«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»
консультация (старшая группа) по теме

Сапогова Виктория Витальевна

дать возможность родителям задуматься о последствиях воздействия негативных слов на психику окружающих людей и своего ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкеты для выявления уровня
педагогической культуры родителей


1. На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребенка (нужное подчеркнуть):

  • слушаете передачи по радио и телевидению;
  • посещаете лекции для родителей;
  • на основе рекомендации психологов;
  • используя жизненный опыт;
  • читаете педагогическую литературу.

2. Какие методы в воспитании Вы считаете наиболее эффективными (нужное подчеркнуть):

  • поощрение;
  • наказание;
  • требование;
  • убеждение;
  • приучение.

3. Какие виды поощрения Вы используете чаще всего (нужное подчеркнуть):

  • словесная похвала;
  • подарки;
  • ласки.

4. Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании (нужное подчеркнуть):

  • физическое наказание;
  • словесная угроза;
  • лишение развлечения;
  • проявление вами обиды

План-конспект лекции
«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»

Цель: дать возможность родителям задуматься о последствиях воздействия негативных слов на психику окружающих людей и своего ребенка. Показать возможности самостоятельной психокоррекциионной работы с детьми посредством положительного воздействия слова.


Вступительная часть


В актовом зале расположены стулья, образующие круг. Посередине круга находится журнальный столик с интересными книгами и проспектами по психологии? популярными текстами (например, «Умеете ли Вы воспитывать детей?», «Ребенок в Вашей жизни», «Ваш стиль воспитания детей») Под музыку родители заходят в зал, рассаживаются. Пока собираются опоздавшие родители, просматривают предложенный материал.


Круг общения


В начале родители по очереди называют свои имена. После этого проводится игра «Оттенки чувств». Для ее проведения нужны карточки по числу присутствующих («громко», «тихо», «кратко», «растянуто, «заикаясь», вызывающе», «иронически», «ласково» и т.д). Карточки раздаются, ведущий называет любое слово, и каждый по очереди произносит его в соответствии с заданием на карточке. Проводится 3 - 4 раза.


Лекция


«Слово лечит, оно же и калечит» - гласит народная мудрость.
Давайте проведем небольшой эксперимент. Закройте глаза, сядьте поудобнее. Представьте себе, что в одной руке у Вас лимон, а в другом – нож. Вы берете тарелку, кладете на нее лимон и начинаете его разрезать тонкими дольками. Наконец лимон разрезан. Вы берете ложечку сахара и посыпаете лимон. А теперь Вы берете одну дольку и отправляете ее в рот. Но не глотаете сразу, а недолго держите на языке. Какой же он кислый! А теперь откройте глаза и ответьте: выделилась ли у Вас слюна в результате эксперимента? У большинства из Вас, наверняка, при упоминании о лимоне, слюна выделилась в достаточно большом количестве. Так организм отреагировал на слово «лимон», «кислый». Точно также организм реагирует на каждое произнесенное слово.
Нередко самая безобидная, на первый взгляд, фраза может привести к образованию стойкого невроза. В учебниках по психологии описано много случаев, когда руководители предприятий, учителя, родители, исходя из целесообразных, на их взгляд, воспитательных целей, наносили вред своему собеседнику. Для иллюстрации приведем один пример; молодая женщина 1 раз в два-четыре дня буквально набрасывалась на воду, выпивая по 3 - 5 литров за считанные минуты. В дальнейшем эта непреодолимая тяга к воде переросла в алкоголизм. Впервые потребность в употреблении большого количества воды
«возникла у нее еще в 4 - 5-летнем возрасте, когда родители запрещали ей пить в «неположенное время», в электричке, например, добиваясь от нее послушания»
К сожалению, очень часто приходится видеть молодых родителей, которые, не стесняясь окружающих, издеваются над своими детьми. Нередко можно услышать от таких родителей «унижающие» фразы, оскорбляющие ребенка, выставляющие его на посмешище в глазах сверстников.
Психологи проанализировали типичные реакции со стороны родителей, оказывающие на детей негативное воздействие. К наиболее распространенным можно отнести:

- Зондирование, допрос («Ты вымыл руки, как я тебе сказала?»; «Почему ты мне этого не сказал?»);
- Увод в сторону, отшучивание, отвлечение внимания («Подрастешь, тогда узнаешь»; «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали»).
Как отражаются на детях подобные негативные реакции со стороны родителей? В большинстве случаев они развивают безынициативность, низкую самооценку, чувство вины, замкнутость, боязливость, нерешительность, лживость...
Порой мы слышим, но не слушаем детей. А если ребенок что-то попросит, то сразу же отвечаем отказом. Через шесть-семь лет наш малыш станет подростком. Шесть-семь лет… Как это много и как это мало, чтобы потерять его, разорвать с ним дружеские, доверительные отношения.
Иногда мы сами формируем негативные отношения в семье, провоцируем регрессивное развитие наших детей. Михаил Юрьевич Лермонтов в романе «Герой нашего времени» устами главного героя говорит об этом так;
«Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было, но их предполагали - и они родились. Я был скромен меня обвиняли в лукавстве; я стал скрытен... Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой…»


Игра «Анализ»


Присутствующим раздаются карточки с описанием различных проблемных ситуаций, складывающихся между ребенком и родителями, необходимо определить, есть ли в описанной ситуации негативное воздействие слова или нет.
Вот примерные ситуации с негативным воздействием:
Ситуация 1.
Ребенка не могут уложить в постель. Наконец мать в сердцах говорит; «Что за несносный ребенок! Сколько можно тебе говорить! Немедленно укладывайся и спи!».
Ситуация 2.
Мать с сыном идут из магазина, неся вместе тяжелую сумку за руки. Сын жалобным голосом говорит; «Мама, у меня рука заболела. Давай поменяемся».
«Какие же у тебя руки слабые! Давай сюда сумку», – отвечает мать, отбирает сумку и дальше несет ее одна.
Ситуация 3.
Ребенок садится за обеденный стол с грязными руками. Отец недовольно спрашивает: «Почему ты не умылся перед едой? Сколько можно напоминать? Не память, а дырявое решето!»
Ситуация 4.
Сын обещал сходить в магазин за хлебом, но заигрался и забыл. Семья осталась без хлеба. За ужином отец раздраженно ворчит; «Ничего тебе поручить нельзя. Ты целый день бьешь баклуши. Хоть бы немного о нас подумал».
Ситуация 5.
Сын забирается к отцу на колени, когда тот присел на диван почитать газету, и просит; «Папа, поиграй со мной»,
«Не мешай мне
. Иди, займись делом», – отмахивается отец.
Эта же ситуация с положительным эффектом будет выглядеть в другой карточке иначе.
Ситуация 6.
Сын забирается к отцу на колени, когда тот присел на диван почитать газету, и просит; «Папа, поиграй со мной».
«Сынуля, я так устал на работе, что хочется тихонько посидеть в тишине и почитать газету. Давай поиграем через 15 минут. Хорошо?»,
На обработку проблемных ситуаций отводится 1-2 минуты, После этого родители по очереди зачитывают свои ситуации и анализируют их. Ведущий уточняет, есть ли негативное воздействие или нет.

Поочередно забирая карточки, он прикрепляет их в соответствии с ответами к двум табличкам:

Негативное воздействие есть

Негативного воздействия  нет

После того, как все родители зачитают свои карточки и ведущих распределит их по табличкам, он обращает внимание родителей, что в карточках, имеющих негативное воздействие слова, имеются «Ты-сообщения» (сколько можно ТЕБЕ говорить; какие у ТЕБЯ руки слабые; почему ТЫ не умылся; ТЫ целый день бьешь баклуши). А в ситуациях, не имеющих негативного воздействия - «Я-сообщения» (Я так устал на работе; маленькая моя..; Я так спешу...; Я знаю, что у тебя руки сильные, но сумка такая тяжелая.., и т.д.)
Родители подводятся к мысли о том, что на первом этапе работы с детьми необходимо свои «Ты-сообщения» переводить в «Я-сообщения». Для ограничения ребенка от негативного воздействия слов.
Решение проблемных ситуаций
Родителям предлагаются 4-5 ситуаций с «Ты-сообщением». Необходимо подобрать такие «Я-сообщения», чтобы негативный эффект перерос в положительный.


Заключительная часть


Организуется чаепитие за сладким столом (заранее выпекается большой пирог) под музыкальное сопровождение. На память присутствующим вручаются юмористические инструкции для родителей.
 

1) Терпение – чувство, которое нужно родителям на первых годах жизни их детей, при этом важно здоровье психики и тела не только детей, но и родителей.

2) Альтруизм – чувство, которое несет в себе бескорыстные взаимоотношения детей и родителей (любовь матери). Очень часто ставится знак равенства между материнством и альтруизмом. Но очень часто альтруизм и материнство не являются синонимами, что очень печально констатировать. Важно понимать, что полноценному альтруисту не столь важно награда за его действия, сколько просто простая человеческая благодарность.

Еще нужно отказаться от чувства собственника по отношению к детям, и отбросить в сторону мысли: я родил, значит это мое. Это не правильно, нужно всего лишь добиться естественного состояния любви к ребенку.

3) Честность – для того чтобы быть честным, достаточно быть хотя бы по началу честным к себе и к своим действиям, но это довольно не просто. Но в современном мире быть честным не так уж и просто, это нужно осознавать и понять, что вашему ребенку придется не сладко. По причине этого, просто убирайте от себя все проявления самообмана, тогда будет все замечательно в ваших взаимоотношения с ребенком. А еще, давая некие обещания своим детям, лучше их все же сдерживать.

4) Искренность – не путайте с честностью, с близким, но не одним и тем же понятием, веди честность это духовная сторона, а искренность – душевная. Поймите для себя, хорошая честность – сердечная честность и это важно в отношениях с вашим чадом. Такова природа, что дети чувствую ложь и не искренность сразу и начинают по просу отдаляться от родителей.

5) Ненавязчивость – те люди, которым это чувство присуще забирают у своих детей свободу действий, что не понравилось бы даже и взрослому человеку, не говоря про ранимый детский разум. По опыту жизни, наиболее лучшим вариантом будет не бросаться в какие-то крайности и не быть безразличными, и найти некую золотую серединку, но без фанатизма.

6) Уверенность в себе – после выбора для себя самой подходящей для вас и вашей семьи методики воспитания своих любимых и родных детей (пускай она будет даже и не совсем общепринятой), остерегаем вас заранее и сообщаем, что в вашей жизни найдется довольно много недоброжелателей, которые будут ставить вам палки в колеса и переубеждать в правильности и эффективности выбранного вами пути. Бывает, доходит до такого, что эти «товарищи» по просто пугают напрямую всякими напастями, которые якобы связанны с неправильностью вашего выбора методики, и после которых появятся негативные последствия уже после взросления ваших детей.

Примеры всего этого следующие: ваши «хорошие» знакомые подскажут вам, что лучше закутать ребенка побольше и дать ему указание не раздеваться, ведь их же дети не послушали и провели на больничной койке аж два месяца, что не есть хорошо. А вот еще случай, допустим вы носите своего ребеночка в современной «кенгурушке», что является определенно удобным и мобильным изобретением не только для родителей но и для тетей, то как правило к вам подойдет какая-нибудь бабка старой закалки и сообщит авторитетно что-то вроде: «А-яя-яй, что вы делаете уважаемая, ведь из-за этого у вашего малыша может получиться искривление позвоночника». В таких вот ситуациях важно четко знать, что и как вы ходите сделать для достижения цели по воспитанию полноценного и успешного ребенка.

Помните, если вы для себя решили четко что-либо, то не нужно не каких сомнений и неуверенности в своих решениях.

7) Гибкость психологии – то чувство, которого иногда так не хватает даже самым хорошим и любящим безумно своих детей родителям, которые образованы и серьезна, относятся к воспитанию в целом. Если просто следовать некому набору правил и инструкций, то в итоге ни к чему хорошему не придем, получится воспитание «среднего ребенка» и от этого толку мало и нет вообще необходимости. Для того чтобы такого не случилось и нужно применять психологическую гибкость в своих решениях и поступках по отношению к своим детям. То есть важен подход к делу: сколько характеров «наших неповторимых и единственных детей» столько и подходов к их воспитанию.

8) Любознательность – воспитание детей должно быть не скучным и грустным, а даже более насыщенным и интересным для родителей и самих детей. Ведь в жизни без интереса, к какому либо делу или занятию ничего получаться особо и не будет, поэтому нужно отбросить от себя чувство необходимости и привить чувство интереса, тогда методика воспитания станет в разы приятнее и эффективнее.

9) Чувство юмора – у каждого из родителей в той или иной мере должно присутствовать это чувство, тогда будет все в порядке и у вас и у ваших детишек. Ведь тем детям у которых в свое время в детстве не было всякого рода увеселительных и юмористических моментов можно посочувствовать, и как правило все это может вызвать негативные и неприятные последствия в процессе жизни ваших детей.

Даже сами родители, у которых нет чувства юмора, в своей взрослой жизни имеют некие трудности в общении и продвижению по карьере.

Общие советы для родителей.

  1. Если хочешь, чтобы ребенок уважал вас, уважайте его сами. Признавайте в каждом ребенке личность.
  1. Критикуя поступки ребенка, не переходите на личность. Осуждайте поведение, а не ребенка.
  1. Не требуйте от ребенка того, что не соответствует его возрастным или индивидуальным возможностям.
  1. Если есть необходимость в «проработке» ребенка, связанный с назиданиями и упреками, помните, что они действенны только в течение 2 – 3 минут.
  1. Не стремитесь любой ценой получить от ребенка признание им ошибок и обещание «больше так не делать». Это всегда или фальшь, или унижение, которого ребенок чаще всего не прощает, особенно если это унижение ты заставил его пережить публично.
  1. Увидев, как ваш ребенок вздрагивает при внезапном громком звуке или при движении вашей руки – родитель, испугайся и задумайся!
  1. Ваша тревожность, уныние, депрессия, страх передаются ребенку, ваша взрывоопасность заразительна.
  1. Умейте слушать детей. Не торопитесь высказать свое мнение по каждому поводу.
  1. Учите ребенка делать бескорыстные подарки, если хотите сами получать от него их в старости.

Тест для родителей « Я и мой ребенок»

Инструкция: Выберите нужный вариант ответа (А,Б или В)

Ответы:

А – Могу и всегда так поступаю. Б – Могу, но не всегда так поступаю. В - Не могу.

Опросник:

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком.
2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст.
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему.
4. Извиниться перед ребенком в случае свое неправоты.
5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя.
6. Поставить себя на место ребенка.
7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете.
9. Воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка.
10. Пообещать исполнить его желание за хорошее поведение.
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести себя как хочет.
12. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть.

Ключ к тесту: «А» оценивается в 3 очка. Ответ «Б» - в 2 очка. Ответ «В» - в 1 очко.

Если вы набрали от 27 до 36 очков, значит, ребенок – самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
От 13 до27 очков. Забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях излишне мягки, кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект.
Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Менее 13 очков. У Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желание добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей о директивах и установках "Слово не воробей..."

Часто повторяемые фразы в адрес Вашего ребенка могут "запрограммировать" его на всю жизнь.Предлагаем проанализировать скрытый смысл наших необдуманных высказваний....

Слово - не воробей.

Советы для родителей. Выбирайте слова, прежде чем что-то сказать своему малышу....

Консультация для родителей "Слово не воробей......"

Частые фразы родителей, не несущие для воспитания ничего, кроме вреда.    1. Твоя сестра(брат) умеют то-то, а вот ты …Один из самых простых способов подпортить отношения б...

Слово не воробей

Полезная информация...

Слово - не воробей, вылетит, не поймаешь!

Работа в сфере человек - человек не может рассматриваться в отрыве от коммуникаций. Общение и беседы, всё, что мы слышем и читаем - это человеческая речь. Возможности речи - безграничны, поэтому владе...

консультация для родителей "Слово не воробей - вылетит не поймаешь"

Эта консультация для родителей старшего дошкольного возраста....