Что такое "дислалия" и "дизартрия".
консультация по теме

Просекова Татьяна Николаевна

информация для родителей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dislaliya_i_dizartriya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дислалия и дизартрия.

Наиболее частой патологией детского возраста является нечеткое произношение звуков – дислалия. Около четверти детей дошкольного возраста и 5–8% школьников говорят неразборчиво.

Причиной дислалии могут быть механические факторы – неправильный прикус, приводящий к плохому смыканию челюстей, узкое и высокое небо, толстые и малоподвижные губы. Иногда у ребенка обнаруживается укорочение подъязычной уздечки. При этом дефекте движения языка ограничены, особенно подъем его кверху. Размеры также имеют значение – при большом, еле помещающемся во рту языке трудно овладеть ораторским искусством. Понятно, что названные  причины – не вина ребенка, а его беда, и он нуждается в помощи.

                                   

Вместе с тем ребенок может говорить нечетко, имея вполне нормальное строение речевого аппарата. Если малыш постоянно слышит неясную косноязычную речь взрослых, то он сам скоро заговорит с заметным искажением звуков.

Нельзя постоянно сюсюкать с ребенком, это приводит к задержке его речевого развития. С детьми следует говорить внятно и неторопливо, как мы говорим со взрослыми, если заинтересованы, чтобы нас поняли.

В некоторых случаях дислалию можно объяснить существующим двуязычием в семье. Если взрослые дома говорят на разных языках, то ребенок путает нужные особенности произношения.

Наконец, дислалия встречается у половины детей с неполноценным умственным развитием.

Более грубый и стойкий характер нечеткое произношение звуков приобретает при нарушении подвижности речевых мышц.

Звуки нашей речи рождаются при работе особых мышц и органов – языка, неба, щек, губ. Мышцы, участвующие в артикуляции, должны быть достаточно сильными, гибкими и подвижными. Если они этими качествами не обладают, то речь становится смазанной и неясной. Так происходит при дизартрии.

«Поломка» полноценной речевой функции при этом происходит двумя путями. Во-первых, движения губ, языка, диафрагмы, дыхательных мышц нарушаются вследствие их частичного паралича. Во-вторых, нечеткость произношения возникает из-за расстройства ощущения движения.

При дизартрии нарушается не только произношение, но и темп речи, ритм и интонации. При малоподвижности голосовых связок голос ребенка становится глухим и слабым. Если нарушены движения мягкого неба, то все произносимые звуки приобретают гнусавый оттенок, так как воздух во время речи свободно устремляется в нос. В ряде случаев дети говорят тихо, хрипло, невыразительно и монотонно.

Нечеткое произношение звуков у отдельных ребят сопровождается тиками, насильственными движениями, которые, как правило, во время речи усиливаются, наличие тиков приводит к тому, что в спокойном состоянии ребенок может говорить отчетливо, но неожиданно речь прерывается, возникает спазм голосовых мышц и явное ухудшение внятности, разборчивости речи.

При типичной дизартрии умственное развитие ребенка существенно страдает из-за общей моторной неловкости, сопутствующих речи гримасах, неуверенности при беседе. Может создаться впечатление об интеллектуальной неполноценности ребенка. Такие заключения часто ошибочны.

Если с детьми, страдающими дизартрией, упорно заниматься, то они становятся вполне здоровыми, успешно учатся в школе и впоследствии приобретают профессию. 

Дизартрия никогда не бывает изолированным расстройством – врач обычно находит иные симптомы, не относящиеся к функции речи. Примеры: стойкие двигательные нарушения или судорожные припадки, характерные для детского церебрального паралича. Очень часто дизартрия наблюдается у детей, перенесших родовую травму, раннюю гипоксию мозга (кислородное голодание), тяжелый энцефалит, кровоизлияние в мозг и другие ранние вредности.