Консультация для родителей "Ребёнок-левша"
консультация по теме

Лысенко Татьяна Николаевна

Как вести себя с ребёнком "левшой"? В каком возрасте и какими методами можно определить ведущую руку?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebyonok-levsha.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Ребенок-левша»

Здравствуйте уважаемые родители. Сегодня хотелось бы поговорить о леворукости. Мозг взрослого человека состоит из правого и левого полушарий, каждое из которых-не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение другому т. к. в одном и в другом полушарии сосредоточены совершенно различные центры жизнедеятельности человека. Например, левое-отвечает за речь и абстрактное мышление, правое - за музыкальное и художественное творчество, образное мышление. При доминировании левого полушарии испытывается счастье и наслаждение, при доминировании правого-страх и печаль. Эти различия можно продолжать без предела, но главное, что даже относительное доминирование какого-либо из полушарий обуславливает психологические особенности людей. Толчками для превращения одного из правых полушарий в левое у детей является начало овладения речью и первое осознание ребенком самого себя. Потому что после кризиса трех лет и начинают вырисовываться различия между "правшами" и "левшами". Как "праворук", так "леворук" объясняются тем, что существует перекрест нервных путей, протянувшихся от конечностей к полушариям мозга. Причем при доминировании левого полушария ведущей, как правило, является правая рука, при доминировании правого полушария-левая.

Ребенок "правополушарный" левша намного отличается от своих сверстников и не только затянувшимся упрямством. Обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше других рисуют и лепят из глины или пластилина. Посмотрите, какие работы у Алана, у Амира.

Многие люди выдающихся дарований были именно "левшами". Например: Леонардо да Винчи и Микеланджело. Да и того мастера, что в знаменитом рассказе Лескова сумел подковать блоху, тоже не зря так прозвали.

Все отмечают большие музыкальные способности "левшей", для них не редок абсолютный слух. Но в это же время им свойственна задержка речи и затруднительность произношения различных звуков. Что мы и наблюдаем у наших деток.

Такой ребенок непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений, плаксив, капризен и подвержен ярости и гневу, настойчив в осуществлений желаний.

Ему с трудом даются чтение и письмо, овладение которыми в раннем возрасте оказывается совершенно непосильным, а в первом классе может быть камнем преткновения.

В обыденной жизни "левше" придется труднее, чем "правше". Ведь большинство предметов,  которыми мы пользуемся, приспособлены под "правую руку"- дверные ручки, замки, отвертки, музыкальные инструменты, автомобили. Хотя и возникает для окружающих некоторое неудобство, когда человек больше действует левой рукой, чем правой, само по себе это не имеет в жизни никакого значения. Как правило, "левши" очень быстро адаптируются и не испытывают никаких затруднений.

Окружающим такого ребенка взрослым важно ни в коей мере не подчеркивать это свойство, лучше всего вообще не предпринимать никаких попыток что -либо изменить. Более того, стоит показать, что вы считаете леворукость даже преимуществом. И если мы, учитывая эти особенности, найдем правильные методы воспитания, все наши проблемы будут решены.

Как вести себя с ребенком "левшой"?

1. Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.

2. Создать благоприятный климат для него в семье.

3. Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в "правшу", объясняя всем и ему, что "леворуких" людей очень много и это тоже разновидность нормы.

4. Не воевать с ним из-за частого упрямства, выходки упрямца постараться завуалировать какой-нибудь игрой.

5. Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться "приготовить" вундеркинда.

6. Стараться чаще делать малышу сюрпризы.

7. Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим обычным детям.

8. Желательно не обучать ребенка до школы чтению, письму, иностранным языкам, т. е. тому, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша.

В каком возрасте и какими методами можно определять ведущую руку?

Специалисты считают, что целесообразно делать это в 4-5 лет (именно в этом возрасте возникает стойкое предпочтение одной из рук).

Мы рекомендуем использовать для определения рукости систему тестов, разработанную М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским.

Эта система включает игровые задания, подобранные с учётом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Бытовые, часто используемые действия дети выполняют обеими руками, что затрудняет выделение ведущей руки. Поэтому некоторые задания мы даем в двух вариантах.

Для того чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие условия:

1. Лучше, чтобы ребёнок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть. •

2. Это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребёнка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребёнком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т. п. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребёнок не видел их, не отвлекался.

Первое задание - рисование. Положите перед ребёнком лист бумаги и карандаш (фломастер, предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребёнка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: «я не умею», «у меня не получится». Можете успокоить малыша: «Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся». Подбодрите его, скажите, что он делает всё верно. В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков. Проследите за тем, чтобы ребёнок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел. Во всех заданиях, приведённых ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активное действие.

Второе задание - открывание небольшой коробочки, например спичечного коробка. Ребёнку предлагается несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку (фигуру) в одной из коробочек». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки. Вы можете использовать для этого задания коробочки со счетными палочками.

Третье задание - «Построй колодец из палочек (спичек)»

Четвертое задание - «Игра в мяч». Нужен небольшой мяч (теннисный, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладётся на стол прямо перед ребёнком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросать мяч в цель, например в корзину, ведёрко, круг.

Пятое задание - вырезание ножницами рисунка по контуру. Можно использовать любую открытку (вырезать цветок, зайчика, узор и т. п.) . Учтите, что более активной может быть рука, которой ребёнок держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребёнок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вы можете получить неверный результат, если размер и форма ножниц не соответствуют руке ребёнка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10-15 штук) ребёнок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки. Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола перед ребёнком и только после этого ещё раз сформулировать задание: «Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой». Для того чтобы ребёнку было интереснее, попросите его называть то, что нарисовано на карточках.

Шестое задание - нанизывание бисера или пуговиц на иголку с ниткой или шнурок.

Седьмое задание - выполнение вращательных движений. Ребёнку предлагают открыть несколько флаконов, баночек (2-3 шт.) с завинчивающимися крышками. Учтите, ребёнок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырёк.

Восьмое задание - развязывание узелков (заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины). Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел). В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, так как развязывание узелков - процесс довольно сложный и ребёнок, как правило, использует обе руки. Можно использовать иной вариант этого задания - составление цепочки из скрепок. Как правило, ребёнок в одной руке держит скрепку, а другую скрепку пытается присоединить.

Девятое задание - построить из кубиков дом, ограду и т. п. Ведущей является рука, которая чаще берёт, укладывает и поправляет кубики. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребёнка, поэтому можно продублировать задание, предложив ребёнку конструктор, мозаику с конкретным заданием.

Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их таблицу. Если при выполнении задания ребёнок активнее работает левой рукой, то ставится знак плюс (+) в графу «Левая рука», при предпочтении правой - в графу «Правая рука». Если одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак плюс ставится в графу «Обе руки».

Десятое задание - для родителей. Это данные о семейной леворукости. Если в семье у ребёнка есть леворукие родственники - родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки, нужно поставить плюс в графу «Левая рука», если нет - в графу «Правая рука». Если вы получили больше семи плюсов в графе «Левая рука», то ребёнок скорее всего леворукий.

Внимательно проанализируйте результаты. Если вы получили все плюсы в графе «Левая рука» за задания 2-9, а за первое - рисование - плюс будет стоять в графе «Правая рука», то это означает, что бытовые действия ребёнок действительно может лучше выполнять левой рукой, а графические - правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой в выполнении графических заданий.

Психологические исследования доказали несостоятельность представления о связи между леворукостью и низким уровнем умственного развития.

Леворукость не может быть препятствием для достижения успеха в жизни. Мы знаем множество замечательных спортсменов, музыкантов, художников, врачей, журналистов - левшей.

Школьные проблемы не являются прямым следствием леворукости. Чаще всего леворукость только сопровождает нарушения в состоянии здоровья и отклонения в развитии, причём те и другие проявления могут иметь как единую общую причину, так и разные факторы, определяющие их возникновение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....


 

Комментарии

Спасибо за материал!