"Жить с ребенком - дело не простое!!!"
методическая разработка на тему

Светлова Екатерина Сергеевна

Родительское ремесло предполагает необходимость каждый день заново приспосабливаться к ситуации. Ведь ребенок растет и меняется каждый день. И наша совместная жизнь часто сводится к преодолению повседневных трудностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_emocionalnogo_intellekta.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта.

«Жить с ребенком — дело не простое.»

Нам всем хотелось бы владеть безотказным методом воспитания, но увы!

Родительское ремесло предполагает необходимость каждый день заново приспосабливаться к ситуации. Ведь ребенок растет и меняется каждый день. И наша совместная жизнь часто сводится к преодолению повседневных трудностей. « Ты положил дневник в портфель?» «Давай скорей!» Около 80% наших высказываний, обращенных к сыну или дочери, - это указания и запреты. Но они лишь иногда оправдывают себя, и то только в краткосрочной перспективе: дисциплинарные меры обычно не делают детей дисциплинированными.

Порой родители уступают любой просьбе ребенка, чтобы порадовать его и завоевать его любовь. Но если мы так боимся расстроить ребенка, то в роли главного оказывается ребенок. И он испытывает от этого сильное беспокойство. Чтобы усвоить самодисциплину, дети больше нуждаются в разрешениях, нежели в запретах. Ребенку не нужно позволение творить что вздумается, ему нужно разрешение быть самим собой, двигаться вперед, выражать свои эмоции, мысли, потребности...

На примере 9 распространенных ситуаций мы предлагаем вам определить свои типичные реакции, почерпнуть идеи, которые помогут вам действовать сознательно в зависимости от того, чего вы хотите для вашего ребенка.

  1. Вспомните, как вы обычно реагируете в таких ситуациях (как поступаете чаще всего и как - иногда). Самоанализ нужен не для того, чтобы себя оценить, - он позволит заметить постепенные изменения в себе.
  2. Поставьте себя на место ребенка и представьте, что бы вы почувствовали, услышав такой (ваш) тон, видя такое (ваше) выражение лица. Станьте вновь ребенком, вслушайтесь в свои чувства и мысли. Это поможет вам больше, чем любая книга по воспитанию.
  3. Прочитайте «Новую установку», выраженную в одной-двух фразах.
  4. Перепишите эти фразы на листочки и прикрепите на холодильник. Вы сможете обращаться к новым установкам и черпать в них вдохновение всякий раз, когда возникает «напряженная» ситуация, связанная с ребенком.

Ситуация 1.

Он жалуется: «Наша воспитательница плохая и несправедливая! Она поставила меня в угол, потому что я просто нечаянно толкнул Васю».

Обычная реакция: в ответ на взволнованные слова ребенка мы склонны или приуменьшать значение проблемы, или обвинить его, или оборвать запретом.

Ваша цель: усилить вашу связь с ребенком и научить его противостоять трудностям. Слушать его - значит уделять ему внимание, уважать его чувства и способности. А проблему пусть он решает сам.

Новая установка: он затевает разговор? Тсс! Сейчас не время говорить- смотрите на него и слушайте.

Ситуация 2.

Он не убирает игрушки.

Обычная реакция: «Убери игрушки!» Подчиняясь, ребенок перестает ощущать свою индивидуальность. Мы управляем им, а он - всего лишь исполнитель.

Ваша цель: научить ребенка делать выбор, организовать свою жизнь и отвечать за себя.

Новая установка: чтобы не вызвать у ребенка сопротивление, предлагайте ему выбор (вместо того чтобы командовать).

Ситуация 3.

Он безобразничает, воспитатели постоянно делают замечания, ваши отношения портятся.

Обычная реакция: нравоучения, наказания... Нам кажется, так мы возвращаем его на правильный путь.

Ваша цель: сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя любимым, а у вас была возможность обсудить с ним причины его поведения.

Новая установка: уделяйте ребенку каждый день 10 минут искреннего внимания.

Ситуация 4.

На полу в кухне разбитый стакан. Или на ковре в комнате большое пятно от варенья.

Обычная реакция: «Это кто сделал?», «Ты еще и стакан разбил?». Обвинения, поиски виновного...

Ваша цель: научить ребенка наводить порядок самостоятельно.

Новая установка: как можно чаще просто описывайте то, что видите.

Ситуация 5.

Ребенок приходит в слезах. «Антон обозвал меня дураком при всех».

Обычная реакция: ему плохо? Мы тут же вскипаем. Хотим сами решить проблему, свести счеты с обидчиком вместо него. Или делимся житейской мудростью, или успокаиваем.

Ваша цель: научить ребенка справляться с трудными ситуациями.

Новая установка: выражайте словами его чувства.

Ситуация 6.

Ребенок приходит очень довольный. «Папа, смотри, что я нарисовал!»

Ваша цель: помочь ребенку обрести уверенность в себе.

Новая установка: описывайте то, что видите, будьте точны в деталях. «Так, ты хотел нарисовать медвежонка. Здесь у тебя четкая линия, а тут потоньше».

Ситуация 7.

Садясь за праздничный стол, он набрасывается на закуски и уплетает их за обе щеки, не думая о гостях.

Обычная реакция: мы склонны ругать ребенка за дурное поведение. Но подчеркивать, чего он делать не должен,- плохая идея.

Ваша цель: помочь ребенку использовать его энергию «в мирных целях».

Новая установка: задавайте направление, показывайте цель.

Ситуация 8.

Ребенок играет на компьютере, хотя вы просили его закончить.

Обычная реакция: соблазн накричать велик. Но ведь и смолчать тоже можно.

Ваша цель: приучать ребенка думать о других.

Новая установка: перейдите от слов к делу, пусть он почувствут последствия своего поведения.

Ситуация 9.

Дети ссорятся.

Обычная реакция: «Хватит ругаться! Ну-ка марш каждый к себе!»

Ваша цель: научить детей разрешать их конфликты.

Новая установка: будьте посредником и помощником. Дайте детям высказаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Во что играть с ребенком на улице? Простые и доступные подвижные игры на улице для детей от 2 до 3 лет.

Догонялки.Догонялки – эта одна из самых любимых детских игр. Чтобы малышу в 2 года было интересно в них играть, догонялки должны быть ролевыми.Мама может стать котом, а малыш мышкой. А еще ...

"Развитие эмоционального интеллекта. Жить с ребенком дело не простое..."

Тест для родителей"Развитие эмоционального интеллекта. Жить с ребенком - дело не простое..."...

Почему ребенок плохо говорит (Простыми словами о сложных проблемах).

Моя попытка объяснить родителям причины речевых нарушений у детей....

Ребенок делает назло - почему и что делать?

Почти каждый родитель задавался вопросом: «Сколько раз повторять одно и то же, ведь ничего не понимает, а только назло делает!» К сожалению, нет такой чудесной таблетки, после которой ребё...

Консультация для любознательных взрослых. «ГОВОРЮ-ГОВОРЮ, А ОН НЕ ДЕЛАЕТ»: КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ВЫ ОТ НЕГО ХОТИТЕ

Если вы уже миллион раз что-то сказали ребенку, а он до сих пор не делает этого, это может означать что:*Он не понимает, о чем вы ему говорите.*Ему не хватает физических возможностей это сделать.*Он у...