Консультация для родителей
консультация по теме

Ольховченко Валентина Николаевна

 

Консультация для родителей.

Тема:

«Традиции семейного воспитания.

 Речевая культура дошкольников.»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_roditeley.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Тема:

«Традиции семейного воспитания.

 Речевая культура дошкольников.»

Составила воспитатель                           Ольховченко В.Н.

г. Таганрог

2013 г.

Сегодня мы постоянно слышим о кризисе семьи и культуры. Вульгарная речь, грубый тон, нецензурные выражения, слэнг, стали обыденным явлением. На таком языке сейчас говорят и взрослые, и дети.

Дети раннего возраста очень чутко реагируют на интонационную речь, особенно на ласковые или обидные слова, сказанные, не обязательно в их адрес, а даже по отношению к другим. Поэтому так важно родителям в кругу семьи и в общественной среде избегать грубых, негативных высказываний, обращений и сравнений несущих скрытую или явную угрозу. Стараться быть примером для своих детей и окружающих.

 К. И. Чуковский в своей книге «От 2 до 5» во второй главе «Подражание и творчество. Детское чутье языка.» - делает вывод, что дети познают родной язык со всеми его прелестями, тонкостями, суффиксами, приставками, в достаточно короткий период времени, со свойственной детям любознательностью и доверием.

На особенность познания дошкольником окружающего мира через родное слово обращали внимание и русские педагоги XIX столетия. Одним их первых эту проблему стал изучать К. Д. Ушинский, он призывал родителей к внимательному и бережному развитию в детях чувства слова, которое берет начало в речевых традициях семьи.

К. Д. Ушинский писал: «Язык, созданный народом, развивает в ребенке способность, которая создает в человеке слово и которая отличает человека от животного, развивает дух».

На формирование речевой культура дошкольника оказывает влияние семейное воспитание, особенности этого воспитания пытались выяснить педагоги Е. И. Тихеева, А. М. Калмыкова, полностью поддерживая точку зрения К. Д. Ушинского, К. И. Чуковского.  

Е. И. Тихеева отмечает, что младенец уже рождается с даром слова, развитие его языка начинается с первого года жизни, навыки правильной речи приобретаются в семье. То, что воспринимает слух ребенка в первые годы жизни, является фундаментом, на котором воздвигается все здание его речи.

В своем докладе на Первом Всероссийском Съезде 1913 года по семейному воспитанию, она справедливо полагает, что язык ребенка способствует самоопределению его души, поэтому «язык – главный предмет в деле воспитания». Детей, Елизавета Ивановна, называет «мастерами слова», которые только в нормальной обстановке и атмосфере семьи могут до конца реализовать данную им свыше   способность познания окружающего мира через богатство родной речи.

Е. И. Тихеева, исходя из этого, дает родителям советы практического характера, направленные на формирование речевой культуры детей. Во-первых, с осторожностью относиться к своей речи, помнить о том, что дети  подражают родителям. Во-вторых, избегать трудных, не понятных слов и выражений. А главное, говорить медленно, отчетливо, внятно. Общаться с ребенком на родном языке. Читать, рассказывать, беседовать с детьми.  «Если вы хотите усмирить детей, овладеть ими – обратитесь к ним с живой сказкой, рассказом, песенкой» - говорила Е. И. Тихеева.

Размышления Е. И. Тихеевой продолжает ее современница А. М. Калмыкова. В докладе «Сказка как материал для детского чтения» в 1913 году, она настоятельно рекомендует родителям читать детям вслух. Сказки обладают высоким воспитательным и развивающим значением, источником эмоций, помогают отличать доброе от злого.

Писатель ХХ столетия С.М. Голицын, вспоминая о своем трудном детстве, с особой теплотой вспоминал о семейных вечерах, когда родители читали им вслух, ему и его сестренкам, или бабушка с дедушкой рассказывали о своей молодости: «Мы слушали не шелохнувшись с широко раскрытыми глазами».

Подобные методы семейного воспитания не только могут помочь родителям в формировании положительно-окрашенной речевой культуры ребенка, но и научат детей бережно относиться к слову. Правильная, семантически-положительная и лексически богатая речь родителей, чтение вслух, беседы с детьми – важнейшие традиции семьи, в которых заложена созидательная сила семейного   воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...