"За год до школы" Методические рекомендации для родителей будущих первоклассников
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Лисова Светлана Владимировна

Подборка  игр и упражнений. которые могут использовать родители и воспитатели для развития у детей произвольности, воображения,логического мышления, памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomend_dlya_rod.docx20.79 КБ
Файл pamyatka_dlya_roditeley.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ  ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ВНИМАНИЯ И ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ  У ДЕТЕЙ

  Игра в  «солдатики». В  эту игру можно играть дома и на улице во время прогулки.  По приказу «командира»- взрослого «солдатик»-ребенок поворачивается налево и направо, поднимает левую (правую) руку. По аналогии можно играть в «робота», когда  ребенок  должен  дотронуться до левого (правого) уха, глаза и т.п.  Если ребенок испытывает затруднения при выполнении команды, ему можно помочь: например, повернуться налево вместе с ним,  держа ребенка за плечи. Желательно напоминать ребенку,  что правой (в общем случае) является та рука, которой он рисует или пишет.

 

 Убиральная машина».  Обычно родители  хорошо  знают, как заставить своего ребенка убирать за собой игрушки. Однако требование беспрекословного выполнения не  только  сложно(ведь ребенок еще не научился подчиняться необходимости), но и опасно,  так как формирующаяся воля  ребенка  может  «сломаться»  на  всю жизнь.  Тем не менее переходить от «хочу» к «надо» необходимо хотя бы для школы.

   Мы предлагаем Вам вариант игры,  где «хочу» и «надо» соединяются:  пусть  Ваш  малыш   побудет   «убиральной   машиной». «Включите» его,  а сами периодически проверяйте, хороша  ли «убиральная машина».  Иногда ее приходится  «чинить». Дети могут  в роли «машины» совершать настоящие чудеса.  Эта игра хороша для тех ребят,  у кого еще  не  сформирована  собранность, или произвольность, как называют ее психологи.

Поиск клада». Нарисуйте приблизительный план комнаты (с мебелью) или квартиры. На нем обозначьте место, где Вы спрятали для ребенка сюрприз. Пусть ребенок отыщет его по плану. В случае затруднения можно комментировать поисковую активность малыша словами «горячо-холодно», а также «левее-правее», «выше-ниже» и т.п.

«Придумай и отгадай загадку»: вы с ребенком по очереди отгадываете придуманные загадки, например: «Белое, холодное, пушистое? - снег» и т.п.

Предложите ребенку найти все круглое, все квадратное, деревянное и т.п. Похвалите за усилия. В такие игры лучше играть совместно с другими детьми.

 Во все эти игры можно играть на прогулке,  по дороге в магазин, дома. Чем чаще и с большим удовольствием будете играть, тем лучше.


Для успешного  развития  тонкой моторики руки

Раскраска.  Ребенок раскрашивает рисунок карандашами,стараясь работать как можно более аккуратно. Взрослый обязательно должен оценивать успехи ребенка, поддерживая его даже малейшие успехи: при этом можно поиграть «в школу».

 Копирование  контура  булавкой.  Ребенку предлагается скопировать несложный рисунок или геометрическую фигуру, обкалывая  контур  булавкой.  При  этом  под  образец кладется чистый лист бумаги, на который будет переноситься рисунок, а также  небольшая  подушечка из поролона.  Полученный рисунок можно потом раскрасить (убрав поролон).

 Завязывание - развязывание узелков и бантиков,  заплетание-расплетание косы:  работа с бельевой веревкой, со шнурками. Можно попросить ребенка работать на «скорость». По мере освоения упражнения веревка становится все более  тонкой. Девочки могут заплетать косы своим куклам, если у тех достаточно длинные волосы.

 Вырезание фигур ножницами по контуру (бумажной куклы, например).

Изготовление  мелких  поделок  из бумаги (кораблики, тюльпаны) Для этого вида работы можно взять  соответствующую книгу в детской библиотеке.

Работа с мелким конструктором,  мозаикой.  Работа  по образцу (важно!).


Игры для развития воображения

Игры с заменителями предметов

Воображение ребенка-дошкольника должно легко оперировать в игре заменителями предметов: геометрическими фигурками, знаками. Развить это умение помогут данные игры.

Игра: «Шкатулка со сказками»

В эту игру лучше играть одновременно с несколькими детьми. Приготовьте коробочку с цветными геометрическими фигурками и предложите детям сочинять вместе с вами сказку. Тот, кто начинает, вытаскивает из шкатулки первый предмет. Теперь надо придумать. Кто или что это будет в сказке (человек, животное, предмет и т.д.).

Например, если ребенок вытащил красный прямоугольник, то можно предложить рассказать сказку про лисичку или белочку. После того как первый играющий сказал 2–3 предложения, следующий вытаскивает другую фигурку, говорит, кто это или что это такое, и продолжает начатую сказку. Затем фигурку вытаскивает следующий играющий и т.д. Когда у каждого играющего будет по  фигурке, то новые фигурки не вытаскиваются. Сказка сочиняется дальше по очереди: каждый игрок придумывает действия со своим персонажем или предметом, но так, чтобы они ложились в общее русло произведения. В итоге должна получиться не очень длинная, но обязательно законченная история. Следите за тем, чтобы персонажи и предметы не повторялись. Желательно, чтобы их было не более 5–6. Когда сказка закончится, разложите на столе использованные геометрические фигурки и попросите детей вспомнить, какая фигурка какую роль играла (кем или чем она была).

В заключение похвалите детей. Обратите внимание, какую интересную сказку они придумали все вместе.

Игра «Собери картинку»

Эта игра на умение конструировать целое из частей. Материалом к игре могут стать любые цветные рисунки из старых книг, из альбомов с детскими иллюстрациями, можно взять коробки от конфет или цветные упаковки для игрушек.

Разрежьте эти картинки на несколько частей (начать лучше с 4–5 частей), но оставьте пока в виде целой картинки. Попросите ребенка внимательно посмотреть на картинку и запомнить, что и где на ней изображено. Затем перемешайте ее части и предложите малышу собрать целую картинку. При этом обратите внимание на то, что существует только одно единственное решение.

Усложнить игру можно, если не показывать ребенку картинку в «собранном» виде, а сразу предъявить перемешанные части. Узнать, что на ней нарисовано, он сможет только тогда, когда соберет ее.

Если в игру одновременно играет несколько детей, то можно ввести еще и соревновательный момент – «Кто быстрее соберет картинку». Дети в конвертах получают картинки, разрезанные на одинаковое количество частей.

По вашей команде они высыпают составленные элементы на стол и складывают их.

Побеждает тот, кто первый соберет картинку правильно. После того как дети поменяются конвертами, игру можно повторить еще раз. Если ребенку не удается собрать картинку, возьмите любые две  части и предложите ему их соединить.


Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой            памяти: "Каскад слов".

           Заранее подготовить список из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребенку. Расположите их, как показано на рис. 1.

            Попросите ребенка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребенок повторяет обязательно в этой же последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами 1 секунда). Когда ребенок не сможет повторить определенный словесный ряд, зачитайте ему такое лее количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов). Если во второй попытке ребенок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

  1. ОГОНЬ
  2. ДОМ, МОЛОКО
  3. КОНЬ, ГРИБ, ИГЛА
  4. ПЕТУХ, СОЛНЦЕ, АСФАЛЬТ, ТЕТРАДЬ
  5. КРЫША, ПЕНЬ, ВОДА, СВЕЧА, ШКОЛА
  6. КАРАНДАШ, МАШИНА, БРАТ, МЕЛ, ПТИЦА, ХЛЕБ
  7. ОРЕЛ, ИГРА, ДУБ, ТЕЛЕФОН, СТАКАН, ПАЛЬТО, СЫН
  8. ГОРА, ВОРОНА, ЧАСЫ, СТОЛ, СНЕГ, КНИГА, СОСНА, МЕД
  9. МЯЧ, ЯБЛОКО, ШАПКА,

МОРКОВКА, СТУЛ, БАБОЧКА, МЕТРО, ЦЫПЛЕНОК, НОСКИ

  1.  ГРУЗОВИК, КАМЕНЬ, ЯГОДЫ,  ПОРТФЕЛЬ, САНКИ, МОЛОТОК,

ДЕВОЧКА, СКАТЕРТЬ, АРБУЗ,  ПАМЯТНИК

  1. Упражнение на развитие зрительной памяти.

            Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите ее повторить, сложить так же.

            Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем стожить фигуру самостоятельно. Другой вариант: вы просите ребенка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек.

Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.

  1. Приемы, помогающие запоминанию.

8.1.  Если ребенок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова. То же самое можно попросить сделать ребенка и при прочтении фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло потом ему вспомнить прочитанное.

Такой прием позволяет значительно повысить продуктивность запоминания.

  1. Прочитайте ребенку небольшой рассказ, затем попросите его кратко пересказать содержание прочитанного. Если ребенок не смог этого сделать, прочитайте рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: «О чем этот рассказ?» Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем их сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность.

Такая эвристичекая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Занимайтесь со своим ребенком дома, особенно, за год до школы.

Часто бывает такая ситуация. Родители с умилением на лице заявляют, что их шестилетний ребенок такой умница, что уже абсолютно готов к школе: и читает, и пишет, и рисует, и стихи рассказывает, и вообще, зачем ему слоняться еще целый год в детском саду, ему ведь будет просто скучно!

Не забывайте, ребенку редко когда бывает скучно. Особенно подвижному, гипердинамичному малышу, для которого само движение - жизнь.

Если вы считаете, что ваш ребенок уже перерос детский садик, можете дополнительно определить его в кружок или секцию "по интересам".

Шестилетний ребенок может сколь угодно хорошо быть подготовленным к школе в плане общего образования и развитого интеллекта, но не стоит упускать из виду его психофизического состояния.

Ведь школа - это дисциплина, сидение за партой продолжительное время, строгий режим уроков, общение с учителями, учениками. Готов ли к этому ваш малыш? В школе он не сможет делать только что, что ему нравится и столько, сколько ему хочется.

Это психологическая готовность к школе более важна на первом году учебы, чем все остальное.

 

Никакие подготовительные курсы и суперотзывчивые учителя не исчерпают проблему формирования школьной зрелости ребенка. Вашему малышу нужен индивидуальный подход, который найдут только сами родители.

С ребенком нужно заниматься дома. Не важно кому: маме, папе, бабушкам, всем вместе. Главное, это системность таких занятий и общая направленность. И не надо отнекиваться фразами "ребенка не тянет к занятиям", "он не слушается родных", "постоянно отвлекается на посторонние дела" и т.д. Все в ваших руках. Вы вполне сможете самостоятельно подготовить своего ребенка к школе или, по крайней мере, настроить его на нужный лад.

 

Правило первое.

Определите период наибольшей работоспособности ребенка.

Вы наверняка знаете, что у вашего малыша (как, впрочем, и у всех детей) бывают "плохие" дни и даже часы. Насильно заставить его что-либо делать в это время (например, писать или читать) трудно, а порой и вообще не возможно. Настаивать - значит понапрасну губить и его, и свои нервные клетки.

Учите ребенка самостоятельно контролировать свое настроение.

Иногда периоды наибольшей работоспособности можно вычислять. Некоторые дети, особенно успешно занимаются по утрам, перед садиком. Значит, их не стоит мучить вечерами. Другие, наоборот, встают с трудом, зато вечером активны и допоздна вполне могут писать, читать, решать примеры и т.д. Такие периоды активности можно вычислить только методом проб и ошибок. И лучше это сделать именно в предшкольный период, исходя их особенностей малыша, а не из собственных представлений о том, что лучше, а что нет.

 

Правило второе.

Четкий ритуал проведения занятия.

Чтобы занятия проходили успешно, чтобы у вашего ребенка в голове существовало хоть какое-то внимание и хоть какая-то внутренняя дисциплина, ему, прежде всего, необходима дисциплина внешняя.

Не относитесь к домашним занятиям как к баловству, иначе такое же отношение будет у ребенка и к обучению в школе. Никаких занятий на кухонном столе, пока мама стоит у плиты, никаких включенных телевизоров, магнитофонов, радио и т.д.

Ребенку, готовящемуся к школе необходимо постоянное место проведения ежедневных занятий. Это место должно быть организовано правильно, можно даже сказать, хрестоматийно. Стол и стул нужной высоты, свет слева (если ребенок левша, то свет справа), на столе ничего лишнего, сидя за столом, ребенок не должен смотреть в окно и желательно не стену.

Ритуал - ключевое слово при проведении занятия.

Как правило, сами занятия - рисование палочек-крючочков - не вызывают у ребенка видимых трудностей. Главная задача родителей - не давать малышу отвлекаться. Причем делать это нужно без видимого нажима, без окриков и вообще повышения голоса. Все должно быть спокойно, тактично, уверенно.

Надежда на то, что ребенок с первых же разов будет выполнять задания самостоятельно (особенно если это гипердинамичный ребенок) мала. В начале обучения с малышом придется "сидеть". Нудное рисование одних и тех же значков без контроля родителей приведет к совершеннейшему безобразию в тетради, которое, в первую очередь, будет расстраивать именно его, а также занижать его самооценку и в конечном итоге может привести к разочарованию в своей способности обучаться в целом.

 

Правило третье.

Отработка правильной последовательности выполнения заданий.

Многие педагоги рекомендуют начинать работу с самого сложного задания, постепенно переходя к более простым. Но такой ритм подходит далеко не всем детям, столкнувшись сразу со сложностями в самом начале работы, ребенок, образно говоря, "опустит руки" и полностью потеряет и без того невысокую сосредоточенность интерес и готовность к работе. Дети любят делать то, что у них получается и слышать слова одобрения. Трудности способны стимулировать только взрослых, сформировавшихся личностей. Поэтому начинать выполнение заданий нужно с самого легкого (с точки зрения именно вашего ребенка), с такого, которое обязательно получится. Дальше нужно переходить к более трудным заданиям, достигая максимального уровня сложности приблизительно в середине занятия. Заканчивать урок, в этом случае, вы будете также достаточно легким заданием. А в конце можно вообще повторить что-нибудь из уже пройденного материала. Таким образом, у ребенка останется ощущение успешности всего занятия в целом.

 

Правило четвертое.

При любых обстоятельствах исходите только из особенностей именно вашего ребенка.

Дети всегда готовы к сотрудничеству. Подготовить ребенка с нормальным интеллектом к среднестатистической общеобразовательной школе можно практически всегда, но иногда приходится весьма причудливым образом учитывать индивидуальные особенности малыша. Никогда не навешивайте ярлыков на своего ребенка. Не ломайте его психику. У него все получится!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендация для родителей будущих первоклассников

данная рекомендация поможет родителям подготовить ребёнка к школе...

Рекомендации для родителей будущих первоклассников

рекомендации для родителей будущих первокласников...

Методические рекомендации для родителей будущих первоклассников.

Как научить ребенка читать.    Играя, учим буквы правильно. Игры с буквами для дошколят....

Рекомендации для родителей будущих первоклассников в вопросах и ответах.

В настоящее время проблема готовности ребенка к школе является наиболее актуальной. Это связанно с тем, что в школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы...

рекомендации для родителей будущих первоклассников

Материалы для родителей при подготовке детей к школе...

Рекомендации для родителей будущих первоклассников

Рекомендации для родителей будущих первоклассников...

Практические рекомендации для родителеи будущих первоклассников

Данныи материал содержит практические рекомендации для родителеи будущих учеников по организации жизни и деятельности их детеи....