Леворукий ребенок. Недостаток или особенность?
статья по теме

Леворукость – это не болезнь и, тем более, не психическое отклонение. Необходимо помнить, что насильственное переучивание леворуких приводит к неврозам, поскольку стремление переиначить то, что природа заложила в сокровенные глубины организма каждого отдельно взятого человека, как правило, влечет за собой стресс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     ЛЕВОРУКИЙ РЕБЕНОК. НЕДОСТАТОК ИЛИ ОСОБЕННОСТЬ?            

                                     

В современном мире большая часть людей – праворукие. Левши составляют всего 13% процентов от населения нашей планеты, но их численность в последнее время растет. Одни люди считают леворукость недостатком, другие относятся к этому явлению вполне индеферентно, третьи считают это признаком гениальности. Разнообразие взглядов на данную проблему  говорит  о малой изученности  явления леворукости.   

В современных условиях как дошкольного, так и школьного образования, леворукие дети очень часто сталкиваются с множеством проблем, особенно при обучении письму. В нстоящее время в образовании утверждаются гуманистические ценности, где ведущим подходом становится личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута ребенка. В современной интерпретации личность школьника становится субъектом образовательного процесса. По-иному в данном контексте, в отличие от традиционного подхода в педагогике, рассматривается вопрос обучения леворукого ребенка. Леворукость, как индивидудальная особенность, в процессе воспитания и обучения непременно должна учитываться и педагогами, и родителями.  Проблема леворукости тесно связана с проблемой функциональной асимметрии полушарий головного мозга.  Безусловно, учет психофизиологических основ леворукости и совокупность мероприятий, направленных на адаптацию леворукого ребенка в процессе обучения, - это надежный фундамент для создания комфортных условий в процессе восхождения ребенка на новую ступень развития.

Причины леворукости до сих пор неизвестны, и данное явление вызывает большой интерес исследователей. Проблемы леворуких людей занимают умы ученых более ста лет. Актуальность данной проблемы порождает большое количество предположений и теорий, связанных с возникновением леворукости.

В научной литературе среди многочисленных теорий о проблемах леворукости существенное место занимают теории о процессе обработки информации «левшами» и «правшами». Одна  из них указывает на существенные различия в данном процессе и выделяет два метода переработки:

- одновременно-визуальный;

- линейно-последовательный.

Согласно этой теории, праворукие люди в процессе мышления обрабатывают информацию, используя «линейно - последовательный» метод, в котором одна мысль должна быть полностью обдумана прежде, чем человек  перейдет к следующей, т.е. последовательно, друг за другом. Люди-левши обрабатывают информацию, используя «визуально- одновременный» метод, при котором несколько мыслей могут быть обработаны одновременно.  

Многочисленные исследования показывают, что в процессе мышления, в ходе решения проблемы «правши» опираются, в большей степени, на «анализ», а «левши» -  на «синтез».  

В настоящее время на стыке таких наук как биология, психология, физиология разрабатывается теория, положения которой  утверждают, что за формирование левшества отвечает определенный ген.

Говоря о проблеме леворукости, о трудностях, которые нередко испытывают дети в образовательных учреждениях, хотелось бы рассмотреть основные характеристики левшей. Правополушарные дети любят учиться, потому что для них сам процесс одновременно является и целью. Мотивацией для них могут стать  стремление к самосовершенствованию, попытки завоевать лидерские позиции в коллективе, борьба с собственными комплексами. Дети, обрабатывающие информацию при помощи правого полушария, «сильны» вопросами, решаемыми интуитивным путем, и очень хорошо образно мыслят. Им нравится изобретение, нахождение главной идеи, открытие через проблемную ситуацию.

У леворуких детей чаще отмечается двигательная расторможенность, трудности концентрации внимания, они чаще страдают ночным энурезом, заиканием, страхами. Эти явления усиливаются при умственных нагрузках. У них могут наблюдаться зеркальные феномены (написание букв, слов и цифр зеркально или справа налево), замедленный темп письма. Часто и читать они пытаются справа налево, тем самым теряя смысл прочитанного текста. На занятиях физкультуры плохо ориентируются в пространстве, путают левую и правую стороны.

У левшей нередко встречается нарушение или недостаточность развития зрительно- пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, что в результате может приводить к возникновению следующих трудностей в:

     - восприятии и запоминании сложных конфигураций букв при чтении, что влечет за собой медленный темп;

     - формировании зрительного образа букв, цифр (ребенок может путать похожие по конфигурации буквы, цифры, писать лишние или не дописывать элементы букв, цифр);

     - выделении  и различении геометрических фигур; наблюдается замена сходных по форме фигур (круг — овал, квадрат — ромб- прямоугольник);

     - работе по образцу; копировании;

     - устойчивости почерка (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);

     - написании букв, цифр, графических элементов; часто наблюдается зеркальность;

     - темпе письма, как правило, он медленнее.

Безусловно, наличие вышеперечисленных проблем может оказывать негативное влияние на  адаптационный период в начальной школе.

В связи с этим встает вопрос о своевременной диагностике состояния моторной сферы у леворуких детей и коррекции выявленных нарушений, способной предупредить трудности освоения письма. Благодаря диагностике можно проследить за развитием мелкой моторики у леворуких детей, узнать, репродуцирует ли леворукий ребенок, что было упущено в ходе работы. Диагностика проводится для определения показателя уровня развития мелкой моторики, для выбора нужного направления в работе.

Многие специалисты считают, что целесообразно применять методики, определяющие ведущую руку, в возрасте 4-5 лет. С 2 до 4-5 лет руки  у ребенка еще практически равноценны и достаточно активны,  и большую часть действий он делает обеими руками. Только в 4-5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук.

Первоначальное обследование состояния ручного праксиса может осуществляться с использованием методик: «Домик» (Н.И.Гуткиной); «Дорожки» (Л.А.Венгер); рисование простых узоров с целью определения уровня готовности руки к овладению письмом и т.д. ( Хорсанд Д.В).

Эти методики дополняются и адаптируются с учетом особенностей леворуких детей. В дальнейшем,  следует провести диагностические задания для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук, используя тесты, разработанные С.Е.Гавриной; Н.Л.Кутявиной, И.Г.Топорковой, С.В.Щербининой и др.

В результате ряда проведенных методик можно получить информацию, касающуюся следующих параметров:

- навык владения карандашом;

- графические навыки на уровне возрастных требований;

- ориентировка на листе бумаги;

- ориентировка в пространстве.

Проанализировав навыки и умения, нередко выявляется, что у леворуких детей, поступающих в школу, графическая моторика слабо развита, наблюдается нарушение ориентировки на листе бумаги, излишняя мышечная напряженность, неправильное положение руки во время письма, нарушена координация тонких движений рук. При этом степень недоразвития мелкой моторики зачастую коррелирует с наличием и степенью речевого дефекта у леворуких  детей. Многие дети пассивны и нуждаются в стимуляции педагога.

Результаты исследований ученых  показали тесную взаимосвязь между исходным уровнем развития тонких движений кисти и успеваемостью леворуких детей при поступлении в школу.

На основании полученных результатов в работе с леворукими детьми можно поставить следующие задачи:

1. Формировать графические навыки (подготовить руку леворукого ребенка к овладению письмом), в частности:

- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

    - развивать точность и координацию движений руки и глаза;

    - развивать гибкость и ритмичность рук.

          2. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы, в частности:

   - произвольное внимание;

   - логическое мышление;

   - зрительное и слуховое восприятие;

   - память, речь;

            - умение действовать по словесным инструкциям и умение самостоятельно    продолжать    выполнение поставленной задачи, контроль собственных действий.

          3.    Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью.

4. Регулярно проводить упражнения по совершенствованию   пальчиковой   моторики, выделив для нее специальное время.

5. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Успех коррекционной работы зависит от продуманности системы коррекции, то есть от всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Для этого используются разные формы работы: в блоке специально организованного обучения в форме индивидуальных занятий выделяется определенное время, в связи с тем, что темп развития у леворуких детей разный. Все формы работы используются как в совместной деятельности воспитателя с детьми, так и в самостоятельной деятельности леворуких детей.

              Рекомендации по работе с леворукими детьми

     У многих родителей, а также заинтересованных педагогов возникает вопрос: как помочь леворукому ребенку? Занимаясь с леворуким ребенком, не стоит забывать о работе по развитию дружного действия обеих рук. Здесь  можно порекомендовать   игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вязанием, плетением макраме и другие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук. При обучении левшей необходимо помнить следующее:

1.  Левши очень медлительны и это не должно быть им  упреком.    Нельзя торопить левшу, иначе он может сделать много ошибок. В результате ребенок может впасть в панику.   В таких ситуациях ребенка нужно постоянно поощрять и не упоминать о прошлых неудачах.

2.  Во время занятий необходимо создать добрую атмосферу, успокоить. Благодаря этому можно увеличить шансы на успех.

3.  Обязательно нужно учитывать причину леворукости. Левши ведут себя немного иначе, чем правши. Они могут не выслушать до конца собеседника, могут перебить.  

4. Ребенку - левше необходимо подавать материал пошагово. Его необходимо тут же отрабатывать, закреплять.

5.  Необходимо  использовать в работе различные  творческие задания,  которые помогут обеспечить  интеллектуальное развитие  ребенка.

6. Нужно поддерживать постоянную обратную связь с ребенком. Нужно разбирать все непонятное ребенку и показать алгоритм выполнения действий.  

Можно заниматься  с ребенком пересчитыванием предметов, где обязательным условием является отслеживание лево-и правостороннего направления ряда.  Следует как можно чаще  проводить зрительный диктант, для чего можно использоваться геометрические фигуры, различные картинки и т. п. Его можно проводить в следующих вариантах:

1)    ребенку предлагается  ряд фигур или изображение предметов;

2)   их необходимо перечислить несколько раз, так чтобы он запомнил последовательность;

3)  потом образец закрывается, и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд из индивидуального раздаточного материала;

4)  образец открывается и проверяется правильность.

Во время  тренировки детей длина ряда постепенно нарастет. Хорошо будет, если вы предложите   ребенку левше  составить рассказ по серии   картинок с заданным сюжетом,   соблюдая лево-правосторонние направление.

Для работы с леворукими детьми можно использовать такие виды работы, как иллюстрирование сказок, чтение, а затем пересказывание их с выстраиванием ряда картинок.  Ребенку также можно предложить раскрасить прочитанную сказку или небольшой рассказ для закрепления логической последовательности действий.

Леворуким детям пойдут на пользу занятия декоративным рисованием, аппликацией,  в основе которых  лежит   чередование элементов.

Для родителей, имеющих  леворуких детей,  полезными  могут стать, имеющиеся в продаже книги по этой проблеме, прописи для левшей-первоклашек, различные методические пособия, направленные на освоение того или иного навыка, где ведущей была бы левая рука. Безусловно, неоценимой  подмогой будут письменные и канцелярские принадлежности, созданные специально для людей, использующих в своей деятельности левую руку. Если не игнорировать индивидуальность ребенка, а всячески помогать ему, тогда он сможет гармонично жить  в   мире праворуких людей.  

При воспитании и обучении леворукого ребенка задача взрослого - развить в нем чувство уверенности в себе, повышать его самооценку.  

Леворукость – это не болезнь и, тем более, не психическое отклонение. Необходимо помнить, что насильственное переучивание леворуких приводит к неврозам, поскольку стремление переиначить то, что природа заложила в сокровенные глубины организма каждого отдельно взятого человека, как правило, влечет за собой стресс. В основе же такого стресса лежат невероятные трудности «правополушарной» личности  в процессе приспособления к другому миру — миру, который является «левополушарным».

Во всем мире   возрастает толерантность к людям с индивидуальными особенностями. Важно уважать человека, ребенка, несмотря на его  непохожесть по сравнению с другими, ценить его индивидуальность, то, что в нем заложено природой, не пытаясь это изменить.  

 13 августа во всем мире отмечают День левшей.   Левши способны привнести необыкновенность  и удивить своими способностями.  Мы начинаем понимать, что все люди разные и от этого левшам становится жить намного легче.

                   

 Использованная литература:

  1. Адрианов О. С. Проблемы структурной организации правого и левого полушарий мозга. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. - М., 1986.
  2. Безруких М.М.. Леворукий ребёнок в школе и дома.- М.: ВЛАДО-ПРЕСС, 2005. – С. 124.
  3. Бертран Пьер-Мишель. - "Зеркальные люди. История левшей" – М.: Наука, 2008.- С. 128.
  4. Бурлакова М. Советы логопеда. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – С. 160
  5. Доброхотова Т. Л., Брагина Н. Н. Загадки неправорукого меньшинства человечества //Вопросы философии. - 1980, № 1.
  6. Записки левой руки. Детская болезнь левизны / Н. Ефремова // Народное образование.- 2002.- № 9.- С. 47-51.
  7. Личностно-ориентированный подход в обучении леворуких детей младшего школьного возраста / М. А. Шумкина // Начальная школа. -2006. - №9. – С. 14-17.
  8. Майская А.А. "Ребенок-левша. Как достичь гармонии с "правым миром". Изд. ПИТЕР, 2005.- С. 176.
  9. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М., 1976.
  10. О феномене леворукости / Н. Юдин, А. Муталимова // Воспитание школьников. – 2002.- № 10. – С. 75-77.
  11. Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. - М.: Генезис, 2007. С. 250.
  12. Симерницкая Э. Г. О функциональном взаимодействии полушарий головного мозга и речевых процессах // Функциональная ассиметрия и адаптация человека. — М.: Московский НИИ психиатрии, 1976.
  13. Хорсанд Д.В., Если ребенок левша…: маленькие подсказки для родителей.- М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006.- С. 228.

                                                   

                                               

  Приложения

1. Методика «Домик» (Н. И. Гуткина

Цель исследования: выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Материал и оборудование: образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш 

Инструкция:     «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки). Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:

- какой рукой рисует ребенок (правой или левой);

- как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, - сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по п - быстро или медленно проводит линии;

- отвлекается ли во время работы;

- высказывания и вопросы во время рисования;

- сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.

     Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

     Методику «Домик» можно проводить как индивидуально, так и в небольших группах.

           

2. Методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру)
Цель: определение развития точности движений (подготовка руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями).
Материал: рисунок, на котором нарисованы «дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребёнку. Тип дорожки усложняется от первой к последней.
Проводится индивидуально или с группой 10-15 человек.
Инструкция: «Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Ты должен соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки».
Выходы за пределы «дорожки» могут учащаться с приближением к «домику»: торопясь к цели, ребёнок забывает о других условиях задачи.
Уровень выполнения высокий, если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трёх раз; низкий – три и более выходов за пределы «дорожки», неровная дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту.

 3. Графический диктант

Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.

   Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых - тренировочный.

1. "Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами".

2. "Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор".

3. "Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор".

4. "Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово "налево" выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово "налево" опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор".

   На самостоятельное выполнение каждого узора дается полторы-две минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.

Анализ результатов.

   Безошибочное воспроизведение узора - 4 балла. За 1-2 ошибки ставят 3 балла. За большее число ошибок - 2 балла. Если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков, то ставится 1 балл.
   Если правильно воспроизведенных участков нет, то ставят 0 баллов. Указанным образом оцениваются три узора (один тренировочный). На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения:

10-12 баллов - высокий;
6-9 баллов - средний;
3-5 баллов - низкий;
0-2 балла - очень низкий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 советов родителям леворукого ребенка

Как подготовить леворукого ребенка к школе? Эти советы будут полезны не только родителям, но и педагогам....

Адаптация леворукого ребенка к школе

Данная статья содержит в себе методические материалы по подготовке леворукого ребенка к школе....

"Леворукий ребенок"

"Леворукий ребёнок""Переплетение пальцев рук" Предложите ребёнку сложить руки в замок  (рис. 1). Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится...

Леворукий ребенок Леворукие в праворуком мире (буклет)

Леворукие в праворуком миреПочти все люди на земле праворукие, и только часть из них — другие, не такие, как все. Они пишут и шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче, сподручнее. Но и...

Консультация для родителей на тему: « Психолого-педагогическая характеристика леворукого ребёнка. Подготовка леворукого ребенка к овладению графическим навыком».

Леворукие дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие: -зрительно - моторной координации; -точности пространственного восприятия; -зрительной памяти; -наглядно - образного мышлен...

ПОРТФОЛИО На тему: «ЛЕВОРУКИЙ РЕБЕНОК. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ЛЕВОРУКОГО РЕБЕНКА»

Большинство людей на нашей планете является правшами. Однако в результате особенностей развития головного мозга ведущей может стать не правая, а левая ...