Консультация для родителей "А как мы общаемся?"
консультация по теме

Лепская Валенина Григорьевна

материал знакомит родителей как сделать взаимоотношения с детьми радостными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_dlya_roditeley_na_sayt.docx15.03 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«А , Вы, умеете общаться с ребенком?”

Стиль воспитания, по определению А.Л.Венгера, - это стиль взаимоотношений с ребенком в семье, характеризуемый степенью контроля, заботы  и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком, характером  руководства поведением ребенка со стороны взрослых, количеством запретов.

А.Е.Личко, Э.Г.Эйдмиллер выделяют ряд стилей родитеского воспитания.

Демократический - родители проявляют справедливую требовательность к ребенку, осуществляют контроль на основе разумной заботы. Чувствуется эмоциональное тепло, привязанность; общение родителей с детьми личностно ориентировано, дети проявляют самостоятельность со знанием дела. Таким образом, это самый оптимальный тип развития личности, но, как показывает опыт, подобный стиль общения в современных семьях встречается редко.

Авторитарный - чрезмерная требовательность, жестокость в отношениях, запреты без объяснения причин, жесткий контроль, отсутствие эмоционального тепла, дисциплинарная модель общения. Такой стиль общения чаще всего вызывает неадекватные реакции ребенка - замкнутость, приспособление, безынициативность, пассивность, неуверенность в себе, агрессивность.

Гиперпротекция («самостоятельный ребенок») - требовательность со стороны взрослых отсутствует, у ребенка нет взрослого как образца. Контроль за ним слабый, осуществляется нерегулярно, периодически. Ребенку не достает теплых чувств, общения, внимания, участия родителей в его жизни. Модель родительского общения - “невмешательство”. В результате у ребенка появляются неадекватные реакции, непредсказуемость поведения. В общеобразовательном учреждении такой ребенок сильно отличается своим поведением, неустойчивым типом личности, асоциальностью. Подобный стиль общения проявляется в семьях, где роители занимаются бизнесом, часто отсутствуют дома.

Потворствующий стиль общения с оправданием поведения ребенка - в таких семьях требовательность и контроль за ним отсутствуют. Ребенок предоставлен самому себе. Проявляется некритичное отношение к его поведению, однако из-за нарушений поведения ребенка лишают теплых чувств. Модель общения в таких семьях - «заискивающая». При таком воспитании поведение ребенка непредсказуемо. Отмечается неустойчивый, эпилептический тип личности. Развивается задержка психического развития и стойкая неуспеваемость в школе. Такой стиль общения чаще проявляется в семьях группы риска.

Доминирующая гиперопека («жизнь за ребенка») - требовательность отсутствует, ребенка считают гением и навязывают ему эту мысль, но при этом лишают самостоятельности, чрезмерно контролируя каждый его шаг. Модель общения с ребенком - запреты или мелочная опека. В результате реакция детей неадекватна, эгоцентрична. И как следствие - вседозволенность, несамостоятельность. Такой стиль общения проявляется чаще всего в неполных семьях.

Потворствующая гаперопека («кумир семьи») - требовательность по отношению к ребенку отсутствует, контроль за ним слабый, а забота большая. Ребенком восторгаются, любуются, его обожают; все вращается вокруг его прихотей. В результате у ребенка формируются неадекватные реакции, завышенные притязания, стремление получить желаемое без труда. Такой ребенок не способен постоять за себя в школе, среди сверстников он отвергаемый и принебрегаемый. Данный стиль общения характерен прежде всего для семей с большим достатком, в которых все решается с помощью денег.

Эмоциональное отвержение («Золушка»)- данный стиль общения может проявляться в результате развода родителей. Ребенок становиться камнем преткновения, к нему предъявляют повышенные требования, его жестко контролируют, лишают эмоционального тепла. Ребенок замыкается в себе, теряет контакт с родителями в результате развивается задержка психического развития, появляются трудности адаптации. Реакция ребенка в этом случае равнодушно-жесткая, он становиться мечтателем, проявляет жестокость по отношению к сверстникам, испытывает трудности в общении.

Жесткие отношения между родителями - родители проявляют повышенную требовательность к ребенку, выражают открытую агрессию к нему. Эмоциональное тепло отсутствует, каждый сам за себя. Модель общения только по поводу поведения ребенка. Реакция детей неадекватна - страх наказания, ложь, жестокость, задержка психического развития, стойкая неуспеваемость. А в результате эпилептический тип личности, индивидуализм, жестокость.

Родительская позиция зависит от осознаваемых и неосознаваемых мотивов воспитания, адекватности - неадекватности воспитательных действий (степень ориентировки родителей в восприятии индивидуальных особенностей ребенка), динамичности - ригидности позиции (степень вариативности родительских воздействий на ребенка, гибкость в общении с ним), прогностичности (способность родителей  к предвидению своих способов взаимодействия  с ребенком с учетом особенностей его развития).

Рекомендуемая литература:

1. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс. Спб, 2001.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи. М.,1996.

3. Корельская Н.Г. «Особенная» семья - «особенный» ребенок: Кн. для родителей детей с отклонениями в развитии. М.,2003.

4. Пятковская Т.А. Семья как естественный фактор воспитания // Родительское собрание. 2003. №3.

5. Слепкова В.И. Психология семьи. Минск: Харвест, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителеей "Возрастные особенности детей 6-7 лет. Гтовность к школе."

Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность ег...

Консультация для родителеей

Консультация  "Взаимодействие педагогв и семьи в познавательно - речевом развитии детей" поможет родителям в работе с детьми по развитию словаря....

Консультация для родителеей "Дорожная азбука"

Информация для родителей по расширению возможностей семьи в обучении дошкольников правилам поведения на дороге с целью предупреждения ДТП с участием детей....

Консультация для родителейи "Воспитание патриотических чувств"

Консультация для родителей.« Воспитание патриотических чувств»...