Театрализованная деятельность у детей дошкольного возраста
статья на тему
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:
- игры в кукольный, теневой, пальчиковый театры;
- игры – драматизации;
- игры – представления (спектакли).
Драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.
Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.
Ролевой диалог является частью непосредственной образовательной деятельности, введением в тему создаёт предпосылку для создания проблемной ситуации и одновременно способствует развитию навыков диалогической речи, как основы коммуникации.
Основные направления воспитательной работы в театрально – игровой деятельности:
- Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
- Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
- Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
В работе используем такие методы для коррекции и формирования речевых и коммуникативных умений и навыков ребенка:
- театрализованные игры – этюды;
- речевые игры и упражнения с широким использованием элементов национальной культуры, фольклора;
- игры – драматизации;
- игры в кукольный театр;
- занятия по сценической речи;
- метод пантомимы;
- инсценирование стихов, сказок, рассказов, мини – сценок;
- обогащение зрительного театрального опыта;
- изготовление кукол, элементов костюмов и атрибутов для игр, спектаклей.
Одним из методов, которые применяем в работе с детьми, являются театрализованные игры. Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная, фольклорная или художественная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из которых, в свою очередь, подразделяются на несколько видов).
В играх – драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности. Видами драматизации являются игры – имитации образов животных, людей, литературных и фольклорных персонажей: ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры – импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, кукольный (бибабо), пальчиковый, театр игрушек, кукол, картинок.
Особенно важны нравственные уроки сказок – игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач коррекционного обучения (расширение знаний об окружающем мире, становление основных психических процессов, развитие речи, словарного запаса, грамматического строя и др.) с другой.
Поэтому считаем необходимым, использовать театрализованную деятельность в работе с детьми с ОНР.
Дети с удовольствием участвуют в играх – драматизациях. Стараемся находить индивидуальный подход к детям, учитывая их интересы, желания, умения и навыки.
Основными принципами театральной игры являются:
- Специфичность данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.
- Комплексность (взаимосвязь театральной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка).
- Импровизационность (театрализованная игра рассматривается, как творческая деятельность , что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению).
- Интегративность (целенаправленная работа по развитию театрально-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс).
Подводя итог работы, хочется сказать, что мы учим ребёнка быть коммуникативным, обучаем его грамотно строить свою речь, выражать мысли, думать об окружающих его событиях, явлениях, людях, уметь слушать и слышать людей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для начинающих педагогов " Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста"
ДАННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ РАСЧИТАНА НА НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ ,рАСКРЫТЫ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....
МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (для детей от 3 до 7 лет) студии «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»
Данная программа является типовой, адаптированная/модифицированная (в основе ее лежит программа М.Д. Маханевой) реализуется в студии по театральной деятельности «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА» руководи...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ ЧУВАШСКОГО НАРОДА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретает воспитание и образование подрастающег...

Методическая разработка к адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»
Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулиров...

Методическая разработка к основной образовательной программе дошкольного образования «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста»
Методическая разработкак основной образовательнойпрограмме дошкольного образования«Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста»...
Сборник программно-методических материалов к адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»
Материал для педагогов при работе с детьми по теме "Театрализованная деятельность"...
Сборник программно-методических материалов к адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ТНР)»
Сборник программно-методических материалов к адаптированной основной образовательнойпрограмме для детей с тяжелыми нарушениями речи«Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста с огр...
