Развиваем речь ребенка четвертого года жизни
методическая разработка (младшая группа) по теме

Мелькина Елена Николаевна

рекомендации для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendacii_roditelya1.doc32 КБ
Microsoft Office document icon zhivotnye_i_ih_detenyshi.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

               Четвертый  год жизни –                                                            

                        «Дай  ,  я  скажу!»

                 Развитие  речи детей 3-4 лет.

Достижения вашего ребенка на четвертом году жизни множатся с каждым днем.Теперь он уже не только охотно слушает то,что ему рассказывают ,но и  сам хочеи поделиться с вами своими новостями,планами,опасениями.Ребенок начинает рассуждать о том,что видит вокруг,о том,что  привлекло его внимание,произвело какое-то впечатление.Это  как бы собирательный портрет трехлетнего говоруна,но каждый ребенок развивается индивидуально,и темпы развития речи тоже не могут быть совершенно одинаковыми.

Количество вопросов у ребенка растет не по дням ,а по часам.

Постарайтесь не раздражаться,терпеливо отвечать и разъяснять ребенку интересующие его моменты.

Задавая вопросы,ребенок просто хочет побольше узнать об окружающем мире, а вовсе не стремится вас подразнить.Объясняя,говорите понятным ребенку языком,доступно.

Нужно ли трехлетнего  ребенка учить читать?

Мы попробуем рассказать вам о том,что действительно нужно делать для того,чтобы речь ребенка четвертого года жизни развивалась правильно,и как готовить малыша к будущим занятиям по обучению грамоте.

1.Вооружитесь  хорошими детскими книжками

Читая,обратите внимание ,насколько внимательно малыш вас слушает.Если по ходу чтения он задает вопросы,обязательно отвечайте,чтобы не оставалось непонятного и ребенок усваивал  сюжетную линию.Можно обсудить иллюстрацию,разыграть сценку.

   В этом возрасте очеь полезно заниматься «накопительством»,накапливать новые слова,чтобы малышу было легко выражать свои мысли и понимать окружающих.

Не  жалейте времени  на совместную игру  с ребенком.

Во время совместных игр во «врача», в « магазин» и т.д. можно не только сообщать ребенку новые слова, но и приводить к тому,что группу предметов можно назвать одним словом.Это поможет ребенку усвоить понятие категории,обобщения.Например,понятие «мебель» : стул, шкаф,табуретка и т.д.

    Все эти знания в дальнейшем будут служить одним из показателей развития речи.

Старайтесь дать ребенку возможность наблюдать,видеть признаки предметов и вещей,их особенности,отличительные черты.

Вот вы накрываете на стол,расставляете посуду.Сок ребенок будет пить из стакана,а чай из чашки.Чашка стоит на блюдце,а каша положена в тарелку.Ребенок видит и сходство, и различия между предметами,которые,в общем-то,предназначены для одного и того же.

Помните,что лучше всего ребенок будет усваивать,понимать ,запоминать то,что видел своими глазами.

Пусть ребенок оценит размеры,форму,узнает назначение той или иной вещи,понаблюдает ее в действии,увидит,как ее используют.

Малыш обязательно должен участвовать вместе с  вами в различных действиях.Вот вы идете в магазин,и ребенок идет с вами.Вы выбираете товары,комментируя свои действия.Подводите итоги совместной деятельности:»Мы с тобой ходили в магазин.Что мы купили ,помнишь?»

К четырем годам  ребенку нужно знать и уметь рассказывать,кем работают родители.

(естественно,на доступном пониманию ребенка уровне),то есть названия   профессий  перестают быть тайной за семью печатями.Малышу надо объяснять не только,как называется тот или иной специалист,но и что конкретно он делает.Прдавец взвешивает  товар,упаковывает,продает; парикмахер расчесывает волосы,стрижет и т.д.

    Так постепенно  растет словарный запас ребенка.

    Помогайте ребенку высказываться,стимулируйте его желание поделиться с другими людьми:»Катя,расскажи бабушке,где мы с тобой сегодня были».

    Не забывайте.что ребенок будет стараться рассказывать вам что-либо только в том случае,если это вам действительно интересно.

    Разнообразьте свою речь обилием  прилагательных.

Например,ребенок просит дать ему грушу .а вы предлагаете выбрать: «Тебе какую,большую или маленькую?Зеленую или желтую?»

    Хорошо бы и игрушками пользоваться разнообразными,                                    позволяющими видеть как можно больше признаков.

     Вам ,конечно,хочется,чтобы речь ребенка была правильной,                                 точной.Еще раз придется напомнить,как  важно следить за собственными высказываниями.Если   родные дома говорят неправильно,также будет говорить и ребенок.Да и объем детской речи во многом зависит от общения  с ним родителей.

     Хотите,чтобы ребенок грамотно говорил,-тренируйте его.Здесь вам поможет чтение,и конечно, ИГРЫ.

В игре «Волшебный мешочек»  ребенок должен узнать предмет ,                                   который вы спрятали в мешочке по вашему описанию.

    Расставляйте на столе разные игрушки (только не очень много).Пусть ребенок объясняет,что стояло на столе,а чего не стало. Тоже можно делать и с картинками.

                                 



Предварительный просмотр:

                    «Животные и их детеныши».

Показывайте и называйте ребенку кошку с котятами,собаку со щенками , и живых, и на картинках.Ребенок использует в речи чаще  то,что видел,хорошо знает.

Малыш не только слушает ваши рассказы,но уже начинает их пересказывать.Легче всего получается пересказ любимых сказок.Конечно,не нужно говорить ребенку :»Перескажи  сказку!»Лучше попробовать так: «Что ты запомнил из сказки про Колобка?»Или помогите ребенку вопросами.

Следите  за тем,чтобы ребенок не торопился,чтобы темп его речи не опережал возможности ребенка.

Дети в этом возрасте чаще говорят  в ускоренном темпе,чем в замедленном,поэтому будьте внимательны и не пытайтесь торопить ребенка.

Играя с ребенком,прося его изобразить звуки,издаваемые разными предметами,голоса животных и птиц,вы закрепляете умение воспринимать,произносить и различать  звуки.

Даже самые трудные упражнения будут  выполняться ребенком с удовольствием,если вы    облекаете их в игровую форму.

Найдите время для того,чтобы произносить с ребенком   потешки  и чистоговорки.

Ребенку нужно сказать потешку на  одном выдохе,это не так просто для маленького человека,особенно вначале.

У Ули удочка,

У Яны яблочко.

Олеся и  Оля около озера.

У Ани бантики,

У Юры винтики.

Подбирайте или придумывайте упражнения такого характера:

Па-па-па – пила тупа,

Ба-ба-ба-  болит губа,

Бу-бу- бу- купи  трубу.

Та-та-та –поймай кота,

То-то-то- мало пальто,

Ты-ты-ты- идут кроты.

Ды-ды-ды- дай воды

Ду-ду-ду – домой иду.

Ца-ца-ца – нет кольца,

Цо-цо-цо  -помой лицо,

Ец-ец-ец  - идет боец.

Хорошо,если вы не против попеть вместе с ребенком.

Песни нужно именно петь,а не кричать.Мы стараемся развивать речь,не забывая и о том,что голос малыша надо беречь.Давайте попробуем тренировать и голосовые возможности ребенка.Перенапрягать голос нельзя ни в коем случае,поэтому важно следить за тем,чтобы ребенок не кричал ,чтобы не  разговаривал слишком громко.

Родителей обычно волнует то,как ребенок    произносит звуки.Приходя на прием к логопеду ,мама  часто обращается с просьбой «исправить дефекты»,»поставить» звуки.Основная масса дефектов звукопроизношения к четырем годам специалистами называется «физиологическим косноязычием» и не подлежит пока исправлению логопедами.

    А сейчас предпринимайте усилия по закреплению произношения звуков,которые должны быть у ребенка в этом возрасте.

Проверяйте ,хороши ли у вашего ребенка следующие звуки: «П»,»Б»,»Т»,»Д»,»К»,»Г»,»Х»,»Ф»,»В»,»М»,»Н»,»С»,»З»,                     а также их мягкие пары и «Ц».

Для этой работы  вам понадобится определенное количество картинок,иллюстраций,игрушек и конечно,наш любимый текстовой материал – чистоговорки,потешки,стихи,загадки,сказки.

        Предлагая ребенку сюжетную картинку ,с изображениями предметов,содержащих в названии звук.который вы закрепляете,не требуйте от ребенка обязательного употребления всех названий.Пусть называет,составляет рассказ,а вы не настаивайте на полном перечислении.Лучше помогите рассказу стать естественным,живым.

Итак,  к  4 годам  ваш ребенок:

-владеет словарем примерно  в 1500 слов,

-начинает употреблять сложные предложения,

-говорит предложениями из 4-5 слов.    

 -задает      много вопросов,использует слова:»Кто?»

 и «Почему?»                                                                                                        -выполняет просьбы и команды,даже если нужный предмет не находится в поле зрения,                                                                -правильно употребляет глаголы в прошедшем времени,                  -правильно произносит звуки : «п»,»б»,»т»,»д»,»ф»,»в»,»к».»г»,»х»,»с»,»з»,»ц»,»м»,»н».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем речь от года до двух лет.

Эта призентация расскажет об этапах развития речи у детей....

Консультация для родителей "Развитие речи третьего года жизни ребенка"

На третьем году жизни  ребенка происходит активное накапливание словарного запаса. Растущий малыш начинает интересоваться всеми явлениями окружающего мира, заводить новые знакомства со сверстника...

консультация "Развитие речи четвертого года жизни"

Каковы возрастные показатели развития речи ребенка четвёртого года жизни?  Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения ...

«Как развивается речь ребенка второго года жизни»

В копилку родителям детей раннего возраста...

Консультация для родителей"Как развивается речь ребенка в первые 3 года жизни"

Этапы формирования речи у ребенка в возрасте  до 3-х лет...

Как развивается речь ребенка в первые годы жизни.

Статья "КАК РАЗВИВАЕТСЯ РЕЧЬ РЕБЕНКА В ПЕРВЫЕ ТРИ ГОДА ЖИЗНИ"...