Главные вкладки

    Памятка для родителей по созданию эмоционального благополучия ребенка в семье.
    материал по теме

    Руссу Наталья Закиевна

    Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Памятка для родителей

    по созданию эмоционального благополучия ребенка в семье.

    Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.

    Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:

    1. наличии чувства доверия к миру;
    2. способности проявлять гуманные чувства;
    3. способности сопереживать и чувствовать состояние другого;
    4. наличии положительных эмоций и чувства юмора;
    5. способности и потребности в телесном контакте;
    6. чувстве удивления;
    7. вариативности поведения;
    8. способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;
    9. способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;
    10. способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.

    Эмоционально благополучный ребенок - улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, слушает других, способен преодолеть эгоцентрическую позицию, не грубит родителям, не ворует, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив, не обижает других.

    Эмоциональное благополучие ребенка свидетельствует, что представления взрослых о том, что необходимо и интересно ребенку, соответствует его реальным потребностям. В противоположность этому эмоциональное неблагополучие, как правило, говорит о дисбалансе между этими факторами.

    Эмоциональное неблагополучие может иметь различные причины:

    биологические - врожденные особенности психофизического развития ребенка, особенности его темперамента и характера и т.д;

    психосоциальные - особенности воспитания в семье; ценностные ориентации родителей; наличие конфликтных отношений между членами семьи, включая взрослых и детей, и т.д.

    Эмоциональное неблагополучие ребенка складывается постепенно и проявляется в виде личностных реакций на поведение окружающих.

    Основные условия эффективности собственного поведения взрослых, позволяющие свести к минимуму возможность возникновения эмоционального неблагополучия ребенка, следующие:

    1. принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств;
    2. создание в семье атмосферы положительных эмоций;
    3. создание в семье атмосферы безопасности для ребенка;
    4. поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка - эмоционально-волевых, интеллектуальных, психомоторных (например, родители часто совершают ошибку, не придавая эмоциональному благополучию ребенка должного значения, а считая, что успешность обучения является более важным показателем его развития, что впоследствии может довольно негативно сказаться на психическом здоровье ребенка);
    5. в зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений (например, хвалить за реальные результаты и игнорировать демонстративные реакции ребенка в зависимости от степени их выраженности и места проявления);
    6. включенный в детскую жизнь, в том числе в игровую деятельность ребенка.

    Признаки здорового эмоционального состояния у детей

    От четырех до шести лет

    1. ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме (например, рисование или игра);
    2. начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций;
    3. становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения эмоциональных затруднений;
    4. проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно сверстникам);
    5. ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах.

    От шести до семи лет

    1. склонен проявлять крайние формы эмоционального ответа, например, неудержимый восторг вместо спокойной радости или истерический плач вместо просто грусти;
    2. очень восприимчив к эмоциональным травмам;
    3. может проявлять опасения перед посещением школы и испытывать в связи с этим отношение родителей к себе;
    4. формирует многочисленные, относительно поверхностные и кратковременные взаимоотношения со сверстниками;
    5. начинает включаться в “сексуальные игры” со сверстниками, чтобы удовлетворить любопытство, связанное с гениталиями;
    6. чаще вступает в конфликты с братом или сестрой;
    7. может прибегать ко лжи и воровству как форме противодействия и непослушания. 

    Симптомы эмоциональных проблем 

    От трех до шести лет

    1. частые случаи самонаказания и нанесения себе травм;
    2. частые и тяжелые конфликты с другими детьми;
    3. постоянное уединение, избегание контактов с другими детьми;
    4. общая неспособность следовать правилам и указаниям;
    5. нежелание разговаривать и договариваться;
    6. внезапные, заметные и продолжительные периоды снижения общей уверенности в себе, невнимания или утраты интереса к окружающему;
    7. постоянная меланхолия.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Памятка для родителей по формированию здорового образа детей в семье

    Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной задачей .Забота о здоровье-важнейший труд родителей...

    Памятка для родителей по созданию эмоционального благополучия ребенка в семье

    Фундамент эмоционального благополучия закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношения и реакций на его поведение....

    "Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье".

    Уважаемые родители! Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми....

    Рекомендации для родителей по созданию благоприятного психологического климата в семье.

    Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками....

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по созданию эмоционального благополучия ребенка в семье.

    Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и ре...