Консультация "Как правильно общаься".
консультация (средняя группа) по теме

Рассказ о том, что такое общение, какие правила говорящего, слушающего.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский сад компенсирующего вида № 67”Надежда”

                                Консультация

Тема: ”Как правильно общаться”.

                               Из опыта работы.

                                                                                                                                         

                                                                                                       Провела

                                                                                                                                                                  Воспитатель 1кв.к.  

Зиганшина. Н. Д.

Г. Набережные Челны

2013г.


Как правильно общаться.

Перенимая манеру общения, установившуюся среди близких людей в семье, ребенок несет эту манеру с собой в жизнь – в детский сад, во двор, в школу… И сеет вокруг себя отрицательный    заряд, потому что в ответ на обращение:”Эй, ты, дурак!”- кто же сможет остаться вежливым? Мы часто наблюдаем попытки родителей наставлять детей быть вежливыми:”Не говори ”Танька”, это невежливо, скажи “Таня”: “Будь вежливым”: “Не груби…” Да, согласна! Люди чувствуют, понимают, что разговаривать надо по правилам, принятым в обществе. Но кто и где обучают этим правилам? Ни в детском саду, ни в школе нет педагогов, которые учили бы культуре общения, культуре поведения. Те отдельные  замечания, которые время от времени делают нарушителю, - не в счет. Между тем последствия  такой повсеместной необученности сказывается впоследствии на каждом шагу. Вот  журналисты – международники на телевизионном экране беседуют с премьер – министром Великобритании. И как – то неловко нам, телезрителям, от манеры их речи, от их жестов и мимики. Выступают на Съезде народные депутаты. Да, они говорят ”уважаемый”, “спасибо”, но как порой несдержанны, как не слышат других, как нетерпимы и категоричны! И понимаешь: не хватает нашей школе всех ступеней множества предметов гуманитарного цикла, таких, как этика общения, риторика, стилистика, культура речи…

В какой бы сфере человек ни трудился, чтобы он ни делал, он так или иначе общается с другими людьми. Общение необходимо и в процессе совместной, согласованной трудовой, общественной деятельности, и в процессе деятельности по созданию и укреплению семьи, по воспитанию детей, в повседневном обиходе.

Поэтому каждому из нас прежде всего полезно разобраться хотя бы в самых общих вопросах, касающихся общения как такового и культурного общения, а также речевого этикета, во многом эту культуру обеспечивающего.

Среди разного рода человеческих дел, действий, деятельности есть и то, что называют речевой деятельностью. В речевой деятельности человек производит и воспринимает информацию, если так можно сказать”упакованную” в текст. Различают 4 вида речевой деятельности. Два из них – говорение и писание – участвуют в производстве текста (передаче информации), два – слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации. Все виды речевой деятельности – сложный процесс, в котором участвуют особые психические и речевые механизмы (их изучает теория речевой деятельности). Видами речевой деятельности (в зависимости от своей профессии) мы занимаемся в разной степени, отдаем этому делу свое время неравномерно. Больше всего, слушаем. Слушаем радио и телевизионную речь, слушаем лекции и доклады, слушаем начальника и соседа, жену и друга… Немало и читаем, особенно газет. Есть профессионалы в говорении и любители поговорить. Меньше всего мы, пишем (в тот период, когда закончили учебу), разумеется, если этот вид речевой деятельности не связан с нашей профессией. Все меньше пишем писем, все больше передаем их роль телефону. Между тем в письме есть свой особый смысл. Во всяком случае ученые подсчитали, что современный ”средний” человек в своей речевой деятельности на чтение и письмо затрачивает 20 % времени, а на слушание и говорение 80 %.

Речевое общение – это обмен информацией (текстами). В таком обмене действуют по крайней мере двое – передающий и воспринимающий. Поэтому, изучая общение, мы оцениваем речевые взаимодействия партнеров, т. е. достижение ими поставленных целей, удачи и неудачи коммуникации, применяемые тактики речевых ходов: мы оцениваем официальность или неофициальность общения, деловую или бытовую обстановку и многое другое.

Общение – очень сложное явление, которое изучается и психологией, в том числе социальной: и социологией – со стороны индивидуальных и групповых черт общающихся, с позиции социальных ролей говорящих: и лингвистикой и психолингвистикой – со стороны специфики выбора языковых и речевых единиц общения, разнообразия производимых текстов с точки зрения композиции, стилей и жанров: и этнографией со стороны национальной и групповой специфики общения, в том числе общения ритуального, обрядного. Даже врачи – психиатры изучают общение с точки зрения разного рода болезненных нарушений и способов их преодоления.

Общаться надо уметь. И учиться этому. И воспитывать в себе, в окружающих, в детях культуру общения.

Партнеры по общению могут оказаться рядом, а могут быть и на расстоянии: они могут общаться непосредственно или с помощью какого – нибудь предмета, приспособления, устройства, аппарата: листа бумаги и карандаша, телефона, телевизора, компьютера, телефакса и т. д. Люди общаются устно и письменно: их тексты получают форму диалога и монолога: говорящий или пишущий обращает свой текст к одному адресату или целой аудитории: человек обменивается информацией в той или иной сфере деятельности – научной, производственной, деловой, административной, бытовой и т. д. Перечисленное дает нам массу разнообразных текстов, и люди понимают: этот отрывок – из научной статьи, а это – непринужденный разговор друзей, вот это – документ, а этот текст – отрывок из художественной литературы…

Для разных видов речевой деятельности общество выдвигает определенные правила их осуществления. Каждый понимает, что не следует в библиотеке, читальном зале громко изъясняться или даже бормотать, так как действия эти мешают другим: не следует говорить слишком громко и своему другу что – либо в общественном месте, так как сообщение не предназначено для чужих ушей, и т. д. Существуют правила ведения речи, или этикет речи. Важнее всего выделить правила для говорящего и слушающего, так как в устном контактном, непосредственном общении текст рождается спонтанно, т. е. неподготовлено, к нему нельзя вернуться, его нельзя исправить. Поэтому надо быть особенно внимательным к соблюдению таких правил и просто ввести их в привычку.

Правила для говорящего.

Во – первых, говорящему предписывается доброжелательное отношение к собеседнику. Запрещается своей речью наносить адресату разного рода ущерб: обиду, оскорбление. Следует избегать прямых негативных оценок личности собеседника. Все высказывания типа  ”ты растяпа, бестолочь”, “перестаньте пороть глупости”, “еще никогда не встречал такого бестолкового сотрудника” и т. д. не способствуют достижению коммуникативной согласованности, благоприятным взаимодействиям, а значит, и успешной работе. Это также, следует учитывать и в семейных отношениях мужа и жены, родителей и детей. Нанесенные дома оскорбления трудно смываемы. Порой из – за бытового ”сам дурак” могут распадаться семьи. К неуважительному отношению родителей, к их речевому безобразию дети привыкают с раннего возраста и потом, вырастая, воспроизводят увиденное и услышанное в собственной семье, на производстве. И получаются начальники – грубияны и грубияны подчиненные. Просит начальник молодого специалиста приложить еще одно усилие, а в ответ может услышать: “Да вы что! Еще чего не хватало!”

Первое правило – уважительность, доброжелательность к партнеру.

Второе правило. Говорящему предписывается, осуществляя доброжелательность, проявлять уместную в данной ситуации общения(обязательно уместную, ”сообразную и соразмерную”, а не преувеличенную) вежливость. Это значит, что необходимо учесть возраст, пол, служебное или общественное положение адресата(и другие его социальные позиции и роли) и соразмерить свои собственные социальные признаки с этими показателями партнера. Что можно сказать человеку, хорошо знакомому или младшему по возрасту в непринужденной обстановке, не подходит старшему, малознакомому, в официальной обстановке. Необходимо стараться смягчать свою речь (так, начальник подчиненному может адресовать свое требование в виде просьбы: отказывающийся может избежать прямого отказа, выдвинув аргумент своей занятости: ”К сожалению, не смогу, приезжает сестра, и я буду занята”): не забывать благодарить и извиняться, поздравлять в необходимый момент и одобрять.

Третье правило. Говорящему не рекомендуется ставить в центр внимания собственное ”я”: предписывается быть скромным в самооценках, не навязывать собеседнику, упорно и категорично, собственное мнение и оценки. Сказанное не означает не убеждать! Речь идет об умении встать на точку зрения партнера. Вот пример из собственной практики, когда мой собеседник в диалоге не следовал этому правилу. Встретив в коридоре института коллегу, я заметила: ”Недавно вернулась из Киева”. Мне хотелось поделиться впечатлениями о поездке и я , естественно, ожидала вопроса: ”И как вы съездили?” А мой партнер в ответ произнес: ”Я тоже недавно там был. Я там видел…” и последовал рассказ… А мое желание? Оно, конечно, угасло.

Сделаем вывод, хорошо бы в разговоре с другим приглушать немного собственное ”я”.

Четвертое правило. Напрямую связанное с третьим. Говорящему предписывается поставить в центр внимания слушающего, учитывая его социальную роль, его личность и его осведомленность в теме, в предмете речи, степень его заинтересованности: не скупиться на языковые средства адресации, постоянно поддерживая контакт внимания, понимания, интереса.”Вам, наверное, интересно узнать…”, ”Вы, конечно, знаете…”: повторные обращения, мимические и жестовые знаки внимания очень важны для ведения речи. Если говорящий не смотрит на собеседника, в его глаза, не ”прочитывает” в нем понимания и заинтересованности, как бы забывает о своем партнере, значит, он сосредоточился на себя. Таким путем благоприятно для обоих коммуникативного результата достичь трудно.

Пятое правило. Говорящему необходимо уметь выбрать тему разговора, уместную в данной ситуации, интересную, приятную партнеру. Ясно, что в семье и в учреждении мы избираем разные темы, хотя есть здесь и общи. Во время обеденных перерывов, в транспорте или в поликлиники, в гостях или на конференции – везде мы ориентируемся в выборе темы. В Японии даже деловой разговор должен предваряться ничего не значащим, как бы пустым разговором о погоде, здоровье и т. д. Это установление и поддержание контакта, принятое проявление внимания к собеседнику.

Шестое правило. Говорящий должен следовать логике развертывания мысли – текста, следить за тем, чтобы вывод не противоречил посылке, чтобы следствия вытекали из причин и т. д. Недаром же в народе о нелогичной речи говорят: ”Начал за здравие, а кончил за упокой”, ”В огороде бузина, а в Киеве дядька”. Композиция текста, следование одного за другим, разбивка текста на смысловые куски особенно важна в публичной речи, научной и ораторской.

Седьмое правило. Говорящий должен помнить, что смысловое восприятие и концентрация внимания у слушающего ограничены. Исследования показывают: длина устного высказывания не должна превышать количества слов 7 (плюс – минус 2 ), т. е. 5 – 9 слов, а время устного сообщения без паузы может длиться от 45 секунд до минуты 30 секунд и не превышать существенно это время. Следовательно, говорящий должен действовать с помощью коротких фраз и не превышать среднюю длину непрерывного (без пауз) говорения. Необходимо также следить за тем, когда слушатель устает, и давать ему передохнуть, вновь сосредоточиться. Кроме пауз, есть другие средства пробуждения внимания: это повторное обращения, разного рода средства авторизации и адресации текста, т. е. указания на себя, говорящего, на слушающего, апелляция к нему. Особенно важны обращения в публичной речи, когда говорящий вынужден удерживать внимание целой аудитории. Тогда он время от времени вводит в свою речь те языковые средства, которые информируют о намерении автора ввести новое содержание, о построении текста, последовательности мыслей, о направленности адресату мыслей говорящего. (“Мы уже раньше говорили с вами о …”: “Вы, конечно, знаете, что…”: “Хочу еще раз остановиться на…”: “Вернусь к сказанному ранее…”: “Теперь мы с вами рассмотрим…”: “Вы убедились, что…”.) Средств много, и именно они берут на себя функции концентрировать, возбуждать, организовывать внимание слушателя (да и читателя).

Восьмое правило. Говорящий должен постоянно вести отбор языковых средств в соответствии с избранной стилистической тональностью текста, ориентируясь на только адресата, но и на ситуацию общения в целом, на официальность или неофициальность обстановки. В одних случаях он общается в обиходно – бытовой среде с близкими людьми (дома, с друзьями), в других – в нейтрально – обиходной среде, с незнакомыми людьми (в магазине, в транспорте, в поликлинике, на улице и т. д.): иное дело – научное, учебное, профессиональное общение. Каждый раз у говорящего рождаются стилистически разные тексты, которые если и допускают иностилевые вкрапления, то специально внесенные, оправданные. Но нельзя себе представить, чтобы воспитатель употреблял что – то вроде: ”Сейчас перекручу все с ног на голову и как жахну по этой вашей теории!”

Девятое правило. Говорящий должен помнить, что в устном контактном непосредственном общении слушатель не только слышит, но и видит его, т. е. принимает от него множество сигналов несловесной (невербальной)коммуникации: жесты, позы, мимику, общую манеру держаться, всю присущую ему культуру поведения. Прежде всего необходимо сохранять принятую в данной национальной и социальной культуре дистанцию между собой и партнером (если, конечно, оратор не отделен кафедрой от аудитории). Необходимо ограничивать свою жестикуляцию принятыми мерками, скажем, не размахивая излишне руками. Слушатель должен чувствовать, что говорящий посылает ему доброжелательные жестовые и мимические сигналы, дополнительно пробуждает в нем контакт внимания, контакт понимания, ритмизуя с помощью жестов свою речь, жестами выделяя главное и т. д.

О правилах для слушающего.

Первое правило. В сравнении с другой какой – либо деятельностью слушание выдвигается на первый план, когда люди хотят достичь согласованности в своих действиях. Если кто – либо обратился к вам со своей речью, прервите собственное дело и внимательно выслушайте другого. Конечно, и вступающий в контакт должен чувствовать, можно ли сделать собеседником занятого чем – то человека, (так, в служебных отношениях прерывать сосредоточившегося коллегу неэтично: в транспорте, конечно, лучше обратиться с вопросом не к тому, кто занят чтением.) Но если к вам обратились, непременно оставьте свои занятия и выслушайте. Может быть то, о чем говорит ваш собеседник, настолько важно для него (или для вас, или для общего дела), что не выслушать просто невозможно. Так в обществе вырабатывается правило: отдай предпочтение слушанию перед всеми видами деятельности.

Второе правило. Доброжелательно, уважительно, терпимо относитесь к говорящему. Уж коли вы вступили в роль, имейте такт, терпение, приложите старание выслушать внимательно и до конца. Даже если вам приходиться слушать, с вашей точки зрения, не вовремя, даже если, с вашей точки зрения, говорящий мелет чепуху, умейте выслушать. Таковы правила хорошего тона. Если же в данный момент выслушать совершенно невозможно, тактично перенесите время беседы, указав аргументы вашей занятости, независимо от того, кто ваш собеседник – старший по возрасту или по положению: не выслушать же младшего – в семье, на работе – значит нарушить важнейшую заповедь культуры общения. Уважительность к партнеру во время слушания – важнейшее правило общения.

Третье правило. Доброжелательно, уважительно выслушивая собеседника, постарайтесь не перебивать его, не сбивать с мысли, не вставлять неуместных или колких замечаний, не переводить слушание в собственное говорение.

Четвертое правило, связанное со вторым и третьим. Выслушивая, поставьте в центр внимания говорящего и его интересы, дайте ему проявить себя в речи. Подчеркивайте заинтересованность в нем, в его словах – взглядами, мимикой, жестами, междометными и жестовыми” поддакиваниями”(кивками головой) подтверждайте контакт внимания, понимания. В телефонном же разговоре, когда собеседник невидим, постоянно проявляйте контактную связь многочисленными междометиями.

Пятое правило. Исполняя роль слушателя, умейте в нужном месте оценить речь собеседника, согласиться или не согласиться с ним, ответить на поставленный вопрос, на побуждение реагировать действием и словесно. Иначе говоря, сочетайте свою роль слушающего с собственной ролью говорящего, умело вступая в диалог, но при этом не забывайте, что не следует занимать все временное пространство беседы собственным говорением. Итак, в диалоге необходимо дать возможность говорить другому, не уходя от роли слушающего. Именно к этому случаю применима пословица:”Слово – серебро, а молчание – золото”.

Шестое правило. Если слушающих более чем двое, не отвечают на вопрос, заданный другому собеседнику. Но если тот, к кому направлены слова, не реагирует (что, конечно, вне правил ведения речи), то как бы сторонний слушающий берет ответ на себя, тем самым спасая положение в общей беседе.

Итак, если сопоставить правила для говорящего и для слушающего, то нетрудно заметить: они теснейшим образом связаны. И это естественно, так как говорящий и слушающий – две неразрывные стороны общения. Однако наблюдения показывают, что особенно много нарушений культуры общения со стороны именно слушающих. Слушать мы умеем плохо, не научены этому с малых лет, поэтому в совместных разговорах, беседах, дискуссиях у нас так много неурядиц, недопониманий, недоразумений и просто обид. Сказанное впрямую касается и воспитания дошкольников. Присмотритесь, как часто малыш перебивает взрослого, как он нетерпелив в роли говорящего, как неумел в роли слушающего! Вот что мудро советует нам, говорящим и слушающим, Д. С. Лихачев: ”Для того чтобы вас услышали, нужна доброта. Правом судить нужно пользоваться осторожно, очень осмотрительно. Поэтому давайте постепенно привыкать и к другому слову – не только гласность, но и демократия, ”выпускание пара”. А демократия – норма жизни, естественное и постоянное состояние общества, его дыхание. Нам надо учиться демократии, учиться терпимости к чужим мнениям, умению выслушивать и возражать. Учиться равенству в споре…”  

                                     

 



Предварительный просмотр:

Детский сад компенсирующего вида № 67”Надежда”

                                Консультация

Тема: ”Как правильно общаться”.

                               Из опыта работы.

                                                                                                                                         

                                                                                                       Провела

                                                                                                                                                                  Воспитатель 1кв.к.  

Зиганшина. Н. Д.

Г. Набережные Челны

2013г.


Как правильно общаться.

Перенимая манеру общения, установившуюся среди близких людей в семье, ребенок несет эту манеру с собой в жизнь – в детский сад, во двор, в школу… И сеет вокруг себя отрицательный    заряд, потому что в ответ на обращение:”Эй, ты, дурак!”- кто же сможет остаться вежливым? Мы часто наблюдаем попытки родителей наставлять детей быть вежливыми:”Не говори ”Танька”, это невежливо, скажи “Таня”: “Будь вежливым”: “Не груби…” Да, согласна! Люди чувствуют, понимают, что разговаривать надо по правилам, принятым в обществе. Но кто и где обучают этим правилам? Ни в детском саду, ни в школе нет педагогов, которые учили бы культуре общения, культуре поведения. Те отдельные  замечания, которые время от времени делают нарушителю, - не в счет. Между тем последствия  такой повсеместной необученности сказывается впоследствии на каждом шагу. Вот  журналисты – международники на телевизионном экране беседуют с премьер – министром Великобритании. И как – то неловко нам, телезрителям, от манеры их речи, от их жестов и мимики. Выступают на Съезде народные депутаты. Да, они говорят ”уважаемый”, “спасибо”, но как порой несдержанны, как не слышат других, как нетерпимы и категоричны! И понимаешь: не хватает нашей школе всех ступеней множества предметов гуманитарного цикла, таких, как этика общения, риторика, стилистика, культура речи…

В какой бы сфере человек ни трудился, чтобы он ни делал, он так или иначе общается с другими людьми. Общение необходимо и в процессе совместной, согласованной трудовой, общественной деятельности, и в процессе деятельности по созданию и укреплению семьи, по воспитанию детей, в повседневном обиходе.

Поэтому каждому из нас прежде всего полезно разобраться хотя бы в самых общих вопросах, касающихся общения как такового и культурного общения, а также речевого этикета, во многом эту культуру обеспечивающего.

Среди разного рода человеческих дел, действий, деятельности есть и то, что называют речевой деятельностью. В речевой деятельности человек производит и воспринимает информацию, если так можно сказать”упакованную” в текст. Различают 4 вида речевой деятельности. Два из них – говорение и писание – участвуют в производстве текста (передаче информации), два – слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации. Все виды речевой деятельности – сложный процесс, в котором участвуют особые психические и речевые механизмы (их изучает теория речевой деятельности). Видами речевой деятельности (в зависимости от своей профессии) мы занимаемся в разной степени, отдаем этому делу свое время неравномерно. Больше всего, слушаем. Слушаем радио и телевизионную речь, слушаем лекции и доклады, слушаем начальника и соседа, жену и друга… Немало и читаем, особенно газет. Есть профессионалы в говорении и любители поговорить. Меньше всего мы, пишем (в тот период, когда закончили учебу), разумеется, если этот вид речевой деятельности не связан с нашей профессией. Все меньше пишем писем, все больше передаем их роль телефону. Между тем в письме есть свой особый смысл. Во всяком случае ученые подсчитали, что современный ”средний” человек в своей речевой деятельности на чтение и письмо затрачивает 20 % времени, а на слушание и говорение 80 %.

Речевое общение – это обмен информацией (текстами). В таком обмене действуют по крайней мере двое – передающий и воспринимающий. Поэтому, изучая общение, мы оцениваем речевые взаимодействия партнеров, т. е. достижение ими поставленных целей, удачи и неудачи коммуникации, применяемые тактики речевых ходов: мы оцениваем официальность или неофициальность общения, деловую или бытовую обстановку и многое другое.

Общение – очень сложное явление, которое изучается и психологией, в том числе социальной: и социологией – со стороны индивидуальных и групповых черт общающихся, с позиции социальных ролей говорящих: и лингвистикой и психолингвистикой – со стороны специфики выбора языковых и речевых единиц общения, разнообразия производимых текстов с точки зрения композиции, стилей и жанров: и этнографией со стороны национальной и групповой специфики общения, в том числе общения ритуального, обрядного. Даже врачи – психиатры изучают общение с точки зрения разного рода болезненных нарушений и способов их преодоления.

Общаться надо уметь. И учиться этому. И воспитывать в себе, в окружающих, в детях культуру общения.

Партнеры по общению могут оказаться рядом, а могут быть и на расстоянии: они могут общаться непосредственно или с помощью какого – нибудь предмета, приспособления, устройства, аппарата: листа бумаги и карандаша, телефона, телевизора, компьютера, телефакса и т. д. Люди общаются устно и письменно: их тексты получают форму диалога и монолога: говорящий или пишущий обращает свой текст к одному адресату или целой аудитории: человек обменивается информацией в той или иной сфере деятельности – научной, производственной, деловой, административной, бытовой и т. д. Перечисленное дает нам массу разнообразных текстов, и люди понимают: этот отрывок – из научной статьи, а это – непринужденный разговор друзей, вот это – документ, а этот текст – отрывок из художественной литературы…

Для разных видов речевой деятельности общество выдвигает определенные правила их осуществления. Каждый понимает, что не следует в библиотеке, читальном зале громко изъясняться или даже бормотать, так как действия эти мешают другим: не следует говорить слишком громко и своему другу что – либо в общественном месте, так как сообщение не предназначено для чужих ушей, и т. д. Существуют правила ведения речи, или этикет речи. Важнее всего выделить правила для говорящего и слушающего, так как в устном контактном, непосредственном общении текст рождается спонтанно, т. е. неподготовлено, к нему нельзя вернуться, его нельзя исправить. Поэтому надо быть особенно внимательным к соблюдению таких правил и просто ввести их в привычку.

Правила для говорящего.

Во – первых, говорящему предписывается доброжелательное отношение к собеседнику. Запрещается своей речью наносить адресату разного рода ущерб: обиду, оскорбление. Следует избегать прямых негативных оценок личности собеседника. Все высказывания типа  ”ты растяпа, бестолочь”, “перестаньте пороть глупости”, “еще никогда не встречал такого бестолкового сотрудника” и т. д. не способствуют достижению коммуникативной согласованности, благоприятным взаимодействиям, а значит, и успешной работе. Это также, следует учитывать и в семейных отношениях мужа и жены, родителей и детей. Нанесенные дома оскорбления трудно смываемы. Порой из – за бытового ”сам дурак” могут распадаться семьи. К неуважительному отношению родителей, к их речевому безобразию дети привыкают с раннего возраста и потом, вырастая, воспроизводят увиденное и услышанное в собственной семье, на производстве. И получаются начальники – грубияны и грубияны подчиненные. Просит начальник молодого специалиста приложить еще одно усилие, а в ответ может услышать: “Да вы что! Еще чего не хватало!”

Первое правило – уважительность, доброжелательность к партнеру.

Второе правило. Говорящему предписывается, осуществляя доброжелательность, проявлять уместную в данной ситуации общения(обязательно уместную, ”сообразную и соразмерную”, а не преувеличенную) вежливость. Это значит, что необходимо учесть возраст, пол, служебное или общественное положение адресата(и другие его социальные позиции и роли) и соразмерить свои собственные социальные признаки с этими показателями партнера. Что можно сказать человеку, хорошо знакомому или младшему по возрасту в непринужденной обстановке, не подходит старшему, малознакомому, в официальной обстановке. Необходимо стараться смягчать свою речь (так, начальник подчиненному может адресовать свое требование в виде просьбы: отказывающийся может избежать прямого отказа, выдвинув аргумент своей занятости: ”К сожалению, не смогу, приезжает сестра, и я буду занята”): не забывать благодарить и извиняться, поздравлять в необходимый момент и одобрять.

Третье правило. Говорящему не рекомендуется ставить в центр внимания собственное ”я”: предписывается быть скромным в самооценках, не навязывать собеседнику, упорно и категорично, собственное мнение и оценки. Сказанное не означает не убеждать! Речь идет об умении встать на точку зрения партнера. Вот пример из собственной практики, когда мой собеседник в диалоге не следовал этому правилу. Встретив в коридоре института коллегу, я заметила: ”Недавно вернулась из Киева”. Мне хотелось поделиться впечатлениями о поездке и я , естественно, ожидала вопроса: ”И как вы съездили?” А мой партнер в ответ произнес: ”Я тоже недавно там был. Я там видел…” и последовал рассказ… А мое желание? Оно, конечно, угасло.

Сделаем вывод, хорошо бы в разговоре с другим приглушать немного собственное ”я”.

Четвертое правило. Напрямую связанное с третьим. Говорящему предписывается поставить в центр внимания слушающего, учитывая его социальную роль, его личность и его осведомленность в теме, в предмете речи, степень его заинтересованности: не скупиться на языковые средства адресации, постоянно поддерживая контакт внимания, понимания, интереса.”Вам, наверное, интересно узнать…”, ”Вы, конечно, знаете…”: повторные обращения, мимические и жестовые знаки внимания очень важны для ведения речи. Если говорящий не смотрит на собеседника, в его глаза, не ”прочитывает” в нем понимания и заинтересованности, как бы забывает о своем партнере, значит, он сосредоточился на себя. Таким путем благоприятно для обоих коммуникативного результата достичь трудно.

Пятое правило. Говорящему необходимо уметь выбрать тему разговора, уместную в данной ситуации, интересную, приятную партнеру. Ясно, что в семье и в учреждении мы избираем разные темы, хотя есть здесь и общи. Во время обеденных перерывов, в транспорте или в поликлиники, в гостях или на конференции – везде мы ориентируемся в выборе темы. В Японии даже деловой разговор должен предваряться ничего не значащим, как бы пустым разговором о погоде, здоровье и т. д. Это установление и поддержание контакта, принятое проявление внимания к собеседнику.

Шестое правило. Говорящий должен следовать логике развертывания мысли – текста, следить за тем, чтобы вывод не противоречил посылке, чтобы следствия вытекали из причин и т. д. Недаром же в народе о нелогичной речи говорят: ”Начал за здравие, а кончил за упокой”, ”В огороде бузина, а в Киеве дядька”. Композиция текста, следование одного за другим, разбивка текста на смысловые куски особенно важна в публичной речи, научной и ораторской.

Седьмое правило. Говорящий должен помнить, что смысловое восприятие и концентрация внимания у слушающего ограничены. Исследования показывают: длина устного высказывания не должна превышать количества слов 7 (плюс – минус 2 ), т. е. 5 – 9 слов, а время устного сообщения без паузы может длиться от 45 секунд до минуты 30 секунд и не превышать существенно это время. Следовательно, говорящий должен действовать с помощью коротких фраз и не превышать среднюю длину непрерывного (без пауз) говорения. Необходимо также следить за тем, когда слушатель устает, и давать ему передохнуть, вновь сосредоточиться. Кроме пауз, есть другие средства пробуждения внимания: это повторное обращения, разного рода средства авторизации и адресации текста, т. е. указания на себя, говорящего, на слушающего, апелляция к нему. Особенно важны обращения в публичной речи, когда говорящий вынужден удерживать внимание целой аудитории. Тогда он время от времени вводит в свою речь те языковые средства, которые информируют о намерении автора ввести новое содержание, о построении текста, последовательности мыслей, о направленности адресату мыслей говорящего. (“Мы уже раньше говорили с вами о …”: “Вы, конечно, знаете, что…”: “Хочу еще раз остановиться на…”: “Вернусь к сказанному ранее…”: “Теперь мы с вами рассмотрим…”: “Вы убедились, что…”.) Средств много, и именно они берут на себя функции концентрировать, возбуждать, организовывать внимание слушателя (да и читателя).

Восьмое правило. Говорящий должен постоянно вести отбор языковых средств в соответствии с избранной стилистической тональностью текста, ориентируясь на только адресата, но и на ситуацию общения в целом, на официальность или неофициальность обстановки. В одних случаях он общается в обиходно – бытовой среде с близкими людьми (дома, с друзьями), в других – в нейтрально – обиходной среде, с незнакомыми людьми (в магазине, в транспорте, в поликлинике, на улице и т. д.): иное дело – научное, учебное, профессиональное общение. Каждый раз у говорящего рождаются стилистически разные тексты, которые если и допускают иностилевые вкрапления, то специально внесенные, оправданные. Но нельзя себе представить, чтобы воспитатель употреблял что – то вроде: ”Сейчас перекручу все с ног на голову и как жахну по этой вашей теории!”

Девятое правило. Говорящий должен помнить, что в устном контактном непосредственном общении слушатель не только слышит, но и видит его, т. е. принимает от него множество сигналов несловесной (невербальной)коммуникации: жесты, позы, мимику, общую манеру держаться, всю присущую ему культуру поведения. Прежде всего необходимо сохранять принятую в данной национальной и социальной культуре дистанцию между собой и партнером (если, конечно, оратор не отделен кафедрой от аудитории). Необходимо ограничивать свою жестикуляцию принятыми мерками, скажем, не размахивая излишне руками. Слушатель должен чувствовать, что говорящий посылает ему доброжелательные жестовые и мимические сигналы, дополнительно пробуждает в нем контакт внимания, контакт понимания, ритмизуя с помощью жестов свою речь, жестами выделяя главное и т. д.

О правилах для слушающего.

Первое правило. В сравнении с другой какой – либо деятельностью слушание выдвигается на первый план, когда люди хотят достичь согласованности в своих действиях. Если кто – либо обратился к вам со своей речью, прервите собственное дело и внимательно выслушайте другого. Конечно, и вступающий в контакт должен чувствовать, можно ли сделать собеседником занятого чем – то человека, (так, в служебных отношениях прерывать сосредоточившегося коллегу неэтично: в транспорте, конечно, лучше обратиться с вопросом не к тому, кто занят чтением.) Но если к вам обратились, непременно оставьте свои занятия и выслушайте. Может быть то, о чем говорит ваш собеседник, настолько важно для него (или для вас, или для общего дела), что не выслушать просто невозможно. Так в обществе вырабатывается правило: отдай предпочтение слушанию перед всеми видами деятельности.

Второе правило. Доброжелательно, уважительно, терпимо относитесь к говорящему. Уж коли вы вступили в роль, имейте такт, терпение, приложите старание выслушать внимательно и до конца. Даже если вам приходиться слушать, с вашей точки зрения, не вовремя, даже если, с вашей точки зрения, говорящий мелет чепуху, умейте выслушать. Таковы правила хорошего тона. Если же в данный момент выслушать совершенно невозможно, тактично перенесите время беседы, указав аргументы вашей занятости, независимо от того, кто ваш собеседник – старший по возрасту или по положению: не выслушать же младшего – в семье, на работе – значит нарушить важнейшую заповедь культуры общения. Уважительность к партнеру во время слушания – важнейшее правило общения.

Третье правило. Доброжелательно, уважительно выслушивая собеседника, постарайтесь не перебивать его, не сбивать с мысли, не вставлять неуместных или колких замечаний, не переводить слушание в собственное говорение.

Четвертое правило, связанное со вторым и третьим. Выслушивая, поставьте в центр внимания говорящего и его интересы, дайте ему проявить себя в речи. Подчеркивайте заинтересованность в нем, в его словах – взглядами, мимикой, жестами, междометными и жестовыми” поддакиваниями”(кивками головой) подтверждайте контакт внимания, понимания. В телефонном же разговоре, когда собеседник невидим, постоянно проявляйте контактную связь многочисленными междометиями.

Пятое правило. Исполняя роль слушателя, умейте в нужном месте оценить речь собеседника, согласиться или не согласиться с ним, ответить на поставленный вопрос, на побуждение реагировать действием и словесно. Иначе говоря, сочетайте свою роль слушающего с собственной ролью говорящего, умело вступая в диалог, но при этом не забывайте, что не следует занимать все временное пространство беседы собственным говорением. Итак, в диалоге необходимо дать возможность говорить другому, не уходя от роли слушающего. Именно к этому случаю применима пословица:”Слово – серебро, а молчание – золото”.

Шестое правило. Если слушающих более чем двое, не отвечают на вопрос, заданный другому собеседнику. Но если тот, к кому направлены слова, не реагирует (что, конечно, вне правил ведения речи), то как бы сторонний слушающий берет ответ на себя, тем самым спасая положение в общей беседе.

Итак, если сопоставить правила для говорящего и для слушающего, то нетрудно заметить: они теснейшим образом связаны. И это естественно, так как говорящий и слушающий – две неразрывные стороны общения. Однако наблюдения показывают, что особенно много нарушений культуры общения со стороны именно слушающих. Слушать мы умеем плохо, не научены этому с малых лет, поэтому в совместных разговорах, беседах, дискуссиях у нас так много неурядиц, недопониманий, недоразумений и просто обид. Сказанное впрямую касается и воспитания дошкольников. Присмотритесь, как часто малыш перебивает взрослого, как он нетерпелив в роли говорящего, как неумел в роли слушающего! Вот что мудро советует нам, говорящим и слушающим, Д. С. Лихачев: ”Для того чтобы вас услышали, нужна доброта. Правом судить нужно пользоваться осторожно, очень осмотрительно. Поэтому давайте постепенно привыкать и к другому слову – не только гласность, но и демократия, ”выпускание пара”. А демократия – норма жизни, естественное и постоянное состояние общества, его дыхание. Нам надо учиться демократии, учиться терпимости к чужим мнениям, умению выслушивать и возражать. Учиться равенству в споре…”  

                                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

правильна ли правильная раскраска?

Консультация для родителей....

Консультации для родителей "Правильна ли правильная раскраска?"

К сожалению, множество современных раскрасок составляется без учёта возрастных интересов и возможностей детей. Но их много и они разные, что впору заблудиться. Зачастую раскраски для самых маленьких п...

Правильна ли «правильная раскраска»?

Как же определить, насколько хороша раскраска и подходит ли она для вашего малыша?...

"Правильна ли правильная раскраска?"

Первой продуктивной деятельностью ребёнка является изобразительная деятельность. Возникновение этой деятельности тесно связано у ребёнка с восприятием предметов и явлений окружающего мира. При рисован...

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Правильна ли правильная раскраска?

К сожалению, множество современных раскрасок составляется без учёта возрастных интересов и возможностей детей. Но их много и они разные, что впору заблудиться. Зачастую раскраски для самых маленьких п...

консультацияКак определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия.

Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и т...