Консультация для родителей"Поиграем в забавные страхи и смешные ужасы"
консультация (старшая группа) по теме

Исаева Оксана Анатольевна

Проблема детских страхов всегда была актуальной... для родителей. С развитием психологии как науки, о ней заговорили как о по-настоящему серьезной проблеме.

Самое главное - ребенок не должен оставаться со своими страхами один на один. Именно родительская поддержка является той опорой, которая позволяет ему справиться с тем, что так его пугает.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_roditeley.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

Консультация для родителей

«Поиграем в забавные страхи и смешные ужасы»

                               Подготовила: Исаева О.А.

        

                                        2012 год.

      Кто из нас не помнит своих детских страхов? Уже сейчас, став взрослыми и серьезными, легко посмеяться над собственными страшилками, вроде страшного чудища, затаившегося в глубине гардероба или когтистой лапищи, которая только и ждет момента, чтобы сграбастать руку, ненароком свесившуюся с кровати. Вот только тогда, лежа в кровати, стараясь не смотреть на случайно приоткрытую створку шкафа и спрятав руки под одеялом, было совсем не до смеха.

      Люди подвержены страхам в любом возрасте, но именно в детстве страх - одна из самых распространенных реакций. Проблема детских страхов всегда была актуальной... для родителей. С развитием психологии как науки, о ней заговорили как о по-настоящему серьезной проблеме.

     Что же представляют из себя детские страхи?

     Страх - такое же естественное эмоциональное проявление, как и радость, удивление или ярость. И у детей и у взрослых страхи бывают обусловлены ситуацией (возникают в необычной или опасной обстановке, например, при нападении или пожаре) или же определяются характером человека (например, мнительностью).

     Особо надо сказать о внушенных детских страхах, то есть о страхах невольно внушенных взрослыми, окружающими ребенка - родителями, близкими родственниками воспитателями. К сожалению, именно самые близкие люди зачастую заражают ребенка страхом, излишне эмоционально пытаясь предупредить о тех опасностях, которые подстерегают ребенка на каждом шагу («Ты куда! Упадешь, разобьешься!», «Не подходи к собаке! Укусит!»). Дети еще не осознают, что именно им грозит, но сигнал тревоги улавливают безошибочно и выдают реакцию страха. Взрослый добивается своего, но цена слишком высока - страх нередко закрепляется и распространяется на схожие ситуации.

    Другой вид внушенных страхов - те, что зарождаются у ребенка излишне тревожными, чрезмерно эмоциональными разговорами взрослых на волнующую тему, например смерть, болезни, преступления. Неудивительно, что у ребенка возникает страх пожара, если он оказывается свидетелем слишком эмоциональной беседы о такой беде, недавно случившейся в соседнем доме, да с охами и ахами и обсуждением подробностей, как спасали, да как люди пострадали.

    Большая часть страхов имеет временный характер, они исчезают, не оставив заметного следа. Постоянное обилие новых впечатлений позволяет ребенку забыть свой страх, так же, как он забывает о старой игрушке, погребенной горой новых. Кроме того, растя и развиваясь, ребенок просто «перерастает» многие свои страхи - Баба-Яга, которая была источником мучительного страха в 3 года, уже не пугает младшего школьника.

    К сожалению, существует и вторая категория - устойчивые страхи. С такими страхами ребенок справиться не может, он просто не может их сознательно контролировать.

    И именно такие страхи становятся самыми травмирующими, негативно влияющими на характер ребенка, на его отношения со взрослыми и сверстниками.

    Пик чувствительности к страхам и у мальчиков и у девочек приходится на возраст 6-7 лет, когда выходит на первый план интеллектуальное развитие ребенка, особенно развитие мышления. Ребенок учится мыслить, и вместе с тем начинает понимать, что именно может причинить ему вред. Он открывает для себя логическое основание для того, чего следует бояться или избегать. Кроме того семимильными шагами развивается воображение и умение встать на место другого - все это делает ребенка более восприимчивым к страхам, а их переживание становится более глубоким.

    Родителям полезно помнить и о том, что некоторые детские страхи едва ли не обязательны, они лишь указывают, что ребенок идет по общему пути психического развития. Уже давно выявлено, что во многих цивилизациях существует ряд общих страхов, которые испытывают дети. Так, например, в дошкольном возрасте это страхи животных, темноты и отделения от матери, а в 7-8 лет - страх смерти.

    Так же надо сказать о том, что у младших школьников большинство страхов оказывается в области учебной, школьной деятельности. Самые распространенные «школьные» страхи - совершить ошибку, получить плохую отметку, оказаться втянутым в конфликт одноклассников. Зачастую и таким страхам ребенок оказывается обязан взрослым, окружающим его - слишком строгим учителям, излишне переживающим за идеально сделанное домашнее задание родителям. Такие страхи, однажды появившись, могут раз и навсегда лишить ребенка любой радости от учебы и даже стать основой для будущих неврозов.

    Эхо страхов разнообразно. При всех его защитных функциях, страх плохо влияет на психику ребенка. В первую очередь это проявляется в том, что страх накладывает на все чувства отпечаток тревоги. Исчезает жизнерадостность, зато появляется раздражительность, слабость, а иногда импульсивные, трудно предсказуемые действия (уже стал классическим пример, который ярко характеризует такое состояние - очень послушный, серьезный мальчик 6 лет, находясь в больнице, нечаянно разбил градус  и страх перед тем, что медсестра накажет его был так велик, что он не задумываясь, разжевал градусник вместе со ртутью и проглотил, чтобы скрыть следы своего «преступления»).

    И так, познакомившись немного с тем что именно представляют из себя детские страхи, подумаем о том что можно сделать, что бы помочь ребенку с правиться с ними.

    Для того чтобы справиться с практически любой детской проблемой, прежде всего, необходимо доверие, уважение и теплота в отношениях между родителями и ребенком. Если ребенок поделился с вами своей тревогой, постарайтесь оправдать его доверие. Не высмеивайте его, не обвиняйте в трусости, не отмахивайтесь - то, что взрослому кажется нелепостью, для ребенка может быть жизненно важно. Уже само только серьезное и уважительное отношение станет действенной помощью в борьбе с детскими страхами.

    Нельзя обвинять ребенка, а тем более ругать его или наказывать за то, что он боится. Не стоит забывать, что очень часто именно взрослым дети обязаны своими страхами, пусть не прямо, но косвенно. Но самокритичность родителей не должна превращаться в посыпание головы пеплом, это только повод для того, чтобы признать собственные ошибки в отношениях с ребенком и постараться перестроить эти отношения. Приоритет стоит отдать гибкости и непосредственности в воспитании, а собственная тревожность, излишняя опека и чрезмерный контроль должны быть вне закона.

    Если страх не выражен слишком ярко, к нему надо относиться без лишнего беспокойства и фиксации, чтения морали и осуждения. Лучше всего отвлечь ребенка, дать выплеснуть внутренне напряжение, вызванное страхом, в активных играх, прогулках, занятиях спортом.

    Однако только любовь и поддержка родителей не всегда способны справиться с детскими страхами. Если проговаривание проблемы не решило ее, попробуйте поиграть со страхом ребенка.

    Самым лучшим способом работы с детскими страхами на первом этапе считается их прорисовывание. Задача родителей - мягко подвести ребенка к идее изобразить свой страх на бумаге. Рисование страха не приводит к его усилению, напротив, напряжение снижается, пугающая недосказанность и неопределенность исчезают. Встретившись с «врагом» лицом к лицу, ребенок получает возможность одолеть его.

    Небольшая подсказка - и ребенок осознает, что в его руке то самое страшное, что не дает спокойно спать, и он в силах сейчас сделать с ним что угодно. Рисунок может оказаться смятым и выброшенным в мусорное ведро, изорван на кусочки или даже эффектно сожжен, здесь важен сам факт того, что враг повержен.

    Изображенный страх можно победить и по-другому, тут же, на рисунке. Можно изобразить придуманный сюжет, где страх оказывается одолен, прекрасно будет, если ребенок сможет превратить свое личное «пугало» во что-то смешное, пусть и с вашей ненавязчивой помощью.

    Один из весьма действенных методов, особенно когда ребенок еще плохо рисует или не хочет рисовать сам - запирание страха в домике. Взрослый сам рисует простенький контурный дом и предлагает поселить то, что пугает ребенка. Это может быть и рисунок, а может быть и просто список страшилок, однако финал всегда один - предложение запереть этот домик на замок, который тут же и изобразить. А вот ключ Лучше взять настоящий, чтобы ребенок потом мог его выбросить в мусор или Близлежащий пруд вполне реально.

     Не только прорисовывание страхов может помочь. Ребенок предпочитает краскам Пластилин? Ничто не мешает ему вылепить свой страх, а потом победно превратить в Лепешку. Если ребенку ближе разговорный жанр, можно придумать с ним вместе сказку или историю, где страх оказывается побежден. Прекрасно, если сказка получится смешной - именно смех частенько «обесценивает» то, что до сих пор казалось невыносимо пугающим. Важно, чтобы ребенок ощущал, что именно он борется и справляется со своими страхами.

    Самое главное - ребенок не должен оставаться со своими страхами один на один. Именно родительская поддержка является той опорой, которая позволяет ему справиться с тем, что так его пугает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Поиграйте со мной!»

Очень хорошо, если в семье есть традиция.Игра—это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра должна стать традиционной в каждой семье....

Консультация для родителей: Поиграй со мной мама!

Поиграй со мной мама!Малышу необходимо ваше присутствие, ваше сердечное участие, ваше внимание и любовь. Это рождает в нем ответное чувство любви и признательности, чувство физической и психичес...

консультация для родителей "Поиграем пальчиками"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Тема: «Поиграем пальчиками!»(для детей среднего и старшего возраста).Цель:Познакомить родителей с методикой развития мелкой моторики рук у детей  ( а именно...

Консультация для родителей На тему: Детские страхи

Данная консультация поможет вам подчеркнуть новые знания в области детских страхов...

консультация для родителей "Поиграйте с детьми в народные подвижные игры"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим во 2 младшей группе из цикла «Времена года»...

Консультация для родителей « Поиграй со мною, поиграй со мною…» (Игры на развитие логического мышления детей 6 лет)

Предлагаю Вам интересные игры,направленные на развитие логического мышления старших дошкольников. Эти игры можно рекомендовать родителям, воспитанников. Игры очень полезны для подготовки к школе....

Консультация для родителей: "Поиграйте со мной, родители!"

Родители - самые близкие люди в жизни ребёнка.  Всё свободное время мы отдаём детям.   Дети очень нуждаются в совместном времяпровождении и очень любят совместные игры с мамой и папой....