Консультация для родителей
материал на тему

Консультация для родителей

Двигательная активность ребенка в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon d.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Двигательная активность ребенка в детском саду

Среди множества факторов, влияющих на здоровье ребенка, работоспособность растущего организма, двигательная активность (ДА) – естественная потребность в движении, удовлетворение  которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает  ДА, находящаяся в пределах оптимальных величин.

Гиподинамия – режим малой подвижности: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к внешним условиям.   

Гиперкинезия – может повлечь за собой перенапряжение сердечнососудистой системы.

Благоприятный уровень ДА детей 4-7 лет – 50-60% от общего числа обследованных детей. Более 40% - это гиперактивные или малоподвижные дети.

В чем причина?

- нерациональный подбор игр и упражнений во время прогулок без учета сезонных проявлений года, а также недостаточное использование физкультурных пособий и всего окружающего пространства.

- не учитываются индивидуальные проявления ДА детей во время организованной и самостоятельной деятельности.

- не учитывается принцип соответствия физкультурного оборудования  возрастным этапом моторики детей.

- увеличилась продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз.

- ограничивается ДА детей в семье. Дети проводят свободное время за компьютером или телевизором.

Существует тесная связь между основными показателями ДА (объемом, продолжительностью, интенсивностью) и поведением детей в течение дня, характером их деятельности.

В зависимости от подвижности детей мы их условно можем распределить на 3 подгруппы.

1 подгруппа – к ней относятся дети с высокой интенсивностью ДА. Для них характерны высокая подвижность, хороший уровень развития основных видов движений, богатый двигательный опыт, но в тоже  время  они не отличаются достаточной ловкостью и координацией движений, часто бывают невнимательны при объяснении заданий. Им свойственна однообразная двигательная деятельность на прогулке с преобладанием бега и прыжков. Эти дети не умеют выполнять задания в умеренном темпе, и часто не доводят их до конца. Некоторые дети этой группы отличаются психомоторной возбудимостью, гиперактивностью. Нередко у гиперактивных детей наблюдается неблагоприятные реакции сердечнососудистой системы  на физическую нагрузку. Это проявляется в замедленном восстановлении частоты сердечных сокращений и показателей артериального давления после окончания выполнения физических упражнений.

2 подгруппа – дети со средним уровнем всех трех показателей двигательной активности, а также дети, у которых наблюдается сочетание среднего и высокого уровней объема и продолжительности со средней и низкой интенсивностью ДА. То есть золотая середина. Дети этой группы имеют высокие и средние показатели физической подготовленности и хороший уровень развития двигательных качеств. Для них характерно разнообразие самостоятельной двигательной деятельности, насыщенной играми и упражнениями разной степени интенсивности, целесообразное их чередование. Эти дети отличаются уравновешенным поведением, хорошим настроением. Они являются инициаторами коллективных игр. Правда, у этих детей часто отмечается слабая техника движений. Реакция сердечнососудистой системы на физическую нагрузку нормальная.

3 подгруппа – дети имеют низкий объем двигательной активности. У всех детей этой группы отмечено отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов. Чаще всего эти дети не уверены в своих возможностях и отказываются выполнять трудные задания и участвовать в играх – соревнованиях.

Придавая особую значимость роли ДА в укреплении здоровья дошкольников, необходимо определить приоритеты в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным занятиям. К ним относятся: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и т.д.

Второе место в двигательном режиме занимают учебные занятия по физкультуре -  как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА.

Третье место отводится самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе детей.

Немаловажное значение имеют: физкультурный досуг, физкультурные праздники на воздухе, игры – соревнования.

 Каждое из перечисленных занятий имеет свое специфическое назначение.

Утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, физические упражнения на прогулке выполняют организационно-оздоровительные задачи.

Физкультминутка, двигательная разминка снимают утомление у  детей и повышают их умственную работоспособность.

На учебных занятиях дети учатся, приобретают необходимые навыки, знания.

Физкультурный досуг, спортивный праздник – это активный отдых.

Корригирующая гимнастика решает лечебно-профилактические задачи.

Самостоятельная двигательная деятельность детей – должна занимать важное место в режиме детей, особенно старшего дошкольного возраста. Однако и здесь действия детей во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве самостоятельной деятельности можно в значительной мере влиять на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка.

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулки (утренней и вечерней). Активные действия детей должны чередоваться со спокойной деятельностью.

При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды, пространство достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек, выделить в режиме время для самостоятельных игр.

Учитывая, что на прогулке имеется больше времени и пространства для самостоятельных творческих игр, желательно иметь на участке соответствующее оборудование, пособия, игрушки (выносной материал).

В распоряжение детей, как в помещении, так и на площадке должен быть предоставлен разнообразный материал, инвентарь: скакалки, обручи, мячи, ракетки, воланы, клюшки. В зимнее время дети должны свободно пользоваться санками, ледянками, лыжами; летом, весной – велосипедами, самокатами. Предоставляя соответствующий материал, педагог влияет на выбор детьми соответствующих игр. Так же педагог учит детей играть сообща. Побуждает более ловких детей помогать своим товарищам.

Важен также личный пример воспитателя: играть с детьми в мяч, прыгать через скакалку, в классику, вести клюшкой шайбу, играть в бадминтон (хотя бы элементарно), ходить на лыжах.

Воспитатель не является пассивным наблюдателем за двигательной деятельностью детей. Его задача организовывать эту деятельность - подключить малоподвижных, инертных детей к игре, притормозить гиперактивных; переключить тех, кто забегался, на игру в мяч или кольцеброс, или просто предложить такому ребенку вместе поиграть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...