Консультация для родителей "Раннее обучение чтению: плюсы и минусы"
материал по теме

Кириллова Екатерина Александровна

Письмо и чтение - сложные процессы, состоящие из нескольких операций. Многие родители очень рано начинают обучать своих детей данным процессам, при этом не учитывая многих факторов. Раннее обучение чтению и письму имеет как свои минусы, так и свои плюсы. Главное - учитывать возможности и желания своего ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Раннее обучение чтению: плюсы и минусы.

Проблема раннего обучения чтению является актуальной на протяжении многих лет. Она имеет как сторонников, так и противников даже тогда, когда социальные запросы общества, школы, семьи говорят в пользу такого обучения. Система раннего развития ребенка, в том числе и обучения чтению, может и должна иметь положительный аспект, если смотреть на нее не как на рецепт «выращивания гениев», а как на одно из средств познания мира ребенком.

Чтение – это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознания буквы, ее связи со звуком, соединение букв в слоги, слогов в слова. Качество чтения характеризуется способом чтения, его скоростью (беглое или послоговое), правильностью, осмысленностью.

Чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше «положительных» эмоций, реже возникают трудности. И даже в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, раннее обучение чтению благоприятно влияет на их речевое развитие. Во-первых, буква в отличие от звука имеет постоянный образ, поэтому звуки легче автоматизировать через чтение в слогах, словах, фразах. Во-вторых, развивается аналитико синтетическая деятельность. В-третьих, уточняется, обогащается словарь, ребенок овладевает  навыками словоизменения и словообразования. В-четвертых, появляется уверенность в себе, исчезает негативное отношение к школе, страх неудачи, опасение получить плохие оценки, нейтрализуются возникающие из-за этого внутрисемейные конфликты.

Начиная обучать ребенка чтению, необходимо сначала сформировать его психологическую готовность (повышение уверенности в себе, нормализация отношений со сверстниками, формирование адекватной самооценки).

Сформировать графический образ буквы помогает выкладывание букв из палочек, обведение контура буквы пальцем, прорисовывание буквы в воздухе и на ладони.

В процессе раннего обучения чтению, особенно на первоначальных этапах, важно использовать книги с иллюстрациями, одноцветный и многоцветный текст, рисунки детей к текстам.

Наиболее уязвимым звеном в развитии как устной, так и письменной речи (при чтении) у детей логопедической группы является нарушение просодической стороны речи (темпа, ритма, выразительности, интонации). Чтение этих детей отличается монотонностью, отсутствием пунктуационной интонации, логического ударения. Поэтому при раннем обучении чтению этих детей необходимо начинать с диалогов.

Следует отметить, что при раннем обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в себе, собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах). Такие занятия с родителями доставят ему удовольствие и будут стимулировать дальнейшее обучение.

Но не всегда раннее обучение чтению дает положительные результаты. Оно может навредить в том случае, если не учтены следующие требования:

- индивидуальные возможности ребенка (физические, умственные, психологические, речевые);

- количество и сложность материала (важно не перезагружать ребенка, материал должен соответствовать возрасту);

- темп обучения. Несоответствие темпа подачи материала индивидуальному темпу усвоения приводит к неполноценному овладению навыками, тормозит процесс обучения и снижает у детей уверенность в своих силах.

- психологическая готовность самого ребенка к обучению.

Поэтому к раннему обучению чтению следует подходить очень серьезно: главное – не навредить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики обучения грамоте: плюсы и минусы. Экскурс в историю.

В наше время «рынок» коррекционно-педагогических услуг весьма разнообразен и стихиен: появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте, причем не всегда высокого ...

Консультации "Использование ИКТ в ДОУ: плюсы и минусы"

Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения  детей.Если посмотреть на события, происходящие в стр...

Консультация "Игры для обучения чтению "

Подборка игр для обучения детей чтению....

Консультация для родителей " Интерактивная игра: плюсы и минусы"

Стремительное развитие информационных технологий приводит к снижению возрастной планки юных пользователей компьютеров. Сейчас подавляющее большинство дошкольников уже владеют основными навыками общени...

Консультация для родителей по теме: «Плюсы и минусы применения информационно-коммуникативных технологий в обучении детей дошкольного возраста в ДОУ»

Что такое информационно-коммуникационные технологии?ИКТ – это технологии обмена информации, коммуникации.Подразумевается использование:информации в электронном формате (видео-файлы, аудио-записи...