Консультации для родителей
консультация (младшая группа)


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Адаптация ребенка в детском саду»

Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:

  • нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
  • нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
  • меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

  • повышение температуры тела
  • изменения характера стула
  • нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т.е. модель его поведения находится не "стыке" двух групп, т. е. является пограничной. Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения. Далее приведена таблица, в которой представлены 3 адаптационные группы, о которых говорилось выше.

Три адаптационные группы:

гр.

1.

2.

3.

эмоциональное состояние

слёзы, плач

неуравновешен., заплачет, если рядом нет взрослого.

спокойное, уравновешенное

деятельность

отсутствует

наблюдение, подражание взрослым.

предметная деятельность или сюжетно-ролевая игра.

отношения со взрослым

отрицательные (ребёнок не воспринимает просьб воспитателя)

положительные, по инициативе воспитателя.

положительные, по инициативе ребёнка

отношения с детьми

отрицательные

отсутствуют или положительные (ответные).

положительные

речь

отсутствует или связана с воспоминанием о близких.

ответная (отвечает на вопросы детей, взрослых).

инициативная (сам обращается ко взрослым и детям).

потребность в общении

Потребность в общении с близкими взрослыми, в ласке, заботе.

Потребность в общении со взрослым, в сотрудничестве с ним и получении от него сведений об окружении.

Потребность в общении со взрослым и в самостоятельных действиях.

Ниже приведена информация, следуя которой родители и воспитатели сделают адаптационный период более лёгким и безболезненным. Итак, что должны знать и уметь родители:

  1. Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.
  2. Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
  3. Т.к каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).
  4. В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.
  5. Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
  6. Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.
  7. Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.
  8. Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.

НЕОБХОДИМО:

  • до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета).
  • в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.
  • приблизить домашние условия к особенностям д/с: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п.

Возвращаясь к вышеуказанной таблице, хочу заметить, что в зависимости от уровня навыков общения ребёнка, контакт, устанавливаемый с семьёй, должен быть дифференцирован, т.е. в соответствии с группой адаптации ребёнка должны быть определены объём и содержание работы с семьёй. Так, по отношению к детям первой группы, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй должна быть более глубокой и объёмной, предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями и психологом дошкольного учреждения.

Сразу хочу заметить, что не все мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Повторюсь, что все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Я думаю, что с Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.

При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников – за 10 – 15 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается.



Предварительный просмотр:

Манипуляция ребенком со стороны родителей

Любая манипуляция основана на эмоциональном давлении, вызывая в ребенке чувство страха, вины, стыда. Обычно этот «педагогический прием» используется, когда родители не уверены в собственном авторитете, хотят обеспечить свой покой, ограничив передвижение ребенка в пространстве, а также самоутвердиться за счет ребенка и компенсировать собственные комплексы.

То есть манипуляция – это всегда игра, подменяющая реальные детско-родительские отношения. Игра, в которой инфантильный родитель, не готовый взять на себя ответственность, сам выступает в роли ребенка. И отношения в этой игре строятся в лучшем случае по модели «ребенок – ребенок», а в худшем роль родителя (то есть активного участника, несущего ответственность за ситуацию) выпадает как раз на долю ребенка. До поры до времени родителям вполне успешно удается манипулировать детьми, и это даже приносит вполне заметный результат, и лишь спустя много лет родители начинают пожинать отнюдь не сладостные плоды воспитания.

Колин отец догадывается: если он сходит в школу, то почти наверняка услышит что-то не слишком лестное о своем сокровище. Правда, идти туда без вызова у него никакого желания нет. Зато можно воспользоваться ситуацией в своих целях. Время от времени отец задумчиво, как бы в пространство, роняет:

– Давненько я не был у тебя в школе. Может, выбрать время, сходить...

А спустя некоторое время обычно следует малоприятное поручение, отказаться от которого ребенок не в силах: ведь отец недвусмысленно намекнул, что в противном случае и вправду найдет время повидаться с классной руководительницей, и тогда серьезного «разбора полетов» не избежать.

До определенного возраста подобные методы действуют безотказно. Правда, со временем ребенок, скорее всего, поймет технологию подобных приемов, и сам возьмет их на вооружение. И тогда уж вам придется жить в страхе перед постоянными угрозами подросшего чада: «Брошу школу», «Убегу из дома».

Гиперопека. Ситуация прямо противоположная: родители надышаться не могут на свое чадо, защищают его от малейшего ветерка, кормят по тщательно сбалансированному меню, оберегают от потенциального контакта с инфекцией, провожают в школу чуть не до десятого класса. В результате у ребенка складывается впечатление, что мир полон страшных опасностей: неизлечимых болезней, бешеных собак, маньяков, террористов и пьяных водителей. Но именно этого-то и добиваются, сознательно или бессознательно, родители: ведь защитить своего кроху в этом безумном, безумном мире могут только они, любящие и сильные. И он, маленький и несмышленый, находится от них в полной зависимости.

Хотя такой подход требует от родителей колоссальных затрат сил и времени, это гораздо проще, чем научить ребенка самостоятельно справляться с трудностями. Отпустить одного в школу, начать обливания холодной водой, доверить самостоятельно готовить уроки – значит взять на себя действительно серьезную ответственность, к которой инфантильные родители-манипуляторы не готовы. Да и самостоятельный, привыкший отвечать за свои поступки ребенок уже не будет безропотно подчиняться родительской воле: у него есть собственный, а не позаимствованный у родителей жизненный опыт, свой, независимый взгляд на мир. Если чадо сопротивляется гиперопеке, дерзко пытается проявить волю, тут-то самое время вспомнить о той жертве, которую вы принесли во имя счастья своей кровиночки. «Как ты можешь бросить музыкальную школу? Ведь ради того, чтобы возить тебя на занятия, мне в свое время пришлось уйти из аспирантуры!» «Я столько лет во всем себе отказывала, чтобы вывозить тебя на море, а теперь ты хочешь бросить меня одну и идти в поход?» Среди сверхопекающих родителей больше всего одиноких мам, самостоятельно воспитывающих сыновей. Покинутая или обиженная мужем, женщина все свои силы сосредоточивает на сыне: уж этого-то она никому не отдаст! Над этим мужчиной у нее есть власть, которую никому не одолеть! Мать регулярно дает ребенку понять, что именно из-за него она не устроила личную жизнь: «Я бы не раз могла выйти замуж, но боялась, что отчим будет плохо к тебе относиться» или «Кому я нужна с ребенком, вон сколько свободных женщин». За отказ от женского счастья мама требует от сына непомерно высокой платы: безраздельной любви и преданности. Она с подозрением относится к приятелям мальчика, ревниво посматривает на появляющихся в доме девочек, а когда дело доходит до серьезных отношений, и вовсе принимает возможную невестку в штыки. В особо тяжелых случаях мужчине удается, наконец, жениться только после смерти матери. Но и женившись, «мамочкин сыночек» не становится взрослым: он не привык строить партнерские отношения и требует от своей жены столь же безраздельной преданности и опеки, как привык получать от матери.

Мистер и миссис Совершенство. Ребенку, которому достались родители-перфекционисты, не позавидуешь. Все детство он постоянно слышит: «В нашей семье все и всегда были только медалистами», «Когда твоя мама выступала в музыкальной школе на выпускном экзамене, весь зал плакал», «Знал бы твой покойный дедушка...», «Я читала эту книгу, когда училась во втором классе, а ты уже в пятом». Словом, «мы – идеальная семья, и ты обязан соответствовать принятым у нас высоким стандартам».

Нет, родителей-перфекционистов не упрекнешь в том, что они не уделяют ребенку внимания. Наоборот, они буквально с первых дней жизни малыша заботятся о его физическом и интеллектуальном развитии, водят в разнообразные кружки и секции, выбирают ему лучшую школу. Но и сам он должен быть лучшим из лучших: отличником, лауреатом, чемпионом, дополняя своими успехами респектабельный образ безупречной семьи. Ребенок все силы тратит, чтобы оправдать ожидания родителей, но разве можно достигнуть совершенства, если его на самом деле не существует? После очередного соревнования пли концерта он в лучшем случае услышит: «Неплохо, но ты способен на большее!», «Пятерка в году – это, конечно, хорошо, но ты вспомни, сколько у тебя было текущих четверок!»

Словом, родители, манипулируя чувством вины и ответственности, постоянно дают ребенку понять, что он, в общем-то, недостоин любви своих мамы и папы, безупречных во всех отношениях. От природы робкий, ведомый ребенок при таком подходе вырастет слабым и безынициативным, будет бессознательно стремиться оказаться во власти тех, кто его унижает, и вряд ли сможет достичь тех заоблачных высот, к штурму которых его готовят едва ли не с рождения.

Сильные, независимые натуры быстро понимают природу родительских манипуляций и начинают сопротивляться им всеми доступными способами: лгут, чтобы хотя бы мизерная часть их жизни проходила вне родительского контроля; болеют, чтобы получить хоть каплю «безусловной» родительской любви и ласки. В переходном возрасте именно такие «благополучные» дети часто попадают в самые ужасающие компании, словно пытаясь своим поведением сказать родителям: а таким – будете меня любить? И уж почти наверняка свою взрослую жизнь они будут строить только вопреки родительскому сценарию.

Мнимый больной. Лизина мама, просматривая дочкин дневник, никогда не ругает ее за плохие оценки, но обязательно каждый раз бросает вскользь: «Когда у тебя двойка или замечание, у меня всегда болит сердце. Так что ты уж лучше не уходи на улицу, а то вдруг и «скорую» некому будет вызвать. С этим шутки плохи. Останешься без мамы...»

Перед нами – блистательный пример манипуляции под названием «мнимый больной». Мама не только спекулирует на девочкиной любви (ну разве можно плохо учиться, если мама из-за этого болеет?), но и закрепляет эффект, взывая к вполне эгоистичным струнам детской натуры: если маме будет плохо, придется с ней сидеть, вместо того чтобы идти гулять. Некоторые родители пользуются этим «верным» средством постоянно. Правда, со временем они рискуют оказаться в положении мальчика из известной притчи, кричавшего «Волки, волки!», чтобы привлечь к себе внимание. Если мама по любому поводу хватается за валидол, то рано или поздно само понятие «мамина болезнь» рискует быть обесцененным, и выросший ребенок просто не придет на помощь постаревшей маме, приняв настоящую болезнь за очередную попытку манипуляции.

Постоянные обиды. Пожалуй, нет такой семьи, в которой не нашлось бы бабушки, тетушки или двоюродного племянника, терроризирующего всю родню постоянными обидами. Технологию подобных манипуляций гениально описал великий Алан Милн, создав неповторимый образ ослика Иа: главное, казаться кротким и покорным, делать вид, будто с готовностью принимаешь свою тяжкую участь вечно забытого, незаслуженно обиженного. Чем вызываешь перманентное чувство вины у окружающих.

Вот ключевые фразы, которые произносят в подобных ситуациях:

  • Иди и радуйся, и не думай о том, что у меня болит голова.
  • Не беспокойся обо мне. Зачем тебе думать о таких пустяках.
  • Я рада, что это случилось со мной, а не с тобой.

Может хватить и выразительного взгляда. Овладев техникой «страдания», можно затерроризировать любого, даже очень стойкого человека и уж тем более полностью подчинить себе хрупкую волю ребенка.

Любовь как «твердая» валюта. «Раз ты так себя ведешь, я тебя больше не люблю!», «Живи как знаешь, меня это больше не интересует!», «Всё, я с тобой больше не разговариваю!»

Какому ребенку хоть раз в жизни не доводилось слышать эти страшные слова! Что может быть ужаснее, чем потерять родительскую любовь! Рушится вся вселенная, весь крохотный мирок, движущей силой которого была любовь мамы и папы. Да он на всё что угодно пойдет, лишь бы вернуть ее! Можно использовать тот же прием и с противоположным знаком: «Ты, наверное, совсем не любишь свою маму, ведь когда любят, заботятся, стараются не расстраивать! А ты опять не слушаешься!»

Ну, конечно же, он любит маму и обязательно, изо всех сил постарается ей это доказать!

Вот как, оказывается, удобно: скажешь волшебные слова, и все проблемы решены. Правда, услышав их раз, другой, третий, десятый, ребенок начинает понимать, что ничего непоправимого не произошло: достаточно выполнить требуемое, и любовь вернется.

Одновременно малыш усваивает и кое-что еще: его любят не безусловно, не просто потому, что он есть, а за то, что он слушается, убирает комнату, делает уроки, а значит, и родители должны подкреплять свои чувства чем-то весомым: игрушками, сладостями, развлечениями. Так обесценивается само понятие любви, превращаясь из всепоглощающей стихии в разменную монету детско-родительских конфликтов, а то и вовсе в пустой звук.

Искусство брать на себя ответственность. Манипуляция, хоть и дает впечатляющий эффект, в дальнейшем приносит весьма нерадостные результаты: дети родителей-манипуляторов вырастают слабыми, безвольными, безответственными, эмоционально зависимыми, а потом и сами становятся такими же инфантильными родителями.

Как же разорвать этот порочный круг? Лучший способ – с самого раннего возраста начинать строить с ребенком партнерские «взрослые» отношения: не диктовать безапелляционно свою волю, а учить принимать самостоятельные решения и отвечать за их последствия, аргументированно отстаивать свою точку зрения и в то же время принимать и уважать чужую. Правда, для этого сначала придется самим научиться этому искусству. И тогда не понадобится весь богатый и разнообразный инструментарий манипулятора, о котором говорилось выше. Ведь в серьезных, доверительных отношениях любящих и уважающих друг друга партнеров манипуляции места нет.



Предварительный просмотр:

Готовим ребенка к школе: Вопросы и ответы

Вопрос: Готовим ребенка к школе дома. Узнали о требованиях школы, в которую хотели попасть. Трудность в следующем: не знаем как получить более точную информацию о достижениях ребенка. Посоветуйте, какие средства могут использовать сами родители для этого?

Ответ: Методики, используемые для определения готовности к школе, довольно разнообразны. Одни учитывают лишь определенные стороны развития ребенка, другие - позволяют дать более целостную, комплексную оценку.
Родителям следует помнить, что никакой тест не даст стопроцентного прогноза успеха или неудачи, он может только подсказать, на что обратить внимание. Кроме того, даже опытный психолог не сможет проверить все стороны готовности в один присест.
Конечно, применение сложных методик - дело специалистов, и если Вы хотите получить более объективное и полное представление об уровне школьной зрелости ребенка - обратитесь к ним.
Хорошие ориентиры для определения значимых показателей готовности ребенка к школе заложены в новую программу обучения развития дошкольника "Истоки".


Вопрос: Что можно сделать, чтобы воспитать внимание, сосредоточенность у ребенка, преодолеть его рассеянность?

Ответ: Рассеянность - это психическое состояние, для которого характерно отсутствие сосредоточенности, внимания. Рассеянный ребенок не умеет выделять главное при наблюдении в деятельности, следовать четкому порядку, быть организованным и исполнительным.

Обычно рассеянность - это результат неправильного воспитания. Если ребенок приучен к порядку, усвоил навыки дисциплины и организованности, привык заканчивать начатое дело, он не может быть рассеянным. И наоборот, если родители позволяют нарушать режим, а беспорядок в уголке ребенка и его забывчивость расценивают как мелочи, то незаметно в поведении дошкольника появляются неорганизованность и рассеянность. Эти качества особенно отрицательно скажутся в школьном возрасте. Рассеянному школьнику трудно учиться, он отвлекается, не слушает объяснение учителя, может не выполнить задания. Поэтому прежде всего не следует упрекать дошкольника и наказывать его за несобранность, забывчивость, неаккуратность.
Необходимо терпеливо тренировать его в правильном поведении, учить преодолевать свои недостатки. Для этого должен строго соблюдаться четкий режим дня. Приучая ребенка к выполнению режима, ему напоминают, что нужно сделать, контролируют его действия. Постепенно соблюдение режима войдет в привычку, ребенок научится ответственно относиться к различным обязанностям.
Внимательность, сосредоточенность ребенка лучше всего тренируется в игре. Например, возьмите много мелких предметов (пуговицы, гвоздики, орехи, камешки), рассыпьте их по столу. Пусть ребенок постарается запомнить, какие вещи лежат на столе. Закройте предметы бумагой и предложите сыну (дочери) назвать все, что лежит под ней.
Или еще одна игра. Поставьте рядом 5-6 игрушек. Ребенок закрывает глаза, а в это время с игрушками происходят какие-то изменения. Исчезает одна из игрушек, добавляется новая, меняется их расположение. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что изменилось. Иногда рассеянность ребенка вызывается болезнью, временным ослаблением
всего организма. В этом случае необходимо укрепить здоровье ребенка, наладить его питание и отдых.
Рассеянность вызывается также подавленностью, плохим настроением. Это уже зависит от обстановки в семье.


Вопрос: Мой ребенок "домашний", т.е. никогда не посещал детский сад. Через год ему пора в школу. Где моего ребенка смогут подготовить к школе?

Ответ: Наш совет - найти детский сад, в котором работает "Группа развития". Группы эти бывают разновозрастные и одновоз-растные. Дети посещают разнообразные занятия: музыкальные, художественную гимнастику, изостудию, обучение чтению и счету и т.д. Форма занятий, в основном, игровая, дети много двигаются, общаются в доброжелательной обстановке. Кроме этого, у детей есть время вне занятий общаться друг с другом (с ровесником, ребенком помладше), с малознакомыми взрослыми. У Вашего ребенка вырабатываются свои формы и нормы общения с человеком любого возраста. Ведь для того, чтобы Ваш ребенок не подвергся сильному стрессу в начале своей учебной деятельности, ему нужно приобрести характерные черты ребенка, готового к школе:

  1. умение войти в общий разговор (достигается разнообразным общением, о котором мы говорили);
  2. умение войти в общий темп и ритм занятия (музыкальные и занятия гимнастикой очень важны);
  3. умение удержать состояние работоспособности на протяжении всего занятия;
  4. умение найти напарника для работы (ребенок изучает во время занятий, игр способности других);
  5. умение самому доводить дело до ожидаемого эффекта.

И, если нет возможности посещать детский сад постоянно, то такая "Группа развития" поможет Вашему ребенку приобрести эти умения.


Вопрос: Наш ребенок (ему 5,5 лет) во время совместных прогулок задает очень много вопросов. Не дослушав ответ на один, тут же задает другой. Надо ли торопиться отвечать на все его вопросы или поступить как-то по-другому?

Ответ: Прежде всего надо порадоваться тому, что Ваш ребенок проявляет интерес к окружающему миру, умеет удивляться и стремится поделиться этим с Вами. Но разобраться с тем, почему ребенок не дослушивает Ваши ответы, нужно. В данном случае нам необходимо обратиться к двум важнейшим сферам жизни ребенка: общения и познания. Бывает так, что вопросы ребенка и не направлены на то, чтобы получить ответ, они задаются исключительно для того, чтобы привлечь внимание взрослого, насладиться общением с ним. Неважно, что отвечает взрослый, важно, что он общается со мной, уделяет мне внимание. Все это вполне естественно.
Вместе с тем, именно от взрослого, его позиции зависит, чтобы такое общение стало еще более полезным и наполняло познавательный опыт ребенка, готовящегося к школьной жизни, новым содержанием.
Известно, что ребенок - дошкольник не готов слушать долгий монолог взрослого и очень стремится к диалогу с ним.
Попробуйте привлечь самого ребенка к ответам на его же вопросы. Подумайте вместе, порассуждайте, задавая ребенку встречные вопросы. Возможно нужно вместе понаблюдать, выделяя самое важное. Поиск ответа непременно заставляет сравнивать, анализировать, обобщать, развивать речь.
Порадуйтесь вместе с ребенком найденному ответу, сделанному откровенно. Если ответ не найден - это повод обратиться к книге, другому человеку и т.д.
Важно учить ребенка слушать и слышать другого человека. Задача эта очень непростая, но, вместе с тем, и чрезвычайно важная. К этому нельзя принуждать, но нужно приучать. Многое зависит от того, умеете ли Вы выслушать ребенка, помочь ему высказать свою мысль, отношение. Уважайте вопросы, мнения, суждения ребенка (даже если они ошибочны или чем-то Вас не устраивают). Помните, что вопросы - показатель познавательной активности, любознательности.
Общение с ребенком по поводу познания - важнейшее средство развития мышления и речи, памяти, воображения, внимания, эмоциональной и волевой сферы. Не отмахивайтесь от вопросов детей - Вы рискуете потерять их доверие.


Вопрос: Не знаю, что случилось с дочерью: всегда послушная и ласковая, она превратилась в упрямого грубого ребенка, часто капризничает и не хочет посещать прогимназию? Что делать?

Ответ: Картина, описанная вами, типичная для психологического кризиса детей 7-летнего возраста. Одно из самых характерных поведенческих проявлений кризиса этого возраста заключается в потере детской непосредственности. Ребенок этого возраста может начать манерничать, капризничать, его поведение беспричинно становится неуправляемым. Это объясняется тем, что если раньше ребенок поступал ситуативно и непосредственно, то в этом возрасте его поведение становится более произвольным - ребенок сознательно принимает на себя какую-то роль, может не всегда подходящую к ситуации, а затем ведет себя в соответствии со взятой ролью. Отсюда и неестественность поведения и беспричинные смены настроения. Но это все пройдет. Останется способность действовать не только под влиянием эмоций, но преобразовывать их и подчинять чувству. В этом возрасте происходит перестройка не только психического, но и физиологического развития. Нервная система дошкольника более пластична, более способна к развитию, но она и более уязвима. Нервные механизмы произвольности только формируются. И если преждевременно включить ребенка в деятельность, требующую произвольности внимания, памяти, восприятия, то это нанесет большой вред здоровью Вашего ребенка, а знания не пойдут впрок.
Одним из наиболее действенных Ваших помощников является игра. Сюжетно-ролевая игра научит ребенка приобретать опыт поведения в разных ситуациях, изменять его в зависимости от сюжета. Желательно, чтобы в такой игре у ребенка были партнеры-сверстники, и он будет поставлен перед необходимостью согласовывать с ними свои действия, подчиняться общему замыслу. Полезно сыграть роль капризного, упрямого персонажа, ощутив на себе реакции партнеров по игре и последствия такого поведения героя (по сюжету).
Очень эффективны и игры с правилами. Вопрос о том, отдавать ли ребенка в прогимназию или группу "Развитие" в детском саду посоветуем Вам решать со специалистами-психологами. Будьте терпеливы, не действуйте давлением, наказанием, но и не считайте проявления грубости естественными.


Вопрос: У меня очень послушная девочка, мы в семье с ней не испытываем трудностей. Но когда мы приходим в гости, то она замыкается, краснеет, волнуется. Все дети читают, что-то рассказывают, поют, а наша дочь еле лепечет, просит нас поскорее уйти домой. Ей уже 7-й год, скоро идти в школу, а она такая робкая, тихая, сторонится общения. Мы ей уже не раз говорили - нельзя быть такой. Как сделать, чтобы она свободно общалась и со сверстниками, и со взрослыми. Нас волнует, как же она в школе будет общаться и учиться?"

Ответ: Возможно, Вы очень строги с Вашей дочерью дома, постоянно ругаете за промахи, возможно и замечания в ее адрес делаете в присутствии ее друзей, взрослых. Девочка чувствует от этого свою неуверенность, а может быть страх, что она сделает что-то не так. Здесь, очевидно, надо изменить характер взаимоотношений с дочерью - побольше хвалить, выполнять какую-то совместную домашнюю работу, говорить ей, что ее помощь была очень кстати. Ни в коем случае не ругать за допущенные ошибки, а только показывать, как их исправлять, чтобы результат был хорошим. Тон разговора с ребенком должен быть доброжелательным, участливым. И ни в коем случае - ни с кем ее не сравнивать, а дать ей понять, что Вы ее любите такой, какая она есть.

Посоветуем и чаще приглашать в дом сверстников дочери, очень возможно что у нее недостаточный опыт общения с ними. В домашней обстановке, в роли хозяйки она будет чувствовать себя увереннее. Снять робость, скованность лучше всего поможет совместная игра, общее дело.

Идя в магазин, поручите дочери подойти с чеком к продавцу и попросить взвесить или подать товар. Если бываете в музее, в театре и других местах, незаметно организуйте опыт общения ребенка с разными малознакомыми взрослыми.

Вопрос: Жена увлекается вышиванием, плетением и прочим рукоделием и старается приобщить к этому нашего 6-летнего сына. Я же считаю, что это занятие не для мальчика. Разрешите, пожалуйста, наш спор.

Ответ: Как ни удивит папу это мнение, но занятие всяким ручным делом (а уж тем более вышиванием) имеет самое прямое отношение и к общему развитию ребенка и к проблеме подготовки его к школьным занятиям.
Если Вашего сына интересуют мамины увлечения и он проявляет желание принять в этом участие, научиться чему-то - это нужно приветствовать и поддерживать.
Нет сомнений в том, что вышивание, плетение и т.п. способствуют развитию внимания; учат усидчивости, сосредоточенности.
Никто не спорит и с тем, что подобные занятия во многом стимулируют развитие воображения, проявления фантазии и творчества, развивают чувство вкуса. Поскольку одним из важнейших показателей школьной зрелости является "готовность руки к письму" (развитие мелкой моторики, координации движений руки и глаза), то Вы сами понимаете, какой потенциал для этого в тех занятиях, которые папы считают не мужскими. Именно они помогут мальчику научиться хорошо и согласованно двигаться, разовьют глазомер и сделают движения более точными.
Что плохого в том, что мальчик научится плести, шить или вышивать? Деление на "женские" и "мужские" занятия идет только от мнения взрослых людей, и в каждой семье эти мнения не одинаковы. Может быть эти умения станут основой для выбора очень престижных профессий: портного, модельера, дизайнера, ювелира и т.д.
Если вам так хочется, чтобы мальчик заинтересовался мужским делом (научился мастерить и т.д.), то это зависит от Вас, от того примера, который он видит перед глазами.
Может быть, Вам стоит объединиться с женой и научить сына делать, например, разметку для будущей вышивки, модель для плетения и т.д.? Этим Вы только поможете его развитию, а атмосфера семьи станет благоприятнее.
В заключении отметим, что человеку сегодня важно владеть многими умениями, все в жизни может пригодиться, да и работу найти легче.


Вопрос: Недавно купили компьютер и теперь об этом очень жалеем. Сын увлекся компьютерными играми и не хочет слышать ни о каких других занятиях. А ведь нам через полгода в школу. Посоветуйте, что делать в такой ситуации.

Ответ: Нельзя не согласиться с тем, что компьютерные игры очень увлекают. И даже взрослые люди могут, забросив все свои дела (бывает, что и в рабочее время), часами просиживать у экранов компьютеров.Не опасен ли компьютер ребенку? Не мешает ли он нормальному развитию? Эти и другие вопросы волнуют современных родителей. Тревога их естественна и понятна. Но ответы специалистов на подобные вопросы неоднозначны и могут удивить родителей. Общение с компьютером может принести как вред, так и пользу. Все дело в разумной организации такого общения. Если Вы сами купили в дом компьютер, то это уже реальность, и запрещать ребенку работать с ним - противоречить самим себе. Как всякое другое занятие - компьютер требует времени и правильного применения. Конечно, сидеть перед экраном компьютера часами не рекомендуется. И даже для непродолжительного общения лучше иметь защитный экран. Ребятам 6-7 лет желательно не играть у компьютера более получаса в течение дня. Самое важное для нас, что одна из функций компьютерных игр - обучающая: она способствует развитию интеллекта детей, улучшает восприятие, память и внимание, развивает моторную координацию, координацию совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.

В любых играх детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки. Правильность решения игровой задачи зависит от того, как быстро ребенок сможет научиться движениями нужной клавиши (т.е. руки) провести изображение на экране в нужном направлении. При правильном подборе игр можно не только развивать, но и корректировать зрительно-моторную координацию.
Если Ваш ребенок станет заниматься русским языком, математикой, конструированием вместе с компьютером, то заинтересованность его в этих занятиях будет неизмеримо выше. Игры на компьютере не воспринимаются детьми в качестве занятий, но удовлетворяют их потребность в игре. Таким образом, "игровая мотивация" может помочь ребенку усвоить те знания, которые несут компьютерные игры.
Можно с уверенностью сказать, что формированию готовности к школе способствуют практически все компьютерные игры. Кроме того, существуют специальные программы, например, для формирования у детей сенсорных эталонов (цвет, форма, размер). Большое значение для развития имеют конструкторские игры, развивающие образное мышление детей-дошкольников. Специальные игры для обучения детей математике, русскому языку, логике станут вашими незаменимыми помощниками.
Итак, дело в том, что при разумном подходе компьютер станет Вашим надежным помощником. "Уход" ребенка от Вас к компьютеру связан не только с его привлекательностью, но и с Вашими отношениями с ребенком, стилем общения. Нужно помнить, что дети испытывают потребность в строительстве своего собственного воображаемого мира, который помогает компенсировать неуверенность и слабость, зависимость от взрослых в реальном мире. Компьютер дает возможность перенести в другой мир, сделать его вещественным (его можно не только увидеть, с ним можно и поиграть). Серьезный "уход" ребенка справедливо вызывает тревогу родителей. И как мы уже указывали выше, это чаще всего следствие неправильных отношений ребенка со взрослыми.


Вопрос: Наш ребенок не посещает детский сад, но дома мы создали все условия для занятий: покупаем книги, специальные тетради. Стали замечать, что Сережа всякими способами старается избежать занятий, и если поначалу с удовольствием учился считать, писать, читать, то сейчас активно не желает этого. Как вернуть интерес к занятиям, ведь до школы осталось несколько месяцев?

Ответ: Беспокойство родителей понятно, но судя по ситуации, Вы начали занятия не совсем правильно. Если поначалу ребенка привлекала новизна книги, тетради, новая позиция, то затем, когда потребовались значительные усилия, он оказался к этому не готов.
В подготовке к школе развитие умений слушать и слышать, принимать правила или инструкцию и действовать в соответствии с ними, оценивать свои действия и действия других и многие другие являются, по мнению психологов, приоритетными. У дошкольников такие умения формируются прежде всего в игре - привлекательной и привычной для детей деятельности.
Мы советуем Вам наполнить любимые Вашим ребенком занятия полезным для его развития содержанием и постараться построить общение так, чтобы вы совместно решали задачи подготовки к школьной жизни. Такие занятия не должны быть очень продолжительными, но важно, чтобы содержание их постоянно усложнялось по мере при-, обретения ребенком опыта игры и учения.

Из книги: Из книги: Как сформировать готовность к школьному обучению в условиях семьи?. - М., 1998.  

 

 



Предварительный просмотр:

            СЛИНГ: ВСЕ НОВОЕ – ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Все новое – это хорошо забытое старое. Для обеспечения безопасности ребенка мамы во все времена носили его на себе, используя различного рода перевязи. Подобные приспособления модернизированы, усовершенствованы и актуальны в наши дни как никогда. Слинг- это приспособление, которое дошло до нас с древнейших времен. Если люди тысячелетиями носили детей на себе, значит, это зачем-нибудь нужно?

В психологии есть понятие «хорошее место» - это такое место для человека, где ему спокойно, безопасно и психологически очень комфортно. Это место не столько географическое, сколько психологическое.

Слинг - это хорошее место для ребенка, поскольку доказано, что до трех лет место ребенка - буквально «на маме» (расширим – «на родителе»).

Что, кстати, и отразилось на государственном уровне в решении об отпуске по уходу за ребенком до трех лет.

Какое счастье, что в наши дни молодые мамочки не вынуждены отрываться от малыша, сдавать его в ясли, нянькам или, в лучшем случае, бабушке. Прибегать кормить ребенка грудью, сцеживаться и оставлять бутылочки с молочком для маленького, нервничать и переживать, отрываясь от плачущего малыша…

Любой отрыв ребенка от матери до трех лет – это психологическая травма, которая ух как аукнется не только в детстве и в подростковом возрасте, но и во взрослой жизни. Внимательные мамы замечали, что даже если ребенка оставить на день-два у заботливых близких родственников, он заболевает. Что уж говорить о яслях и детских садах – период адаптации неизбежно сопровождается затяжной серией заболеваний.

Все очень просто – ребенок оторван от мамы! Психологическая «пуповина» очень сильна, любой «отрыв» ребенка травмирует, ослабляет его иммунитет. Ребенок к тому же - зеркало материнских эмоций, мама переживает – он переживает еще с большей силой и свои эмоции, и мамины.

Депривация материнской любви, которая выражается, в частности, и в недостаточном тактильном контакте, ведет к серьезным осложнениям в формировании базового доверия к миру, эмоциональной сферы, в психическом и физическом развитии ребенка. Позже это скажется в затруднениях эмоционального взаимодействия с партнером, с супругом, с детьми, в межличностных отношениях с окружающими.

Слинг – это непременный атрибут современной динамичной мамы, которая ведет активную социальную жизнь, не расставаясь со своим малышом. В слинге можно носить ребенка (или двух, если выпало такое счастье) с момента рождения до… в общем, до тех пор, пока это нужно маме и малышу (обычно до 2-3-х лет).

Существует великое множество моделей слингов, их подбирают по возрасту и весу ребенка, по его способности к перемещению, по качеству и толщине ткани, по ценовому ряду и т.д. Использовать слинг просто, он гигиеничен, легко стирается, быстро сохнет. Мама-модница может подобрать слинг по цвету, фактуре и качеству к своему гардеробу, к сезону.

Да, маме слинг весьма удобен – ведь мама мобильна! Семья мобильна! Можно свободно пользоваться городским транспортом, заходить в учреждения, в магазины. Можно встречаться с друзьями, посещать мероприятия, ходить по любым другим делам, не озадачиваться проблемами с коляской (как вынести из подъезда - занести в подъезд, преодолеть пандусы, дороги, ступеньки, сугробы, лужи, где коляску оставить, чтобы не украли, куда коляску девать, когда из неё выросли… и др. Нет коляски – нет проблем!)

Руки у мамы свободны, вес ребенка, благодаря широкому полотнищу слинга, распределен по спине мамы равномерно, и эта нагрузка практически незаметна (к тому же - «своя ноша не тянет»).

Мама с ребенком в слинге выглядит модно и пикантно, всех умиляет и получает массу позитивных «поглаживаний» от окружающих, что весьма полезно для профилактики послеродовой депрессии, как и активная социальная жизнь. Ребенок в слинге помогает маме быстро обрести «дородовую» физическую форму. Ребеночек рядом, в тепле и безопасности, он на маме и «погуляет» и поспит. Мама постоянно со своим малышом, чувствует и понимает любое его настроение, любые потребности, может в пути незаметно покормить маленького грудью, особенно если пользуется специальной одеждой для кормления. Красота!

Кстати, папа не хуже мамы справляется со слингом, а сидеть на папе не менее приятно – он тоже теплый и родной, к тому же сильнее и выше!

А слинг для малыша - это как? Тоже прекрасно! Мама всегда рядом, он чувствует её дыхание, биение её сердца, тепло и любовь всем своим телом, получает необходимую тактильную составляющую родительской любви. Все самое дорогое и нужное прямо перед тобой – мама, грудь…

Это безопасное и очень «хорошее место». Поза ребенка физиологична, как и поза малыша на руках: либо это «поза эмбриона» вертикально или полулежа «в люльке», либо «лягушечкой», распластавшись по маме и обхватывая ножками её талию или бедро, что является великолепной профилактикой дисплазии тазобедренных суставов. Мама легко поменяет позу малыша в слинге на максимально комфортную для него. Если у маленького колики, режутся зубки, температура – мамина близость и тепло спасительны. В слинге малышу тепло (мама теплая), поэтому нет необходимости кутать ребенка в сто одежек, мучая его и себя, ведь дети терпеть не могут процесс одевания-раздевания. Вертикально на маме (на папе) малыш интенсивнее развивается – гораздо больше внешних раздражителей, стимулирующих развитие ребенка, все очень интересно, все видно. Мыть посуду, делать домашние дела и готовить вместе с родителями куда интереснее, чем лежать в кроватке. Моя младшая внучка, буквально с рождения «вкусившая» все прелести слинга, категорически отказывалась от горизонтального положения с самого нежного возраста, предпочитая даже засыпать вертикально, столбиком: ну что там можно увидеть новенького, лежа на спине? Потолок и набор игрушек? А вдруг что-то пропустишь?

Надо отметить, что ребенок, «выросший в слинге», отнюдь не становится «мамуриком», не отпускающим от себя маму ни на шаг. Малыш настолько уверен в своей безопасности (базовое доверие к миру), что гораздо быстрее своих сверстников проявляет инициативу и самостоятельность в исследовании окружающего мира, как правило – он подвижный и резвый, с удовольствием и бесстрашием общается с другими детками и взрослыми.

В общем, все новое – это хорошо забытое старое. Современные родители с удовольствием выбирают для своих малышей самое лучшее – слинг!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...