Почему важно сделать чтение привычкой Вашего ребёнка?
статья (младшая группа) по теме

Трифанова Елена Алексеевна

зачем же читать детям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_3.docx491.97 КБ

Предварительный просмотр:

Почему важно сделать чтение 

привычкой Вашего ребёнка?

Чтение в семье — давняя традиция. В среде просвещенного сословия семейные чтения не имели специальной целевой установки, а были естественным атрибутом духовного общения взрослых между собой и детьми. Но, к сожалению, многие культурные традиции были утрачены, в том числе и чтение в семье.

 

Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности.

Семейное чтение — это литература, интересующая всех членов семьи, обсуждение прочитанного всей семьей, это общение, сближающее л ю- дей разных возрастов. 

Очень важно, когда ребенок приходит в библиотеку вместе со взрослыми, когда они вместе выбирают книгу, вместе читают ее. Такое общение воспитывает порой больше, чем прямое назидательное слово. А ориентироваться в огромном море книг помогает библиотека.

Творческая работа библиотек с родителями всегда приносит плоды, укрепляет контакт детской библиотеки и семьи, положительно влияет на читательскую активность, читательскую культуру детей. Сотрудничество родителей с библиотеками убеждает не только в полезности чтения общественной книги, но и заставляет посмотреть на библиотеку как на организатора интересного и полезного досуга, место неформального общения, центр консультирования по вопросам детской литературы, педагогики детского чтения.

Среди родителей, читателей одной библиотеки было проведено анкетирование. Многие родители отметили положительное влияние совместного чтения на личность ребенка. В то же время анкетирование показало, что культура семейного чтения еще довольно низка, лишь некоторые родители помогают детям советом при выборе книг. Оказалось, что родители не всегда реально представляют себе, каковы методы приобщения детей к книге, незнакомы с литературой для семейного чтения. В библиотеке «прижилась» такая форма обслуживания, как «семейный формуляр».

РОДИТЕЛИ НЕ ВСЕГДА РЕАЛЬНО ПРЕДСТАВЛЯЮТ СЕБЕ, КАКОВЫ МЕТОДЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К КНИГЕ И НЕЗНАКОМ С ЛИТЕРАТУРОЙ ДЛЯ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ

Работников библиотек и читающие семьи объединяет не только любовь к книге, но и дружба, привязанность. Там хорошо знают запросы всех членов семьи и всегда стремятся обрадовать каждого интересующей книгой, журнальной публикацией, долгожданной новинкой.

Какую задачу ставят библиотеки перед собой?

Убедить родителей и воспитателей в том, что библиотека — их активный помощник и союзник в воспитании детей. Показать роль книги и библиотеки.

Содержание сотрудничества библиотек с родителями юных читателей включает в себя оказание помощи родителям в области детской литературы, детского чтения, педагогики руководства детским чтением, основ библиотечно-библиографических знаний и т.д.

Работа с родителями планируется по направлениям:

    приобщение родителей к проблемам детского чтения;

    широкое знакомство родителей с детской литературой;

   повышение педагогической культуры родителей.

Библиотеки нарабатывают новые формы общения, расширяют сферы сотрудничества с другими заинтересованными учреждениями и организациями, в первую очередь с детскими садами. С первых дней пребывания ребенка в детском саду он овладевает различными видами деятельности, связанными с книгой: рассматривание иллюстраций, общение со взрослыми по поводу того, что нарисовано на страницах книжек с картинками, слушание, пересказ и чтение книг взрослыми. Педагогическая поддержка развития деятельности детей, предметом которой являются издания детской литературы, предусматривает организацию занятий по детской литературе, ежедневное чтение книг из библиотеки, индивидуальные и коллективные беседы с детьми о прочитанных книгах. Воспитатели подбирают небольшие экспозиции детских книжек для обобщающих занятий по ознакомлению с окружающим. В целях поддержания интереса к книге воспитатели организуют индивидуальные диалоги с детьми о том, что им понравилось, что заинтересовало в прочитанной книжке, что они узнали нового. Несомненно, подобные формы работы увеличивают число читающих семей, и этот процесс необратим — роль книги и библиотеки в работе с семьями огромна.

ЕСЛИ ВЫ РЕШИЛИ КУПИТЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ НОВУЮ КНИГУ

При выборе книг для своего ребенка обратите внимание на следующие их качества:

1.   Как книга иллюстрирована. Дети любят смотреть картинки не меньше, чем слушать. Они ценят красоту, юмор и фантазию. Избегайте книг, где стиль рисунков слишком деловой или упрощенный.

2.   Соответствует ли книга способностям ребенка как слушателя. Не судите по возрасту, а выбирайте истории достаточно сложные, чтобы завладеть вниманием ребенка, но притом достаточно простые, чтобы он мог следить за развитием событий.

3.    Та ли это книга, которая понравилась именно вашему ребенку. Не слишком обращайте внимание на ее учебную ценность. Любая история, которая ребенку нравится, будет в этом смысле ценной.

4.   Обладает ли книга силой эмоционального воздействия. Хотя детям нравятся и те книги, которые просто содержат информацию, на долгое время для ребенка любимыми остаются такие, которые близки ему эмоционально.

5. Хорошо ли книга написана. Дети прислушиваются к звучанию речи, а не только к ее значению.

6.  Нравится ли книга вам. Если вы читаете то, что больше нравится вам самим, есть большое основание ожидать, что это понравится ребенку.

КАК ОБРАЩАЕТСЯ С КНИГОЙ ВАШ РЕБЕНОК?

По тому, как выглядят книги, принадлежащие в доме ребенку, вы можете судить о том, достаточное ли внимание вы уделяете привитию сыну или дочери навыков обращения с книгой. Обратите внимание, придерживается ли ваш ребенок следующих правил обращения с книгой:

   прежде чем взять книгу, проверь, чистые ли у тебя руки;

   книгу читают и рассматривают за столом;

    бери книгу: не пачкай ее, не заминай страницы, правильно их перелистывай, не смачивай палец слюной;

   не играй с книгой, она от этого портится;

   после того как посмотрел и прочитал книгу, не забудь положить ее на место;

   правильно храни книгу в специально отведенном для нее месте — в книжном шкафу или на полке, а не среди игрушек;

    если заметил, что книга не в порядке (порвалась или отклеилась обложка, выпала страница), почини ее сам или с помощью взрослого.

ПОЧЕМУ ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО ЧИТАТЬ:

1.   Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

2.   Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.

3.   Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.

4.  Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.

5.  Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.

6.  Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.

7.   Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.

8.  Книги — помощники родителей в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.

9.  Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.

10.   Чтение — самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ «КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ»

Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса. Вот некоторые из них:

1.  Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

2.   Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.

3.   Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

4.   Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).

5.   На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

6.    Выделите дома специальное место для чтения (укромныйуголок с полками и т.п.).

7.  В доме должна быть детская библиотечка.

8.   Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

9.  Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

10.  По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.

11.    Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.

12.  Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

13.   Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

14.   Чаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

15.  Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов — пусть дети читают все что угодно!

16.   Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.

17. Пусть дети каждый вечер читают в постели, перед тем как уснуть.

СТАНУ СКАЗЫВАТЬ Я СКАЗКУ…

    И так, некогда в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были родители, и был у них любимейший ребенок. Собрались они ему сказку рассказывать. Да призадумались…

     «Настоящая сказка не может быть сказкой только для детей. Мы по крайней мере дважды открываем для себя сказку: сначала знакомимся с ней в детстве, а потом знакомим с ней своих детей. И только тогда обнаруживаем, что все эти годы сказка была рядом с нами. Мы смутно помнили ее и раньше, но если бытовые проблемы превращались для нас в проблемы моральные, если мы, как вкопанные, останавливались перед выбором, в это мгновение старая сказка вынимала нам  из волшебной шкатулки сюжета свой философский смысл»,- писал драматург И.Л. Устинов.

 

СКАЗКИ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

 

    Это еще даже и не сказки, а  потешки для детей от рождения до 1,5-2 лет. Потешка – коротенький стишок-история, часто – игра, они ритмичны, произносятся нараспев и сопровождаются разнообразными действиями: похлопывание, перебиранием пальчиков ребенка, покачиванием и т.д. Приятный физический контакт и ритмичность игры способствуют восстановлению эмоционального равновесия ребенка. В потешках описаны простые, понятные ребенку бытовые действия.

    В а ж н о. Такие  игры необходимы не только малышам, но и детям старшего дошкольного возраста.

    К с т а т и, № 1: Не покачать ли его на качелях? Тоже ритмическая стимуляция, тоже удовольствие доставляет…

 

СКАЗКИ С ЦИКЛИЧЕСКИМ СЮЖЕТОМ

 

    Детям 2-3 лет адресованы такие кумулятивные сказки, как «Репка», «Теремок», «Колобок», а также  «Пошла коза по орехи», песенки типа «Где был, Иванушка?» и т.п. В этих произведениях герои появляются в определенном порядке. С каждым происходит одно и то же событие (тянет репку, стучится в теремок или слушает песенку Колобка), а затем занимает свое место в ряду: «Жучка – за внучку, внучка – за бабку, бабка – за дедку, дедка – за репку..». Возникающее при этом  представление об упорядоченной последовательности важно для усвоения абстрактной идеи порядка – в частности, представления о числовом ряде.

    В а ж н о. Сказки с циклическим сюжетом нужно рассказывать ребенку многократно, до тех пор пока он не сможет сам воспроизводить сюжет в правильном порядке. Еще можно показывать малышу именно эти, давно знакомые ему сказки с помощью кукол театра би-ба-бо (так называются куклы, которые надеваются на руку).

    В а ж н о. Сказки нужно рассказывать, а не читать. Во время рассказа ребенок видит выражение вашего лица, следит за губами – а это одно из условий развития его собственной речи.

    В а ж н о. Сказывание и драматизация – не одно и то же. Сказывают сказку напевно, с ровной повествовательной интонацией. Акценты расставляет воображение ребенка, причем в той мере, в которой это свойственно лично ему в соответствии с его индивидуальностью. Конечно, у вас есть актерские способности, но в этом случае не следует их использовать в полной мере. Вот игра – другое дело. А сказка – занятие несуетное…

    В а ж н о. «Не проходите мимо» старого, доброго Колобка. Ничего более нужного для развития ребенка в 2-3 года не изобрели. И вообще, старые, проверенные столетиями сказки – это как ржаной хлеб или поспевшие яблочки с дикой яблоньки – не съев их, до счастливого конца не доберешься.

    К с т а т и, № 1: Как вы относитесь к трагическому концу сказки? Теремок раздавили, Колобка съели…

 

БЫТОВЫЕ СКАЗКИ О ЖИЗНИ

 

    Подходят для детей 3-4 лет. Яркий пример – «Кот, лиса и петух» (про избушки лубяную и ледяную). Восприятие этих сказок требует определенной осведомленности о закономерностях окружающей жизни: чтобы понять сказку «Три медведя», нужно уметь соотносить предметы по размеру.

     К с т а т и, № 3: Как вы относитесь к идее возмездия в конце сказки?

 

ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ

 

    Дают детям представление о добре и зле. В русских сказках это: смелость, сострадание к ближнему, уважение к старшим (воле родителей и приказам царя); уважение к природе; отсутствие корысти и жадности; терпение, трудолюбие, верность слову и постоянство в привязанностях – для девушек; незлопамятность и неспособность к мести – для юношей.

    В а ж н о. Эти сказки необязательно перечитывать многократно.

    Сначала нужно рассказать сказку. Мультфильм, спектакль, иллюстрации в книжке – потом. Сперва ребенок должен сам представить себе и Красную Шапочку, и волка. Выбирая иллюстрации, отдавайте предпочтение работам хороших, известных художников, а не стереотипным «мультяшным» образам.

    Никаких современных вариантов и переделок! Сначала – только оригинальный текст!

    Авторские сказки с приключениями (Карлсон и т.д.) – это совсем другое. Они не дают представления о добре и зле, а, скорее, дезориентируют ребенка. Изначально адресованы детям раннего подросткового возраста, которые начинают критически осмысливать нравственные требования, и пересматривают отношение к авторитету взрослых.

    К с т а т и, № 4: А какая у вас в детстве была любимая сказка? С каким героем вы себя отождествляете?

 

ФИЛОСОВСКИ-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ СКАЗКИ

 

    Будут понятны детям от 5 лет и старше. В русской литературе ярким примером мировоззренческой притчи, поданной в легкой, образной форме, являются сказки А.С.Пушкина о золотой рыбке, о золотом петушке, о царе Салтане.

     Эти сказки могут становиться предметом обсуждения и разговора, как с ребенком, так и среди взрослых. Попробуйте!

    Ответ вашего ребенка на вопрос, что он(а) попросил(а) бы у золотой рыбки, приоткроет вам внутренний мир его или ее ценностей и желаний. Судите сами.

    К с т а т и, № 5: Зачем нужна была Шамаханская царица звездочету – мудрецу и, как известно, скопцу?

    В какой момент, с вашей точки зрения, следовало остановиться старухе в своих желаниях?

    Почему рыбка не выполнила последнего желания старухи?

 

Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядная агитация для родителей "Почему важно правильно произносить звуки?"

Данная наглядная агитация разработана с целью ознакомления родителей детей старшего дошкольного возраста с проблемой неправильного звукопроизношения у детей, описанием одной из ее  причин. Также ...

Почему важно сделать чтение привычкой Вашего ребёнка?

Чтение в семье — давняя традиция. Но, к сожа­лению, как и многое другое хорошее - традиция семейного чтения в наше время утеряна.    Семейное чтение — это литература, интересую­щая всех...

Почему так важно определить темперамент вашего ребенка?

Что такое темперамент? Он определяет характер, но в чистом виде встречается редко. Обычно в характере человека преобладают признаки одного из типов темперамента, они сочетаются с проявлениями других и...

Почему важно учить детей финансовой грамотности, чему именно их нужно научить и как это сделать.

Чему же стоит научить наших детей до вылета из гнезда:Деньги мы получаем за труд. Очень важная пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» ак...

Эссе «Почему важна Ваша работа?»

Эссе «Почему важна Ваша работа?»...

Семинар для педагогов «Все эмоции нужны! Все эмоции важны! Почему важно учить дошкольников правильно проявлять эмоции»

Эмоции представляют переживания наших отношений к различным предметам и явлениям окружающего мира, а так же к самому себе. Эмоции – это наши реакции на конкретные ситуации. Эмоции необходимы для...