"Капризный ребенок" .Консультация для родителей
консультация по теме

Рассуждение о профилактике и  предупреждении неврозов у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapriznyy_rebyonok.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Капризный ребёнок

                                                                 Безбородова В. И.

                                                                   воспитатель МДОУ

                                                                   «Детский сад» №85

Саранск 2013 г.

        Все создаваемые нами материальные и духовные ценности мы передаём в руки следующего поколения, и поэтому так важно, чтобы наши дети смогли приумножить наши дела, сделать счастливыми окружающих их людей и сами получали радость от жизни, творческого труда, любви, общения. Для этого они должны быть здоровыми физически и духовно, т.е. не быть невротиками.

        Сталкиваясь с различными проявлениями неврозов (функциональных расстройств нервной системы) у взрослых, мы убедились, что в подавляющем большинстве случаев их корни уходят в детство, обусловлены ошибками в воспитании.

        Если у взрослых лечение неврозов – процесс очень длительный, то предупреждение их в детстве осуществляется гораздо легче, так как, во – первых, организм ребенка (в частности его нервно – психическая сфера) очень пластичен и легко поддаётся воздействиям, во – вторых, условия жизни ребёнка, как правило, зависит от нас, взрослых. Надо лишь правильно понимать, каковы законы этих воздействий, помня, что одни эмоции и добрая воля не могут заменить знания.

        Иногда в душу закрадывается страх за будущее некоторых детей. Наблюдая за их поведением в семье, мы сталкиваемся со случаями, когда они, если не выполняется их желание, бросаются на пол, кричат, бьют ногами. К 30 годам из такого ребёнка вырастет человек, страдающий тяжёлой формой истерии, у которого малейшее волнение или конфликт будут сопровождаться судорожными припадками, рвотой, сердечной недостаточностью, аритмией, одышкой и т.п..

        Какой вырастет малыш, которому безнаказанно позволяется ударить маму, закричать на бабушку, проигнорировать замечание отца? Кто может гарантировать, что эта распущенность не сделает из него преступника?

        Воспитание ребёнка сводится не только к словесным указаниям «что хорошо и что плохо». Чтобы вырастить и воспитать полноценного человека, предупредить возникновение неврозов, необходимо знать и разумно использовать биологические, психологические и социальные законы развития и формирования человеческой личности. Каждый ребёнок неповторим, даже если он воспитывается с братьями и сёстрами в одной семье. Он требует к себе индивидуального подхода с учётом возраста, пола, особенностей характера и т.п.. Однако, следует учитывать и общие закономерности воздействия, применяемые ко всем детям, уметь использовать основные принципы воспитания ребёнка.

        Рассмотрим их на примере одной из бесед, которая произошла несколько лет назад у членов ПМПК с отцом, приведшем на консультацию своего сына. Он жаловался, что этот мальчик трудный – сладу с ним нет. Требовательный, капризный, непослушный. Если что не по нему, сразу начинает кричать, топать ногами, а сестрёнку, а порой и бабушку, может ударить.

        И главное, не понять, в чём причина. Смотрели его несколько врачей, и одни говорят, что он нервный и это его нервности, а другие – что здоров и это просто распущенность. Ну как тут, при таком разнобое мнений, к нему подходить?

        Как вы скажете, так и будет. Если скажете, что он нервнобольной, будем лекарства давать, какие назначите, и, главное, терпеть будем безропотно все его выходки. Ведь если он нервный, он не виноват. А скажете, что здоров, ну, тогда сам его так приструню, что забудет все свои художества.

        Казалось бы, в этом рассуждении есть логика, и, к сожалению, эту «логику» разделяют многие, даже врачи: если ребёнок нервный, он не виноват в своих поступках, и главное, нельзя с него взыскивать, наказывать его, чтобы ещё не усугубить нервные проявления; а если здоров – ну, тут можно и нужно быть строгим. Исходя из этих позиций, ребёнку с нервными реакциями, с подёргиваниями, заиканиями и т.п. позволяют всё то, что никогда не простили бы здоровому. Что же получается? Нервные проявления оказываются выгодными, а спокойное поведение – невыгодным.

        А ведь мы знаем из учения о высшей нервной деятельности и науки о поведении, что всё, что приносит «вред» (неприятность), организм пытается изжить, а что приносит «пользу» (удовольствие)  – организм закрепляет и развивает. Без этой основной закономерности не могли бы развиться и существовать и животные, приспосабливаясь к внешней среде, и человек, приспосабливаясь к социальной среде. Осуществляется это независимо от воли или сознания, в данном случае ребёнка.

        Приведу пару примеров.

        Близнецы – брат и сестра. Брат чуть заикается, сестрёнка нет. Они вместе шалили. Девочку наказали, мальчика нет, так как он заикается и его нельзя травмировать. С этого дня девочка стала заикаться, а мальчик стал тяжелейшим заикой – заикание оказалось выгодным.

        Девочка раньше страдала двигательным неврозом – подёргиваниями. Они прошли. Она попросила старшую сестру дать ей на праздничный вечер своё нарядное платье; сестра отказала, а на просьбу матери дать платье, так как сестрёнка нервная, с подёргиваниями, ответила, что она уже не дёргается и поэтому уже нет нужды её баловать. После этого подёргивания возобновились.

        Таких примеров можно привести сколько угодно.

        И таких установок придерживаются многие родители по отношению к своим детям: если ребёнок нервный – ему всё дозволено, если окажется здоровым – я ему не позавидую. Отсюда можно вперёд сказать, что при таком воспитании ребёнок окажется нервнобольным, так как нервность ему выгодна и с каждым днём он будет становиться всё нервнее, у него будут присоединяться всё новые нервные проявления.

        А здесь, пожалуй, необходимо проявить максимум доброты, ласки, сочувствия к ребёнку, когда он спокойно что – либо просит, но не потакать никаким нервным проявлениям – плачу, злости, капризу. Нельзя ограничивать свободы ребёнка, но твёрдо и решительно обрывайте его нетерпимые поступки без всяких скидок на нервное, болезненное состояние. Приучите его с первого раза слушаться спокойно сказанного слова. Обязательно надо выполнять как все обещания, так и угрозы, чтобы слово было связано с соответствующим ему адекватным ощущением приятного или неприятного, и этим закрепите роль слова, так называемой второй сигнальной системы. А ведь на второй сигнальной системе (связи слова с ощущением) базируется и основная масса школьной программы.

        Повторяю, ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребёнок использовал свои нервные проявления с целью получения реальной или моральной выгоды, и он будет здоровым, крепким, послушным, полноценным.

        Ещё раз подчёркиваю, что если какое – то действие сопровождается положительным ощущением, чувством приятного, оно закрепляется, а если чувством неприятного, болезненного, оно тормозится и прекращается.

        Поступки, которые приносят ребёнку реальное или моральное удовлетворение, он будет стремиться повторить и закрепить, а те, которые вызовут неприятное чувство, он будет избегать и постепенно отвыкнет от них. В этом великая роль наград и наказаний в воспитании.

        Казалось бы, всё просто: применяя награду за желательное и наказание за нежелательное для нас проявление, мы можем всегда полностью управлять поведением ребёнка, и чем эти награды или наказания будут сильнее, тем быстрее и прочнее будет эффект их взаимодействия.

        Однако оказывается всё гораздо сложнее.

        В последнее столетие человечество отказалось от использования резких болевых воздействий в обучении, воспитании. Это характерно, хотя и в разной степени выражено, для всех стран и народов и в самых различных сферах деятельности.

        В уголовных законодательствах многих стран изъяты наказания, связанные с применением боли; в подавляющем большинстве педагоги высказываются против физических наказаний (а некоторые даже против всяких наказаний) при воспитании детей. В многочисленных статьях указывается, что болевые методы не оправдали себя в уголовном праве, чаще портят, чем помогают, при обучении и воспитании детей.

        Между тем, до последнего столетия всё человечество тысячелетиями применяло именно болевые методы в обучении и в воспитании детей. В чём же дело?

        Одни убеждены, что лишь в последнее время мы поняли, что болевым воздействием пользоваться нецелесообразно, что наказание растит раба; другие считают, что отказ от болевых методов – это просто «модная выдумка теоретиков», что безнаказанность растит хулигана и до добра не доведёт.

        Трудно себе представить, что тысячелетиями люди во всех странах совершали грубейшую ошибку, применяя болевые наказания, не обнаруживая, что они действуют хуже, чем мягкие методы воздействия, и ещё труднее согласиться, что сейчас почти все педагоги, криминалисты из соображений моды отказались от болевых наказаний.

        Что же такое боль?

        Боль есть сигнал острой опасности для организма, требующий принятия экстренных и энергичных мер к устранению вызвавшего его источника и предупреждению от повторений подобных ситуаций. Таким образом, боль – это ощущение страданий.

        Лисёнок схватил ежа, накололся на его колючки, испытал боль и усвоил, что хватать ежей нельзя; собака сунула лапу в костёр, испытала боль от ожога и больше не подходит к костру. Если бы боли не было, лиса погибла бы от ран, продолжая лакомиться ежами, а собака залезла бы в костёр и сгорела. Без боли животный мир не смог бы выжить.

        Трудно приходится даже человеку, у которого отсутствует чувство боли. Существует заболевание сирингомиелия (хроническое заболевание, характеризующееся образованием полостей в спинном и продолговатом мозге, приводящем к развитию обширных зон выпадения болевой и температурной чувствительности) при котором пропадает на определённом участке тела болевая и температурная чувствительность, с сохранением тактильной, осязательной и других видов чувствительности.

        Казалось бы, правы сторонники применения болевых ощущений в обучении и воспитании, и отказ от них лишь дань «жалости». В глубине души многие так и смотрят на этот вопрос, и, если не высказываются открыто, то лишь из – за страха быть обвинёнными в негуманности. Однако ответить на этот вопрос нельзя однозначно, иначе едва ли гуманные методы одержали бы столь решительную победу во всех сферах деятельности и во всех странах.

        При воспитании детей, в первую очередь нужно овладеть рядом тонких дифференцированных приёмов, и применение тут резких наказаний, даже из гуманных соображений, оказывается нецелесообразным.

        Опыт показывает, что ребёнка несравненно труднее обучить бытовым и трудовым навыкам, наказывая его за ошибку, чем мягко поправляя. Ребёнок, находящийся под страхом наказания за случайную ошибку, чаще её и совершает. Если вы пригрозите ему наказанием за определённый проступок, вы можете твёрдо рассчитывать на то, что запуганный этой возможностью, он как раз его и совершит из страха быть наказанным.

        Даже обещание очень желательной награды за хорошее поведение, как правило, заставляя ребёнка волноваться, вызывает распространённое возбуждение в коре и тем самым резко ухудшает результаты.

        Поэтому при обучении, воспитании, организации трудовых процессов следует применять мягкие методы воздействия, которые могут обеспечить высокую степень сознательности.

        Итак, наказания допустимы лишь в случаях, если другие методы оказались безрезультатными, при затормаживании абсолютно нетерпимых действий: ударить человека, украсть, подделать отметку, издеваться над слабыми и т.п., т.е. поступков, за которые взрослых привлекли бы к уголовной ответственности.

        С самого раннего детства ребёнок должен отвечать за содеянное, если он уже знал, что этого делать нельзя, т.к. полная безответственность в детстве приучает в дальнейшем не считаться с запретами и при столкновении асоциальных привычек с требованиями общества и государства, приводит к нервному срыву (неврозу) или к конфликту с законом.

        Крайне желательно, чтобы ребёнок не только знал, что можно и что нельзя: за что хвалят, а за что ругают, но и понимал, почему надо так делать. Важно, чтобы указания старших постепенно перерастали в собственное глубокое и единое убеждение ребёнка. Однако, если ребёнок даже и не понимает, почему надо или нельзя совершить какой – либо поступок, а у вас в данной обстановке нет времени или возможности разъяснить и убедить его, он всё равно должен выполнить приказ старшего.

        Не менее важно научить ребёнка любить, любить в широком смысле слова будущего спутника жизни, детей, животных, соседей, страну, в которой живёт и т.д. Любовь – не только чувство, но и действие, обращённое к другому, это радость от доставления радости другому, от того, что ему хорошо, и боль от того, что другому плохо. Ребёнок обычно является объектом любви, забот, ухода, но и он сам должен любить и о ком – то заботиться (о братьях, сёстрах, животных), по отношению к которым он является «старшим», сделать внутренней потребностью заботу о старых, больных – о всех, кто нуждается в помощи и сочувствии.

        Когда мать любит и ласкает ребёнка, то этим формирует у него потребность любить и быть любимым. Если ребёнок с детства, даже имея все необходимые условия и блага, лишён любви, он вырастает с тяжёлыми моральными дефектами. Поэтому необходимо не только обслуживать ребёнка, но и проявлять к нему свою любовь, ласкать его, говорить ему нежные слова даже в грудном возрасте, хотя он ещё не понимает их значения, а только лишь реагирует на тембр голоса матери. В закрытых детских учреждениях это вменено в обязанности всему персоналу.

        Хорошие слова не подействуют на ребёнка, если они не будут подтверждаться хорошим примером в поведении старших. Ребёнок неосознанно подражает в своих поступках, проявлениях эмоций (спокойствия или нервности) , коммуникабельности или конфронтации поведению взрослых, в первую очередь родителей. Это биологический закон, так как для человека (ребёнка) повторение поступков и эмоций родителей формирует тип его отношений к окружающей социальной среде.

        Слово, сказанное ребёнку, действенно только тогда, когда оно сопровождается соответствующим адекватным ощущением, когда оно становится сигналом реальных событий. Поэтому нельзя что – либо обещать или чем – либо пригрозить ребёнку, если вы не уверены, что обещание или угроза будут выполнены. Так, нельзя обещать купить мороженое и не купить его или сказать: «дома накажу» и не наказать. Если ребёнок знает, что его никогда не обманывают, то будет безотказно слушаться каждого спокойно сказанного слова и не придётся прибегать каждый раз к «прянику» или «кнуту». А это является залогом предупреждения неврозов у ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Капризный ребенок. Материалы для родителей.

Материалы для родителей на тему "Капризный ребенок". Причины детских капризов. Что делать родителям? Индивидуальный подход....

Консультации по ИЗО деятельности. Рисуем вместе с ребенком. Консультация для родителей "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".

Подготовила воспитатель: Короленко И.В. Консультации по ИЗО деятельностиРисуем вместе с ребенком    Прививать ребенку любовь к рисованию – значит показать ему замечательный путь к...

Капризные дети (рекомендации для родителей)

Рекомендации для родителей ДОУ, дети которых упрямятся, капризничают, истерят....

Каким цветом рисует ваш ребенок? Консультации для родителей, которые учат понимать собственного ребенка по его рисунку.

Каким цветом рисует ваш ребенок? Консультации для родителей, которые учат понимать собственного ребенка по его рисунку....

Капризный ребенок: советы для родителей

Капризный ребенок: советы для родителей...