Информационно-методическое оснащение для групп оздоровительной направленности, комбинированной направленности для детей с ОВЗ "Методы и приёмы предупреждения нарушений психо-речевого развития детей"
консультация

Наумкина Екатерина Сергеевна

Информационно-методическое оснащение для массовой и логопедической группы - информация на стенд логопеда. Раскрывает возрастные особенности развития речи детей, методы и приёмы предупреждения нарушений  речевого развития : развитие зрительного и слухового внимания, развитие фонематического слуха, развитие общей и мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naumkina_es_konsultatsiya.docx222.17 КБ

Предварительный просмотр:

ЕСЛИ РЕБЁНОК ПЛОХО ГОВОРИТ…

       В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется всё меньше малышей, речь которых развивается без серьёзных отклонений от нормы. Родители спрашивают себя: «Почему это происходит?»

      Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины следует искать и в постоянно ухудшающейся экологической обстановке, и в том, что, уже будучи беременной, будущая мама зачастую не готова к материнству, а беременность, роды и период новорожденности малыша проходят не без осложнений. К тому же с великим сожалением можно отметить, что всё меньше родителей уделяет должное внимание речевому развитию своих детей.

       Не слушайте знакомых и даже врачей, которые будут убеждать Вас в том, что если ребёнок не заговорил до двух лет, то сделает это в три года. Да, проявление индивидуальных темпов развития речи возможно. Есть дети, которые молчат до трёх лет, а потом начинают говорить много, правильно произнося все звуки, а их связная речь развивается стремительно. Но количество таких малышей крайне не велико, а процент случаев речевой патологии разной степени выраженности неуклонно растёт.

      Поэтому, если ребёнок не говорит ни в год, ни в полтора, ни в два года и особенно, если в течении беременности матери, родов и раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не теряйте времени, обратитесь  к неврологу, логопеду, детскому психологу. Чем раньше Вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из неё. Не отказывайтесь от направления на различные  исследования, не отвергай лекарства, которые  может назначить ребёнку невропатолог. Не теряйте времени! И не отчаивайтесь, даже когда диагноз уже поставлен и пугает Вас.            

О НОРМАЛЬНОМ РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ

        Первый крик своего малыша родители слышат ещё в родильном зале. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются у ребёнка до восьми недель. Криком ребёнок сигнализирует о состоянии дискомфорта.

        Возраст 2 до 5 месяцев специалисты называют периодом  гуления. Если Ваш ребёнок развивается в соответствии с возрастной нормой, он активно гулит, произносит нараспев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «авя», «угу». Гуление не возникает у младенца стихийно. Его появление связано с эмоциональным общением со взрослым. Разговаривая с крохой, вы стимулируете его речевое развитие.

        В 2,5-3 месяца у младенца появляется первый смех, что способствует развитию его речевого дыхания. В это время малыш отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивая голову.

       В 4 месяца у ребёнка отмечается так называемый «комплекс оживления» со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Малыш радостно стучит ножками и машет ручками, гулит и смеётся в ответ на обращение мамы или другого взрослого.

       К 5-6 месяцам нормально развивающийся младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: «ма- му- ма», «пу- па», «ба- ба- бо». Именно в пять месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых.

      Примерно с 7 и до 8 месяцев в речевом развитии малыша начинается период лепетного декламирования. Ребёнок произносит цепочки слогов с разными интонациями.

       К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова «да» и «нет»,сопровождая их соответствующими жестами. В это время эмоциональное общение с малышом приобретает особенное значение для его развития.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              К году в его словаре будет уже 10- 15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т.п.

      К 1,5- 2 годам в речи крохи должны появиться предложения: «мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!»; можно отметить появление в активной речи ребёнка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный».

     К 3 годам из речи ребёнка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягчённо). Ребёнок правильно воспроизводит гласные все простые согласные звуки (б, б`, п, п`, м, м`, т, т`, н, н`, к, к`, г, г`, в, в`, ф, ф`), строит простые распространённые или даже сложносочинённые предложения («Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шёл дождик»). Хотя в его речи ещё достаточно много грамматических ошибок. Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.

      К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки ( с, с`, з, з`), использует в речи сложноподчинённые предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные»).

      К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки (ш, ж), почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.

      К 6 годам нормально развивающийся ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, конкретной и ситуативной.

      С 7 лет начинается школьный период развития речи ребёнка.

      К 17 годам он овладеет письменной  речью и постигнет всё богатство родного языка в целом.                                                                            

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

       Овладение речью - это сложный, многосторонний процесс, неразрывно связанный со становлением ведущих видов деятельности ребёнка (Л.С. Выгодский): предметной, игровой, учебно- игровой, учебно- познавательной.

      Для нормального развития речи необходима совокупность различных предпосылок психологического, анатомо-физиологического, социального характера, а именно достаточная сформированность  высших психических функций: внимания (зрительного и слухового), памяти, мышления, восприятия, воображения. А так же фонематического слуха, общей и мелкой моторики.

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО И СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

       Внимание есть сосредоточенность на чём либо. Оно связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребёнком доступного для него объёма знаний, умений, речевых норм и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребёнок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания, а значит, и речи ребёнка.

Игры на развитие зрительного внимания:

  • Лото
  • Домино
  • Найди два одинаковых предмета (предлагается карточка с изображением  пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор)
  •  Исключение лишнего (предлагается  карточка с изображением четырёх, пяти предметов, один из которых отличается от остальных. необходимо его найти )
  • Найди отличия (предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько отличий, необходимо как можно скорее найти их)
  • Выкладывание узора из мозаики или из палочек (ребёнку предлагается  выложить по образцу букву, цифру,  узор, силуэт и т.д.)
  • Нанизывание бусинок (ребёнку предлагается образец или схема нанизывания бус, например: - хххооохххооо-, -хооохооох-, -хохохо-; леска, бусинки, ребёнок собирает бусы)
  • Срисовывание по клеточкам (ребёнку даётся лист в клеточку, образец для рисования: орнамент или замкнутая фигура, карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам)
  •  Лабиринт (пройти по лабиринту прослеживая путь взором, в случае затруднения пальцем или карандашом)
  • Назови предмет (ребёнку даются рисунки с неполными, перечёркнутыми, наложенными друг на друга изображениями предметов, необходимо их назвать)
  • Сколько чего? ( ребёнка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву Т, С, М, и т.д.; все стеклянные или металлические, все круглые или все белые предметы)
  • Дорисуй (ребёнку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов, и дорисовать их, пример: дом без окон, машина без колёс, цветок без стебелька…….)

Игры на развитие слухового внимания

  • Что звучало? ( ребёнку демонстрируется звучание разных предметов: звучащих игрушек, музыкальных инструментов, затем эти предметы звучат за ширмой, а ребёнок называет, что звучало)

  • Четыре стихии (играющие садятся в круг и выполняют движения в соответствии со словами: земля – руки вниз, вода – руки вперёд, воздух – руки вверх, огонь – вращения руками; кто ошибается – тот проиграл)        
  • Послушай и повтори ( ребёнку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары палочкой по столу)
  • Где стучали? (ребёнок сидит с закрытыми глазами, а взрослый стучит, чем-нибудь,  в любом месте, ребёнок должен показать место, откуда слышался звук)
  •  Кто позвал? ( ребёнок с закрытыми глазами, кто нибудь окликает его, по голосу нужно угадать, кто его позвал)
  •  Слушай и делай (взрослый даёт ребёнку следующие, к примеру, команды: подойди к окну и подними руку, положи правую руку на пояс а левую на голову, и т.д.)
  • Послушай и повтори (взрослый за ширмой шепотом произносит слова, а ребёнок в слух повторяет их)
  • Глухой телефон

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

       

       Фонема (от гр. phonema – звук) – минимальная значимая часть слова. Не путать фонемы с буквами! Одна буква может обозначать разные звуки (твёрдый или мягкий). Умение различать фонемы – это основа основ: и понимания речи другого человека, и контроля за собственной речью, и грамотного письма в дальнейшем. Развитие фонематических процессов включает в себя: - развитие умения разделять слова на звуки; - развитие умения слышать звук и выделять его в ряду других звуков, слогов, слов; - развития умения объединять отдельные звуки  в слоги и слова; - развитие умения сопоставлять слова,  различающиеся одним звуком.

Игры на развитие фонематического слуха

  • Подними руку, или хлопни, когда услышишь голос (взрослый произносит гласные звуки: а, о, и, у, э, ы, вслух и шепотом (вразбивку), ребёнок должен поднять руку только тогда, когда услышит голос)
  • Подними руку, или хлопни, когда услышишь звук А (О, У, Э, П, М, Н,….) (взрослый произносит ряд звуков, ребёнок поднимает руку только тогда, когда слышит заданный звук)
  • Подними руку, или хлопни, когда услышишь громкий звук (взрослый произносит различные звуки то тихо (но не шепотом), то громко, ребёнок поднимает руку только на громкий звук)
  • Подними руку, или хлопни, когда услышишь слог, слово с определённым звуком
  • Покажи картинки, в названии которых есть определённый звук
  • Покажи картинки, в названии которых определённый звук находится в начале слова (середине, конце)
  • Соедини картинки с нужным звуком линией определённого цвета (если определяем наличие гласного звука – красным цветом, согласного твёрдого – синим, согласного  мягкого – зелёным)
  • На согласный мягкий звук покажи рожки, на согласный твёрдый звук покажи ушки
  • Какое слово отличается от других (пример: осень, осень, носим, осень)

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

     У детей при ряде речевых нарушений наблюдается, выраженная в разной степени, общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук.

           


     Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Установлено так же, что уровень развития речи детей напрямую зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Помните, что, развивая тонкую (пальцевую) моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребёнка вперёд, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребёнка.

   Игры и упражнения для развития мелкой моторики  рук

  • Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
  • С сынишкой можно провести игру- соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
  • Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счётных палочек. Пусть сложит лесенку, ёлочку, домик, кроватку для куклы.
  • Выкладывайте с ребёнком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
  • Лепите со своим крохой из пластилина, солёного теста, играйте в мозаику и пазлы.
  • Учите ребёнка застёгивать и расстёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
  • Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трёхлетнего надо научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения рисованию Вам помогут книжки – раскраски.
  •  И, наконец, игры с пальчиками и пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно и Вы увидите, что ребёнок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более чёткой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребёнку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотябы договаривая текст.

ДОЖДИК

Вышел дождик на прогулку.      Шагаем пальчиками обеих рук по столу.

Он бежит по переулку,              На каждую строку загибаем на обеих руках

Барабанит по окошку,                пальцы, начиная с больших.

Напугал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу город мокрым стал.            Встряхиваем ладонями , как будто

                                                                 отряхиваем их от воды.

Дождик кончился, устал.              Кладём ладони на стол.

Развитие общей моторики (кинезитерапия)

  • Совершаем длительные прогулки на свежем воздухе.
  • Регулярно посещаем с ребёнком бассейн и берём уроки плавания.
  • Учим ребёнка ездить на велосипеде и регулярно совершаем велосипедные прогулки всей семьёй.
  • Занимаемся ритмикой и аэробикой.
  • Совершаем вместе с ребёнком утренние пробежки.
  • Записываем ребёнка в танцевальный кружок.
  • Регулярно посещаем с ребёнком занятия по лечебной физкультуре .
  • Разучиваем вместе с ребёнком простые стихи и декламируем их во время прогулок.

Консультация составлена с опорой на следующие источники:

  1. Н.В. Нищева «Родителям о речи ребёнка»,
  2. О.И. Крупенчук  «Логопед советует»,
  3. О.И. Крупенчук « Научите меня говорить правильно»
  4. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР»
  5. Н.Ю. Борякова «Практикум по коррекционно – развивающим занятиям»
  6. С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова «Развивающие занятия с детьми»
  7. С.А. Шмаков «Игры – шутки, игры – минутки»

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда в группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа  - это локальный нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание  и специфику организации образовательного процесса в группе комбинированной направлености для...

Учебно-тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности в группе комбинированной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Учебно-тематический план составлен на основе адаптированной примерной основной образовательной программы для дошкольных образовательных организаций для детей с ТНР Л. Б. Баряевой, Т. В. Волосовец, Л. ...

Учебно-тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности в группе комбинированной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Учебно -тематическое планирование является частью программно-методического материала для организации работы с детьми логопедической группы на 2019-2021 гг.Разработано в соответствии с ФГОС ДО  с ...

Учебно-тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности в группе комбинированной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Учебно тематическое планирование разработано в соответствии с ФГОС ДО  с учётом требований к организации инклюзивной практики; Примерной основной программы дошкольного образования «От рожде...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа  - это локальный нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание  и специфику организации образовательного процесса в группе комбинированной направлености для...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ Подготовительная к школе группа «А» комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ Подготовительная к школе  группа «А» комбинированной направленностидля детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями ...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2021-2022 учебный год по образовательным областямК РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ВОСПИТАТЕЛЯ Подготовительной к школе группы «А» комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями р

ПРИЛОЖЕНИЕ №2ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по образовательным областям:познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое ...