Из опыта работы:«Сказка в жизни детей».
консультация (старшая группа) по теме

Молчанова Любовь Васильевна

 

Судьба ребенка зависит от того, какие взрослые люди его окружают. Если эти взрослые сумеют быть добрыми и умелыми воспитателями, если каждый день малыша будет наполнен умным разнообразным общением со старшими, основы личности ребенка будут прочными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_v_zhizni_detey.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Сказка в жизни детей».

Судьба ребенка зависит от того, какие взрослые люди его окружают. Если эти взрослые сумеют быть добрыми и умелыми воспитателями, если каждый день малыша будет наполнен умным разнообразным общением со старшими, основы личности ребенка будут прочными.

Общение с ребенком не только беседа или игра с ним, не только прогулка по лесным дорожкам и тихий разговор перед сном.

Это обязательно - книга. Чтение. Первое приобщение к образному миру искусства. У детей дошкольного возраста любовь к книге, тяга к ней очень велика.

Книжка - это раскрытое окно в мир, большой и прекрасный, с его радостями и горестями, со множеством неизвестных дорожек и тропок, по которым человеку придется пройти.

Взрослый знает, что книга не только развивает, учит, воспитывает ребенка, она пробуждает в самом маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает естественной детской фантазии, обрести богатую образность и внутренний смысл.

Ребенок не может не играть, не выдумывать, не сочинять. Это неизбежно, это его способ проникновения в реальную действительность. Но что он выдумывает? Как сочиняет? Какие нравственные, моральные, эстетические принципы проявляются в непрерывной детской игре, которая исподволь, незаметно для самого ребенка, становится его настоящей жизнью.

Мир чтения, мир книги с ее литературными и графическими образами, помогает взрослому насытить и направить детское воображение. Книга подает ребенку пример творчества, пример творческого отношения к реальному миру. Именно здесь, на книжной странице, малыши встречают впервые гармоническое отражение действительности. Книжка рассказывает самое главное, показывает самое красивое. Есть книги веселые и грустные, но всегда они жизнеутверждающие. Поэтому дети не могут не любить книгу, а особенно радуются сказкам.

Сказки! Сколько слов было сказано о их роли в эстетическом воспитании ребенка. Это та область народного творчества, которая объединяла мир детей и мир взрослых. Во многих сказках воспроизводятся давно забытое время и события, потерянные в памяти народа. Через сказки ребенок может прикоснуться к жизни, культуре, быту наших предков.

Сказки имеют не только эстетическую и поэтическую ценность, не только приобщают ребенка к народной культуре. Крупнейший советский ученый-фольклорист Г. С. Виноградов считал, что детский фольклор вызван к жизни "едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа". Действительно, где, как не в сказках, учится ребенок тому, что быть злым плохо, а добрым - хорошо, узнает он, что лениться стыдно, а работать всем вместе радостно и весело.

Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитанием ребенка. Учитывая силу воздействия народной сказки не ребенка, большую воспитательную ценность ее содержания, красоту художественной формы, рассказчик должен бережно донести ее до слушателя. Рассказывать сказки очень интересно.

И здесь взрослый может проявить все свои таланты и умения. Давайте пофантазируем, какие возможности таит в себе, например, всем известная р. н. с. "Три медведя" в обработке Л. Н. Толстого. Эта сказка маленькая, ее можно прочитать за 10 мин. Прочитать - и все. А если поставить эту сказку в кукольном или теневом театре? Распределить роли, обязанности: кто будет режиссером, костюмерами, кто будет готовить декорации и т. д. Или вылепить из пластилина героев или нарисовать их. В результате этой работы труд всех будет вознагражден.

В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они неприменимые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Эта идея победы Добра над Злом всегда убедительна, поэтому что вынашивалось и рождалось вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому что пронизана верой и надеждой всего человечества в торжество добрых начал. А вера эта подкреплена временем. Поэтому так сильна сказка, поэтому дети так верят в нее. В народной сказке все подчинено только совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться с неизменной сказочной закономерностью.

Если добрая девочка из сказки "Две сестры" падает в колодец и попадает к Бабе Яге, даже Баба Яга за труд и заботу награждает работящую сестру золотом. А когда, увидев сестрино богатство, в тот же колодец лезет ленивая девочка, Баба Яга, конечно же, никакой награды ей не дает и еще наказывает сурово.

Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или, непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умение, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного злость, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.

Благодаря сказке, дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой. Сказка "Репка", на первый взгляд простая и бесхитростная, переходит от поколения к поколению, ее пересказывают, читают, рисуют, показывают в театре.

Чем же так привлекательная эта сказка? Большой репкой? Да! Маленькой мышкой, без которой, может быть, и репку не вытащили бы из земли? Тоже правильно. Но, наверное, чем-то еще...

Развитие действия в сказке "Репка" в восприятии детей похоже на складывание кубика ( дед-баба-внучка-...). В этой сказке, может быть, впервые дети, сами того не осознавая, прослеживают логику, связь, причины и следствия, законченность результата человеческих усилий. Поступки героев, естественно, вытекают один из другого, усилия не напрасны, они имеют вполне завершенный конец. И эта веками выверенная закономерность - бесценное достоинство народной сказки.

Уничтожать и побеждать самое страшное зло смехом нравиться маленьким читателям, и это безоговорочно их убеждает в победе Добра. Наверно, именно поэтому нет у нас в стране ребенка, который вырос бы без сказок К. И. Чуковского, умевшего смеяться самым радостным и бесстрашным детским смехом.

Вот из подворотни выходит страшный великан.

Рыжий и усатый та-ра-кан! Таракан! Таракан! Тараканище! Как победить его? Очень просто - осмеять, уничтожить безжалостной насмешкой:

Разве это великан? (Ха-ха-ха).

Это просто таракан! ... (Ха-ха-ха)...

Такие "страшные", такие "ужасные" чудовища населяют все сказки К. И. Чуковского. И каждый раз писатель доказывает детям: смелый и веселый человек - самый сильный на свете. Радостный смех поэта превращает всех этих "страшных" чудовищ и все их страшные дела в увлекательную сказку.

И, наверное, самым ярким примером художественного превращения фольклорных истоков в литературное произведение могут служить сказки А. С. Пушкина. Сказка по, сути своей поэтична. Яркость образов, поэтическая сила и

убедительность действия, строгая красота русского народного языка, особая мелодия присущи каждой сказке Пушкина.

Поэт прославляет красоту человеческую и достигает в этом высокого совершенства. Он создает прекрасный образ русской красавицы, используя все великолепие и богатство народно-поэтического языка.

За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает...

Сказки А. С. Пушкина подлинно гармоничны. Слушая и запоминая до удивления простые стихи про золотую рыбку, и про Царевну-Лебедь, и про удалого работника Балду, дети входят в мир высокой гармонии.

Сказочник - это человек, который до конца верит в добро. Он острее всех чувствует горе и всегда готов помочь людям. Но он не упрощает жизнь, не прячется от людской беды в сказочной стране своей фантазии. Он просто побеждает горе, побеждает своей верой в человека, верой в его силу и разум, побеждает сказкой. Он находит в себе мужество верить в счастье людей на земле, верить, что главная побеждающая сила - в самом человеке, в его добродетелях.

Современные дети предпочитают такую сказочную ситуацию книжкам, потому, что мир сказочных образов, сказочного способа отражения жизни им ближе и понятней.

До тех пор, пока дети находятся в радостном состоянии доверчивого созерцания мира, до тех пор, пока сказочный способ мышления является, пожалуй, основным и самым главным для них, у взрослых есть возможность яркими и простыми образами сказки донести до сознания детей те сложные, но самые главные принципы нравственности и морали, по которым живут люди.

Любовь к сказкам и счастливая способность верить им должна остаться с детьми на долгие годы, по сути дела, навсегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Сказки, которые мы читаем детям"

Взрослые иногда недооценивают роль сказки, в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопед...

Из опыта работы: Сказка как средство развития связной речи

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. В процессе ра...

Из опыта работы «Сказка в жизни маленького человечка»

Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что ...

Из опыта работы: «СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

  Мы живём в неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными  стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность» Влияние...