Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных жанров
материал по теме

Зиновьева Юлия Михайловна

 

Процесс формирования количественных представлений предполагает  планомерное усвоение и постепенное расширение словаря (один, два...; первый, второй... и др.), а также совершенствование грамматического строя и связной речи в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста

посредством использования малых фольклорных жанров

     Развитие количественных отношений – это процесс сложный, вызывающий у большинства детей значительные трудности. Часто дети не понимают, зачем нужно считать, измерять, причем не приближенно, а точно. Не осознавая значения совершаемых действий, дошкольники выполняют их механически, что приводит к формальному усвоению знаний. Процесс формирования количественных представлений предполагает также планомерное усвоение и постепенное расширение словаря (один, два...; первый, второй... и др.), а также совершенствование грамматического строя и связной речи в целом.

     Одна из основных проблем при формировании количественных отношений у детей дошкольного возраста – развитие понятия числа. При значительной разработанности она до сих пор остается весьма актуальной, что обусловлено рядом причин: 1) потенциальные возрастные возможности современного ребенка дают основание полагать, что данное понятие можно сформировать не в старшем дошкольном возрасте, а на более раннем этапе. 2) целесообразно “восстановить логику” в отборе содержания и методике формирования понятия числа на разных этапах дошкольного возраста. Так, осуществление перехода к числовому периоду необходимо осуществлять с четырех лет через сравнение предметных групп по признаку количества и определение этого количества словом-числительным. Затем следует формировать понятие числа, основанное на обучении выполнению действий с величинами (дискретными и непрерывными), где число выступает как отношение измеряемого предмета к его условной мерке, что доступно для детей старшего дошкольного возраста.

     Основным понятием элементарной математики является понятие числа. Натуральные числа — это числа, возникшие в процессе счета отдельных предметов (1, 2, 3 ... и т. д.) или измерения. Работа по формированию у детей этого понятия ведется на протяжении трех лет  и далее продолжается в начальных классах школы.

     Выдающиеся отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П.Усова, А.М. Леушина и другие неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей. К малым фольклорным жанрам относятся произведения, различающиеся по жанровой принадлежности, но имеющие общий внешний признак – небольшой объем. Малые жанры фольклорной прозы очень многообразны: загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, скороговорки и др. Это сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Эти маленькие поэтические произведения полны ярких образов, построенных нередко на прекрасных созвучиях и рифмах. Это – явление и языка, и искусства, соприкосновение с которым очень важно уже с малых лет.

     Малые фольклорные жанры приносят радость приобщения к светлым мыслям, способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т.д., но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти.

     Малые фольклорные жанры могут широко использоваться в работе с дошкольниками как прием, побуждающий к приобретению знаний – при знакомстве с новым материалом; как прием, обостряющий наблюдательность, – при закреплении определенного знания; как игровой (занимательный) материал, отвечающий возрастным потребностям детей дошкольного возраста.

     Загадка – “это замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания, с целью испытать сообразительность, развить наблюдательность к поэтической выдумке”.

     В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения, что позволяет представить их более рельефно.

     Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т.д.). Например, загадку:

                                           На четырёх ногах стою,

                                           Ходить я вовсе не могу.

                                           Когда устанешь ты гулять,

                                           Ты можешь сесть и отдыхать.  (Стул)

Можно использовать для знакомства с числом и цифрой 4.

     После того как найдена отгадка, работа над числом продолжается. Педагог просит вспомнить, о чем эта загадка, показать числовую карточку числа 4; предлагает найти в кассе цифр и показать соответствующую карточку, назвать соседей числа 4 в числовом ряду, объяснить, как получили число 4, сравнить число 4 с последующим и предыдущим числом.

     Для старших дошкольников можно предложить вспомнить состав числа 4 из единиц и двух меньших чисел. Например: 4=1+1+1+1, 4=1+3, 4=2+2, 4=3+1.

     Во-вторых, эта же загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях. Можно также предложить детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.

     Ещё один вид малых форм фольклора – скороговорка. Цель скороговорки – научить быстро и четко выговаривать фразу, которая намеренно выстроена затрудненным для произнесения образом. Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Соревновательное и игровое начало очевидно и привлекательно для детей. Безусловна, велика польза скороговорки и как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции.

     Скороговорки можно разучивать на занятиях по математике и вне их. Например, при знакомстве детей с числами и цифрами первого десятка можно использовать следующие скороговорки.

- В один клин, Клим, колоти.    

- Возле грядки – две лопатки,

  Возле кадки – два ведра.

- Три сороки, три трещотки

  Потеряли по три щетки:

  Три – сегодня, три – вчера, три – еще позавчера.

- У четырёх черепашат по четыре черепашонка.

- Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

- Шесть мышат в камыше шуршат.

 

- Саша шустро сушит сушки.

  Саша высушил штук шесть.

  И смешно спешат старушки

  Сушек Сашиных поесть.

- Восемь сцепщиков сцепляют цистерны.

     После того, как скороговорка произнесена, следует вспомнить, какое слово в тексте связано с данным числом, какая цифра соответствует этому числу, назвать соседей числа (последующее и предыдущее). Методика работы над скороговоркой проста. Сначала педагог произносит её, а дети внимательно слушают, затем они повторяют очень медленно, но не по слогам, потом все убыстряя и убыстряя темп.

     На занятиях по математике успешно можно использовать пословицы и поговорки. Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием; народный афоризм. Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом.

Например:

- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

- Семь раз отмерь, один раз отрежь.

- Первый блин всегда комом.

- Жить в четырех стенах.

- Пятое колесо в телеге.

     Необходимо помнить, что поговорка, в отличие от пословицы, не имеет нравоучительного, поучающего смысла. В.И. Даль писал: “Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица – ягодка; и это верно”. Поговорка – это всегда меткий, выразительный образ, часть суждения, оборот речи. Поговоркам свойственна метафоричность: “Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе”. Многие поговорки строятся на гиперболе: “Заблудился в трех соснах”.

     Пословицы, поговорки так же, как и загадки, скороговорки можно включать в занятия по математике с целью закрепления количественных представлений и развития речи дошкольников.

     Интересные возможности представляет воспитателю работа со считалками (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.), т.е. короткими рифмованными стихами, применяемыми детьми не только для определения ведущего или распределения ролей в игре, но и способствующие развитию количественных представлений. Соревнования в произнесении считалок позволяют выучить больше стихотворений и тем самым развивать детскую память, овладевать элементами артистизма, получать право по детским неписанным законам вести пересчет.

Например, с целью закрепления умения называть числа в прямом и обратном порядке можно использовать следующие считалки:

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Выплыл ясный месяц.

Девять, восемь, семь, шесть,

Пять, четыре, три, два, один.

В прятки мы играть хотим.

Надо только нам узнать,

Кто из нас пойдет искать

Вот так можно использовать малые фольклорные формы с целью закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Значение культурно-гигиенических навыков для детей раннего возраста и использование малых фольклорных жанров"

Освоение  всех  культурно-гигиенических  навыков  детьми  раннего  возраста.  Значение  словесного  русского  народного  творчества  в...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования малых форм фольклора

Народные песенки, потешки, пестушки, пословицы и поговорки, колыбельные песни, загадки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи дете...

«Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста при помощи малой фольклорной формы – загадки.»

В этой методической разработке, раскрыта роль малой фольклерной формы - загадки, в формировании элементарных математических представлениях.  Кратко описаны основные моменты формирования математич...

Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм

автором представлена методическая разработка, помогающая родителям  воспитывать детей раннего возраста посредством малых форм фольклора....

Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования головоломок

Аннотация. В статье раскрывается актуальность проблемы развития математических представлений у детей дошкольного возраста. Автор раскрывается сущность основных понятий: «математические представл...