Оригами и интеллектуальное развитие ребенка
статья по теме

Акентьева Надежда Ивановна

В статье говорится о значении оригами для активизации мыслительных процессов у ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл origami_akenteva._dokument_microsoft_office_word.docx15.28 КБ

Предварительный просмотр:

Оригами  и интеллектуальное развитие ребенка.

Оригами – это искусство бумажной пластики, родившееся в Японии. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии научились складывать из неё удивительные по своей красоте фигуры.

Может быть, свою роль здесь сыграло и то, что по-японски слова «бумага» и «бог» очень похожи. Через некоторое время умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии. Это умение передавалось из поколения в поколение. Некоторые знатные семьи использовали оригами как герб и печать.

Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекает детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой: такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем. Прежде всего, они учатся общаться с бумагой, угадывать её качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи.

Специалисты рекомендуют малышам, которые только учатся говорить, а также дошкольникам как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцев – мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах.

Оригами даёт для этого огромный простор – мелких движений не только много, они ещё и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство «однорукие» - мы всё делаем правой рукой и это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятие оригами гармонизирует работу полушарий мозга, потому что мы всё делаем обеими руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оно знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, плоскость, линия…), происходит развитие глазомера с одновременным обогащением словаря специальными терминами. Активизируются мыслительные процессы.

В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединение наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными объяснениями приемов складывания и перевод их значения в практическую деятельность, самостоятельное выполнение действий. И, конечно, оригами развивает привычку сосредоточенно, кропотливо работать.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредотачиваться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Изготовление различных поделок из цветной бумаги – удивительное занятие для детей дошкольного возраста, имеющих большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления.

Можно соединить занятие оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами становиться сказочными героями, совершать путешествия в мир цветов и т.д.

           Бурное развитие оригами началось после второй мировой войны, благодаря усилиям известного мастера Акиры Ёсидзавы. Он разработал единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записывать схему складывания любой фигуры. Очень много достоинств у оригами. Главное - это доступность материала: бумага.

           В своей  деятельности с детьми в технике оригами я активно использую математический подход, в основе которого лежит употребление точных математических терминов, таких как: точка, отрезок, угол, треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник, равные отрезки, равные углы, ось симметрии, диагональ.

           Превращение листа бумаги в игрушку дети воспринимают как увлекательную игру, не замечая, что в процессе складывания  решают очень серьезные математические задачи: находят параллели и диагонали, делят целое число на части, получают различные виды треугольников и многогранников, с легкостью ориентируются на листе бумаги, развивают моторику пальцев рук, логику, воображение, учатся творить.

Освоить эту технику очень легко.

Сейчас издано большое количество книг по оригами.

В своей работе я использую книги таких авторов:

  1. Долженко Г.И. «100 оригами».
  2. Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка».
  3. Соколова С. «Азбука оригами».
  4. Соколова С. «Оригами и аппликация».
  5. Сержантова Т.Б. «Оригами. Лучшие модели».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук является средством интеллектуального развития ребенка.

Развитие мелкой моторики рук является средством интеллектуального развития ребенка. Польза развития мелкой моторики....

Семинар для родителей «Развитие речи – основной фактор интеллектуального развития ребенка»

Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.Г.ГегельДостоинство речи – быть ясной и не быть низкой....

#СИДИМДОМА Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия для интеллектуального развития ребенка.

Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формируется она в период младенчества, во время ползания благодаря постоянным скрестным движениям рук и ног. Если же перио...

Консультация для родителей «Развитие межполушарного взаимодействия – основа интеллектуального развития ребенка»

Консультация для родителей «Развитие межполушарного взаимодействия – основа интеллектуального развития ребенка»...

Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия для интеллектуального развития ребенка.

Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формируется она в период младенчества, во время ползания благодаря постоянным скрестным движениям рук и ног. Если же...

#Сидим дома «Комплекс упражнений для развития межполушарных взаимодействий для интеллектуального развития ребенка»

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, ...