Консультация для родителей
материал по теме

Васильева Ольга Петровна

Тема: «Влияние подвижных игр на формирование навыков основных движений детей дошкольного возраста.»

 

1.Подвижные игры — комплексный воспитательно - образовательный процесс важнейшего значения.

Двигательная деятельность детей, составляющая основу этого процесса, благотворно влияет на физическое развитие, формирование двигательных навыков и физических качеств, на укрепление здоровья, повышая функциональную деятельность организма и усиливая эмоционально — радостные ощущения. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижные игры способствуют эффективному решению перечисленных задач. Оздоровительный эффект, достигнутый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка. Эмоциональный подъем вызывает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. При повышенной увлеченности детей и радостной устремленности к достижению цели усиливается роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитанию физических качеств.В процессе игры ребенок направляет внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует в соответствии с игровыми условиями, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя достижения. Поэтому, например, игра «Волк во рву» проводится тогда, когда дети уже овладели прыжком в длину с разбега. Как двигательная деятельность, подвижная игра обладает определенной спецификой: она требует от ребенка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки. Различные ситуации, возникающие в игре создают создают необходимость в изменении характера и направления движений, действий, степени мышечного напряжения. Почти в каждой подвижной игре существуют сигналы к изменению действий и движений детей. Такая активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения, а также содействует воспитанию наблюдательности, способности ориентироваться в изменяющейся окружающей обстановке, находить выход из создавшегося положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять смелость, инициативу, ловкость, выбирать самостоятельно способ достижения цели.

Подвижные игры по их назначению делятся на 2 группы:

1) Игры на накопление двигательного опыта;

2) Игры для закрепления движений. Подвижные игры и специальные упражнения взаимосвязаны; совершенствование двигательных навыков в игре следует рассматривать как своеобразное продолжение процесса обучения на третьем этапе; характерного готовностью ребенка к творческому применению навыка. По данным Потехиной Н.В. Самостоятельное обучение в подвижной игре приводит к дальнейшему совершенствованию умений и навыков, приобретенных детьми на этапе разучивания, в специально подобранных упражнениях. Увлеченность интересной задачей помогает ребенку в игре овладевать более высокой техникой движения, которая превосходит уровень выполнения того или иного движения в упражнениях. Стимулом совершенствования движения является стремление ребенка как можно лучше игровую задачу и достигнуть успеха. Таким образом в игровых действиях ребенок учится самостоятельно сочетать приобретенный двигательный навык с приспособлением к новой, более сложной, ситуации.В младших группах в целях обучения используются игровые упражнения. Детям предлагаются конкретные, интересные для них задания - «пройти по мосту», «перепрыгнуть через ручеек», «пробежать тихо, как мышки». Все эти упражнения, сохраняя свою сущность (упражнения), имеют игровую окраску и с удовольствием выполняются детьми. В подвижных играх эти упражнения являются естественным компонентом сюжета и игры, благодаря чему движения детей совершенствуются и приобретают своеобразную эмоционально- образную выразительность.

Подвижные игры целесообразно варьировать. Однако варианты нужны не только для того, чтобы внести своеобразие, поддержать интерес у детей к игре, но и для того чтобы решить педагогические задачи — совершенствование движений, воспитание физических качеств при выполнении более сложных игровых действий, правил, при изменении игровой ситуации, условий. Требующих определенных умственных и физических усилий от детей и вместе с тем повышающий интерес к игре.

Например игра « Ловишки» имеет несколько вариантов: «Ловишка, дай руку», содействующая ориентировке в пространстве, развивающая находчивость, смелость, чувство товарищества; « Ловишка с мячом», развивающая меткость, увертливость, ориентировку в пространстве; «Ловишка с лентами», развивающая умение изменять характер движений, их темп, увертываться, ориентироваться в пространстве; « Ловишка — ноги от земли», способствующая ориентировке среди предметов, расположенных в пространстве, ловкости,увертливости, сообразительности.

Основным условием успешного проведения игр является овладение воспитателем методикой игрового процесса. Руководя игровой деятельностью, педагог постепенно и « незамедлительно» учит детей проявлять самостоятельность и находчивость в решении увлекательных игровых задач, ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей для всех цели и при этом радоваться. Подбор и планирование подвижных игр осуществляется в соответствии с программой. При это учитываются условия работы каждой возрастной группы; общий уровень физического и умственного развития детей,развитие их двигательных умений; состояние здоровья ребенка, индивидуальные типологические особенности; время года,особенность режима, место проведения игры, а также интересы детей. В соответствии с требовании программы, подвижные игры постепенно усложняются, варьируются с учетом возрастающей сознательности детей, накопления ими двигательного опыта, необходимости подготовки к школе.

В младшей группе организуются элементарные по содержанию и правилам сюжетные и не сюжетные подвижные игры, в которых дети выполняют однородные роли или двигательные задания при непосредственном участии воспитателя ( все дети- птицы, воспитатель - птица-мама или лошадка, автомобиль). В играх типа « Прятки» основную роль играет воспитатель ( ищет детей или прячется от них).Дети 3-х лет постепенно подводятся к выполнению индивидуальных ролей ( все дети-птицы, один или два ребенка автомобили, лошадки); в играх типа « Найди свой домик» дети приучаются самостоятельно изменять направление бега. Все проводимые с детьми игры воспитывают ориентировку в пространстве, в игровой ситуации.В средней группе уже возможны игре с простейшим соревнованием, как индивидуальным («кто принесет игрушку») так и коллективным («Самолеты»). С одной стороны, задание «кто скорее» придает эмоциональную окраску, стимулирующую к более быстрым действиям, с другой — приучает к ответственности за свои действия в коллективе.Для детей старшей группы подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей,введению заданий на коллективное соревнование («Чье звено скорей построится»). При соревнованиях больших групп учитываются физическое развитие и индивидуальные типологические особенности детей.Дети подготовительной к школе группы играют в более сложные подвижные игры, а также игры командные, с коллективным соревнованием, игры- эстафеты, спортивные игры. Все они содействуют развитию ловкости, совершенствованию двигательных навыков, воспитанию морально-волевых качеств, вызывают эмоциональный подъем.

Рассмотрим приемы работы с детьми при формировании качества основных движений на примере работы с детьми средней группы:

В работе используются следующие методы обучения: наглядный, практический, словесный, игровойК наглядным методам относятся: показ, имитация, наглядные пособия, помощь. Наглядные методы занимают важное место при обучении детей младшего возраста. В старших группах при повторении хорошо знакомых упражнений будет преобладать словесный метод. В средней группе детей приучают выслушивать объяснения воспитателя до конца, начинать действовать только по его сигналу. Практические методы применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков.У детей легко образуются временные связи. Но без повторения они быстро угасают. Поэтому очень важно рационально распределить повторения физических упражнений во времени, т. к. многократное повторение на одном занятии утомляет детей.Игровой метод характеризуется организацией деятельности детей на основе образного или условного сюжета, который предусматривает достижение цели в изменяющихся условиях.Дети 4-5 лет очень подвижны. Они очень любят играть в подвижные игры с бегом. Но, как показывает практика, дети не всегда вдумываются в требования игры. В таких играх дети, не зависимо от задачи и условий, используют более привычный бег на скорость, часто нарушают и правила игры — начинают бег раньше сигнала, хотя в большинстве игр такой необходимости нет. Так в играх « У медведя во бору», « Мы веселые ребята», « Ловишка с мячом» наиболее целесообразным является бег с увертыванием и не раннее начало действий приносит положительный результат.В начале года, когда дети только начали играть в игру « Мы веселые ребята» не все дети правильно выполняли условия игры. В конце года они уже осознанно воспринимали двигательную задачу, определяли, сто важнее в данный момент — быстрая перебежка или увертывание от водящего; сразу ли необходимы интенсивные движения или можно приберечь силы для кульминационного момента. Можно было уже варьировать условия игры путем изменения местонахождения водящего. Так, поставив водящего сзади, можно познакомить детей с видами увертывания: Резко остановиться, отвернуться, присесть.Подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать подвижные игры и упражнения не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности согласования действий. Соответствие игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них.Трудность подвижных игр и игровых упражнений для детей 4-5 лет не одинакова, она зависит от насыщенности их различными моторными действиями. Например, игры с метанием и прыжками более сложны, чем основанные на ходьбе, беге, ползании. Еще сложнее игры, построенные на сочетании нескольких движений ( бег и прыжки, ходьба и ориентировка в пространстве). Поэтому следует подбирать игры, чтобы двигательные задания в них, даже основанные на одном и том же движении, усложнялись постепенно.Итак, первые требования, которыми надо руководствоваться при отборе подвижных игр — соответствие содержания игровых действий, правил, возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знания об окружающем мире, их возможностям к познанию нового.Надо стремиться к тому,чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Это могут быть уже знакомые образы (кот, птичка); с неизвестными персонажами малыша легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку, книжку (медведь, лиса, заяц и т. д.) важно, чтобы движения персонажей игр были разнообразны, но доступны для использования маленьким детям. Поэтому необходимо, чтобы им был хорошо знаком персонаж, которому они подражают. Очень важно иметь в виду, что разнообразие двигательных заданий обеспечивается не только тем, что в каждой игре используется новое новое по характеру движение, но и тем, что в нескольких играх одно и то же движение выполняется при разном построении и в разных ситуациях. В одной игре дается ходьба группой, в другой — ходьба по кругу, взявшись за руки, в третьей игре детей приучают ходить парами или врассыпную. Так же можно разнообразить и бег. Дети могут бегать в одном направлении, врассыпную, убегать от ловящего на свои места и т. д. Выполнение движений в разных игровых ситуациях имеет большое значение для развития координации движений детей, ориентировке их в пространстве, а также способствует воспитанию их активности и самостоятельности. Педагогический эффект подвижной игры зависит от соответствия ее определенной воспитательной задаче. В зависимости от того, какие навыки и умения воспитатель стремится развивать у детей в данный момент, он выбирает игры, помогающие развитию именно этих навыков. Так, если перед воспитателем стоит задача научить детей согласованно действовать в коллективе, двигаться на большой площади, то для этой цели более всего подойдут ры сюжетные, такие как «Солнышко и дождик», « Воробышки и кот». Если же ставится задача по развитию , например, равновесия у детей, то в данном случае более всего подойдут игровые упражнения « По тропинке», « Через ручеек»,и другие.Подбирая игры, воспитатель должен учитывать состав группы детей. В разных детских учреждениях он может быть различным. Часть детей в начале года впервые приходит в детский сад. У таких детей еще нет навыков совместных действий в группе сверстников, некоторые долго не могут привыкнуть к режиму. По своему двигательному опыту эти дети отличаются от детей, ранее посещавших детские сады. Поэтому в начале года надо организовать игровые упражнения для небольшого числа детей, а так же простые по содержанию, и не требующие четкого согласования играющих,игры. Следует учитывать и общее состояние группы. Если дети возбуждены, лучше провести спокойную, малоподвижную игру,правила которой требуют от них определенного внимания («Где звенит колокольчик»), «Найти флажок», « Пройди тихо» и др.) Если же дети долго сидели на занятиях, им необходимы активные действия. В этом случае нужно выбрать игру, в которой движения разнообразны, часто меняются в соответствии с сюжетом и правилами (« Мой веселый звонкий мяч», « Воробышки и кот « и др.)Выбор игры также зависит от времени года, погоды, температуры, одежды детей, имеющегося оборудования и т. д. При выборе игры нужно учитывать в какое время дня она проводится. Подвижные игры разного характера следует сочетать с играми и занятиями, которые имеют место в режиме дня. В конце дня, незадолго до сна, игры должны быть более спокойными.Так как я работаю в саду для детей с нарушением зрения, хочется отметить, что программа физического воспитания для таких детей отличается от программы общеобразовательных, массовых садов.Наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья физическое воспитание направлено на преодоление недостатков физического развития детей с нарушением зрения. Нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировкой в пространстве, сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья. Трудности зрительно- двигательной ориентировки могут приводить к гиподинамии, что отрицательно влияет на развитие двигательной активности детей с нарушением зрения и общее функциональное состояние здоровья.
Поэтому физическое воспитание включает ряд специальных коррекционных задач, определяющих процесс преодоления недостатков физического развития и осуществление взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой:

достижение, соответствующего возрастным особенностям, уровня развития основных движений, физических качеств (быстроты, точности, выносливости, равновесия) ориентировке в пространстве, координации движений и т. д.;

коррекция здоровья и физического развития путем применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку;

преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями ( скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства и др.);

активизация и упражнения зрительных функций в процессе физического

воспитания в тесной взаимосвязи с лечебно- воспитательной работойНаряду с обще педагогическими задачами и мероприятиями, физическое воспитание детей с нарушением зрения предусматривает проведение специальных занятий пропедевтического характера, особенно с теми детьми, которые могут овладеть программой при фронтальных методах обучения. Значительное внимание уделяется развитию ориентировки в пространстве, формированию точности в координации движений. В раздел обще развивающих упражнений введены специальные задания на развитие мелкой моторики рук и ног, формирование микроориентировки. Определение физической нагрузки и нормативов, показаний и противопоказаний к использованию отдельных видов упражнений и движений должно строится на основе рекомендации врачей: окулиста, ортопеда, психоневролога,педиатра — и общего психического развития ребенка. Содержание спортивных и подвижных игр предусматривает задачи развития зрительно-двигательных навыков в коррекционных условиях и с опорой на полисенсорные взаимосвязи ( т. е. Компенсаторных путей развития детей с нарушением зрения). На общеразвивающие занятия физкультурой дети включаются по предписанию врача педиатра и врача ЛФК.6 Подвижные игры для детей средней группы ( с нарушением зрения).Основное движение -прыжки« Зайцы и волк».Играющие изображают зайцев, один из них — волк. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе домики, Волк прячется на противоположной стороне площадки — в овраге.Воспитатель произносит:

Зайки скачут скок, скок, скок,

На зеленый на лужок, на лужок,Травку щиплют, слушают,Не идет ли волк.В соответствии с текстом зайцы выпрыгивают из домиков, разбегаются по площадке, то прыгают на двух ногах, то присаживаются и щиплют травку. Как только воспитатель произносит слово «волк», волк выскакивает из оврага и бежит за зайцами, стараясь поймать их (коснуться)Зайцы убегают в свои домики, где волк их уже не может ловить. Пойманных зайцев волк уводит к себе в овраг. Игра возобновляется в зависимости от предварительной договоренности, после того, волк поймал 2-3 зайцев, на роль волка выбирается другой играющий. Игра может повторяться 3-4 раза.
« Перепрыгни через ручеек»На площадке рисуют или выкладывают двумя шнурами ручеек: с одного конца узкий (30см), с другой — широкий (60-70 см). Дети один за другим перепрыгивают через ручеек, начиная прыгать с узкого места и постепенно продвигаясь к широкой части ручейка. Воспитатель отмечает тех, кто сумел перепрыгнуть ручеек в самом широком месте.« Воробьишки»(1-й вариант): Посередине площадки чертят две линии (или выкладывают шнуры) на расстоянии (2-3)м. Друг от друга. Это дорожка, с одной стороны от которой поле, с другой — луг. Воробьишки ( дети), махая руками, как крыльями, свободно летают над полем. По сигналу воспитателя они спускаются на поле и прыгают на двух ногах по дорожке к лугу,Когда све дети окажутся по другую сторону дорожки, воспитатель разрешает и млетать над лугом, не перелетая дорожку. Игра повторяется 3-4 раза. В конце воспитатель отмечает лучших воробышков.(2-й вариант): На площадке чертят ( или выкладывают шнур) круг (диаметр 3-4 м.). Дети (воробьишки) располагаются за кругом. В кругу кошка. Воробьишки то впрыгивают в круг на двух ногах и клюют зернышки, то выпрыгивают, Кошка, бегая в кругу, не дает воробьишкам собирать зерна, ловит их (дотрагивается рукой) . Воробьишки стараются увернуться от кошки. Когда кошка поймает 3-4 воробышков, выбирают новую кошку. Игра повторяется 3-4 раза.« Достань мяч»Воспитатель подвешивает на площадке в нескольких местах мячи в сетках. Дети поочередно подходят и подпрыгивают, стараясь коснуться мяча двумя руками(прыгать можно с места или слегка разбежавшись)«Лиса в курятнике»На одной стороне площадки ставят гимнастические скамейки — это насест для кур. На противоположной стороне находится нора лисы. Один из играющих назначается лисой, остальные- куры. По сигналу воспитателя куры спрыгивают с насеста, ходят и бегают по площадке (двору, залу), клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу воспитателя« Лиса!» куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается поймать курицу, не успевшую спастись и уводит ее в свою нору. Остальные куры снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется. Игра заканчивается, когда лиса поймает 2-3 кур. Можно ее повторить с другой лисой.« На одной ножке по дорожке»Дети встают по краю площадки. Воспитатель предлагает им допрыгать им до середины площадки на правой ноге ( 3-4 м.). Обратно дети бегут. Затем прыгают на другой ноге.

« Из кружка в кружок»

На площадке чертят небольшие кружки ( диаметр 30-35 см) на расстоянии 30-35см. Друг от друга (или кладут плоские обручи). Кружки располагают от одной стороны площадке к другой. Дети должны перебраться на противоположную сторону площадки, прыгая из кружка в кружок на двух ногах ( при этом нельзя выходить за границы кружков).« Спрыгни вниз»Дети стоят на гимнастических скамейках. По сигналу воспитателя они спрыгивают на землю. Можно усложнить задание,начертив перед скамейкой кружки (диаметр 25-30 см.),в которые дети должны спрыгнуть 5-8 раз.






Литература:

А.О. Быкова, Е.Г. Леви- Гориневская и др. Методика физического воспитания в детском саду

А.В.Кенеман, Д.В. Хухлаева Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста

Физическое воспитание детей дошкольного возраста ( из опыта работы) под ред. Шустова А.И.

Е.И. Тимофеева Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возрастающей

Т.И. Осокина Физическая культура в детском саду

Воспитание детей в средней группе детского сада (пособие для воспитателя детского сада) под руководством Г.М. Ляминой.

В. Г. Фролов Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1V вида ( для слабовидящих детей); Программы детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для родителей85 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей


Тема: «Влияние подвижных игр на формирование навыков основных движений детей дошкольного возраста.»

.






























План:

Место подвижной игры в процессе формирования навыков основных движений у детей разных возрастных групп.

Требования к подбору подвижных игр, на разных этапах обучения основным движениям.

Варианты подвижных игр и их усложнение.

Работа над качеством основных движений в подвижных играх.

Подобрать подвижные игры для разных этапов обучения основному движению.


1.Подвижные игры — комплексный воспитательно - образовательный процесс важнейшего значения.

Двигательная деятельность детей, составляющая основу этого процесса, благотворно влияет на физическое развитие, формирование двигательных навыков и физических качеств, на укрепление здоровья, повышая функциональную деятельность организма и усиливая эмоционально — радостные ощущения. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижные игры способствуют эффективному решению перечисленных задач. Оздоровительный эффект, достигнутый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка. Эмоциональный подъем вызывает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. При повышенной увлеченности детей и радостной устремленности к достижению цели усиливается роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитанию физических качеств.В процессе игры ребенок направляет внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует в соответствии с игровыми условиями, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя достижения. Поэтому, например, игра «Волк во рву» проводится тогда, когда дети уже овладели прыжком в длину с разбега. Как двигательная деятельность, подвижная игра обладает определенной спецификой: она требует от ребенка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки. Различные ситуации, возникающие в игре создают создают необходимость в изменении характера и направления движений, действий, степени мышечного напряжения. Почти в каждой подвижной игре существуют сигналы к изменению действий и движений детей. Такая активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения, а также содействует воспитанию наблюдательности, способности ориентироваться в изменяющейся окружающей обстановке, находить выход из создавшегося положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять смелость, инициативу, ловкость, выбирать самостоятельно способ достижения цели.

Подвижные игры по их назначению делятся на 2 группы:

1) Игры на накопление двигательного опыта;

2) Игры для закрепления движений. Подвижные игры и специальные упражнения взаимосвязаны; совершенствование двигательных навыков в игре следует рассматривать как своеобразное продолжение процесса обучения на третьем этапе; характерного готовностью ребенка к творческому применению навыка. По данным Потехиной Н.В. Самостоятельное обучение в подвижной игре приводит к дальнейшему совершенствованию умений и навыков, приобретенных детьми на этапе разучивания, в специально подобранных упражнениях. Увлеченность интересной задачей помогает ребенку в игре овладевать более высокой техникой движения, которая превосходит уровень выполнения того или иного движения в упражнениях. Стимулом совершенствования движения является стремление ребенка как можно лучше игровую задачу и достигнуть успеха. Таким образом в игровых действиях ребенок учится самостоятельно сочетать приобретенный двигательный навык с приспособлением к новой, более сложной, ситуации.В младших группах в целях обучения используются игровые упражнения. Детям предлагаются конкретные, интересные для них задания - «пройти по мосту», «перепрыгнуть через ручеек», «пробежать тихо, как мышки». Все эти упражнения, сохраняя свою сущность (упражнения), имеют игровую окраску и с удовольствием выполняются детьми. В подвижных играх эти упражнения являются естественным компонентом сюжета и игры, благодаря чему движения детей совершенствуются и приобретают своеобразную эмоционально- образную выразительность.

Подвижные игры целесообразно варьировать. Однако варианты нужны не только для того, чтобы внести своеобразие, поддержать интерес у детей к игре, но и для того чтобы решить педагогические задачи — совершенствование движений, воспитание физических качеств при выполнении более сложных игровых действий, правил, при изменении игровой ситуации, условий. Требующих определенных умственных и физических усилий от детей и вместе с тем повышающий интерес к игре.

Например игра « Ловишки» имеет несколько вариантов: «Ловишка, дай руку», содействующая ориентировке в пространстве, развивающая находчивость, смелость, чувство товарищества; « Ловишка с мячом», развивающая меткость, увертливость, ориентировку в пространстве; «Ловишка с лентами», развивающая умение изменять характер движений, их темп, увертываться, ориентироваться в пространстве; « Ловишка — ноги от земли», способствующая ориентировке среди предметов, расположенных в пространстве, ловкости,увертливости, сообразительности.

Основным условием успешного проведения игр является овладение воспитателем методикой игрового процесса. Руководя игровой деятельностью, педагог постепенно и « незамедлительно» учит детей проявлять самостоятельность и находчивость в решении увлекательных игровых задач, ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей для всех цели и при этом радоваться. Подбор и планирование подвижных игр осуществляется в соответствии с программой. При это учитываются условия работы каждой возрастной группы; общий уровень физического и умственного развития детей,развитие их двигательных умений; состояние здоровья ребенка, индивидуальные типологические особенности; время года,особенность режима, место проведения игры, а также интересы детей. В соответствии с требовании программы, подвижные игры постепенно усложняются, варьируются с учетом возрастающей сознательности детей, накопления ими двигательного опыта, необходимости подготовки к школе.

В младшей группе организуются элементарные по содержанию и правилам сюжетные и не сюжетные подвижные игры, в которых дети выполняют однородные роли или двигательные задания при непосредственном участии воспитателя ( все дети- птицы, воспитатель - птица-мама или лошадка, автомобиль). В играх типа « Прятки» основную роль играет воспитатель ( ищет детей или прячется от них).Дети 3-х лет постепенно подводятся к выполнению индивидуальных ролей ( все дети-птицы, один или два ребенка автомобили, лошадки); в играх типа « Найди свой домик» дети приучаются самостоятельно изменять направление бега. Все проводимые с детьми игры воспитывают ориентировку в пространстве, в игровой ситуации.В средней группе уже возможны игре с простейшим соревнованием, как индивидуальным («кто принесет игрушку») так и коллективным («Самолеты»). С одной стороны, задание «кто скорее» придает эмоциональную окраску, стимулирующую к более быстрым действиям, с другой — приучает к ответственности за свои действия в коллективе.Для детей старшей группы подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей,введению заданий на коллективное соревнование («Чье звено скорей построится»). При соревнованиях больших групп учитываются физическое развитие и индивидуальные типологические особенности детей.Дети подготовительной к школе группы играют в более сложные подвижные игры, а также игры командные, с коллективным соревнованием, игры- эстафеты, спортивные игры. Все они содействуют развитию ловкости, совершенствованию двигательных навыков, воспитанию морально-волевых качеств, вызывают эмоциональный подъем.

Рассмотрим приемы работы с детьми при формировании качества основных движений на примере работы с детьми средней группы:

В работе используются следующие методы обучения: наглядный, практический, словесный, игровойК наглядным методам относятся: показ, имитация, наглядные пособия, помощь. Наглядные методы занимают важное место при обучении детей младшего возраста. В старших группах при повторении хорошо знакомых упражнений будет преобладать словесный метод. В средней группе детей приучают выслушивать объяснения воспитателя до конца, начинать действовать только по его сигналу. Практические методы применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков.У детей легко образуются временные связи. Но без повторения они быстро угасают. Поэтому очень важно рационально распределить повторения физических упражнений во времени, т. к. многократное повторение на одном занятии утомляет детей.Игровой метод характеризуется организацией деятельности детей на основе образного или условного сюжета, который предусматривает достижение цели в изменяющихся условиях.Дети 4-5 лет очень подвижны. Они очень любят играть в подвижные игры с бегом. Но, как показывает практика, дети не всегда вдумываются в требования игры. В таких играх дети, не зависимо от задачи и условий, используют более привычный бег на скорость, часто нарушают и правила игры — начинают бег раньше сигнала, хотя в большинстве игр такой необходимости нет. Так в играх « У медведя во бору», « Мы веселые ребята», « Ловишка с мячом» наиболее целесообразным является бег с увертыванием и не раннее начало действий приносит положительный результат.В начале года, когда дети только начали играть в игру « Мы веселые ребята» не все дети правильно выполняли условия игры. В конце года они уже осознанно воспринимали двигательную задачу, определяли, сто важнее в данный момент — быстрая перебежка или увертывание от водящего; сразу ли необходимы интенсивные движения или можно приберечь силы для кульминационного момента. Можно было уже варьировать условия игры путем изменения местонахождения водящего. Так, поставив водящего сзади, можно познакомить детей с видами увертывания: Резко остановиться, отвернуться, присесть.Подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать подвижные игры и упражнения не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности согласования действий. Соответствие игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них.Трудность подвижных игр и игровых упражнений для детей 4-5 лет не одинакова, она зависит от насыщенности их различными моторными действиями. Например, игры с метанием и прыжками более сложны, чем основанные на ходьбе, беге, ползании. Еще сложнее игры, построенные на сочетании нескольких движений ( бег и прыжки, ходьба и ориентировка в пространстве). Поэтому следует подбирать игры, чтобы двигательные задания в них, даже основанные на одном и том же движении, усложнялись постепенно.Итак, первые требования, которыми надо руководствоваться при отборе подвижных игр — соответствие содержания игровых действий, правил, возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знания об окружающем мире, их возможностям к познанию нового.Надо стремиться к тому,чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Это могут быть уже знакомые образы (кот, птичка); с неизвестными персонажами малыша легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку, книжку (медведь, лиса, заяц и т. д.) важно, чтобы движения персонажей игр были разнообразны, но доступны для использования маленьким детям. Поэтому необходимо, чтобы им был хорошо знаком персонаж, которому они подражают. Очень важно иметь в виду, что разнообразие двигательных заданий обеспечивается не только тем, что в каждой игре используется новое новое по характеру движение, но и тем, что в нескольких играх одно и то же движение выполняется при разном построении и в разных ситуациях. В одной игре дается ходьба группой, в другой — ходьба по кругу, взявшись за руки, в третьей игре детей приучают ходить парами или врассыпную. Так же можно разнообразить и бег. Дети могут бегать в одном направлении, врассыпную, убегать от ловящего на свои места и т. д. Выполнение движений в разных игровых ситуациях имеет большое значение для развития координации движений детей, ориентировке их в пространстве, а также способствует воспитанию их активности и самостоятельности. Педагогический эффект подвижной игры зависит от соответствия ее определенной воспитательной задаче. В зависимости от того, какие навыки и умения воспитатель стремится развивать у детей в данный момент, он выбирает игры, помогающие развитию именно этих навыков. Так, если перед воспитателем стоит задача научить детей согласованно действовать в коллективе, двигаться на большой площади, то для этой цели более всего подойдут ры сюжетные, такие как «Солнышко и дождик», « Воробышки и кот». Если же ставится задача по развитию , например, равновесия у детей, то в данном случае более всего подойдут игровые упражнения « По тропинке», « Через ручеек»,и другие.Подбирая игры, воспитатель должен учитывать состав группы детей. В разных детских учреждениях он может быть различным. Часть детей в начале года впервые приходит в детский сад. У таких детей еще нет навыков совместных действий в группе сверстников, некоторые долго не могут привыкнуть к режиму. По своему двигательному опыту эти дети отличаются от детей, ранее посещавших детские сады. Поэтому в начале года надо организовать игровые упражнения для небольшого числа детей, а так же простые по содержанию, и не требующие четкого согласования играющих,игры. Следует учитывать и общее состояние группы. Если дети возбуждены, лучше провести спокойную, малоподвижную игру,правила которой требуют от них определенного внимания («Где звенит колокольчик»), «Найти флажок», « Пройди тихо» и др.) Если же дети долго сидели на занятиях, им необходимы активные действия. В этом случае нужно выбрать игру, в которой движения разнообразны, часто меняются в соответствии с сюжетом и правилами (« Мой веселый звонкий мяч», « Воробышки и кот « и др.)Выбор игры также зависит от времени года, погоды, температуры, одежды детей, имеющегося оборудования и т. д. При выборе игры нужно учитывать в какое время дня она проводится. Подвижные игры разного характера следует сочетать с играми и занятиями, которые имеют место в режиме дня. В конце дня, незадолго до сна, игры должны быть более спокойными.Так как я работаю в саду для детей с нарушением зрения, хочется отметить, что программа физического воспитания для таких детей отличается от программы общеобразовательных, массовых садов.Наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья физическое воспитание направлено на преодоление недостатков физического развития детей с нарушением зрения. Нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировкой в пространстве, сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья. Трудности зрительно- двигательной ориентировки могут приводить к гиподинамии, что отрицательно влияет на развитие двигательной активности детей с нарушением зрения и общее функциональное состояние здоровья.
Поэтому физическое воспитание включает ряд специальных коррекционных задач, определяющих процесс преодоления недостатков физического развития и осуществление взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой:

достижение, соответствующего возрастным особенностям, уровня развития основных движений, физических качеств (быстроты, точности, выносливости, равновесия) ориентировке в пространстве, координации движений и т. д.;

коррекция здоровья и физического развития путем применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку;

преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями ( скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства и др.);

активизация и упражнения зрительных функций в процессе физического

воспитания в тесной взаимосвязи с лечебно- воспитательной работойНаряду с обще педагогическими задачами и мероприятиями, физическое воспитание детей с нарушением зрения предусматривает проведение специальных занятий пропедевтического характера, особенно с теми детьми, которые могут овладеть программой при фронтальных методах обучения. Значительное внимание уделяется развитию ориентировки в пространстве, формированию точности в координации движений. В раздел обще развивающих упражнений введены специальные задания на развитие мелкой моторики рук и ног, формирование микроориентировки. Определение физической нагрузки и нормативов, показаний и противопоказаний к использованию отдельных видов упражнений и движений должно строится на основе рекомендации врачей: окулиста, ортопеда, психоневролога,педиатра — и общего психического развития ребенка. Содержание спортивных и подвижных игр предусматривает задачи развития зрительно-двигательных навыков в коррекционных условиях и с опорой на полисенсорные взаимосвязи ( т. е. Компенсаторных путей развития детей с нарушением зрения). На общеразвивающие занятия физкультурой дети включаются по предписанию врача педиатра и врача ЛФК.6 Подвижные игры для детей средней группы ( с нарушением зрения).Основное движение -прыжки« Зайцы и волк».Играющие изображают зайцев, один из них — волк. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе домики, Волк прячется на противоположной стороне площадки — в овраге.Воспитатель произносит:

Зайки скачут скок, скок, скок,

На зеленый на лужок, на лужок,Травку щиплют, слушают,Не идет ли волк.В соответствии с текстом зайцы выпрыгивают из домиков, разбегаются по площадке, то прыгают на двух ногах, то присаживаются и щиплют травку. Как только воспитатель произносит слово «волк», волк выскакивает из оврага и бежит за зайцами, стараясь поймать их (коснуться)Зайцы убегают в свои домики, где волк их уже не может ловить. Пойманных зайцев волк уводит к себе в овраг. Игра возобновляется в зависимости от предварительной договоренности, после того, волк поймал 2-3 зайцев, на роль волка выбирается другой играющий. Игра может повторяться 3-4 раза.
« Перепрыгни через ручеек»На площадке рисуют или выкладывают двумя шнурами ручеек: с одного конца узкий (30см), с другой — широкий (60-70 см). Дети один за другим перепрыгивают через ручеек, начиная прыгать с узкого места и постепенно продвигаясь к широкой части ручейка. Воспитатель отмечает тех, кто сумел перепрыгнуть ручеек в самом широком месте.« Воробьишки»(1-й вариант): Посередине площадки чертят две линии (или выкладывают шнуры) на расстоянии (2-3)м. Друг от друга. Это дорожка, с одной стороны от которой поле, с другой — луг. Воробьишки ( дети), махая руками, как крыльями, свободно летают над полем. По сигналу воспитателя они спускаются на поле и прыгают на двух ногах по дорожке к лугу,Когда све дети окажутся по другую сторону дорожки, воспитатель разрешает и млетать над лугом, не перелетая дорожку. Игра повторяется 3-4 раза. В конце воспитатель отмечает лучших воробышков.(2-й вариант): На площадке чертят ( или выкладывают шнур) круг (диаметр 3-4 м.). Дети (воробьишки) располагаются за кругом. В кругу кошка. Воробьишки то впрыгивают в круг на двух ногах и клюют зернышки, то выпрыгивают, Кошка, бегая в кругу, не дает воробьишкам собирать зерна, ловит их (дотрагивается рукой) . Воробьишки стараются увернуться от кошки. Когда кошка поймает 3-4 воробышков, выбирают новую кошку. Игра повторяется 3-4 раза.« Достань мяч»Воспитатель подвешивает на площадке в нескольких местах мячи в сетках. Дети поочередно подходят и подпрыгивают, стараясь коснуться мяча двумя руками(прыгать можно с места или слегка разбежавшись)«Лиса в курятнике»На одной стороне площадки ставят гимнастические скамейки — это насест для кур. На противоположной стороне находится нора лисы. Один из играющих назначается лисой, остальные- куры. По сигналу воспитателя куры спрыгивают с насеста, ходят и бегают по площадке (двору, залу), клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу воспитателя« Лиса!» куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается поймать курицу, не успевшую спастись и уводит ее в свою нору. Остальные куры снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется. Игра заканчивается, когда лиса поймает 2-3 кур. Можно ее повторить с другой лисой.« На одной ножке по дорожке»Дети встают по краю площадки. Воспитатель предлагает им допрыгать им до середины площадки на правой ноге ( 3-4 м.). Обратно дети бегут. Затем прыгают на другой ноге.

« Из кружка в кружок»

На площадке чертят небольшие кружки ( диаметр 30-35 см) на расстоянии 30-35см. Друг от друга (или кладут плоские обручи). Кружки располагают от одной стороны площадке к другой. Дети должны перебраться на противоположную сторону площадки, прыгая из кружка в кружок на двух ногах ( при этом нельзя выходить за границы кружков).« Спрыгни вниз»Дети стоят на гимнастических скамейках. По сигналу воспитателя они спрыгивают на землю. Можно усложнить задание,начертив перед скамейкой кружки (диаметр 25-30 см.),в которые дети должны спрыгнуть 5-8 раз.






Литература:

А.О. Быкова, Е.Г. Леви- Гориневская и др. Методика физического воспитания в детском саду

А.В.Кенеман, Д.В. Хухлаева Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста

Физическое воспитание детей дошкольного возраста ( из опыта работы) под ред. Шустова А.И.

Е.И. Тимофеева Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возрастающей

Т.И. Осокина Физическая культура в детском саду

Воспитание детей в средней группе детского сада (пособие для воспитателя детского сада) под руководством Г.М. Ляминой.

В. Г. Фролов Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1V вида ( для слабовидящих детей); Программы детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...