синдром характеризуется наличием короткого промежутка внимания, неусидчивостью, повышенной отвлекаемостью внимания и рассеянностью. Такой ребенок дезорганизован, не способен запомнить инструкции и задания. Иногда кажется, что он просто не слушает, потому что ребенок не способен усидеть на одном месте: находится постоянно в движении, непоседлив и все время ерзает на стуле.

Более того раздражающие и отвлекающие факторы только усиливают негативные характеристики такого поведения. Это связано с тем, что одним из главных компонентов синдрома является импульсивность, которая определяется дифицитом сдерживающего фактора. Такой ребенок легко может расстроится или обрадоваться, проявляет импульсивную двигательную и словесную активность. Он действует как бы бездумно, переходит от одного занятия к другому, не может довести дело до конца, особенно если при этом требуется спокойно сидеть или стоять.. Ребенок не может сосредоточится на самоорганизации своего поведения, у него быстро нарастает раздражение. Поэтому он часто не ладит со сверстниками, в их играх становится «мишенью», которую легко вывести из себя.

Именно таких детей чаще всего наказывают педагоги. Это связано во многом с тем, что:

  1. Поведение этих детей зачастую оказывает отрицательное влияние на поведение сверстников;
  2. Многочисленные замечания и запреты, направленные на то, чтобы остановить такое поведение, не действуют, и даже более того – усиливают агрессивное поведение и негативизм ребенка.

Этот портрет гиперактивного ребенка с нарушением внимания делает понятным, почему родители детей часто испытывают трудности в их воспитании.

Многие родители отмечают начало проявления гиперактивности в младенчестве или в возрасте 2-3 лет. Они жалуются на то, что ребенок чрезвычайно подвижен и непоседлив, не успокаивается не на минуту и неспособен концентрировать внимание на чем то одном, при этом очень быстро истощается. Однако, когда ребенок сильно устает, его гиперактивность усугубляется. Подобное состояние часто сопровождается нарушением сна.

После 3 лет увеличивается количество жалоб, связанных с тем, что ребенок имеет, несмотря на повышенную двигательную активность, плохую координацию движений. Это сочетается с легкими неврологическими нарушениями, выявляемыми при медицинском обследовании. Ребенок с СДВГ:

  1. Затрудняется в том, чтобы коснуться пальцем руки до кончика носа
  2. Может с трудом стоять на одной ноге в течение нескольких секунд
  3. Не может дотянуться до предмета, встав на цыпочки
  4. Не умеет хлопать в ладоши и одновременно притопывать и т.д..

Максимальная выраженность проявлений  синдрома совпадает с критическими периодами становления центральной нервной системы у детей: 3 года и 6-7 лет.

        В дошкольном возрасте среди детей с СДВГ преобладают импульсивность, гипервозбудимость и двигательная расторможенность, нарушения координации движений и моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, инфантилизм (детскость поведения).

Рекомендации по организации режима дня

Особые трудности гиперактивные дети испытывают в том, чтобы организовать свою деятельность, правильно планировать и распределять собственные силы и время. Поэтому полезной психолого-педагогической рекомендацией будет совет, чтобы родители вместе с детьми разрабатывали распорядок дня, который должен выполняться с максимально возможной точностью: время приема пищи, игр, прогулок, выполнения домашних заданий и обязанностей по дому, а так же сна должно быть четко регламентировано.

Если ребенок научится выполнять режим дня, то это поможет ему компенсировать недостаточно развитые навыки самоорганизации, а его поведение станет более последовательным и уравновешенным. Для этого необходимо использовать ряд приемов,позволяющих включить ребенка в планирование и выполнение строгого режима дня, принятия режима как нужного себе, а не родителям. Вот эти приемы:

  1. Ежедневное выполнение определенного распорядка дня;
  2. Упорядочивание окружающей обстановки с ограничением отвлекающих факторов, контролем за плохими привычками и изменениями действий
  3. Составление списка необходимых дел
  4. Использование определенных правил и положительного подкрепления.

Родителям следует учитывать особенности детей. Например если попросить ребенка пойти в свою комнату, заправить кровать, убрать в шкаф одежду, сложить игрушки и вынести из комнаты мусор, то все эти действия останутся незавершенными. Почему?         Потому что в силу особенностей внимания ребенок с СДВГ сумеет сделать максимум два задания из пяти-шести, данных ему взрослыми. Помня об этих особенностях, родителям следует всякий раз давать ему не более одной-двух инструкций, которые должны носить конкретный характер. Так, будет правильно:

  1. Попросить ребенка отправится в комнату и заправить там постель
  2. Через несколько минут проконтролировать, как он справляется с заданием, (просьбой)
  3. Вновь повторить инструкцию, если он выполняет задание, (просьбу) слишком медленно
  4. Если задание новое и сложное – помочь ребенку
  5. Постоянно нацеливать ребенка на то, что завершить выполнение задания он должен самостоятельно
  6. Когда дело закончено, ребенка обязательно следует похвалить.

Только после выполнения первого задания можно попросить ребенка убрать одежду, сложить игрушки и т.д. – т.е. выполнить другие задания (просьбы). Так, ребенок, привыкнет не только организовывать свое поведение, но и приучиться к выполнению несложных трудовых обязанностей по дому.

В зависимости от возраста ребенка к числу обязательных для выполнения повседневных обязанностей могут относиться:

  1. Помощь в уборке посуды со стола и ее мытье, вынос ведра с мусором и другие домашние дела
  2. Своевременный приход к завтраку, обеду и ужину
  3. Возвращение домой с прогулки строго в определенное время
  4. Спокойное (без споров и пререканий) в назначенный час ежедневное укладывание в постель вечером; застилание постели после сна и др.

Правила организации общения со взрослыми  и сверстниками.

Для организации правильного, прежде всего бесконфликтного, общения со взрослыми и сверстниками родителям следует придерживаться определенных правил

  1. Во время игр со сверстниками лучше ограничивать ребенка лишь одним партнером и избегать беспокойных, шумных приятелей.
  2. Правила поведения, предлагаемые гиперактивному ребенку, должны быть простыми, понятными и целенаправленными, предусматривать определенное время для возможности их выполнения. Впервые формулируя какое-либо правило поведения и встретив со стороны ребенка возражения, родителям не стоит начинать с ним долгий спор, а следует спокойно объяснить, что выполнение правила принесет ему пользу, после чего снова повторить то, что взрослый от него хочет.
  3. Необходимо оберегать ребенка от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений, чрезмерных раздражителей. В частности, не следует брать его с собой в места, где собирается много людей и куда ему ходить не обязательно: на рынки, в большие магазины, рестораны.
  4. В ситуациях, когда ребенок постоянно вмешивается в разговоры членов семьи, мешает им смотреть телевизионные программы, требуя переключить на другие передачи, не дает говорить по телефону, без конца спорит, кричит – родители должны спокойным, но твердым тоном дать ребенку понять, что подобное поведение недопустимо(увести и оставить его в своей комнате, без нотаций и ругани увести из гостей и др)
  5. если родители будут проявлять выдержку и терпение, то постепенно поведение ребенка исправится в лучшую сторону, а отношения с окружающими стабилизируются.

Правила организации деятельности и обучения ребенка

Для организации целенаправленной и упорядоченной деятельности ребенка, дающей ему возможность полноценно усваивать получаемую информацию и осваивать определенные умения, родителям следует придерживаться определенных правил.

  1. Детям необходимо давать простые и четкие инструкции, ставить понятные им, конкретные задачи. На примере простых дел нужно учить ребенка правильно распределять свои силы, не бросаться от одного занятия к другому, на наглядных, повседневных примерах показывая, как поэтапно прийти к желаемому результату.
  2. Необходимо развешивать специальные листки-памятки на специальной «доске объявлений» (в комнате ребенка, на холодильнике и т.п.), на которых
  1. Давать информацию не только в письменной форме, но и в виде рисунков по содержанию предстоящих дел (надпись «заправь постель» сопровождается изображением кровати, «вынеси мусор» - рисунком ведра для мусора и т.п.)
  2. После выполнения задания ребенок должен будет сделать определенную пометку.
  1. Детей необходимо поощрять за целенаправленную, сосредоточенную деятельность, хвалить в каждом случае, когда ребенку удалось довести начатое дело до конца.
  2. Терпение, последовательность и настойчивость – три основных принципа, которых должны придерживаться родители в процессе обучения детей..
  3. Для коррекции функций организаций, программирования и контроля психической деятельности, а также внимания и памяти полезно использовать дома систему игровых упражнений.

Примеры коррекционных игровых упражнений в домашних

условиях

«Нос-ухо-глаз»

Ведущий называет слово, а дети должны показать его. При этом ведущий может «путать»: говорить «нос», а показывать ухо и тд.

Дети должны быть внимательными, чтобы показать слово верно.

«Летает не летает»

В игре взрослый называет слова и поднимает или опускает руки в зависимости от названного предмета.(самолет, пчела, комар, мяч, лодка и т.п.)

Ребенок должен поднимать руки, если предмет летает, или опускает – если не летает.

Перед началом игры можно предупредить ребенка, что надо быть очень внимательным, т.к. вы можете его специально «обмануть».

«Что изменилось»

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку.

Ребенок должен заметить что изменилось в рисунке.

Затем ребенок и взрослый могут поменяться ролями.

«Смешанный лес»

Ребенку дается рисунок с изображением замаскированных деревьев, среди которых ему надо отыскать березу (сосну, самую маленькую елочку)

Выполнение задания предваряется такой инструкцией: «Посмотри, на этой картинке изображены замаскированные деревья. Среди них нужно как можно быстрее найти березу (сосну, самую маленькую елочку). Начинай искать.

«Срисовывание по клеточкам»

На чистом листе бумаги в крупную клетку (1*1 см) ребенку предлагается простым карандашом нарисовать фигуру согласно образцу.

Задание имеет два уровня сложности

1-й уровень – образец состоит из разомкнутых фигур

2-й уровень – образец состоит из замкнутых фигур.

Выполнение задания предваряется следующей инструкцией: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам на чистом листе. Будь внимателен!»

Примечание: использовать для рисования ручку или фломастер не рекомендуется. По желанию ребенок можт заштриховать замкнутую фигуру цветным карандашом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ тренинга личностного роста для педагогических сотрудников «Работа с ребенком с СДВГ в ДОУ ».

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) – это расстройство, проявляющееся в дошкольном или раннем школьном возрасте. Таким детям тяжело контролировать свое поведение и/или концентрировать в...

Развивающие упражнения и занятия с ребенком с СДВГ

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длитель...

Рекомендации для воспитателей «Как вести себя с ребенком с СДВГ»

хочу поделиться своим опытом работы с детьми с СДВГ...

консультация "Родительский подход к ребенку с СДВГ"

советы родителям для выстраивания воспитательного проценсса с детьми с синдромоом гиперактивности и дефицита внимания...

Практические рекомендации педагогам гиперактивного ребенка. Способы выхода из конфликтной ситуации и стрессового состояния при работе с ребенком с СДВГ

Практические рекомендации педагогам гиперактивного ребенка. Способы выхода из конфликтной ситуации и стрессового состояния при работе с ребенком с СДВГ...