"Ребенок и телевизор."
статья на тему

Шувалова Нина АлексеевнаI

Наш век требует от нового поколения все больше и больше знаний и информации. Телевизор - это неиссекаемая кладесь её. Информация бывает разной - полезной и не очень, и даже лишней.Как помочь маленькому ребенку адекватно воспринимать информацию с экрана?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_roditeley_rebnok_i_televizor.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Государственное бюджетное образовательное  учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 21 Василеостровского района

                             Санкт- Петербурга

                Отделение дошкольного образования детей

                     «Ребёнок и телевизор»

подготовила воспитатель

Шувалова Нина Алексеевна

Наш век требует от нового поколения все больше и больше знаний, информации. Телевизор – неиссякаемый  кладезь её. Но в том, что информация бывает разной – и полезной, и не очень, и даже лишней, ни у кого не вызывает сомнений и протестов.

Какую информацию получают наши дети, просматривая телевизионные передачи? Как долго в течение дня они находятся перед экраном? Как передачи влияют на их психику?

Каждая семья устанавливает свои правила просмотра телепередач. В одних семьях смотрится все подряд, не выключая «ящик» даже на ночь. В таких семьях дети смотрят по телевизору все, что транслируется. В других – просмотры строго регламентируются и разрешаются за особые заслуги ребёнка.

Недавно провели опрос среди школьников. Среди своих самых любимых передач, дети назвали мультики с драками и монстрами. Причём детские игрушки, имеющиеся у детей, напоминают именно данные персонажи. Ребёнок еще недостаточно умеет критично воспринимать получаемую информацию. Поглощая без разбора фильмы, разнообразные шоу, у него формируются ложные ценности.

Вред телевизора для детей

А как реагирует дети на жестокость и насилие на экране? У одних включается защитная реакция, они перестают обращать внимание на них, не принимают всерьёз реальные трагедии, стираются грани между реальностью и вымыслом. Другие становятся легковозбудимыми, часто срываются в истерики. Учёные отмечают, что вред телевизора, наносимый маленьким детям, может иметь как соматический характер, то есть, сказываться, непосредственно, на здоровье ребёнка, так и психологический – делать ребёнка нервным, легко возбудимым, вспыльчивым, навязывать неверные стереотипы. 

Повышенная нагрузка на организм

Если взрослые перед телевизором отдыхают после трудовых будней, то детский организм, напротив, испытывает существенные нагрузки. При просмотре мультиков ребёнок быстро переутомляется и становится нервным, часто замедляется реакция и ухудшается самочувствие. По мнению психологов, частый просмотр телевизора в раннем возрасте может стать причиной возникновения неконтролируемых страхов и тревожного поведения у детей.

Задержки развития речи, иные нарушения речи

Многие родители, чьи чада долго и бесконтрольно смотрели мультфильмы по телевизору, уже хорошо знакомы с тем, как влияет телевизор на детей – их дети в 3-4 года очень плохо разговаривают, чаще издают какие-то звуки и нуждаются в помощи логопеда. Происходит это из-за нехватки общения – часто в мультфильмах персонажи мало разговаривают, а значит, ребёнку не достаточно речевой базы, на основе которой и будет происходить его обучение речи. Кроме того, может ухудшаться внимательность и устное восприятие, ведь телевизор настраивает малыша на визуальное восприятие информации.

Еда и телевизор

Нередко родители подают дурной пример своим детям – принимают пищу перед телевизором. Действительно, так удобно сев в кресло покушать после работы. Но подобное поведение, часто перенимаемое маленькими детьми, по мнению гастроэнтерологов, сильно вредит желудочно-кишечному тракту и может привести к возникновению весьма неприятных заболеваний – гастриту, язве. Все дело в том, что при просмотре телевизора во время еды, желудочная секреция вырабатывается в малом объеме, что и становится причиной многих заболеваний.

Телевизор в детской: допустимо ли такое?

Детская не место для телевизора. Включенный приемник превращается в привычный фон, и у ребенка остается меньше шансов найти для себя более полезные, развивающие занятия. Получив вкус к такому доступному удовольствию, он может не захотеть прилагать усилия к игре, чтению, размышлению – что необходимо для формирования собственного образа мыслей.

Мультипликационный мир и опытный путь малыша

Просмотр мультиков для малыша – погружение в целый мир цветных ярких персонажей, увлекательных историй и самых необычных поступков. Если взрослый видит лишь красивую картинку, ребёнок может с головой погружаться в мультипликационный мир, со временем начиная подражать своим героям, а они могут часто совершать весьма необдуманные и даже опасные поступки. Во многих популярных мультиках персонажи могут совершенно спокойно падать с крыши дома, ронять на голову кирпичи, проваливаться в люки, при этом улыбаться и чувствовать себя вполне хорошо. Важно объяснить ребёнку, что мир мультфильма – это выдумка его создателя, и вещи, демонстрируемые в нём, могут быть опасны в реальной жизни.

Результаты исследований показывают, как влияют мультфильмы на детей, благодаря чему можно определить, какие именно мультипликационные фильмы стоит смотреть, а от просмотра каких стоит отказаться. Давайте рассмотрим некоторые рекомендации по выбору лучшего мультфильма для своего чада, подготовленные детскими психологами.

Опасные мультфильмы и безопасные: сюжет и сценарий

Отсюда и вытекает первое правило – основные персонажи мультфильма должны пропагандировать хорошие качества, поучать юного зрителя и подталкивать его к добру, послушанию. Зло и отрицательные персонажи в мультфильме для маленького ребёнка ни в коем случае не должны выставляться в положительном свете, побеждать. Каждая сюжетная линия фильма должна пропагандировать простое правило: зло всегда остается злом и является наказуемым. Отлично, когда в сценарии предусмотрен переход злого персонажа на добрую сторону – это подтолкнёт ребёнка к соответствующим выводам.

Влияние мультфильмов на психику детей достаточно велико, поэтому для самых маленьких зрителей каждый мультфильм должен выделять нечто доброе и полезное: персонаж помогает взрослым или другим персонажам, проявляет желание учиться, быть честным, не жадничать. Наиболее распространена поучительная манера повествования в хороших мультфильмах, а также наглядная демонстрация на примерах персонажей. Так, например, многие старые добрые советские мультфильмы наглядно демонстрируют последствия жадности, грубости, лжи на основе главных персонажей, которые, к концу мультфильма, понимают, что подобные качества плохи и отказываются от них.

Какие мультфильмы можно смотреть детям – техническая сторона вопроса

Родители часто определяют качество и безопасность мультфильма, лишь изучая его описание и сценарий. На деле, даже самый добрый мультик может стать весьма вредным для малыша, если при его создании не учитывались некоторые технические и психологические факторы.

Перенасыщение цветом и дисгармония

Мультфильм может быть поучительным и добрым, но если художники переборщили с яркими красками – он будет вреден для детской психики. Яркие цвета в большом количестве, а также цвета, совершенно не сочетающиеся друг с другом оказывают негативное влияние мультфильмов на психику детей – они становятся агрессивными, чрезмерно возбужденными. Тёплые и блёклые цвета напротив, успокаивают малышей и позволяют сконцентрироваться на информационной части мультипликационного представления.

Хороший и полезный мультфильм обычно должен содержать  не более четырёх основных цветов, остальные должны служить лишь дополнением к ним и не выделяться. Примером хороших, в плане цветовой гаммы, вариантов, могут стать старые мультфильмы Disney о Золушке или Белоснежке. Их цвета не слишком яркие, однако, картинка от этого не становится скучной для ребёнка. Такие мультфильмы любят дети практически всех возрастов.

Диалоги, звуковая составляющая

Звук в любом мультфильме играет такую же важную роль, как и картинка. При этом звуковой ряд также не должен быть слишком резким, музыкальное сопровождение должно носить спокойный, умиротворенный характер.

Но откуда ребёнок узнает новое, где слышит новые слова, речевые обороты? Конечно же, в диалогах между персонажами. Во-первых, диалоги персонажей должны озвучиваться профессионально несколькими актерами. Одноголосый и, уж тем более, монотонный перевод делает мультик не только скучным, но и небезопасным. Опасность подобных мультиков заключена в том, что ребёнок перестает концентрироваться на общении персонажей, вследствие чего снижается его эмоциональность, модель его поведения постепенно становится однообразной.

Кроме того, важна и подача текстовой информации малышу. Хороший мультфильм обязан содержать не только диалоги между персонажами, но и, собственно, монологи главных действующих лиц. Их переживания, мысли, мотивация и обоснование поступков должно преподноситься ребёнку закадровым голосом. Именно монологи позволяют ребёнку включиться в события мультфильма и активно в них участвовать в собственном воображении.

Какие мультики можно смотреть детям

Те, в которых пропагандируется добро и добрые качества;

Те, в которых обязательно присутствуют монологи;

Те, в которых зло всегда наказуемо и не выставляется в положительном свете,

Цвета, в которых не дисгармонируют друг с другом;

Те, в которых нет перебора с яркими цветами

Те, в которых музыкальное сопровождение не выделяется и не является слишком резким 

С какого возраста смотреть телевизор? 

Телевизор можно разрешить смотреть детям в возрасте от полутора-двух лет, но только в присутствии взрослых и непродолжительное время. Это нужно для того, чтобы взрослый проконтролировал то, что смотрит ребёнок, чтобы это был мультфильм, детская передача, детский фильм или программа о животных. Именно передачи о животных, кстати, наиболее полезны для детей.

До 3–4-летнего возраста детей привлекает лишь движение на экране. Различать реальное и воображаемое им трудно до 7 лет; с 4 до 7 преобладает идентификация: дети сопоставляют себя с любимыми героями и хотят быть на них похожими. После 7 лет они становятся способны соотносить телевизионные образы и сюжеты с реальностью. У них уже есть представления о времени и пространстве, и они учатся анализировать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Эти способности формируются к 10–11 годам, когда самым важным становится содержание увиденного. Примерно с этого возраста дети могут сами выбирать программы, которые будут смотреть, а также сами делать перерывы в просмотре передач.

К сожалению, во многих семьях телевизор работает с утра до ночи, его могут и не смотреть, он просто работает. В результате вся семья живёт в постоянном шуме и напряжении, а ребёнок имеет возможность смотреть телевизор, когда пожелает. Это вредно сказывается на психике всей семьи, повышает утомляемость, раздражительность. Особенно сильно такие негативные факторы могут проявиться на ребёнке. Поэтому телевизор желательно включать только тогда, когда вы решили что-либо посмотреть.

Как отучить ребёнка от телевизора?

Отучить ребёнка от телевизора не так просто, как может показаться на первый взгляд. Реёенок, долго и часто смотревший телевизор может не согласиться просто расстаться с волшебным «ящиком».

Первое правило, которое должны усвоить родители, чтобы отучить ребёнка смотреть телевизор – как можно реже включать его самим. Ребёнок учится у своих родителей, а потому отучить его от телевизора можно лишь отказавшись от него самому. Ни в коем случае не делайте привычкой «фоновый» просмотр телешоу – когда вы готовите кушать, прибираете, занимаетесь другими делами, а телевизор включен и работает «фоном».

Важно знать: Как сказать ребёнку «нельзя» правильно

Включайте телевизор лишь с определенной целью – посмотреть любимый фильм, мультик или передачу. Сразу после просмотра выключайте прибор – такое же поведение прививайте малышу, даже если разрешаете ему смотреть мультики – сразу по их окончанию телевизор должен быть выключен.

Чаще гуляйте с ребёнком на свежем воздухе, общайтесь с ним и играйте в игры, устраивайте театральные постановки, которые помогут превратить реальную жизнь в мульт-постановку. Это не только полезно, но и приятно самому малышу практически любого возраста.

Но неправильным будет мнение, что все телевизионные передачи вредны детям. Есть много интеллектуальных шоу, общеобразовательных передач, которые дают детям полезную информацию. Дети должны смотреть только качественные телепередачи, сделанные профессионально и соответствующие их возрасту. Но в то же время ребёнку гораздо лучше посмотреть вместе с родителями хороший фильм для взрослых (конечно, если в нем нет секса и насилия), чем один из бесконечных штампованных мультсериалов (хотя они и создаются специально для детей). Родителям стоит понимать, что есть передачи полезные для развития ребёнка, есть по-настоящему вредные, а есть нейтральные – бесполезные, но и не приносящие вреда. По поводу последних не нужно ломать копья: они не стоят того, чтобы портить из-за них отношения с ребёнком. 

Если родители будут уделять больше времени детям, общению с ними, а не перекладывать эту роль на телевидение, то ребёнок сможет научиться выбирать правильные ценности для себя. При этом, такие ценности смогут его развитие направить в правильное русло, в результате ребёнок вырастит достойной личностью.

Используемые источники:

  1. http://babyzzz.ru/1-3/evolution/217.html
  2. http://babyzzz.ru/3-6/care3/935.html
  3. http://www.eka-mama.ru/matter/family/16062.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребенок и телевизор.

Памятка для родителей....

Ребенок и телевизор.

Ребенок и телевизор....

Консультация для родителей "Ребенок у телевизора"

Лучший способ предотвратить обыкновение смотреть телевизор -самим оставаться самым привлекательным объектом в доме. Существует огромное множество игр, сказок, забав которыми можно занять детей. Если м...

Консультация для родителей "Ребенок и телевизор или вред телевизора для детей"

Консультация для родителей "Ребенок и телевизор или вред телевизора для детей"...

Консультация для родителей "Ребенок и телевизор или вред телевизора для детей"

Консультация для родителей "Ребенок и телевизор или вред телевизора для детей"...