консультации для родителей
материал (младшая группа) по теме

Батина Ульяна Александровна

В консультации описаны возрастные особенности детей от 2 - х до 3 - х лет, описаны упражнения, которые необходимо выполнять для профилактики речевых нарушений у детей данной возрастной группы. Частично использован материал из книги Е.Е. Шевцовой, Е.В. Воробьёвой " Развитие речи ребёнка от одного года до семи лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkiy_bolshoy_chelovek.docx512.47 КБ

Предварительный просмотр:

Маленький, Большой, человек

«Мама просит мазелин»

«На голове холодный мокресс»

«Возьми меня, мама, к вихрахеру»

«Мама пила болерьянку»

«У зубного врача больмашина»

Ваш ребёнок растёт. Он уже многое умеет, все более разнообразными становятся его действия. Как и предметные действия, игровые действия ребёнка проходят свой путь развития. Постепенно, на протяжении второго года жизни, дети с помощью взрослых усваивают игровое назначение предметов: начинают кормить куклу, укладывать её спать, моют посуду, словом, отражают в игре реальные жизненные явления, участниками и наблюдателями которых они являются.

На третьем году жизни дети, как правило, увлечены игрой, в их действиях есть определённая логика, ни одно из них не повторяется. Игра строится как последовательная цепочка событий. Дети третьего года жизни подчас сами придумывают сюжет игры, активно используют замещения одних предметов другими. Такая игра – важное средство познания окружающего мира, ведущая деятельность ребенка, в которой в которой лучше всего происходит его психическое развитие: складывается образное мышление, концентрируется внимание, тренируется память, отрабатывается социальное поведение. Игра – приятная, доставляющая удовольствие ребенку деятельность. Поэтому так важно родителям серьезно относится к играющему ребёнку – если он играет, он занят очень важным и серьезным делом – он развивается и учится. Ребёнку нужно не только не мешать играть, но и всячески помогать и стимулировать его к этому.

Учите детей играть! Прежде всего необходимо заинтересовать малыша игрой. Можно разыграть перед ним какую – нибудь несложную ситуацию, перевести в игровой план любимое стихотворение малыша, сказку. Важно, чтобы игра не превращалась в занятие – чтобы увлечь малыша, вы должны быть увлечены сами.

С самого начала следует закладывать в игру элементы планирования перехода от одного действия к другому. Необходимо чтобы ребёнок учился удерживать цель игры, выполнять одно действие ради другого. При этом полезно словесно обозначать окончание одного действия и начала другого, например: «Мы с тобой уже одели куклу, а теперь пойдём с ней гулять». Старайтесь стимулировать речь ребёнка, разговаривая с куклой, обращайтесь к ребёнку, радуйтесь совместным находкам.

Не стоит навязывать ребёнку своих действий, ругать его за непонятливость или неловкость. Если ребёнок чего – то не понимает в игре, не настаивайте, вернитесь к этому позже.

Играя с ребёнком, незаметно сокращайте свою активность, уступая ему первенство в игре. Спустя некоторое время малыш не будет нуждаться в вашем постоянном участии. И все же ваше присутствие, внимание к его успехам еще долго будут необходимы, потому что ребёнок не всегда в состоянии сам оценить достигнутое.

На третьем году жизни

Малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения – идёт интенсивный рост количественного и качественного словаря: в 2 года – 300 слов, к трем годам – до 1000 – 1200 слов. В словаре малыша представлены практически все части речи: существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения, а так же служебные слова: союзы, предлоги, частицы, междометия.   Малыш только учится родному языку и ему пока не всё удаётся: сложно подобрать прилагательные, качественные характеристики (цвет, размер, состояние), так же сложность возникает при овладении слоговой структурой слова – точное воспроизведение слогового ряда – звукового оформления слова. Часто малыш переставляет слоги, пропускает их, заменяет и тогда КАПЮШОН – это ПИКИШОН, ВЕЛОСИПЕД – это СИПЕД.

 Несомненно, помощь родителей необходима! Можно использовать обычный альбом для раскрашивания, названия картинок в котором располагаются в определённой слоговой последовательности:

  1. Односложные слова – СОК, МЯЧ. ЛЕС
  2. Простые двусложные слова без стечения согласных, слоги прямые – МАМА, КОЛЯ, МЫЛО
  3. Двусложные слова со стечением согласных – ПАЛКА, ПОЛКА, ГАЛКА
  4. Трёхсложные слова без стечения согласных – КОРОВА, ВОРОНА, ВОРОТА
  5. Трёхсложные слова со стечением согласных – БАРАНКА, БУРЕНКА, ДАРЁНКА
  6. Слова с закрытым слогом – БАРАБАН, КАРАНДАШ
  7. Многосложные слова без стечения согласных и со стечением согласных – МУРАВЕЙ, ВЕЛОСИПЕД, АВТОМОБИЛЬ, БАКЛАЖАН, КОНСТРУКТОР

Малыша следует привлечь к подбору картинок из различных «ЛОТО». Ежедневно следует анализировать не более 2 - 3 картинок.  Нужное слово сначала чётко произносит мама, затем вместе с малышом, и только затем он учится самостоятельно произносить это слово. Уже закрепленные слова необходимо периодически повторять.

Период с 2 до 3 лет – важнейший этап в освоении родного языка – овладении грамматической структурой. Грамматически речь детей этого возраста ещё далека от совершенства. Нередко дети путают предлоги, падежные окончания, допускают ошибки в согласовании слов, нарушают порядок слов в предложении. Родители могут помочь ребёнку справиться с этими трудностями! Так, мама, играя с дочкой, проговаривает всё, что делает кукла Катя: «Катя села НА стул. Катя спряталась ЗА стул. Катя вышла ИЗ – ЗА шкафа. Катя легла В постель. Катя села ПОД стол. Катя вылезла ИЗ – ПОД стола.»

Катя повторяет за мамой все предложения с ударением на предлоги. Играя с сыном, вы соблюдаете те же правила: «Машина едет ПО улице.  Машина подъезжает К дому. Машина въезжает В гараж.  Машина выезжает ИЗ гаража. Машина выезжает ИЗ – ПОД моста. Машина едет ЗА угол дома. Машина выезжает ИЗ – ЗА угла.». Так усваиваются падежные предлоги и окончания, меньше допускается ошибок в согласовании слов.

Расширение и увеличение словарного запаса способствует закреплению вновь появляющихся звуков. Некоторые дети к трём годам овладевают правильным произношением всех звуков. Но чаще дети еще не произносят шипящие [ш, ж, ч] и соноры [р, л]. Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата: малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти. обратите внимание правильный ли прикус у вашего малыша? не выдаётся ли вперёд нижняя или верхняя челюсть? Если у вас появились сомнения – обязательно покажите ребёнка специалисту!  

Для развития артикуляционной моторики малышу можно ежедневно рассказывать «Сказку   про весёлый Язычок» с любыми сюжетными импровизациями.

«Сказка о весёлом  Язычке»

 «Язычок живёт в домике, который называется Ротик.  Покажи!» –

ребёнок показывает.

«В домике есть двери: зубки и губки. Язычок встаёт рано утром и выбегает из домика».

«Каждое утро Язычок делает зарядку» - «бегает» по нижней губе, поднимается наверх и опускается вниз.

«Затем Язычок чистит зубки» - кончиком языка погладить нижние, а потом верхние зубки с внутренней стороны.

«Язычок завтракает. Ест манную кашу». – «Мня – мня – мня».

«Язычок садится на лошадку и едет в гости к тётушке Щёчке» - предлагается пощёлкать язычком, широко открывая рот, то быстро, то медленно.

«У тётушки Щёчки идёт ремонт, и язычок помогает красить потолок и стены» - кончиком языка погладить нёбо и внутреннюю поверхность щёк.

«Тётушка угостила Язычок вкусным вареньем» - широкое движение языком по верхней и нижней губе.

«Язычок покачался на качелях в парке» - попеременные движения языком то к носу, то к подбородку.

«Язычок сел на лошадку и поехал домой»

Чтобы правильно воспроизвести услышанное, малыш должен иметь не только хорошо сформированный артикуляционный аппарат, но и достаточно развитое слуховое внимание. Гуляя с ним, привлекайте внимание ребёнка к звукам: как поют птицы, как журчит ручей, гудят машины, лает собака, каркает ворона. Дома послушайте вместе, как тикают часы, льётся вода из крана, звонит телефон…

Попросите малыша определить тот или иной звук. Подарите ему музыкальные игрушки: гармошку, барабанчик, губную гармошку, металлофон и т. д. – они развивают слуховое внимание. Когда ребёнок достаточно привыкнет к звучанию игрушек, попросите его по звуку определить, какая именно игрушка прозвучала, предварительно скрывшись с игрушками за ширмой.

Разумеется, полезно слушать красивую музыку, записи сказок: «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка» и т.д. Учите малыша петь и пойте вместе с  ним: пение не только развивает слух, но и способствует развитию речевого аппарата – улучшается перелючаемость с одной артикуляционной позы на другую, увеличивается объём, скорость и сила движений языка, губ, работают голосовые связки.

С речевой функцией тесно связаны движения пальцев рук. Детям на третьем году жизни можно предложить катать шарики из пластилина, лепить простые фигурки, застёгивать и расстёгивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы, различные шнуровочки. Можно использовать народные игры с пальчиками, организовать дома кукольный театр.

Темп овладения речью у детей неодинаков. Одни начинают говорить рано и чётко произносят слова. Другие, напротив, говорят мало, но при этом хорошо понимают речь окружающих.  Но если всё – таки к концу третьего года жизни ребёнок не заговорил, его необходимо показать специалисту: невропатологу, психиатру, логопеду.

Почему заговорить бывает трудно…

Развитие речи процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов.  Если в 2 – 2,5 года ребёнок не произносит ни одного слова, следует внимательно присмотреться к нему и попытаться понять, почему он так долго молчит. Рассмотрим типичные варианты задержки активной речи у детей 2 – 2,5 лет.

Задержка речи на стадии называния. Ребёнок, научившийся обозначать предмет словом, может надолго остаться на этом уровне. Такая ситуация возникает, когда малыш привык повторять слова, обозначающие предметы за взрослым. В общении же с людьми его речь заменяется жестами, движениями, требовательными возгласами. Неумение говорить невротизирует ребёнка, он становится капризным и, оказываясь зачастую непонятым, выражает своё недовольство криком и плачем. В такой ситуации, чтобы исправить положение, необходимо включать в предметные действия с ребёнком активную речь. Можно, например, сопровождать показ игрушек эмоциональным, увлекательным для малыша рассказом. Во – вторых, нужно организовывать сотрудничество с ребёнком по типу: «Давай вместе!». И в – третьих, как можно больше говорите с ребёнком, читайте книжки, слушайте музыку.

Задержка на стадии эмоционального общения со взрослым. Порою общение ребёнка со взрослым сводится лишь к выражению взаимной любви, обмен ласками, улыбками, а слово при этом является лишним, потому что итак всё понятно. Для исправления создавшегося положения и возникновения первых активных слов необходимо организовать предметное взаимодействие с малышом, об этом написано выше.

Ориентация в основном на предметный мир. Родителей радует, когда ребёнок с удовольствием и подолгу манипулирует предметами, проявляя при этом двигательную активность, издавая радостные звуки. Часто такой ребёнок не реагирует на окружающих людей, он погружён в собственный мир.

Удобно, если ребёнок занимает себя сам, подолгу сосредотачиваясь на предметах, и не доставляет окружающим хлопот. Однако, такое поведение, как правило, приводит к задержке речевого развития, да и предметные действия малыша будут бедны и однообразны. С таким малышом нужно вернуться к занятиям в основе которых лежит эмоциональный контакт. Ласковое прикосновение, доброе и внимательное взаимодействие на основе зрительного контакта. Взрослый может спрятаться сам (по типу игры в «ку – ку»), спрятать лицо ребёнка, обрадоваться при встрече с ним взглядом. Можно поиграть и в «Сороку - ворону» и в другие детские игры. Всем предметным действиям следует придавать по возможности человеческий характер – куклу жалеть, кормить, обезьянку лечить и т.д. количество игрушек и предметов окружающих малыша следует сократить.

Полезны игры с имитацией, когда взрослый говорит в присутствии малыша за разных зверушек, а ребёнок, заражаясь общим настроением, повторяет слова вслед за ним. Также полезны игры, в которые нельзя играть одному, например, катать мячик.

«Детские» слова могут препятствовать развитию речи. Причины употребления специфических «детских» слов типа «бу – бу», «лю – ка » кроется в том, что правильное  произношение затруднено несовершенной ещё артикуляцией. Кроме того, речевой слух ребёнка воспринимает чаще всего лишь окончания слов. Поэтому, обращаясь к ребёнку, следует говорить чётко и ясно и добиваться от ребёнка внятного произношения.

Терпения вам и удачи, дорогие родители!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...