Ребенок пойдет в первый класс.
консультация по логопедии на тему

Наталья Александровна Булатова

 

Ребенок пойдет в первый класс. Перед родителями встают вопросы.        

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ребенок пойдет в первый класс. Перед родителями встают вопросы:

  1. Как подготовить ребенка к школе?
  2. Когда начать подготовку?
  3. На что нужно обратить внимание, чтобы переход из ДОУ в школу был менее болезненным?

        Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребенка читать, считать. Однако готовность к школе – это и физическая, и нравственная, и психологическая, и мыслительная готовность к обучению. В школе ученику придется работать на уроке, сосредоточенно заниматься в течение 35 минут. Это нелегко. Посещая уроки в первых классах, видишь с каким трудом адаптируются к школе некоторые первоклассники (Неустойчивое внимание, неусидчивость, быстрое утомление).

       Намного легче преодолеть эту трудность детям, посещающим ДОУ, где они ежедневно занимаются, вырабатывают произвольное внимание, учатся мыслить, говорить, доказывать. С чего начать подготовку к школе?

       В первую очередь надо начинать с развития речи. Работая над развитием речи ребенка, важно научить его отвечать на вопросы не одним словом, а полным ответом, научить составлять предложения в 2-3 слова, а затем и связный рассказ в 3-5 предложений. К первому классу ребенок должен определять количество слов в предложении, называть первое, второе, третье слово; выделять звук из слова, давать ему характеристику, соотносить его с печатной буквой. Ребенок должен уметь пересказать прочитанную сказку, рассказ, вести диалог, составлять простой рассказ по картинке, уловить и объяснить смысл прочитанного. Очень важно к началу обучения поставить произношение всех звуков, научить ребенка строить предложения, описывать серию картинок, связывать начало, продолжение и конец рассказа. Взрослые должны следить за темпом и окраской речи ребенка, постоянно следить за правильностью речи (при необходимости исправлять речевые ошибки), втягивать в разговор даже при чтении, после просмотра кинофильма. Пусть перескажут сюжет,  опишут героев,  придумают слова с противоположным значением (жарко - холодно, высокий - низкий, широкий – узкий), слова, сходные по значению (идти - шагать, опрятный - аккуратный), образуют уменьшительные слова, закончат начатое предложение. Такие упражнения способствуют расширению словарного запаса учащихся.

         При обучении детей в школе учитель часто опирается на имеющиеся у детей знания, представления о Родине, о труде людей, о животных, о растениях, о космосе, о явлениях природы и т. д. Взрослым нужно постоянно задавать детям вопросы, требующие размышлений. Такие вопросы заставят ребенка внимательнее вглядываться в окружающий мир, сравнивать, анализировать, делать умозаключения. Часто дети сами задают много вопросов. И от того, какие ответы они получают, во многом зависит их интеллектуальное развитие. Положительное влияние на развитие речи детей оказывают радио и телевидение, однако родители должны контролировать какие передачи смотрит ребенок и сколько времени он проводит у телевизора.

        И последнее, что касается развития речи. Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок внятно произносил все звуки, т.к. это залог грамотного письма. Если же у ребенка встречаются дефекты речи, его нужно показать логопеду, и как можно скорее устранить эти дефекты.

        Какими знаниями должен обладать ребенок, чтобы учение было для него радостью? Некоторые родители считают, что если ребенок пришел в школу читающим, то ему будет скучно и неинтересно на уроках. Они сознательно “тормозят” процесс познания. Другие родители занимаются дополнительно, стремясь вооружить знаниями ребенка. Как поступить? Если хотите избавить ребенка от проблем, то нужно научить его читать до школы, т. к. процесс обучения грамоте – сложный. Психологи пришли к мнению, что легче всего добиваются успехов дети, которые обучились чтению до 6 лет. Однако нужно помнить, что обучение должно быть организовано в виде игры, поддерживать интерес и увлеченность в ребенке. Важно, чтобы чтение было плавным, слоговым, без повторов. Нельзя допускать побуквенного чтения.

        А вот обучать письменному шрифту не стоит, хотя самые большие трудности у детей возникают именно при обучении письму. Чтобы подготовить руку к письму, следует больше лепить, рисовать, штриховать, шить, работать с мелкими деталями конструктора или мозаики. Конечно, ваш ребенок будет пытаться писать ручкой.  Важно проследить за тем,  какая ручка в руках ребенка. Она должна быть легкой, ровной в месте захвата, иметь ограниченный контур, ниже которого пальцы не должны опускаться,   и как он ее держит. При письме ручку держат тремя пальцами: большим – слева,  средним поддерживать справа,  указательный палец сверху направляет движение ручки, конец ручки “смотрит” в сторону плеча.

        Следующий вопрос, на который следует обратить внимание – это правильная посадка детей при письме. Неправильная поза при письме приводит к нарушению осанки, появлению сколиоза.

      Необходимо соблюдать следующие правила:

  1. При занятиях письмом ноги должны иметь опору (стоять на полу или на подставке);
  2. Туловище нужно удерживать к вертикальном положении, не наваливаться на край стола. Расстояние между краем стола и грудью должно быть не менее 5 см ;
  1. Голова слегка наклонена к столу. Наклоны в сторону должны немедленно исправляться;
  1. Оба предплечья при письме лежат на столе под прямым углом друг к другу, слегка выдаваясь за край косточкой локтевого сустава;
  2. Тетрадь следует располагать наклонно (правый угол должен быть выше левого) напротив середины груди, продвигая ее вверх по мере письма.

       Для ребенка переход в школу – трудный и ответственный период в его жизни. И от родителей требуется особое внимание. В семье должна царить добрая нравственная атмосфера, уважение друг к другу. Родительское влияние в данный момент самое сильное, самое действенное. От родителей зависит многое, т.к. ребенка нужно приучить к самостоятельности, организованности, аккуратности. Именно этих качеств не достает нашим первоклассникам. К примеру, за время перерыва нужно приготовиться к уроку, сходить в туалет, отдохнуть. Звенит звонок, а дети все еще копаются в портфелях, щелкают пеналами. Поэтому все, что посильно ребенку дома, он должен делать сам: заправить кровать, убрать со стола, почистить свою обувь, поесть быстро и аккуратно.

        Особое внимание нужно обратить на режим дня. Взрослые должны хорошо усвоить, что к режиму дня детей приучают постепенно и настойчиво. Следует учить их не тратить много времени на режимные моменты, уметь поддерживать порядок в вещах, помогать по хозяйству.

        Важно развивать такие качества, как самостоятельность и активность, что является важным показателем готовности ребенка к обучению. Учителю хорошо видно, насколько уверенно и легко входят в учебную деятельность дети с высоким уровнем самостоятельности, и как много проблем утех, кто не умеет делать сам, ждет поддержки и помощи взрослых. Именно поэтому у каждого ребенка должны быть посильные домашние обязанности, выполняя которые ребенок заставляет себя делать то, что кажется трудным и неинтересным. Взрослые должны знать, что именно трудности развивают в детях способности, необходимые для их преодоления. Ответственность должна постепенно становиться привычной деятельностью. Это качество определяет готовность ребенка к обучению в школе. Учеба в школе – это ответственность перед семьей, перед самим собой.

       Адаптация ребенка к школе пройдет быстрее, если у него будут воспитаны навыки общественного поведения: вежливость, сдержанность, послушание. В возрасте 6-7 лет ребенок должен внимательно, не перебивая слушать взрослого, не вмешиваться в разговор старших, быть предупредительным с товарищами. Если ребенок не умеет считаться с другими людьми, ему будет сложнее установить дружеские отношения с детьми, войти в школьный коллектив. Взрослые должны помнить, что средствами воспитания навыков общественного поведения являются: пример взрослых, справедливая оценка поступков ребенка, постоянные напоминания об общепринятых правилах поведения.

        Первый год в школе – сложный период. Иногда родители могут спровоцировать “школьный стресс”, желая сиюминутных успехов, не учитывая психологические особенности ребенка.

 Каковы показатели психологической готовности к школьному обучению?

  1. Ребенок имеет твердое желание и первоначальное умение учиться;
  2. Он обладает достаточно развитыми познавательными способностями;
  3. Умеет общаться и работать в коллективе;
  4. Правильно воспринимает оценку себя и своего поведения товарищами, учителями, взрослыми;
  5. Стремится к самосовершенствованию.

         

 

 



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как минуты общения с ребенком сделать полезными и интересными».

Советы заботливым родителям

 

  • Говорите с ребёнком неторопливо, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык», т.к. это нередко тормозит  развитие речи ребёнка. Взрослые должны предъявлять ребёнку образец правильной речи;
  • Каждый день читайте ребёнку стихи и сказки по возрасту, не сердитесь, если придётся много раз читать одну и ту же книгу, поддерживайте познавательный интерес; рассматривайте картинки в книгах, задавайте вопросы о прочитанном;
  • Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы;
  • Обязательно поправляйте речевые ошибки, допущенные ребёнком (согласование слов в предложении, употребление предлогов…);
  • Во время общения приучайте ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает правильную артикуляцию звуков;
  • Называйте  всё, что видит или делает ребёнок;
  • ОЧЕНЬ часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них проблема скушать яблоко или морковку, не говоря о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. 
  • Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. 
    По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме, но и окружающим.
  •        Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
           1. Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами. 
           2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе. 
           3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструктор (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками. 
           4. Организуйте игры с пластилином, тестом. 
           5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или      песок для эффекта массажа. 
           6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания. 
          7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки,  скорлупки, початки и т. д.) .
          8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии. 
          9. Давайте детям лущить горох и чистить арахис. 
         10. Запускайте пальцами мелкие волчки. 
         11. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами. 
         12. Режьте ножницами. 


                                      Дорогие Родители!
                Вызывайте положительные эмоции у ребенка!

Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например:

«Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т. д. 

  • Помните, чтобы  Вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.

 

Выполнила: учитель – логопед

                                                                                         Н. А. Носкова



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

« Подготовка органов артикуляции

к постановке звуков»

Причины нарушения звукопроизношения

Факторов, влияющих на качество звукопроизношения несколько. Перечислим такие общепринятые, как

-нарушение строения и дефекты артикуляционного аппарата,

- снижение общего тонуса организма, ведущее за собой и снижение тонуса мышц артикуляционного аппарата,

- речевая среда.

Этапы работы над коррекцией звукопроизношения

А) Подготовительный этап, целью которого является подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.

Б) Этап непосредственно постановки звука.

В) Этап постепенной автоматизации звука

(в слогах, в словах, во фразах, в потешках, в связной речи)

Г) Этап дифференциации звуков (сходных по звучанию, по месту образования и т.д.)

      Артикуляционная гимнастика - является основой для формирования артикуляционного праксиса - говоря своими словами основой для развития артикуляционного уклада звуков.

Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности губ, языка, а также учит быстро находить определенные положения этих органов, необходимые для звука, над которым проводится работа

Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, постановкой звуков должен заниматься логопед! Уважаемые родители некоторые из вас, может быть, считают, что они смогут воспитать у ребенка правильное произношение, многократно повторяя чистоговорки и скороговорки. ВЫ и не подозреваете, что сначала ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук, затем закрепить его в слогах, словах, а только потом во фразе и тексте. Но, хотелось бы ещё раз повториться, постановкой и автоматизацией звуков можно заниматься только под руководством логопеда.

При выполнении арт. гимнастики идёт опора на три анализатора –

слуховой, речевой и зрительный:

слуховой анализатор - слышим установку, как выполняется упражнение;

речевой анализатор - пробуем выполнить это упражнение;

зрительный анализатор - видим образец и в зеркале сравниваем - правильно ли мы выполнили это упражнение.

          При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность - идти от простых упражнений к сложным, поэтому мы сначала разучиваем основной комплекс арт. гимнастики, а затем специальные упражнения на определенный звук. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом. На первых занятиях мы выполняем упражнения двукратно, главное, чтобы оно было выполнено качественно. Затем количество повторений увеличивается - доводим до 10-15 раз, выполняем упражнения под счет - учимся удерживать позу.

       Взрослый должен показать ребенку, как правильно выполнять все упражнения. Для этого, дорогие родители, вам необходимо самим научиться выполнять арт. гимнастику.

       Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас, ведь для их выполнения необходим определенный навык. Комплекс арт. гимнастики необходимо выполнять ежедневно в течение 5-7 минут - перед зеркалом!

Сроки постановки звуков

        Каждый ребёнок индивидуален, имеются ввиду не только стартовые физические, интеллектуальные возможности, но и психологические особенности данного возраста. Поэтому сроки постановки и автоматизации звуков у всех будут разными. Не сравнивайте успехи вашего ребёнка с успехами других детей. А своими сомнениями делитесь со специалистом.

       При выполнении домашних заданий с ребенком - вам в помощь - тетрадь, в которой все упражнения описаны.

Выполнила: учитель – логопед

                                                                                             Н. А. Носкова

Ну а теперь, приступим. Возьмите в руки зеркало. Сейчас я буду зачитывать название арт. упражнения, описание его выполнения, после чего выставлю картинку - опору, а затем вместе проконтролируем правильно ли вы выполнили упражнение - я пройду, посмотрю, а вы проверите себя в зеркале. Если выполнение упражнения вызовет затруднение, то я сама буду показывать правильно выполненное упражнение - для образца.

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков

Самым эффективным средством подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков являетсяартикуляционная гимнастика. Эти упражнения разработаны для разных групп мышц. Есть упражнения общей артикуляционной гимнастики. Есть специальные упражнения для постановки определённой группы звуков.

Упражнения артикуляционной гимнастики

«Бублик» - рот широко открыт (как при произношении звука А).

«Дудочка» - губы вытянуты вперёд (как при произношении звука У).

«Улыбка» - утрированная улыбка при сжатых зубах, видны верхние и нижние зубы.

Чередование трёх вышеуказанных упражнений (быстрая смена артикуляционных укладов).

«Лопатка» - широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Иголочка» - узкий напряжённый язык удерживаем на весу,  рот  широко открыт.

«Качели» - рот широко открыт, кончиком языка достаём попеременно до верхней и до нижней губы.

«Часики» - рот широко открыт, кончик язычка «бегает» из одного уголка рта в другой.

«Карусель» - рот широко открыт, кончик языка по окружности облизывает губы.

«Чашечка» - рот открыт, края и кончик языка на весу загибаются вверх, образуя форму чашечки.

«Киска сердится» - губы в улыбке, кончик язычка спрятан за нижние зубы, спинка языка приподнята.

«Маляры» - рот открыт, кончиком язычка, как кисточкой, «красим» верхнее нёбо назад – вперёд.

«Грибок» - присосать язычок к верхнему нёбу, растягивая подъязычную уздечку.

«Лошадка» - цоканье, рот открыт.

«Барабан» - рот открыт, кончиком язычка ударять по бугоркам за верхними зубами, произнося: д-д-д-д…

Упражнения артикуляционной гимнастики выполняют перед зеркалом по 3-5 раз, удерживая язык в заданном положении до 10 секунд.

Для некоторых детей упражнений артикуляционной гимнастики бывает недостаточно (дизартрия, моторная алалия). В этих случаях логопед может предложить ребёнку курс логопедического массажа. Родители приносят необходимые  для осуществления массажа платочки.

Подготовительный этап в работе по исправлению звукопроизношения.

Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука.

На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:

формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;

формирование направленной воздушной струи;

отработка опорных звуков;

развитие мелкой моторики рук;

развитие фонематического слуха.

Формирование правильных движений органов артикуляционного аппарата осуществляется с помощью артикуляционной гимнастики. Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности губ, языка, а также учит быстро находить определенные положения этих органов, необходимые для звука, над которым проводится работа. Очень важно, чтобы упражнения выполнялись целенаправленно и качественно, так как от этого во многом зависит постановка звука.

Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, то есть для достижения конечного результата используется зрительный контроль. Со временем зеркало можно убрать, функции контроля возьмут на себя собственные кинестетические ощущения.

Если в процессе выполнения артикуляционной гимнастики какое-то движение не получается, можно использовать механическую помощь. Например, поднять язык за верхние зубы с помощью ручки, чайной ложки или своими пальцами, обернутыми в чистый носовой платок. (Наверное, не стоит напоминать, что Ваши руки должны быть тщательно вымыты.)

Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так как в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык. Мы говорим на выдохе, любое нарушение этого правила приводит к искажению звучащей речи, поэтому работа над речевым дыханием очень важна.

Отработка опорных звуков - это работа над звуками, которые произносятся правильно, при том, что артикуляция их схожа с артикуляцией нарушенного звука. Данный вид работы включает в себя уточнение артикуляции опорного звука, утрированное произнесение его в изолированном виде, а также в слогах, словах и фразах. В дальнейшем опорные звуки используются как отправная точка при постановке нарушенного звука.

Для детей важно провести предварительное занятие, чтобы познакомить их с органами речи – губами, языком, нёбом, и т.д. Для этого можно воспользоваться Сказкой о Веселом Язычке. С помощью наводящих вопросов малыш определит, что делают его губы, язычок, где он находится (вверху, внизу), какой он (широкий или узкий). Это даст ребенку возможность сделать свои первые “открытия”, вызовет интерес к упражнениям. Примите в этой работе активное участие, попробуйте тоже выполнить упражнения, и Вы убедитесь, что это нелегкая работа, одерживайте победы вместе

Одновременно ведется работа по развитию мелкой моторики рук. Помимо специальных упражнений это могут быть настольные игры “Мозаика”, “Конструктор”, выполнение аппликаций, различные игры с пальчиками. Состояние мелкой моторики тесно связано с развитием речи, поэтому, развивая пальчики ребенка, Вы поможете ему быстрее и эффективнее овладеть речью.

Еще одним из видов работы с детьми является развитие фонематического слуха - умение на слух различать звуки, близкие по звучанию или улавливать разницу между правильным и искаженным звуками. Нужно давать ребенку возможность слушать Ваш образец и сравнивать с его собственным искаженным произношением. Таким способом Вы направите его слуховое внимание на эти звуки, покажете разницу в их звучании и выработаете стимул для преодоления нарушения.

Желаем успехов!

        



Предварительный просмотр:

Развитие фонематического восприятия

у детей дошкольного возраста.

Выполнила: учитель – логопед

                                                                                              Н. А. Носкова

        Наша речь представляет собой сложную систему звуков, которые различаются по силе, высоте, длительности звучания и тембру. Способность дифференцировать сложные звуковые ощущения, а особенно звуки речи, как наиболее звучащие, комплексы, носит название фонематического слуха.

Иначе говоря, фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Какова же роль фонематических процессов в развитии речи?

Развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонемати-

ческого восприятия. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи.

Нарушение фонематического восприятия проявляется в том, что ребёнок

не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Затрудняется определить место и последовательность звуков в слове; определить количество  звуков и слогов в слове; подобрать слово с определённым звуком или количеством  звуков или слогов; в воспроизведении слов сложной слоговой структуры; определить количество и последовательность слов в предложении.

 Словарь ребёнка  не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать  в развитии. По той же причине недостаточно  формируется и грамматический строй речи.  При недостаточно развитом фонематическом восприятии  многие предлоги,  безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми». Если у  ребенка выявлены  хотя бы лёгкие отклонения в развитии фонематического восприятия, то вероятен риск, возникновения  затруднений в овладении чтением и письмом  в школьном возрасте.

Работу по формированию фонетического восприятия  осуществляют

по следующим направлениям:

1. Развитие слухового внимания и памяти.                                                                                                           2. Развитие простых форм фонематического анализа.                                                                               3. Развитие сложных форм фонематического анализа.                                                                                                       4. Развитие фонематического синтеза.                                                                                                                            5. Развитие фонематических представлений.                                                                                                                                         6. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа.

Расскажу подробней о каждом направлении:                                                                                                                  1. Развитие слухового внимания и памяти.                                                                                                     2. Развитие простых форм фонематического анализа.

ГЛАСНЫЕ  ЗВУКИ.

Определение  гласного звука (на слух): если услышишь звук [А]  хлопни в ладоши

- в ряду других гласных                                                                                                                                             - в начале слова (в ударной позиции, в безударной позиции)

Вычленение  заданного гласного звука (на слух):                                                                                                                     - из ряда гласных (в начальной позиции  УИА – АИО – ОИУ - АУЭ)                                                                                                                        - из серии слогов (с повторяющимся гласным звуком УП – УС - УК)                                               - из слова (в начальной позиции под ударением)                                                                                                               - из слова (гласный в середине слова под ударением)

СОГЛАСНЫЕ  ЗВУКИ

Определение  согласного  звука (на слух): если услышишь звук [М]  хлопни в ладоши:

- начального звука в слове                                                                                                                - последнего согласного в слове                                                                                                     - согласного в середине слова

Определение согласного звука на слух в начальной позиции                                                                             - из серии слогов (ОП – АП – УП;  ТА – ТО – ТУ)                                                                                     - из слова

Определение последнего согласного в слове.                                                                                              

3. Развитие сложных форм фонематического анализа

Развитие навыка определять количество звуков в слове:                                                          - определение количества звуков в слове;                                                                                           - обозначение количества звуков в слове (фишками, на звуковой линейке);                  - отбор картинок с заданным количеством звуков;                                                                                                                                                          - определение количества согласных (гласных) звуков в слове.

Развитие навыка определять последовательность звуков в слове.

Развитие навыка определять место звука в слове:                                                                                             – определение позиции звука (начало, середина, конец  слова)                                                                  - определение позиции звука на схеме.                                                                                               – определение «соседей» заданного звука справа и слева.                                                                        – определение порядкового номера заданного звука.                                                                        – составление звуковых схем слова                                                                                                           – подбор картинок (слов) к звуковым схемам

4. Развитие фонематического синтеза                                                                                                          

Составление слов из звуков:                                                                                                       - предъявленных по порядку,                                                                                                                            - в разнобой,                                                                                                                                  - составление слов из предъявленных звуков с помехами (хлопки, временный перерыв, каким-либо словом). Пр: С, затем О, потом К, назови слово (СОК).

Составление слов из первых звуков названий картинок                                                                               (пример:  картинки - лодка, утка, капуста  - ЛУК)

5. Развитие фонематических представлений.

Подбор слов на определённый заданный звук. (Придумай слова со звуком ....)

Подбор слов с заданным количеством звуков 3,4,5 ...

Подбор картинок с определённым количеством звуков.

Подбор слов со звуком в заданной позиции (начало, середина, конец слова).    

6. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа      

Подбор картинок с заданным звуком с  определение количества звуков  в слове.

Подбор слов с определённым количеством звуков и заданной позицией звука (начало, середина, конец слова)

Добавление различного количества звуков к заданному слогу ПА – ПАР,                                  слову ПАР – ПАРК.

Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов,  суффиксы, приставки, выделяют предлоги в предложении и т.д. Это очень важно при формиро-

вании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый  звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего звука, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важной предпосылкой для правильного обучения грамоте. Нарушение фонематичес-

кого восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и тормозит развитие связной речи.

 Известно, что  отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения.

Игры для развития фонематического восприятия:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ:

«Красный — белый»

Цель: Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Оборудование: По два кружка на каждого ребенка (красный и белый). А

Описание игры: Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет—поднимают белый кружок.

                                                   «Цепочка слов»                                                                                                                               Цель:  Определение первого и последнего звука в слове.                                                       Оборудование:   Предметные картинки.                                                                                                                                                                                                                                         Описание игры: Подобрать слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего (МОСТ–ТАРАКАН–НОСКИ-ИГОЛКА – АВТОБУС).

«Кто больше?»

Цель: Нахождение звука в названиях предметов по картине.

Оборудование: Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.

Описание игры: Педагог показывает детям картину, например «Огород». После рассматривания «картины педагог предлагает рассказать, что собирают пионеры на огороде. Затем перед детьми ставится задача - сказать, в названии каких предметов имеется звук [Р] (звук [с] ). За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.

«Кто внимательнее?»

Цель: Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование:  Картинки на определенный звук,

Описание игры: Дети сидят за столами. Педагог говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесенных мною словах. Кто угадает, тот поднимет руку». Затем педагог показывает и называет картинки, которые начинаются, например: со звука [с]. Санки, стакан, сумка, слон, скамейка. Дети говорят: [с]

Педагог: «Правильно, все эти слова начинались со звука  [с]  назовите  их». Дети вспоминают, и называю  слова. Потом они сами должны придумать слова с этим звуком.

«Звенит — жужжит»

Цель:  Дифференциация   звуков   [з—ж].

Описание игры:  Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук [з] или [ж]. Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему слово. Если водящий слышит в слове звук [з], то он говорит: «Звенит», если слышит звук [ж], то говорит: «Жужжит». Оцениваются и ответы водящего, и придуманные детьми слова.

«Отстукивание слогов»

Цель:   Обучение слоговому анализу слов,

 Оборудование:   Барабан, бубен.

Описание игры: Дети садятся в ряд. Педагог объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое он должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо и  громко слово, например МАШИНА. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.

«Телеграф»

Цель:   Обучение слоговому анализу слов.

Описание игры: Педагог говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будете по очереди их передавать по телеграфу в другой город». Первые слова педагог произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками. Сначала детям дают двусложные слова, подбирая их по степени трудности (папа, мама, окно, кровать). Затем постепенно вводят трехсложные и односложные слова (ма – ши - на, стол, дверь). Только после такой предварительной  работы можно дать детям самостоятельно придумывать слова, которые надо передавать по телеграфу,

«Угадай слово»

Цель: Составление слов с определенным количеством слогов.

Описание игры:  Дети сидят за столами, Педагог говорит: «Сейчас мы будем с вами отгадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу — отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог; вызывает одного ребенка. Вызванный должен угадать

слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущего можно выбрать кого-нибудь из детей.



Предварительный просмотр:

Развитие речевого дыхания.

 

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

- не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

- одежда не должна стеснять движений;

- не заниматься сразу после приема пищи;

- не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Дыхательные упражнения и игры.

Веселые движения.

Я люблю играть в футбол.

                    Забивать в ворота гол.

       (Имитация удара ногой по мячу)

                    Я играю в баскетбол.

         (Имитация броска мяча в кольцо).

                   И, конечно, в волейбол.

                   (Имитация паса в волейбол).

Каждая стихотворная строка произносится на выдохе, перед произнесением следующей строки

делается вдох.

«Дразнилка» или «Изобрази животное»

Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:

Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.

Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:

Кар-кар, гав-гав, жу-жу,

Бе-бе, ме-ме, ква-ква.

«Цветик - семицветик»

Загадав желание, дети отрывают по лепестку и с «волшебными» словами дуют на свой лепесток.

Лети, волшебный лепесток,

Через запад на восток.

Эники-беники, эники-е

Исполни желание мое.

«Жуки».

 

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «ж»).

Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук «ж».

Взрослый произносит рифмовку:

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.

«Мой воздушный шарик».

 

Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот, сопровождая действия детей стихотворным текстом:

Вариант 1.

Мой воздушный шарик, раз, два, три.

Легкий, как комарик, посмотри.

Носом я вдыхаю, не спешу,

За своим дыханием слежу.

Вариант 2.

Каждый день я в шарик дую,

Над дыханием колдую.

Шарик я надуть стремлюсь

И сильнее становлюсь.

«Дыхание».

Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку:

Носиком дышу свободно,

Тише – громче, как угодно.

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он, и я, и ты.

(Вдохи всем телом после каждой строчки).

«Горка»

Для этой игры нужна горка.

Задача ребенка – сдуть киндер – игрушку с горки:

Бегемот на горку сел,

Прокатиться захотел.

Сейчас ему я помогу

С ветерочком прокачу.

«Автомобили»

По команде «водители» начинают дуть на бумажные автомобили, перемещая их к финишу.

Мотор гудит, настал черед

Быстрее вырваться в перед.

Как надо ездить, покажу,

И первым к финишу приду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:Ваш ребенок идет в первый класс: что он развивает?

Ваш ребенок идет в первый класс: что он развивает?Несмотря на то, что первоклассник уже имеет большое количество навыков, в том числе и интеллектуальных, есть вещи в развитии его психики, которые он б...

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:Ваш ребенок идет в первый класс: что он умеет?

Ваш ребенок идет в первый класс: что он умеет?Речь пойдет не об интеллектуальных навыках и как приобрести. И не о способности слушать старшего или уживаться в коллективе. Речь пойдет об особенностях д...

Консультация для родителей "Ваш ребенок идет в первый класс!"

      Переход к школьному обучению сопровождается существенной перестройкой всей социальной ситуации развития ребенка, расширением круга значимых лиц. Центральной фигурой в...

Консультация для родителей на тему "Что должен знать ребенок, идущий в первый класс"

Что должен знать ребенок, идущий в первый класс 1. Назови свою фамилию, имя, отчество.2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.3. Где и кем работают родители.4. Сколько тебе лет? А сколько буд...

На будущий год ваш ребенок пойдет в первый класс.

Рекомендации для родителей дошкольников, которые пойдут в первый класс....

Скоро ваш ребенок пойдет в первый класс

Скоро ваш ребёнок пойдёт в первый класс...